Судебная коллегия по административным делам Московского городского суда в составе
председательствующего фио, судей фио, адресВ, при помощнике судьи Галан А.С, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N 2а-437/2022 по административному исковому заявлению Таганского межрайонного прокурора адрес в интересах неопределенного круга лиц к Федеральному государственному автономному образовательному учреждению высшего образования "Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики" (далее также - Университет) о признании бездействия незаконным, возложении обязанности совершить действия в области гражданской обороны
по апелляционной жалобе Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования "Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики" на решение Таганского районного суда адрес от 17 ноября 2022 г, заслушав доклад судьи фио, выслушав объяснения представителей Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования "Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики" - фио, фио, поддержавших доводы апелляционной жалобы, представителя Таганского межрайонного прокурора адрес - фио, представителя Департамента образования и науки адрес - фио, полагавших решение суда законным и обоснованным,
УСТАНОВИЛА:
решением Таганского районного суда адрес от 17 ноября 2022 г. названный выше административный иск удовлетворен, постановлено: признать незаконным бездействие Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования "Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики" по непринятию мер по проведению технического обслуживания защитного сооружения по адресу: адрес (инв. N04835-77), по поддержанию защитного сооружения в состоянии постоянной готовности к использованию, по созданию условий в защитном сооружении для безопасного пребывания укрываемых в условиях чрезвычайной ситуации мирного времени, по проведению планово-предупредительного ремонта указанного сооружения, технических систем, строительных конструкций, установлению его периодичности; обязать Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования "Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики" провести техническое обслуживание защитного сооружения по адресу: адрес (инв. N04835-77), поддерживать защитное сооружение в состоянии постоянной готовности к использованию, создать условия в защитном сооружении для безопасного пребывания укрываемых в условиях чрезвычайной ситуации мирного времени, провести планово-предупредительный ремонт указанного сооружения, технических систем, строительных конструкций, установить его периодичность, в срок 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Рассматривая дело и разрешая спор по существу, суд исследовал заявленные Таганским межрайонным прокурором адрес основания иска, связанные с восстановлением прав неопределенного круга лиц на соблюдение Университетом требований Федерального закона от 12.02.1998 N 28-ФЗ "О гражданской обороне" в отношении названного объекта недвижимости предназначенного для использования в качестве убежища, находящегося в собственности адрес и переданного в безвозмездное пользование Университета по договору от 1 марта 2018 г.
Исследуя указанные обстоятельства применительно к нормам ст.ст. 1, 2, 6 Федерального закона от 12.02.1998 N 28-ФЗ "О гражданской обороне", регулирующих спорные правоотношения, суд принял во внимание возражения Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования "Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики", оценил представленные доказательства и пришел к выводу о том, что Таганским межрайонным прокурором адрес доказано нарушение Университетом требований названного Закона по созданию в убежище условий для безопасного пребывания в нем в условиях чрезвычайных ситуаций.
В апелляционной жалобе Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования "Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики" ставится вопрос об отмене решения суда, как незаконного в части.
Заявитель жалобы утверждает, что по делу должно быть принято новое решение о частичном удовлетворении иска, в частности, отказано в удовлетворении требований прокурора о признании бездействия Университета незаконным; на Университет должна быть возложена обязанности совершить действия в течение 12 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Судебная коллегия на основании ст.ст. 150, 152 Кодекса административного судопроизводства РФ нашла возможным рассмотреть дело в отсутствие других лиц, участвующих в деле, извещенных о времени и месте судебного заседания.
Проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, с учетом уточнений, возражения на нее, судебная коллегия по административным делам Московского городского суда пришла к выводу об отсутствии предусмотренных ч. 2 ст. 310 Кодекса административного судопроизводства РФ оснований для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке.
При этом судебная коллегия исходила из следующего.
Согласно п. 1 ст. 9 Федерального закона от 12.02.1998 N 28-ФЗ "О гражданской обороне" организации в пределах своих полномочий и в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации:
планируют и организуют проведение мероприятий по гражданской обороне;
проводят мероприятия по поддержанию своего устойчивого функционирования в военное время;
осуществляют подготовку своих работников в области гражданской обороны;
создают и содержат в целях гражданской обороны запасы материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств.
В соответствии со ст. 6 того же Закона Правительство Российской Федерации определяет порядок создания убежищ и иных объектов гражданской обороны, а также порядок накопления, хранения и использования в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств.
Такой Порядок утвержден Постановлением Правительства РФ от 29 ноября 1999 г. N 1309 и предусматривает, среди прочего, следующее.
К объектам гражданской обороны относится убежище - защитное сооружение гражданской обороны, предназначенное для защиты укрываемых в течение нормативного времени от расчетного воздействия поражающих факторов ядерного и химического оружия и обычных средств поражения, бактериальных (биологических) средств и поражающих концентраций аварийно химически опасных веществ, возникающих при аварии на потенциально опасных объектах, а также от высоких температур и продуктов горения при пожарах (п. 2).
Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий принимает в пределах своей компетенции нормативные правовые акты по изменению типов защитных сооружений гражданской обороны, созданию и эксплуатации объектов гражданской обороны и поддержанию их в состоянии постоянной готовности к использованию (п. 14).
В соответствии с этим Постановлением Правительства РФ от 26.11.2007 N 804 утверждено Положение о гражданской обороне в Российской Федерации", которое предусматривает, что основными мероприятиями по гражданской обороне, осуществляемыми в целях решения задачи, связанной с предоставлением населению средств индивидуальной и коллективной защиты, являются:
строительство, сохранение, поддержание в состоянии постоянной готовности к использованию по предназначению и техническое обслуживание защитных сооружений гражданской обороны и их технических систем;
приспособление в мирное время и при приведении гражданской обороны в готовность к ее ведению и в ходе ее ведения в военное время заглубленных помещений и других сооружений подземного пространства для укрытия населения;
подготовка в мирное время и строительство при приведении гражданской обороны в готовность к ее ведению и в ходе ее ведения в военное время быстровозводимых защитных сооружений гражданской обороны с упрощенным внутренним оборудованием и укрытий простейшего типа;
обеспечение укрытия населения в защитных сооружениях гражданской обороны, в заглубленных помещениях и других сооружениях подземного пространства;
накопление, хранение, освежение и использование по предназначению средств индивидуальной защиты населения;
обеспечение выдачи населению средств индивидуальной защиты и предоставления средств коллективной защиты в установленные сроки;
приспособление в мирное время метрополитенов для укрытия населения с учетом опасностей мирного и военного времени, наличия защитных сооружений гражданской обороны и планируемых мероприятий по гражданской обороне и защите населения.
Таким образом, на лиц, во владении которых находятся убежища, законом возложена обязанность соблюдать приведенные законоположения.
Из материалов дела усматривается, что убежище по адресу: г... Москва, адрес на основании договора безвозмездного пользования от 1 марта 2018 г, заключенного Университетом с действующим от имени собственника (адрес) адрес Москвы Дирекция по обеспечению деятельности государственных учреждений Департамента образования адрес, находится во владении Университета.
По результатам прокурорской проверки соблюдения требований Федерального закона от 12.02.1998 N 28-ФЗ "О гражданской обороне" в адрес Университета внесено представление от 23 июня 2021 г. о приведении названного убежища в соответствии с названными выше действующими нормами.
Представление прокурора не было оспорено Университетом.
Напротив, в адрес прокурора Университет направил письмо от 14 июля 2021 г, в котором сообщалось о разработке плана устранения выявленных нарушений с указанием конкретных сроков устранения, в частности - до 1 июля 2022 г.
Однако по результатам прокурорского контроля установлено, что нарушения законодательства в области гражданской обороны по состоянию на 5 сентября 2022 г. не устранены административным ответчиком, который ограничился только тем, что восстановил основание пола в помещении убежища, укомплектовал убежище первичными средствами пожаротушения.
Данные факты подтверждены исследованными судом доказательствами и применительно к названным выше нормам права привели суд к правильному выводу о законности и обоснованности заявленных Таганским межрайонным прокурором адрес требований в интересах неопределенного круша лиц, поскольку административным ответчиком не представлено доказательств проведения технического обслуживания защитного сооружения по адресу: адрес (инв. N04835-77), поддержания его в состоянии постоянной готовности к использованию, создании условий в защитном сооружении для безопасного пребывания укрываемых в условиях чрезвычайной ситуации мирного времени, проведения планово-предупредительного ремонта указанного сооружения, технических систем, строительных конструкций.
В апелляционной жалобе заявитель повторяет установленные судом первой инстанции обстоятельства и указывает на принятые Университетом меры в области гражданской обороны, включая заключенные с этой целью Университетом договоры. Кроме того, заявитель утверждает, что согласно договору убежище передано Университету для целей осуществления образовательной деятельности, притом что в поэтажном плане не указано на наличие в подвале защитного сооружения, а паспорт защитного сооружения Университету передан не был, публичный договор в отношении убежища как объекта гражданской обороны с Университетом не заключался. Более того, на момент заключения договора безвозмездного пользования убежище утратило характеристики защитного сооружения.
С доводами апелляционной жалобы суд апелляционной инстанции не согласился.
Указом Президента Российской Федерации от 19 октября 2022 г. N 756 на территориях субъектов Российской Федерации, входящих в состав Центрального федерального округа (включая адрес - Общероссийский классификатор экономических регионов. ОК 024-95, утв. Постановлением Госстандарта России от 27.12.1995 N 640) и Южного федерального округа, за исключением субъектов Российской Федерации, названных в пункте 3 настоящего Указа, введен режим (уровень повышенной готовности), в рамках которого высшие должностные лица (органы исполнительной власти) указанных субъектов Российской Федерации осуществляют полномочия по принятию решений о проведении отдельных мероприятий по территориальной обороне и гражданской обороне, мероприятий по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также полномочия по реализации мер для удовлетворения потребностей Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований, органов и нужд населения. Высшие должностные лица (органы исполнительной власти) указанных субъектов Российской Федерации реализуют также следующие меры, в частности - усиление охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности.
Таким образом, на момент рассмотрения настоящего дела в адрес действовал уровень повышенной готовности, что определяет приоритет решения задач в области гражданской обороны, регулируемых Федеральным законом от 12.02.1998 N 28-ФЗ "О гражданской обороне", в том числе настоятельную необходимость проведения мероприятий гражданской обороны - организационных и специальных действий, осуществляемые в области гражданской обороны в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Стало быть, если Университет считал, что подвальное помещение, являющееся убежищем в смысле Федерального закона от 12.02.1998 N 28-ФЗ "О гражданской обороне", ему не передавалось вместе с паспортом защитного сооружения, он должен был принять меры к урегулированию гражданско-правового спора с ГКУ адрес Дирекция по обеспечению деятельности государственных учреждений Департамента образования адрес.
Вместо этого, как следует из материалов дела, Университет согласился с результатами прокурорской проверки, проведенной 23 июня 2021 г, которой было установлено, что убежище находится в непосредственном обладании Университета согласно договору от 1 марта 2018 г, и признал за собой обязанность соблюдения требований Федерального закона от 12.02.1998 N 28-ФЗ "О гражданской обороне".
Поэтому заявление возражений гражданско-правового характера в рамках настоящего административного дела суд апелляционной инстанции признает злоупотреблением правом со стороны административного ответчика, направленным на воспрепятствование решению задач административного судопроизводства (ст. 3 Кодекса административного судопроизводства РФ).
Доводы о необходимости увеличения срока устранения недостатков до 12 месяцев, на что ссылается заявитель жалобы, не учитывают, что нарушения, по поводу которых возник спор, были выявлены еще в 2021 г. и согласно разработанному самим Университетом плану по их устранению, необходимые действия должны быть совершены Университетом до возбуждения настоящего дела в суде 19 сентября 2022 г.
Однако таких действий совершено не было, что опровергает доводы жалобы об отсутствии бездействия со стороны Университета.
Кроме того, доводы жалобы в этой части не учитывают значимости соблюдения требований Федерального закона от 12.02.1998 N 28-ФЗ "О гражданской обороне" в условиях повышенной готовности, введенной названным Указом президента Российской Федерации.
Дополнительные доводы жалобы о том, что помещение убежища передано Университету в оперативное управление только в соответствии с договором от 10 октября 2022 г, не опровергают вывод суда в решении о том, что непосредственное обладание убежищем возникло у Университета ранее по иному правовому основанию и Университет, как лицо, во владении которого находится убежище, обязан был принимать в отношении убежища требования законодательства в области гражданской обороны.
Таким образом, судебная коллегия соглашается с правильностью указанных выше выводов суда, поскольку они подтверждаются исследованными судом доказательствами, получившими оценку по правилам ст. 84 Кодекса административного судопроизводства РФ, и основаны на нормах права, которые применил суд. Существенных нарушений процессуального закона по данному делу не допущено.
Руководствуясь ст.ст. 309, 311 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебная коллегия по административным делам Московского городского суда
определила:
решение Таганского районного суда адрес от 17 ноября 2022 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Настоящее апелляционное определение в соответствии с ч. 5 ст. 311 Кодекса административного судопроизводства РФ вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано через Таганский районный суд адрес в судебную коллегию по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.