Судебная коллегия по административным делам Московского городского суда
в составе председательствующего судьи Пономарева А.Н, судей Милых М.В, Шайхутдиновой А.С, при секретаре Аллахвердиевой Л.Н, рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Шайхутдиновой А.С. дело по административному исковому заявлению Жигунова А. М. к Управлению Росреестра по Москве о признании незаконным отказа в государственном кадастровом учете, обязании произвести государственный кадастровый учет, по апелляционной жалобе административного ответчика Управления Росреестра по Москве на решение Троицкого районного суда г. Москвы от 28 декабря 2022 года,
УСТАНОВИЛА:
Жигунов А.М. обратился в суд с иском к Управлению Росреестра по Москве о признании незаконным отказа в государственном кадастровом учете, обязании произвести государственный кадастровый учет, мотивируя заявленные требования тем, что является собственником земельного участка с кадастровым номером *** площадью 2000 кв.м, расположенного по адресу:***, на основании свидетельства на право собственности на землю, выданного 24.11.1994 года, на основании Постановления Главы Администрации Роговского сельского округа Подольского района Московской области N280 от 16.10.1994 года. Земельный участок является ранее учтенным, поставлен на кадастровый учет 01.11.1994 года, однако его границы не установлены в соответствии с действующим законодательством. Жигунов А.М. обратился к кадастровому инженеру, был подготовлен межевой план, в котором, согласно заключению кадастрового инженера, участок площадью 2000 кв.м. сформирован в фактически освоенных границах, огорожен по периметру забором, границы существуют на местности в неизменном виде более 15 лет. При определении границ использована картографическая основа, споров со смежными землепользователями не имеется, согласование границ произведено. Управлением Росреестра по Москве кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером *** был приостановлен в связи с отсутствием в представленных документах межевого плана обоснования прохождения местоположения границ земельного участка, а уведомлением от 11 мая 2022 года в осуществлении кадастрового учета отказано. Не соглашаясь с данным решением ответчика, истцом подано настоящее исковое заявление.
Решением Троицкого районного суда г. Москвы от 28 декабря 2022 года исковые требования удовлетворены; постановлено признать незаконным отказ Управления Росреестра по г. Москве в осуществлении государственного кадастрового учета от 11 мая 2022 г. N КУВД-001/2022-3667893; обязать Управление Росреестра по г. Москве внести сведения в ЕГРН относительно местоположения границ земельного участка с кадастровым номером *** площадью 2000 кв.м, расположенного по адресу:***, согласно заявлению Жигунова А.М. от 01.02.2022 года.
Управлением Росреестра по Москве подана апелляционной жалоба, в которой ответчик выражает несогласие с решением суда, указывая на то, что судом неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, судом не учтено, что представленные документы не содержат графического подтверждения границ спорного объекта, невозможно идентифицировать спорный объект как существующий по указанным координатам.
Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав стороны, проверив решение, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований, предусмотренных статьей 310 КАС РФ, для отмены или изменения обжалуемого судебного акта в апелляционном порядке.
Отношения, возникающие в связи с осуществлением государственного кадастрового учета недвижимого имущества, подлежащего такому учету, а также ведением ЕГРН, регулируются Федеральным законом от 13.07.2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
Согласно частям 3, 4 статьи 1 Федерального закона от 13.07.2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества (далее - государственная регистрация прав). Государственная регистрация прав осуществляется посредством внесения в Единый государственный реестр недвижимости записи о праве на недвижимое имущество, сведения о котором внесены в Единый государственный реестр недвижимости.
В соответствии со ст.5 Федерального закона N218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" каждый объект недвижимости, сведения о котором внесены в Единый государственный реестр недвижимости, имеет неизменяемый, не повторяющийся во времени и на территории Российской Федерации кадастровый номер, присваиваемый органом регистрации прав.
Каждая запись о праве на объект недвижимости, сведения о котором внесены в Единый государственный реестр недвижимости, об ограничении права или обременении объекта недвижимости идентифицируется неизменяемым, не повторяющимся во времени и на территории Российской Федерации номером регистрации.
Согласно п.2 ст.8 настоящего Федерального Закона к основным сведениям об объекте недвижимости относятся характеристики объекта недвижимости, позволяющие определить такой объект недвижимости в качестве индивидуально-определенной вещи, а также характеристики, которые определяются и изменяются в результате образования земельных участков, уточнения местоположения границ земельных участков, строительства и реконструкции зданий, сооружений, помещений и машино-мест, перепланировки помещений.
В силу пункта 3 части 1 статьи 29 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав включает в себя проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных данным законом оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
Частью 1 статьи 26 Закона о государственной регистрации недвижимости предусмотрено, что осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если не представлены документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав (пункт 5); форма и (или) содержание документа, представленного для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации (пункт 7); не представлены (не поступили) документы (сведения, содержащиеся в них), запрошенные органом регистрации прав по межведомственным запросам (пункт 9).
В силу статьи 27 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" государственный регистратор принимает решение об отказе в осуществлении государственной регистрации прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в статье 26 настоящего Федерального закона.
На основании ч. 1 ст. 39 Федерального закона от 13.07.2015 N218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" местоположение границ земельных участков подлежит в установленном указанным Федеральным законом порядке обязательному согласованию (далее - согласование местоположения границ) с лицами, указанными в ч. 3 ст. 39 указанного Федерального закона (далее - заинтересованные лица), в случае, если в результате кадастровых работ уточнено местоположение границ земельного участка, в отношении которого выполнялись соответствующие кадастровые работы, или уточнено местоположение границ смежных с ним земельных участков, сведения о которых внесены в Единый государственный реестр недвижимости.
В силу ст.22 Федерального закона от 13.07.2015 N218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" межевой план представляет собой документ, который составлен на основе кадастрового плана соответствующей территории или выписки из Единого государственного реестра недвижимости о соответствующем земельном участке и в котором воспроизведены определенные сведения, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, и указаны сведения об образуемых земельном участке или земельных участках, либо о части или частях земельного участка, либо новые необходимые для внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведения о земельном участке или земельных участках.
В случае, если в соответствии с федеральным законом местоположение границ земельных участков подлежит обязательному согласованию, межевой план должен содержать сведения о проведении такого согласования.
Приказом Минэкономразвития РФ от 8 декабря 2015 г. N 921 утверждены Требования к форме и составу сведений межевого плана, к его подготовке.
В соответствии с п.70.1 Требований при отсутствии указанных документов местоположение границ земельных участков определяется с использованием карт (планов), являющихся картографической основой государственного кадастра недвижимости, и (или) карт (планов), представляющих собой фотопланы местности масштаба 1:5000 и крупнее, подтверждающих фактическое местоположение границ земельных участков на местности 15 и более лет. При этом указанные документы или их копии в состав Приложения не включаются. В разделе межевого плана "Заключение кадастрового инженера" в виде связного текста приводится обоснование местоположения уточненных границ земельного участка.
Документами, на основании которых кадастровый инженер производит обоснование границ земельного участка, могут являться решение о предварительном согласовании мест размещения объектов, решения о предоставлении земельных участков, иные документы о правах на земельные участки. Помимо карт (планов) для подтверждения фактического местоположения границ земельного участка кадастровый инженер может использовать документы, хранящиеся в государственном фонде данных, полученных в результате проведения землеустройства, материалы и данные из федерального, территориальных и ведомственных картографо-геодезических фондов, материалы инвентаризации, ситуационные планы, подготавливаемые бюро технической инвентаризации, генеральные планы (планы застройки) территорий садоводческих, огородных и дачных объединений граждан, утвержденные в установленном порядке, и иные документы
Допускается использованием карт (планов), являющихся картографической основой государственного кадастра недвижимости и (или_ карт (планов), представляющих собой фотопланы местности масштаба 1:5000 и крупнее, подтверждающих фактическое местоположение границ земельных участков на местности 15 и более лет.
В судебном заседании установлено, что Жигунову А.М. на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером *** площадью 2000 кв.м, расположенный по адресу:***
В материалы дела представлен межевой план по уточнению местоположения границ земельного участка с кадастровым номером***, подготовленный кадастровым инженером Шимберевой Е.А.
Согласно заключению кадастрового инженера земельный участок площадью 2000 кв.м. сформирован в фактически освоенных границах, со всех сторон огорожен забором. При определении местоположения границ были использованы картографическая основа государственного кадастра недвижимости в виде сведений, размещенных на официальном портале Росреестра (N N-37-15 ФГУП "Госгисцентр" от 08.12.2011 года), границы участка согласованы с правообладателями смежных земельных участков.
Уведомлением от 10 февраля 2022 г. N КУВД-001/2022-3667893/1 Управлением Росреестра по Москве приостановлен государственный кадастровый учет в отношении земельного участка с кадастровым номером *** в связи с нарушениями положения ч.10 ст22 Закона, в составе Приложения межевого плана отсутствуют документы, подтверждающие обоснование прохождения уточненных границ земельного участка с кадастровым номером ***
Уведомлением от 11 мая 2022 года Управлением Росреестра по Москве отказано в осуществлении государственного кадастрового учета земельного участка с кадастровым номером *** в связи с истечением срока приостановления и не устранением причин, препятствующих осуществлению государственного кадастрового учета.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции исходил из того, что в адрес регистрирующего органа были представлены все документы, соответствующие требованиям законодательства РФ, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета.
Судебная коллегия находит правомерным вывод суда об удовлетворении заявленных требований, нарушений норм материального или процессуального права со стороны суда первой инстанции не допущено.
При разрешении спора судом первой инстанции были правильно определены правоотношения, возникшие между сторонами по настоящему делу, а также закон, подлежащий применению, определены и установлены в полном объеме обстоятельства, имеющие значение для дела, доводам сторон и представленным ими доказательствам дана надлежащая правовая оценка; нарушений норм процессуального права не допущено; предусмотренных статьей 310 КАС РФ оснований для отмены решения суда в апелляционном порядке не установлено.
Доводы апелляционной жалобы выводов суда не опровергают, направлены на переоценку собранных по делу доказательств, оснований не согласиться с которой судебная коллегия также не усматривает, поскольку она соответствует требованиям статьи 84 КАС РФ.
Как следует из представленного заключения кадастрового инженера, данного в представленном истцом межевом плане земельного участка, фактическое местоположение уточненных границ земельного участка существует на местности более 15 лет. Местоположение границ земельного участка, которые уточнялись в ходе кадастровых работ, согласованы с правообладателями смежных участков. Споров по границам нет. Согласование границ проводилось в индивидуальном порядке.
В соответствии с ч. 1.1 ст. 43 Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости" от 13 июля 2015 года N218-ФЗ при уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа исходя из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае отсутствия в указанных документах сведений о местоположении границ земельного участка его границами считаются границы, существующие на местности пятнадцать лет и более.
При надлежащем рассмотрении межевого плана, предоставленного административным истцом, у Управления отсутствовали основания для отказа государственного кадастрового учета спорного земельного участка по мотиву не соответствия содержания межевого плана требованиям к подготовке межевого плана, утвержденных приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 8 декабря 2015 года N921 "Об утверждении формы и состава сведений межевого плана, требований к его подготовке", поскольку кадастровым инженером границы уточняемого земельного участка достоверно определены с учетом фактического использования земельного участка на протяжении более 15 лет, площадь земельного участка не увеличивается, расположение согласовано с правообладателями смежных участков.
При указанных данных, судебная коллегия находит, что решение суда является законным и обоснованным и подлежит оставлению без изменения, а апелляционная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. ст. 309-311, 177 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Троицкого районного суда г. Москвы от 28 декабря 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления Росреестра по г.Москве - без удовлетворения.
Решение и настоящее Апелляционное определение могут быть обжалованы в кассационном порядке во Второй кассационной суд общей юрисдикции и Верховный Суд России в течение шести месяцев со дня их вступления в законную силу.
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.