Судебная коллегия по административным делам Московского городского суда
в составе председательствующего судьи Пономарева А.Н, судей Лукашенко Н.И, Шайхутдиновой А.С, при секретаре Фоминой М.Е, рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Шайхутдиновой А.С. дело по административному исковому заявлению Тана М.Ш. к Главному управлению по вопросам миграции МВД России о признании решения незаконным, обязании предоставить временное убежище, по апелляционной жалобе административного истца Тана М. Ш. на решение Басманного районного суда г. Москвы от 21 ноября 2022 года,
УСТАНОВИЛА:
Тана М.Ш. обратился в суд с административным иском к Главному управлению по вопросам миграции МВД России, в котором просил признать незаконным и отменить решение Главного управления по вопросам миграции МВД России N1988 от 26 апреля 2022 года о признании правомерным решения УВМ ГУ МВД России по г. Москве от 13 марта 2022 года об отказе в предоставлении ему временного убежища на территории Российской Федерации, обязать Главное управление по вопросам миграции МВД России отменить решение ГУ МВД России по городу Москве об отказе в предоставлении ему временного убежища на территории Российской Федерации и предоставить ему временное убежище на территории Российской Федерации, в обосновании указав, что является гражданином Исламской Республики Афганистан, провинции Кабул. Покинул территорию Афганистана в связи с тем, что его жизни угрожала опасность. Служил в отделе уголовного розыска Главного управления национальной безопасности в Афганистане, в 2019 году с ним связались представители движения Талибан и предложили сотрудничество для представления им секретной информации, в случае отказа угрожали убить его и жену. Испугавшись, он согласился, но тайно оформил документы и, вместе с женой, покинул территорию Афганистана. В последствии он обратился в УВМ ГУ МВД России по г. Москве с заявлением о предоставлении ему временного убежища на территории Российской Федерации, но ему было отказано. Данное решение он обжаловал в ГУВМ МВД России. Решением ГУВМ МВД России N 1988 от 26 апреля 2022 года ему отказано в удовлетворении жалобы, решение УВМ ГУ МВД России по г. Москве признано правомерным. С решением ГУВМ МВД России он не согласен, считает его незаконным, необоснованным и подлежащим отмене, поскольку при вынесении решения ответчиком не учтена ситуация, сложившаяся в Афганистане, так как представители Талибана будут заставлять его вступать в их ряды, а в случае отказа, в связи с не разделением их радикальных взглядов, ему угрожает опасность для жизни.
Решением Басманного районного суда г. Москвы от 21 ноября 2022 года исковые требования оставлены без удовлетворения.
Истцом подана апелляционной жалоба, в которой ответчик выражает несогласие с решением суда, указывая на то, что судом неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, в частности не учтена реальная ситуация в Афганистане.
Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя ответчика, сочтя возможным в соответствии с правилами, установленными статьями 150 и 152 КАС РФ, рассмотреть дело в отсутствие подателя жалобы и иных лиц, участвующих в деле, извещенных о времени и месте рассмотрения дела, не явившихся в заседание суда апелляционной инстанции, не сообщивших об уважительных причинах неявки и не просивших об отложении слушания дела, проверив решение, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований, предусмотренных статьей 310 КАС РФ, для отмены или изменения обжалуемого судебного акта в апелляционном порядке.
Судом установлено, что Тана М.Ш. 7 апреля 1991 года рождения, гражданин Исламской Республики Афганистан, уроженец г. Кабула, по национальности - таджик, вероисповедание - ислам суннитского толка. Родной язык - дари, свободно владеет языком пушту, русским языком не владеет. Образование среднее, в 2009 году окончил 12 классов лицея. В период с 2012 года по 2019 год состоял на военной службе в органах безопасности Афганистана, последнее воинское звание - капитан. Прежнее постоянное место жительства истца - г. Кабул, Афганистан.
По данным Центрального банка данных по учету иностранных граждан, временно пребывающих и временно или постоянно проживающих в Российской Федерации, в том числе участников Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом (ЦБДУИГ), на территорию Российской Федерации истец прибыл 21 декабря 2019 г. на основании многократной визы N КАБ26889, периодом действия с 28 ноября 2019 г. по 10 апреля 2020 г, цель въезда - деловая, принимающая сторона - ООО "Медиал". Пункт пропуска через Государственную границу Российской Федерации - КПП "Внуково-В". Также имеются сведения о привлечении истца 13 января 2022 г. к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (нарушение режима пребывания в Российской Федерации), с назначением наказания в виде штрафа.
Личность истца удостоверена национальным заграничным паспортом N Р02652852, выданным Посольством Афганистана в Москве12 октября 2020 г, сроком действия до 12 октября 2025 г.
Семейное положение - женат на гражданке Исламской Республики Афганистан Асиль Ф, 2.1983 года рождения (решением ГУ МВД России по г. Москве от 21 декабря 2021 г. ей отказано в предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации, личное дело N 45014166, решением ГУВМ МВД России от 18 февраля 2022 г. N 1946 решение ГУ МВД России по г. Москве признано правомерным). Детей не имеет.
На территории страны гражданской принадлежности в г. Кабуле проживают родители, четыре брата и сестра истца; со слов истца, связь с ними утрачена.
До 13 апреля 2022 г. истец на территории Российской Федерации значился состоящим на миграционном учете по адресу:***. Источник средств к существованию - осуществление трудовой деятельности в качестве грузчика в ТК "Севастополь" без оформления соответствующих разрешительных документов.
17 сентября 2020 г. истец (используя фамилию Тана) впервые обратился в УВМ ГУ МВД России по г. Москве с заявлением о предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации.
В обоснование своего заявления сообщил, что в период с 2012 года по 2019 год работал в Службе национальной безопасности Афганистана, занимался наружным наблюдением. В его обязанности входило выявление лиц, пребывание которых нежелательно на территории Афганистана. В период службы истцу и его супруге стали поступать угрозы убийством от представителей движения "Талибан". Талибы предложили истцу сотрудничать и сообщать им секретную информацию. Истец ответил согласием, при этом принял решение тайно покинуть Афганистан совместно с супругой. Истец обратился в Визовый центр в г. Кабуле для оформления российских виз и 20 декабря 2019 г. совместно с супругой он беспрепятственно покинул страну гражданской принадлежности и прибыл на территорию Российской Федерации в г. Москву. После отъезда из Афганистана близким родственникам угрозы не поступали.
Решением ГУ МВД России по г. Москве от 10 декабря 2020 г. истцу было отказано в предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации на основании пункта 2 статьи 12 Федерального закона от 19 февраля 1993 г. N 4528-1 "О беженцах".
Указанное решение истец обжаловал в установленном порядке в ГУВМ МВД России.
Решением ГУВМ МВД России от 2 февраля 2021 г. N 1734 решение ГУ МВД России по г. Москве признано правомерным, в удовлетворении жалобы истцу отказано. Указанное решение ГУВМ МВД России истец обжаловал в судебном порядке.
Решением Басманного районного суда г. Москвы от 3 июня 2021 г. в удовлетворении административного искового заявления административному истцу было отказано. Территорию Российской Федерации он в добровольном порядке не покинул.
15 декабря 2021 г. истец обратился в УВМ ГУ МВД России по г. Москве с повторным заявлением о предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации, обосновав его аналогичными причинами, что и ранее поданное заявление о предоставлении временного убежища. Кроме того, истец сообщал, что талибы ему также предлагали участвовать в свержении действующего государственного устройства Афганистана, оставить службу и вступить в их ряды. Истец отказался и в его адрес стали поступать угрозы расправой. Возвращаться в Афганистан истец не намерен, полагает, что его жизни угрожает опасность со стороны талибов из-за его прежней служебной деятельности. Истец желает проживать на территории Российской Федерации на законных основаниях, осуществлять трудовую деятельность, получить право на постоянное проживание.
Решением ГУ МВД России по г. Москве от 03 марта 2022 г. истцу отказано в предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации в связи с отсутствием оснований, предусмотренных пунктом 2 статьи 12 Федерального закона N 4528-1 Указанное решение истец обжаловал в установленном порядке в ГУВМ МВД России.
Решением ГУВМ МВД России от 26 апреля 2022 г. N 1988 решение ГУ МВД России по г. Москве от 3 марта 2022 г. признано правомерным.
Разрешая настоящий спор, суд первой инстанции, оценив собранные по делу доказательства в их совокупности, пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований. При этом исходил из того, что оспариваемые решения административного ответчика соответствуют по своему содержанию действующему законодательству, регулирующему рассматриваемые правоотношения, не нарушают прав административного истца, который не отвечает установленным положениями Федерального закона от 19 февраля 1993 года N4528-1 "О беженцах" критериям для лиц, которым предоставляется временное убежище.
Данные выводы суда мотивированы, подтверждаются имеющимися в материалах дела доказательствами и оснований для признания их незаконными по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Согласно части 2 статьи 12 Федерального закона "О беженцах" от 19.02.1993 г. N 4528-1 временное убежище может быть предоставлено иностранному гражданину или лицу без гражданства, если они:
1) имеют основания для признания беженцем, но ограничиваются заявлением в письменной форме с просьбой о предоставлении возможности временно пребывать на территории Российской Федерации;
2) не имеют оснований для признания беженцем по обстоятельствам, предусмотренным настоящим Федеральным законом, но из гуманных побуждений не могут быть выдворены (депортированы) за пределы территории Российской Федерации.
Причинами, по которым может предоставляться временное убежище из гуманных побуждений, являются: тяжелое состояние здоровья лица, подлежащего выдворению, если в государстве его гражданской принадлежности (прежнего обычного места жительства), куда лицо должно быть выдворено, ему не может быть оказана необходимая медицинская помощь, вследствие чего его жизнь окажется в опасности; реальная угроза для жизни или свободы лица вследствие голода, эпидемии, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера либо внутреннего или международного конфликта, охватывающего всю территорию государства его гражданской принадлежности (прежнего обычного места жительства), куда это лицо должно быть выдворено; реальная угроза для лица в случае его возвращения на территорию государства гражданской принадлежности стать жертвой пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания.
Порядок предоставления временного убежища определен постановлением Правительства Российской Федерации от 9 апреля 2001 года N 274 "О предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации".
Согласно п. 7 указанного Порядка решение о предоставлении временного убежища принимается при наличии оснований для признания лица беженцем по результатам проверки сведений об этом лице и прибывших с ним членах его семьи, в том числе обстоятельств прибытия на территорию Российской Федерации либо существования гуманных причин, требующих временного пребывания данного лица на территории Российской Федерации (например, состояние здоровья) до устранения таких причин или изменения правового положения лица.
В апелляционной жалобе административный истец ссылается на наличие оснований для предоставления ему временного убежища в связи с преследованием за самовольное оставление места службы, однако, как верно указал суд первой инстанции, документального подтверждения своей работы в Службе национальной безопасности Афганистана истец не предоставил; страну покинул беспрепятственно по действительным документам, удостоверяющим личность, власти страны либо определенные группы населения не препятствовали его выезду; истец смог оформить национальный паспорт в Посольстве Афганистана в Москве, его родители угроз в свой адрес со стороны талибов за прежнюю служебную деятельность истца не получали, Афганистан в поисках убежища не покинули.
Критериям понятия беженец, установленным подп. 1 п. 1 ст. 1 Федерального закона "О беженцах" истец не отвечает, поскольку при обращении с заявлением о предоставлении статуса беженца не доказал, что относится к одной из основных групп риска, которые могут быть подвержены преследованию по различным признакам, занимался политической, религиозной, общественной деятельностью, либо подвергался преследованиям со стороны официальных властей государства, следовательно, отсутствуют и основания, предусмотренные подп. 1 п. 2 ст. 12 Федерального закона "О беженцах" для предоставления ему временного убежища, поскольку в соответствии с действующим законодательством решение о предоставлении временного убежища принимается при наличии оснований для признания лица беженцем.
Административным истцом также не представлено доказательств существования гуманных причин, требующих временного пребывания на территории Российской Федерации, являющихся основанием для предоставления ему временного убежища в силу подп. 2 п. 2 ст. 12 Федерального закона "О беженцах".
В инциденты с применением насилия истец вовлечен не был, непосредственных угроз жизни или здоровью административного истца при его возможном возвращении на родину, при рассмотрении настоящего административного дела, не установлено. Доказательств или причин, позволяющих полагать, что в случае его возвращения на территорию государства гражданской принадлежности, он может подвергнуться преследованию и негуманному обращению не имеется. Высказанные административным истцом опасения за свою жизнь в связи с общественно-политической ситуацией в Афганистане не выше, чем у остальной части населения страны.
Каких-либо новых фактических данных, которые не были бы учтены административным ответчиком и ставили бы под сомнение законность и обоснованность оспариваемых решений в апелляционной жалобе не содержится.
Оснований согласиться с доводами апелляционной жалобы не имеется, поскольку они повторяют правовую позицию административного истца в суде первой инстанции, являлись предметом тщательного исследования и оценки суда, по результатам которой правомерно отклонены как не свидетельствующие о наличии реальной угрозы преследования, негуманного обращения непосредственно заявителя в стране его гражданской принадлежности.
Учитывая вышеизложенное, судебная коллегия находит решение суда правильным, оснований, предусмотренных ст. 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации для отмены или изменения решения и удовлетворения апелляционной жалобы, не усматривает.
Руководствуясь ст. ст. 309-311, 177 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Басманного районного суда г. Москвы от 21 ноября 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Т.М. Шафи - без удовлетворения.
Решение и настоящее Апелляционное определение могут быть обжалованы в кассационном порядке во Второй кассационный суд общей юрисдикции и Верховный Суд России в течение шести месяцев со дня их вступления в законную силу.
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.