Судебная коллегия по административным делам Московского городского суда в составе председательствующего судьи Ставича В.В., судей Гордеевой О.В., Кирюхиной М.В., при секретаре Бабашкиной З.А., рассмотрев по докладу судьи Гордеевой О.В. в открытом судебном заседании административное дело N2а-0688/2022 по административному исковому заявлению Александрова Сергея Алексеевича к ФКУ ИК N 9 УФСИН России по адрес, ФКУ СИЗО-2 адрес и ФСИН России о признании действий незаконными и взыскании компенсации за нарушение условий содержания
по апелляционной жалобе и дополнениям к ней административного истца фио на решение Люблинского районного суда адрес от 27 июля 2022 года об отказе в удовлетворении требований,
УСТАНОВИЛА:
Александров С.А. обратился в суд с административным иском к ФКУ ИК N 9 УФСИН России по адрес, ФКУ СИЗО-2 адрес и ФСИН России о признании действий незаконными и взыскании компенсации за нарушение условий содержания.
В обоснование требований истец указал, что у фио не было в камере личного пространства, не было возможности уединиться, состояние его здоровья ухудшилось в связи с некачественным питанием, водой плохого качества, невозможностью следить за гигиеной, отсутствием теплых вещей, ремонта в камерах, отсутствием нормального сна и отдыха. На основании изложенного, с учетом уточненного административного иска, Александров С.А. просил признать действия ФКУ СИЗО-2 по адрес, выразившееся в нарушении условий его содержания, незаконными и взыскать с Российской Федерации в лице главного распорядителя бюджетных средств ФСИН России компенсацию в размере сумма Требований к ФКУ ИК N 9 УФСИН России по адрес, в уточненном иске, Александровым С.А. не заявлено.
Решением Люблинским районного суда адрес от 27 июля 2022 года в удовлетворении требований фио отказано.
Александров С.А. обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, полагая его незаконным и необоснованным.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Московского городского суда от 05 апреля 2023 года решение суда первой инстанции - отменено, требования фио удовлетворены частично, с казны Российской Федерации в лице ФСИН России в пользу фио взыскана компенсация в размере сумма.
Кассационным определением судебной коллегии по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Московского городского суда от
05 апреля 2023 года - отменено, дело направлено на новое рассмотрение в Московский городской суд.
Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и дополнениям к ней, выслушав объяснения административного истца фио, представителя административного ответчика ФСИН России по доверенности Куц А.С, представителя административного ответчика ФКУ СИЗО-2 по адрес по доверенности фио, сочтя возможным в соответствии с правилами, установленными статьями 150 и 152 КАС РФ, рассмотреть дело в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, проверив решение, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований, предусмотренных статьей 310 КАС РФ, для отмены или изменения обжалуемого судебного постановления в апелляционном порядке; решение суда является законным и обоснованным, постановленным в соответствии с фактическими обстоятельствами дела и при правильном применении норм материального права, регулирующих спорные правоотношения, без нарушения норм процессуального права.
В соответствии с частью 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Частями 9, 11 статьи 226 КАС РФ установлено, что если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделённых государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
2) соблюдены ли сроки обращения в суд;
3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Согласно части 2 статьи 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений: 1) об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление; 2) об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.
В соответствии со ст. 227.1 КАС РФ лицо, полагающее, что нарушены условия его содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, одновременно с предъявлением требования об оспаривании связанных с условиями содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении решения, действия (бездействия) органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих в порядке, предусмотренном настоящей главой, может заявить требование о присуждении компенсации за нарушение установленных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении (часть 1). Требование о присуждении компенсации за нарушение условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении рассматривается судом одновременно с требованием об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих по правилам, установленным настоящей главой, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей (часть 3). При рассмотрении административного искового заявления, поданного в соответствии с частью 1 настоящей статьи, суд устанавливает, имело ли место нарушение предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, а также характер и продолжительность нарушения, обстоятельства, при которых нарушение допущено, его последствия (часть 5).
Согласно части 1 статьи 219 КАС РФ административное исковое заявление об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Иные сроки обращения в суд с требованиями о присуждении компенсации за нарушение условий содержания, чем установленные статьей 219 КАС РФ, статьей 227.1 КАС РФ не предусмотрены.
Разрешая заявленные требования, суд, оценив собранные по делу доказательства в совокупности, пришел к выводу об отказе в удовлетворении требований фио При этом исходил из того, что приговором Симоновского районного суда адрес от 27 августа 2015 года Александров С.А. был признан виновным в совершении преступлений, предусмотренных ст. ст. 159 ч. 2, 159 ч. 4, 163 ч. 3 п. "б" УК РФ, назначено наказание в виде лишения свободы сроком на 8 лет.
С 31 декабря 2013 года по 06 января 2016 года Александров С.А. содержался в следственном изоляторе N 2 адрес, а также в периоды с 18 ноября 2019 года по 04 апреля 2020 года, и с 06 апреля 2021 года по 19 апреля 2021 года.
В обоснование иска указано, что в период нахождения фио в указанном исправительном учреждении, в камерах было очень тесно, туалет не оборудован перегородками и дверьми, отсутствовало помещение для глажки и сушки одежды, не хватало места для хранения пищи, продуктов и вещей; в отряде одновременно с административным истцом находились больные чесоткой; в отряде не производился ремонт, все помещения находились в крайне плохом состоянии: с потолка падала штукатурка, все полы были разбиты, а во время дождя протекала крыша; пища была низкого качества; средства для гигиенического ухода, теплые вещи администрацией не выдавались, медицинская помощь не была оказана в полном объеме; у фио не было в камере личного пространства, не было возможности уединиться, состояние его здоровья ухудшилось в связи с некачественным питанием, водой плохого качества, невозможностью следить за гигиеной, отсутствием теплых вещей, ремонта в камерах, отсутствием нормального сна и отдыха, что послужило основанием для обращения в суд.
Судом установлено, что на протяжении содержания фио в следственном изоляторе, ему предоставлялось индивидуальное спальное место с постельными принадлежностям, камеры были оборудованы предметами, предусмотренными Федеральным законом от 15 июля 1995 года N 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" и приказом Минюста России от 14 октября 2005 года N 189 "Об утверждении Правил внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы", в том числе кроватями; столом и скамейками с числом посадочных мест по количеству лиц, содержащихся в камере; шкафом для продуктов; вешалкой для верхней одежды; полкой для туалетных принадлежностей; зеркалом, вмонтированным в стену; бачком с питьевой водой; урной для мусора; тазами для гигиенических целей и стирки одежды; светильниками дневного и ночного освещения; напольной чашей (унитазом), для приватности посещения отделенной от общей части камеры перегородкой от пола до потолка; умывальником с подводом холодного водоснабжения; нагревательными приборами (радиаторами) системы водяного отопления; штепсельными розетками; вызывной сигнализацией.
Разрешая спор, суд первой инстанции, руководствуясь положениями Федерального закона от 15 июля 1995 года N 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений", Правил внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы, исходил из того, что предусмотренных законом оснований для удовлетворения заявленных Александровым С.А. требований при разрешении настоящего дела не установлено; административным ответчиком доказано отсутствие фактов нарушения условия содержания административного истца, а также в материалах дела не представлено доказательств, подтверждающих причинение вреда его здоровью, физических и нравственных страданий, связанных с действиями (бездействием) административных ответчиков.
Содержание на законных основаниях лица под стражей или отбывание им наказания в местах, соответствующих установленным государством нормативам, заведомо не может причинить физические и нравственные страдания, поскольку такие нормативы создавались именно с целью обеспечить не только содержание в местах лишения свободы или под стражей, но и обеспечить при этом соблюдение прав лиц, оказавшихся в них вследствие реализации механизма государственного принуждения.
При таких обстоятельствах, само по себе содержание лица под стражей или отбывание им наказания в местах лишения свободы, осуществляемые на законных основаниях, не порождают у него право на компенсацию морального вреда.
Судебная коллегия соглашается с выводом суда об отказе в удовлетворении требований, он соответствует закону и установленным по делу обстоятельствам, подтверждается собранными по делу доказательствами, является мотивированным. Оснований для признания его незаконным по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Суд с достаточной полнотой исследовал все обстоятельства дела, юридически значимые обстоятельства по делу судом установлены правильно, нормы материального права судом применены верно.
В соответствии с Федеральным законом "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений", содержание под стражей осуществляется в соответствии с принципами законности, справедливости, презумпции невиновности, равенства всех граждан перед законом, гуманизма, уважения человеческого достоинства, в соответствии с Конституцией Российской Федерации, принципами и нормами международного права, а также международными договорами Российской Федерации и не должно сопровождаться пытками, иными действиями, имеющими целью причинение физических или нравственных страданий подозреваемым и обвиняемым в совершении преступлений, содержащимся под стражей (статья 4); в местах содержания под стражей устанавливается режим, обеспечивающий соблюдение прав подозреваемых и обвиняемых, исполнение ими своих обязанностей, их изоляцию, а также выполнение задач, предусмотренных Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации. Обеспечение режима возлагается на администрацию, а также на сотрудников мест содержания под стражей, которые несут установленную законом ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение служебных обязанностей (статья 15); лечебно-профилактическая и санитарно-эпидемиологическая работа в местах содержания под стражей проводится в соответствии с законодательством об охране здоровья граждан.
Положениями ст. 23 Федерального закона "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" предусмотрено, что подозреваемым и обвиняемым создаются бытовые условия, отвечающие требованиям гигиены, санитарии и пожарной безопасности. Подозреваемым и обвиняемым предоставляется индивидуальное спальное место. Подозреваемым и обвиняемым выдаются постельные принадлежности, посуда и столовые приборы, туалетная бумага. Все камеры обеспечиваются средствами радиовещания, а по возможности телевизорами, холодильниками и вентиляционным оборудованием. Норма санитарной площади в камере на одного человека устанавливается в размере четырех квадратных метров.
Эти требования закона не были нарушены административным ответчиком.
Согласно п. 1 Правил внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы, утвержденных Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 14 октября 2005 года N 189, спецконтингент обязан соблюдать требования гигиены и санитарии, содержать одежду и постельные принадлежности в чистоте и порядке, содержать в чистоте камеру, в том числе санузел), подметать и мыть пол в камере, производить уборку камерного санузла, прогулочного двора по окончании прогулки; мыть бачок для питьевой воды; проводить уборку камер и других помещений в порядке очередности, установленной администрацией учреждения. Регулярно проводится дезинсекция, дератизация камер и вывоз ТБО. Используются современные средства, разрешенные органами и учреждениями государственной санитарно-эпидемиологической службы в установленном порядке. Для предупреждения появления насекомых и грызунов на территории, в производственных, складских и подсобных помещениях столовой (пищеблока) соблюдается санитарный режим.
Согласно п. 45 Правил санитарная обработка подозреваемых и обвиняемых проводится в соответствии с графиком санитарной обработки, не реже одного раза в 7 дней не менее 15 минут. При проведении санитарной обработки осуществляется замена постельного белья. После каждой помывки помещение душевой обрабатывается дезинфицирующим средством. График проведения санобработки составляется на месяц и утверждается начальником учреждения. Термическая обработка одежды и постельных принадлежностей в прожарочных шкафах, расположенных в помещениях санпропускников каждого режимного корпуса. Оборудование душевых помещений находится в технически исправном состоянии. Санитарная обработка камерного помещения производится в случае выявлении инфекционных болезней в камере, по предписанию санитарного врача раствором дезинфекционного средства сотрудниками медицинской части.
Питание в ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по адрес организовано согласно требованиям Постановления Правительства РФ от 11 апреля 2005 года N 205 "О минимальных нормах питания и материально-бытового обеспечения осужденных к лишению свободы, а также о нормах питания и материально-бытового обеспечения подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, находящихся в следственных изоляторах Федеральной службы исполнения наказаний, в изоляторах временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел Российской Федерации и пограничных органов федеральной службы безопасности, лиц, подвергнутых административному аресту, задержанных лиц в территориальных органах Министерства внутренних дел Российской Федерации на мирное время".
Качество приготовления пищи ежедневно проверяется медицинским работником и дежурным помощником начальника следственного изолятора (в том числе полнота производимой закладки продуктов питания), а также ответственным от руководства учреждения. После приготовления пищи с каждого котла снимается проба готового блюда медицинским работником и дежурным помощником начальника следственного изолятора. Далее пробы готовых блюд хранятся в специальной таре в холодильнике при температуре 0 - +2 C в течение 72 часов.
Следует также отметить, что в период с 2019 по 2023 год актов прокурорского реагирования на качество приготовления пищи подозреваемым, обвиняемым и осужденным, содержащимся в ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по адрес, не поступало.
Согласно Приказу Министерства юстиции Российской Федерации от 28 декабря 2017 года N 285 "Об утверждении Порядка организации оказания медицинской помощи лицам, заключенным под стражу или отбывающим наказание в виде лишения свободы" медицинская помощь подозреваемым, обвиняемым и осужденным оказывается медицинскими работниками безотлагательно, в том числе при необходимости, ими вызывается бригада скорой медицинской помощи.
На основании изложенного, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований о присуждении компенсации за нарушение условий содержания, поскольку незаконность действий (бездействия) административного ответчика судом не установлена.
Доводы апелляционной жалобы по существу сводятся к несогласию с выводами суда первой инстанции и не содержат фактов, которые не были учтены при рассмотрении дела, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными.
Таким образом, по доводам апелляционной жалобы, дополнениям к ней и изученным материалам дела оснований, предусмотренных статьей 310 КАС РФ, для отмены или изменения решения суда первой инстанции, судебной коллегией не установлено.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 309-311, 177 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Люблинского районного суда адрес от 27 июля 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Решение и настоящее Апелляционное определение могут быть обжалованы в кассационном порядке во Второй кассационный суд общей юрисдикции и Верховный Суд России в течение шести месяцев со дня их вступления в законную силу.
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 15 декабря 2023 года.
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.