Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе председательствующего Лемагиной И.Б., судей фио, фио, при помощнике судьи Головиной Л.И., заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи фио гражданское дело N 2-1964/2023 по апелляционной жалобе ответчика Общероссийской общественной организации "Российское авторское общество" на решение Пресненского районного суда адрес от 27 апреля 2023 года, которым постановлено:
Исковые требования Коссовской Светланы Элленовны к Общероссийской общественной организации "Российское авторское общество" о взыскании денежных средств, удовлетворить частично.
Взыскать с Общероссийской общественной организации "Российское авторское общество" в пользу Коссовской Светланы Элленовны денежные средства в сумме сумма, государственную пошлину в размере сумма,
УСТАНОВИЛА:
Коссовская С.Э. обратилась в суд с иском к Общероссийской общественной организации "Российское авторское общество" (далее - РАО) о взыскании денежных средств в размере сумма, расходов по уплате государственной пошлины в размере сумма, мотивируя свои требования тем, что на основании договора дарения от 23 сентября 2000 года она является обладателем исключительных имущественных прав на перечисленные в договоре произведения. Истцом с ответчиком заключен договор, в соответствии с которыми истец поручила ответчику осуществлять на коллективной основе управление ее имущественными правами на использование ряда произведений собственного сочинения. Согласно п. 11 договора ответчик обязан выплачивать сумму авторского вознаграждения ежемесячно, если иные сроки не будут установлены Авторским Советом РАО. Выплата авторского вознаграждения осуществляется после удержания налогов в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и целевых добровольных отчислений на покрытие расходов РАО по управлению имущественными правами на коллективной основе, удерживаемых в поступившей на счет РАО суммы авторского вознаграждения. Однако ответчик не произвел выплату вознаграждения за 2000 г. по 2021 г. в полном размере, а удерживал с Коссовской С.Э. взносы в Пенсионный фонд России и Федеральный фонд обязательного медицинского страхования. По мнению истца, выплаты в пользу правообладателей, не являющихся авторами, не подлежат включению в объект обложения страховыми взносами, поскольку указанные физические лица не являются застрахованными лицами, в пользу которых уплачиваются страховые взносы, что также подтверждается письмом Минфина России от 17 декабря 2020 года N 03-15-05/110993. Требования о возврате денежных средств ответчиком в добровольном порядке исполнено не было.
Истец и ее представитель в судебное заседание суда первой инстанции явились, исковые требования поддержали.
Представитель ответчика в судебное заседание суда первой инстанции явился, исковые требования не признал.
Представители третьего лица отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по адрес и адрес в судебное заседание суда первой инстанции явились, решение вопроса относительно исковых требований оставили на усмотрение суда.
Суд постановилвышеуказанное решение, об отмене которого, как незаконного и необоснованного, просит ответчик по доводам апелляционной жалобы.
Проверив материалы дела, разрешив вопрос о возможности рассмотрения дела в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом, выслушав представителя ответчика, представителей третьего лица отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по адрес и адрес, истца и ее представителя, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу о том, что решение суда первой инстанции подлежит оставлению без изменения по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 195 ГПК РФ решение суда должно быть законным и обоснованным.
Согласно постановлению Пленума Верховного Суда РФ N 23 от 19 декабря 2003 года решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (часть 1 статьи 1, часть 3 статьи 11 ГПК РФ).
Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Данным требованиям закона решение суда первой инстанции соответствует в полном объеме.
Согласно ст. 1242 ГК РФ авторы, исполнители, изготовители фонограмм и иные обладатели авторских и смежных прав в случаях, когда осуществление их прав в индивидуальном порядке затруднено или когда настоящим Кодексом допускается использование объектов авторских и смежных прав без согласия обладателей соответствующих прав, но с выплатой им вознаграждения, могут создавать основанные на членстве некоммерческие организации, на которые в соответствии с полномочиями, предоставленными им правообладателями, возлагается управление соответствующими правами на коллективной основе (организации по управлению правами на коллективной основе).
Организации по управлению правами на коллективной основе могут создаваться для управления правами, относящимися к одному или нескольким видам объектов авторских и смежных прав, для управления одним или несколькими видами таких прав в отношении определенных способов использования соответствующих объектов либо для управления любыми авторскими и (или) смежными правами.
Основанием полномочий организации по управлению правами на коллективной основе является договор о передаче полномочий по управлению правами, заключаемый такой организацией с правообладателем в письменной форме, за исключением случая, предусмотренного абзацем первым пункта 3 статьи 1244 настоящего Кодекса.
В соответствии с п. 3 ст. 1244 ГК РФ организация по управлению правами на коллективной основе, получившая государственную аккредитацию, вправе наряду с управлением правами тех правообладателей, с которыми она заключила договоры в порядке, предусмотренном п. 3 ст. 1242 настоящего Кодекса, осуществлять управление правами и сбор вознаграждения для тех правообладателей, с которыми у нее такие договоры не заключены.
Такой организацией на адрес является РАО.
Судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что Коссовской С.Э. и РАО заключен договор N б/н от 25 июня 2019 года о передаче полномочий по управлению имущественными правами автора на коллективной основе, на основании договора дарения исключительных имущественных прав 78АЕ726561 от 23 сентября 2000 года, заключенного между фио и фио (Малышевой) С.Э.
В соответствии с п. 1 договора правообладатель передает РАО право осуществлять на коллективной основе управление принадлежащими ему правами при использовании обнародованных произведений, установленными в договоре способами.
Согласно п. 8 договора правообладатель согласен с тем, что начисление авторского вознаграждения будет производиться РАО по ставкам авторского вознаграждения, установленным Правительством РФ (иным компетентным органом) и/или РАО, а его распределение - по правилам, установленным РАО.
Пунктом 11 договора определено, что вознаграждение выплачивается правообладателю за использование произведений на адрес в сроки, установленные Авторским Советом РАО, и условиями договоров, заключенных РАО с пользователями, но не реже двух раз в год; за использование произведений за рубежом - по мере поступления, но не реже двух раз в год.
Сумма авторского вознаграждения менее минимального размера оплаты труда (МРОТ) выплачиваются после их накопления до МРОТ, но не позднее окончания года, в котором эта сумма возникла.
По данным РАО за период с января 2000 года по декабрь 2021 года в Пенсионный фонд России произведены удержания в размере сумма, в Фонд обязательного медицинского страхования - в размере сумма
Пунктом 1 статьи 420 Налогового кодекса РФ установлено, что объектом обложения страховыми взносами для организаций признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые ими в пользу физических лиц по трудовым договорам и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг, по договорам об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательским лицензионным договорам, лицензионным договорам о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе вознаграждения, начисляемые организациями по управлению правами на коллективной основе в пользу авторов произведений по договорам, заключенным с пользователями.
Согласно подпункту 3 пункта 1 статьи 420 Налогового кодекса РФ объектом обложения страховыми взносами для организаций признаются выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования (за исключением вознаграждений, выплачиваемых лицам, указанным в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 Налогового кодекса), по договорам об отчуждении исключительного права на результаты интеллектуальной деятельности, указанные в подпунктах 1 - 12 пункта 1 статьи 1225 Гражданского кодекса Российской Федерации, издательским лицензионным договорам, лицензионным договорам о предоставлении права использования результатов интеллектуальной деятельности, указанных в подпунктах 1 - 12 пункта 1 статьи 1225 Гражданского кодекса.
При этом в соответствии с пунктом 4 статьи 420 Налогового кодекса РФ не признаются объектом обложения страховыми взносами выплаты и иные вознаграждения в рамках гражданско-правовых договоров, предметом которых является переход права собственности или иных вещных прав на имущество (имущественные права), и договоров, связанных с передачей в пользование имущества (имущественных прав), за исключением договоров авторского заказа, договоров об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательских лицензионных договоров, лицензионных договоров о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства.
Произведения науки, литературы и искусства, исполнения являются результатами интеллектуальной деятельности, указанными в подпунктах 1 и 4 пункта 1 статьи 1225 Гражданского кодекса РФ.
На основании положений п. 1 ст. 7 Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", ст. 10 Федерального закона от 29 ноября 2010 года N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" застрахованными лицами по обязательному пенсионному и медицинскому страхованию являются авторы произведений, получающие выплаты и иные вознаграждения, в том числе по лицензионным договорам о предоставлении права использования литературного произведения.
Статьей 1257 ГК РФ установлено, что автором произведения науки, литературы или искусства признается гражданин, творческим трудом которого оно создано.
Таким образом, в силу приведенных норм закона объектом обложения страховыми взносами являются выплаты и иные вознаграждения по договорам о предоставлении права использования произведения литературы, стороной которых является автор.
Коссовская С.Э. получает вознаграждения, выплачиваемые по лицензионному договору о предоставлении права использования результатов интеллектуальной деятельности правообладателям, как лицо, не являющееся автором.
Учитывая, что после отчуждения исключительных прав по договорам дарения, застрахованное лицо по обязательному социальному страхованию отсутствует, вознаграждения, выплачиваемые организацией по лицензионному договору о предоставлении права использования в соответствии с договором дарения Коссовской С.Э, не подлежат обложению страховыми взносами.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции, установив, что выплата ответчиком в пользу истца вознаграждения была произведена не в полном размере, применив последствия пропуска срока исковой давности по требованиям до 2020 года, пришел к правильному выводу о взыскании с РАО в пользу Коссовской С.Э. суммы невыплаченных денежных средств за период с 2020 года по 2021 год в сумме сумма
Проверив дело с учетом требований ст. 327.1 ГПК РФ, судебная коллегия считает, что судом все юридические значимые обстоятельства по делу определены верно, выводы суда, изложенные в решении, соответствуют собранным по делу доказательствам, нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения.
Доводы апелляционной жалобы о том, что истец является обладателем исключительных имущественных прав на перечисленные в договоре дарения произведения, в связи с чем с произведенных в ее пользу вознаграждений подлежат исчислению страховые взносы, а письмо Минфина России от 17 декабря 2020 года к рассматриваемому случаю не применимо, поскольку касается наследников имущественных прав, являются несостоятельными, поскольку не опровергают то обстоятельство, что истец не является автором произведений, как и наследники, о которых указано в письме Минфина России от 17 декабря 2020 года.
Нарушений норм процессуального и материального права, влекущих отмену решения, судом допущено не было.
С учетом изложенного, судебная коллегия полагает, что решение суда является законным и обоснованным, оснований к его отмене или изменению по доводам апелляционной жалобы не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Пресненского районного суда адрес от 27 апреля 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.