Судебная коллегия по административным делам Московского городского суда в составе
председательствующего фио, судей фио, фио, при помощнике судьи Назаренко А.В, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N 2а-2070/2022 по административному исковому заявлению фио фио к Министерству юстиции РФ о признании незаконным и отмене решения о включении в список физических лиц, выполняющих функции иностранного агента, обязании исключить данные сведения из реестра
по апелляционной жалобе представителя фио - Аршиновой В.А. на решение Замоскворецкого районного суда адрес от 27 декабря 2022 г, заслушав доклад судьи фио, выслушав объяснения представителя Министерства юстиции РФ - фио, полагавшего решение суда законным и обоснованным,
УСТАНОВИЛА:
решением Замоскворецкого районного суда адрес от 27 декабря 2022 г. в удовлетворении названного выше административного иска отказано.
Рассматривая дело и разрешая спор по существу, суд исследовал заявленные основания иска, связанные с нарушением прав фио оспариваемым распоряжением Министерства юстиции РФ от 9 сентября 2022 г. (далее - Распоряжение), поскольку отсутствовали основания для его принятия, Распоряжение, по мнению административного истца, является формой наказания за политическую деятельность, вмешательством в право на уважение на частную жизнь, ограничивает в возможности занимать государственные должности.
Исследуя указанные обстоятельства, суд принял во внимание возражения Министерства юстиции РФ, оценил представленные доказательства, дал им оценку с учетом установленных законом критериев иностранного агента, данных законом определений форм политической деятельности.
В апелляционной жалобе представителя фио ставится вопрос об отмене решения суда, как незаконного.
Судебная коллегия на основании ст.ст. 150, 152 Кодекса административного судопроизводства РФ нашла возможным рассмотреть дело в отсутствие других лиц, участвующих в деле, извещенных о времени и месте судебного заседания.
Проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, возражения на нее, судебная коллегия по административным делам Московского городского суда пришла к выводу об отсутствии предусмотренных ч. 2 ст. 310 Кодекса административного судопроизводства РФ оснований для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке.
При этом судебная коллегия исходила из следующего.
Суду представлено распоряжение Министерства юстиции РФ от 9 сентября 2022 г. N 1210-р о включении в список физических лиц, выполняющих функции иностранного агента, фио фио, паспортные данные (л.д. 49).
Из содержания Распоряжения видно, что оно вынесено зам. министра Министерства юстиции РФ фио в соответствии с ч. 3 ст. 2.1 Федерального закона от 28.12.2012 N 272-ФЗ "О мерах воздействия на лиц, причастных к нарушениям основополагающих прав и свобод человека, прав и свобод граждан Российской Федерации".
Названный Федеральный закон (нормы которого приведены в редакции на момент возникновения спорных правоотношений), как следует из его содержания, предусматривает правовое регулирование, допускающее признание физического лица (независимо от гражданства) выполняющим функции иностранного агента, в случае, если оно осуществляет на адрес в интересах иностранного источника политическую деятельность.
В части 1 ст. 2.1 названного Федерального закона даны признаки политической деятельности, согласно которым таковой признается деятельность в переделенных сферах, включая обеспечения законности, правопорядка, государственной и общественной безопасности, обороны страны, внешней политики, в целях оказания влияния на выработку и реализацию государственной политики, формирование государственных органов, органов местного самоуправления, на их решения и действия.
Данной нормой права определены формы осуществления политической деятельности, в частности - распространение, в том числе с использованием современных информационных технологий, мнений о принимаемых государственными органами решениях и проводимой ими политике.
Согласно части 3 названной статьи на основании информации, представляемой в порядке, предусмотренном частью 2 настоящей статьи, федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере регистрации некоммерческих организаций, ведет список физических лиц, выполняющих функции иностранного агента, который размещается в открытом доступе в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет". Порядок ведения и размещения в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" данного списка устанавливается указанным органом. В случае выявления деятельности физического лица, выполняющего функции иностранного агента, которое не подало заявление (уведомление) в порядке, установленном частью 2 настоящей статьи, федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере регистрации некоммерческих организаций, включает данное лицо в список физических лиц, выполняющих функции иностранного агента. Решение о включении в список физических лиц, выполняющих функции иностранного агента, может быть обжаловано в суд.
В соответствии с этим Министерство юстиции РФ представило доказательства того, что в его адрес поступили материалы из Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, из Главного управления по противодействию экстремизма МВД России в отношении фио, свидетельствующие о его участии в период с декабря 2021 г. по апрель 2022 г. в такого рода политической деятельности в форме распространения его мнения, дискредитирующего российскую армию в связи с участием в... и подрывающие доверие к органам государственной власти Российской Федерации.
Свои высказывания фио распространил в социальных сетях, таких как "... ", "... ", "... ", "... ", в интервью с украинскими журналистами.
В 2022 г. административный истец стал ведущим на "... "- адрес, в то же время объявлен МВД России в розыск и заочно арестован по решению... суда адрес.
Данные факты подтверждены исследованными судом доказательствами и применительно к названным выше нормам права давали основания для отказа в удовлетворении административного иска, дополнительно принимая во внимание то, что сам фио не подал заявление в порядке ч. 2 ст. 2.1 Федерального закона от 28.12.2012 N 272-ФЗ "О мерах воздействия на лиц, причастных к нарушениям основополагающих прав и свобод человека, прав и свобод граждан Российской Федерации", определяющей, что физическое лицо, деятельность которого подпадает под признаки, указанные в части 1 настоящей статьи, обязано в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере регистрации некоммерческих организаций, подать заявление о включении в список физических лиц, выполняющих функции иностранного агента. Физическое лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации, постоянно проживающее за пределами адрес, намеревающееся после прибытия в Российскую Федерацию осуществлять деятельность, связанную с выполнением функций иностранного агента, обязано до момента въезда в Российскую Федерацию уведомить об этом федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере регистрации некоммерческих организаций, в установленном им порядке.
В апелляционной жалобе представитель административного истца просит решение суда отменить, ссылаясь на несогласие с ним фио по мотивам нарушения процессуального закона, недоказанности установленных судом обстоятельств, игнорирования правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, отсутствие правовых оснований для включения фио в реестр иностранных агентов, неполную проверку заявленных оснований иска.
Однако доводы апелляционной жалобы преимущественно сводятся к цитированию закона без их связи с конкретными обстоятельствами, которые бы подтверждали нарушения, о которых заявлено в жалобе.
При этом заявитель, отрицая политическую деятельность фио, не отрицает выражения фио мнения о.., содержание которого выражено в тексте судебного акта, которое в смысле, определяемом Федеральным законом от 28.12.2012 N 272-ФЗ "О мерах воздействия на лиц, причастных к нарушениям основополагающих прав и свобод человека, прав и свобод граждан Российской Федерации", имеет признаки политической деятельности.
В апелляционной жалобе не приведены доводы, что сравнительная оценка фио "исторической удачи Украины" с построением в Российской Федерации "государства идиотов" высказана им в интересах иностранных источников, понятие которых содержится в ст. 2.1 названного Федерального закона.
Поскольку решение принято судом при правильном применении норм материального права и с соблюдением норм процессуального права, оно является законным и обоснованным и отмене не подлежит.
Доводы жалобы не опровергают выводов решения суда и потому не могут служить основанием к отмене этого решения.
Руководствуясь ст.ст. 309, 311 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебная коллегия по административным делам Московского городского суда
определила:
решение Замоскворецкого районного суда адрес от 27 декабря 2022 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Настоящее апелляционное определение в соответствии с ч. 5 ст. 311 Кодекса административного судопроизводства РФ вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано через Замоскворецкий районный суд адрес в судебную коллегию по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.