Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда
в составе председательствующего судьи Леоновой С.В.
и судей фио, фио, при помощнике судьи Баймышевой Н.К, заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи фио гражданское дело по иску Гришиной Татьяны Владимировны к Департаменту городского имущества адрес о признании незаконным уведомления, возложении обязанности повторно рассмотреть вопрос о постановке на жилищный учет, по апелляционной жалобе истца Гришиной Т.В. на решение Пресненского районного суда адрес от 31 июля 2023 года, которым постановлено:
в иске Гришиной Татьяны Владимировны к Департаменту городского имущества адрес о признании незаконным уведомления, возложении обязанности повторно рассмотреть вопрос о постановке на жилищный учет, отказать,
УСТАНОВИЛА:
Истец Гришина Т.В. обратилась в суд с иском к Департаменту городского имущества адрес о признании незаконным уведомления Департамента; возложении обязанности на Департамент повторно рассмотреть вопрос, мотивируя тем, что 20.02.2023 она обратилась в Департамент за предоставлением государственной услуги "Рассмотрение запроса (заявления) о принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях".
10.03.2023 Гришиной Т.В. направлено уведомление об отказе в предоставлении государственной услуги, поскольку размер площади жилого помещения, приходящейся на каждого члена семьи заявителя из 7 человек составляет 13, 4 кв. м, что составляет более учетной нормы и не соответствует установленным п. 1 ч. 1 ст. 8 Закона N 29 основаниям признания жителей адрес нуждающимися в жилых помещениях.
Считает уведомление незаконным, поскольку истец совместного хозяйства с собственником квартиры не ведет. Истец не имеет в собственности недвижимого имущества, материальное положение не позволяет самостоятельно улучшить жилищные условия
Истец Гришина Т.В. в судебном заседании суда первой инстанции исковые требования поддержала.
Представитель ответчика по доверенности фио в судебном заседании суда первой инстанции исковые требования не признала, по доводам, подробно изложенным в письменном виде.
Судом постановлено приведенное выше решение, об отмене которого по доводам апелляционной жалобы просит истец Гришина Т.В.
Истец Гришина Т.В, её представитель Де Ля фио в судебном заседании суда апелляционной доводы апелляционной жалобы поддержали.
Представитель ответчика Департамента городского имущества адрес в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явился, надлежащим образом извещался о времени и месте рассмотрения дела, принимая также во внимание размещение информации о месте и времени рассмотрения дела на официальном сайте Московского городского суда, в силу ст. 167 ГПК РФ, судебная коллегия сочла возможным рассмотреть дело в его отсутствие.
Проверив материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения участников процесса, явившихся в судебное заседание судебной коллегии, судебная коллегия приходит к выводу, что оснований, предусмотренных ст. 330 ГПК РФ, для отмены или изменения обжалуемого судебного постановления в апелляционном порядке по доводам апелляционной жалобы, не имеется.
В соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
В соответствии с постановлением Пленума Верховного Суда РФ N 23 "О судебном решении" от 19.12.2003 г, решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению.
Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Указанным требованиям решение суда отвечает в полной мере.
Порядок и условия постановки граждан на учет, предоставление жилых помещений из жилищного фонда адрес, а также снятие жителей адрес с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий, в жилых помещениях определены Жилищным кодексом Российской Федерации, Законом адрес N 29 от 14.06.2006 "Об обеспечении права жителей адрес на жилые помещения" (далее - Закон N 29) и Законом адрес от 25.01.2006 N 7 "О порядке признания жителей адрес малоимущими в целях постановки их на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях" (далее - Закон N 7).
Порядок и условия постановки граждан на учет, предоставление жилых помещений из жилищного фонда адрес, а также снятие жителей адрес с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий, в жилых помещениях определены Жилищным кодексом Российской Федерации, Законом адрес N 29 от 14.06.2006 "Об обеспечении права жителей адрес на жилые помещения" (далее - Закон N 29) и Законом адрес от 25.01.2006 N 7 "О порядке признания жителей адрес малоимущими в целях постановки их на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях" (далее - Закон N 7).
Порядок рассмотрения вопроса принятия жителей адрес на жилищный учет определен Законом N 29, Административным регламентом предоставления государственной услуги адрес "Рассмотрение запроса (заявления) о принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях", утвержденным Постановление Правительства Москвы от 10.09.2014 N 521-ПП "Об утверждении административных регламентов предоставления государственных услуг адрес Департаментом городского имущества адрес в сфере жилищных отношений" (далее - Регламент), Постановлением Правительства Москвы от 23.04.2014 N 219-ПП "Об организации деятельности многофункциональных центров предоставления государственных услуг на территории адрес".
На основании ст. 11 Закона N 29 с заявлением должны быть представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, кроме документов, получаемых по межведомственным запросам уполномоченным органом исполнительной власти адрес. Перечень документов, прилагаемых к заявлению, обязанность по представлению которых возложена на заявителя, а также документов, получаемых по межведомственным запросам уполномоченным органом исполнительной власти адрес, которыми подтверждается право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, утверждается Правительством Москвы.
Жители адрес подлежат постановке на жилищный учет, если, в том числе, все члены семьи проживают в адрес на законных основаниях не менее 10 лет, занимают жилое помещение, в котором размер площади жилого помещения, приходящейся на каждого члена семьи заявителя, составляет менее учетной нормы, при этом учитываются все жилые помещения, имеющиеся на праве пользования или в собственности у всех членов семьи, а также если они не совершали в течение пяти лет действий, повлекших ухудшение жилищных условий и признаны малоимущими в порядке, установленном законом адрес (ст. ст. 7, 8, 10 Закона N 29).
Членами семьи заявителя являются супруги и их несовершеннолетние дети независимо от их места жительства, лица, объединенные признаками родства или свойства, совместно проживающие в одном жилом помещении, а также граждане, проживающие совместно с заявителем (ч. 2 ст. 1 Закона N 29).
Для определения размера площади жилого помещения, приходящейся на долю каждого члена семьи, определяется суммарная площадь всех жилых помещений или их частей, в отношении которых кто-либо из членов семьи обладает самостоятельным правом пользования, либо правом собственности, и делится на количество членов семьи.
Учетная норма устанавливается в размере 10 кв.м площади жилого помещения для отдельных квартир и в размере 15 кв.м площади жилого помещения для квартир, жилые помещения в которых предоставлены по решениям уполномоченных органов исполнительной власти адрес разным семьям.
Судом первой инстанции установлено и следует из материалов гражданского дела, что согласно выписке из домовой книги от 01.03.2023 N 7821292 Гришина Т.В. зарегистрирована по месту жительства в составе семьи из 7 человек по адресу: адрес, ул. 2 - я Квесисская, д. 24, корп. 2, кв. 48, где занимает четырехкомнатную квартиру площадью жилого помещения 93, 8 кв. адрес квартиры является иное лицо, что подтверждено выпиской из Единого государственного реестра недвижимости о переходе прав на объект недвижимости.
Гришина Т.В. является инвалидом 3 группы.
20.02.2023 Гришина Т.В. обратилась в Департамент за предоставлением государственной услуги "Рассмотрение запроса (заявления) о принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях".
10.03.2023 Гришиной Т.В. направлено уведомление об отказе в предоставлении государственной услуги, поскольку размер площади жилого помещения, приходящейся на каждого члена семьи заявителя из 7 человек составляет 13, 4 кв. м, что составляет более учетной нормы и не соответствует установленным п. 1 ч. 1 ст. 8 Закона N 29 основаниям признания жителей адрес нуждающимися в жилых помещениях.
Ведение жилищного учета в адрес осуществляется в соответствии с Законом N 29, постановлением Правительства Москвы от 09.09.2008 года N 815-ПП "О порядке учета граждан в целях реализации городских жилищных программ" (далее - постановление N 815-ПП).
Согласно п. 4.4. приложения к постановлению N 815-ПП критерием, определяющим единицу учета, является адрес жилого помещения (квартиры или комнаты в коммунальной квартире). На каждую единицу учета формируется одно учетное дело. На основании п. 4.6 приложения к постановлению N 815-ПП принятие на жилищный учет отдельных членов семьи не допускается.
В квартире, занятой несколькими семьями, граждане, считающие себя разными семьями, проживают на основании отдельных договоров социального найма, найма, безвозмездного пользования, заключенных с адрес в установленном порядке, в отношении отдельных жилых помещений в квартире (комнат) или на основании права собственности на отдельные жилые помещения в квартире (комнаты) (ч. 2 ст. 1 Закона N 29).
Таким образом, все граждане, зарегистрированные в одном жилом помещении, в целях решения их жилищных вопросов, считаются членами одной семьи. Не обладают самостоятельным правом пользования жилыми помещениями граждане, занимающие жилые помещения на основании договора поднайма, договора краткосрочного найма, а также граждане, пользующиеся жилыми помещениями в качестве временных жильцов (ч. 2 ст. 9 Закона N 29). Граждане, для которых занимаемые жилые помещения являются местом пребывания, в число проживающих в жилом помещении не включаются (ч. 7 ст. 9 Закона N 29).
Довод истца о том, что она не является членом семьи собственника квартиры, не обладает самостоятельным правом пользования жилым помещением, является не обоснованным, поскольку истец вместе с собственниками жилого помещения зарегистрированы в одном жилом помещении по адресу: адрес, ул. 2 - я Квесисская, д. 24, корп. 2, кв. 48, в связи с чем по смыслу ч. 1 ст. 69 ЖК РФ во взаимосвязи с ч. 2 ст. 1 Закона N 29, являются членами одной семьи.
Таким образом, представленные и/или имеющиеся в наличии у Департамента документы не подтверждают право истца состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
На основании изложенного уведомлением Департамента от 10.03.2023 N 33-5-18988/23-(0)-1 законно и обоснованно отказано в предоставлении государственной услуги "Рассмотрение запроса (заявления) о принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях", в связи с чем оснований для удовлетворения исковых требований у суда не имеется.
Кроме того, Гришина Т.В. зарегистрирована по месту жительства в адрес на законных основаниях в общей сложности менее 10 лет (на дату подачи заявления 20.02.2023), что не соответствует установленным п. 3 ст. 7 Закона N 29 условиям признания жителей адрес нуждающимися в жилых помещениях.
Согласно ст. 4 Федерального закона от 27.07.2010 N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" одним из основных принципов предоставления государственных и муниципальных услуг является правомерность предоставления государственных и муниципальных услуг органами, предоставляющими государственные услуги, и органами, предоставляющими муниципальные услуги.
Решение о постановке на жилищный учет принимается по результатам проверки уровня жилищной и имущественной обеспеченности на основании представленных заявителем и запрошенных документов.
Согласно ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В соответствии с Положением о Департаменте, утвержденным постановлением Правительства Москвы от 20.02.2013 N 99-ПП, Департамент является отраслевым органом исполнительной власти адрес, осуществляющим функции по предоставлению государственных услуг гражданам в сфере реализации их права на жилище. Департамент на основании и во исполнение федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов адрес, иных правовых актов адрес принимает решения о постановке граждан на жилищный учет.
Судебный порядок признания граждан нуждающимися в жилых помещениях не предусмотрен.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований о признании незаконным уведомления, возложении обязанности повторно рассмотреть вопрос о постановке на жилищный учет, находит их обоснованными, поскольку при рассмотрении данного дела судом правильно определены правоотношения, возникшие между сторонами, применен закон, подлежащий применению, определены и установлены юридически значимые обстоятельства, доводам сторон и представленным ими доказательствам дана надлежащая правовая оценка.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции о том, что истец не представил суду каких-либо доказательств, достоверно свидетельствующих о нарушении ответчиком его прав и охраняемых законом интересов. Кроме того, истец зарегистрирована по месту жительства в адрес на законных основаниях в общей сложности менее 10 лет.
Согласно ст. 8 ГК РФ гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
В соответствии со ст. 9 ГК РФ граждане и юридические лица по своему усмотрению осуществляют принадлежащие им гражданские права.
В силу ст. 11 ГК РФ суд осуществляет защиту нарушенных или оспоренных прав.
Исходя из вышеназванных положений закона, сторона по делу самостоятельно определяет характер правоотношений, и если считает, какое-либо ее право нарушено, то определяет способ его защиты в соответствии со ст. 12 ГК РФ, а суд осуществляет защиту нарушенных или оспоренных прав.
Доводы апелляционной жалобы о том, что суд необоснованно отказал в удовлетворении исковых требований, не влекут отмены принятого решения, поскольку они основаны на ином неверном толковании закона.
Согласно ст. 12 ГПК РФ - гражданское судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.
При этом несогласие в апелляционной жалобе с выводами суда первой инстанции в отношении представленных доказательств и установленных по делу обстоятельств, не могут повлечь отмену решения, поскольку согласно положениям ст. ст. 56, 59, 67 ГПК РФ суд самостоятельно определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне их надлежит доказывать, принимает те доказательства, которые имеют значение для рассмотрения и разрешения дела, оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств, никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы.
В целом доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали изложенные выводы и выводы суда первой инстанции, направлены на переоценку собранных по делу доказательств, в связи с чем не могут служить основанием для отмены или изменения решения суда.
Разрешая спор, суд правильно определилюридически значимые обстоятельства, дал правовую оценку установленным обстоятельствам и постановилзаконное и обоснованное решение. Выводы суда соответствуют обстоятельствам дела. Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену решения, судом допущено не было.
адрес ст. 330 ГПК РФ оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Пресненского районного суда адрес от 31 июля 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу истца Гришиной Т.В. по доверенности фио - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.