Судебная коллегия по административным делам Московского городского суда в составе
председательствующего фио, судей фио, фио, при помощнике судьи Кльован С.П, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N 2а-636/2023 по административному исковому заявлению Черникова... к призывной комиссии адрес о признании незаконным решения о призыве на военную службу
по апелляционной жалобе призывной комиссии адрес на решение Хорошевского районного суда адрес от 26 июля 2023 г, заслушав доклад судьи фио, выслушав объяснения представителя призывной комиссии адрес фио,, поддержавшей доводы апелляционной жалобы,
УСТАНОВИЛА:
решением Хорошевского районного суда адрес от 26 июля 2023 г. названный выше административный иск удовлетворен, постановлено: признать незаконным решение призывной комиссии адрес.
Рассматривая дело, суд исследовал заявленные Черниковым А.Е. основания иска, связанные с нарушением его права на отсрочку от призыва на военную службу в связи с обучением и права на освобождение от военной службы в связи с имеющимся у него заболеванием (язва двенадцатиперстной кошки).
Исследуя указанные обстоятельства, суд принял во внимание возражения призывной комиссии адрес, оценил представленные доказательства и пришел к выводу о том, что Черников А.Е. не мог быть призван на военную службу до освоения основной образовательной программы. При этом каких-либо нарушений процедуры проведения медицинского освидетельствования врачами, а также порядка установления категории годности к военной службе не установлено, доказательств обратного не представлено.
В апелляционной жалобе призывной комиссии адрес ставится вопрос об отмене решения суда, как незаконного.
Судебная коллегия на основании ст.ст. 150, 152 Кодекса административного судопроизводства РФ нашла возможным рассмотреть дело в отсутствие других лиц, участвующих в деле, извещенных о времени и месте судебного заседания.
Проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, судебная коллегия по административным делам Московского городского суда пришла к выводу о наличии предусмотренных ч. 2 ст. 310 Кодекса административного судопроизводства РФ оснований для отмены решения суда в апелляционном порядке.
При этом судебная коллегия исходила из следующего.
Рассмотрение дел, вытекающих из публичных правоотношений по правилам главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее также - Кодекс), осуществляется на основе принципа состязательности и равноправия сторон при активной роли суда (пункт 7 статьи 6 и статья 14 Кодекса). Обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, определяются судом в соответствии с нормами материального права, подлежащими применению к спорным публичным правоотношениям, исходя из требований и возражений лиц, участвующих в деле.
Из материалов дела усматривается, что данный принцип административного судопроизводства нарушен, поскольку суд не указал в резолютивной части судебного акта, какое именно решение призывной комиссии адрес он признал незаконным и в отношении кого и когда такое решение было принято.
Более того, вывод суда о том, что порядок установления категории годности административным ответчиком соблюден, сделан без оценки имеющихся в деле доказательств.
Признавая права фио нарушенными в связи с тем, что он проходит обучение, суд не принял во внимание, что в деле отсутствуют доказательства предоставления Черникову А.Е. в установленном законом порядке отсрочки от призыва в связи с обучением, при этом судом не установлено, где именно Черников А.Е. проходит обучение.
При разрешении спора по существу суд апелляционной инстанции установил, что Черников А.Е, паспортные данные, состоит на воинском учете в военном комиссариате адрес.
Согласно листу медицинского освидетельствования от 30 января 2020 г. у фио диагностировано заболевание - язвенная болезнь луковицы двенадцатиперстной кишки (под вопросом), в связи с чем он был признан по категории Г временно не годным к военной службе до ноября 2021 г. (л.д. 46 об.).
Таким образом, при медицинском освидетельствовании фио возникли сомнения о наличии у него заболевания, которое дает основания для освобождения от призыва на военную службу.
В системе действующего правового регулирования при наличии сомнений в годности призывника к военной службе он подлежит направлению на дополнительное медицинское обследование для уточнения диагноза заболевания, необходимого для заключения о его годности к военной службе по состоянию здоровья.
Так, согласно пункту 23 Положения о военно-врачебной экспертизе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 4 июля 2013 г. N 565, формы документов, заполняемых врачами-специалистами, врачами, руководящими работой по освидетельствованию граждан, при первоначальной постановке граждан на воинский учет, при призыве граждан на военную службу, при медицинском осмотре граждан, не пребывающих в запасе, призванных на военную службу, перед направлением их к месту прохождения военной службы, при контрольном освидетельствовании граждан, получивших отсрочку или освобождение от призыва на военную службу по состоянию здоровья, и граждан, заявивших о несогласии с заключением об их годности к военной службе по результатам освидетельствования, а также правила их заполнения определяются Министерством обороны Российской Федерации.
Положением о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденным Указом Президента Российской Федерации 16 августа 2004 г. N 1082, определено, что Минобороны России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области обороны, к полномочиям которого относится координация проведения в Российской Федерации мероприятий по воинскому учету; организация совместно с иными федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления работы по подготовке граждан Российской Федерации к военной службе, их призыв и прием на военную службу; Министр обороны Российской Федерации издает приказы, директивы, положения, наставления, инструкции, уставы и иные нормативные (правовые, нормативные правовые) акты (пункт 1, подпункты 30, 33 пункта 7, подпункт 1 пункта 8, подпункт 7 пункта 10).
Приказом Министра обороны Российской Федерации от 16 сентября 2015 г. N 533 "Об определении форм документов, заполняемых врачами-специалистами, врачами, руководящими работой по медицинскому освидетельствованию граждан, при первоначальной постановке граждан на воинский учет, при призыве граждан на военную службу, при медицинском осмотре граждан, не пребывающих в запасе, призванных на военную службу, перед направлением их к месту прохождения военной службы, при контрольном медицинском освидетельствовании граждан, получивших отсрочку или освобождение от призыва на военную службу по состоянию здоровья, и граждан, заявивших о несогласии с заключением об их годности к военной службе по результатам медицинского освидетельствования, и правил их заполнения" определены Правила заполнения карты медицинского освидетельствования гражданина, подлежащего призыву на военную службу (далее - Правила), являющиеся приложением N 2 к названному приказу. Нормативный правовой акт зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации (далее также - Минюст России) 20 октября 2015 г, регистрационный номер 39382, и опубликован на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru) 22 октября 2015 г.
Согласно абзацу седьмому подпункта "ж" пункта 6 Правил в карте медицинского освидетельствования гражданина, подлежащего призыву на военную службу, в подпункте 7.10 пункта 7 указываются в первой - девятой строках диагноз заболевания либо "здоров".
Вместе с тем правовое регулирование в области воинской обязанности и военной службы осуществляется Федеральным законом от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе", согласно пункту 1 статьи 26 которого призыв на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, включает: явку на медицинское освидетельствование, профессиональный психологический отбор и заседание призывной комиссии; явку в указанные в повестке военного комиссариата время и место для отправки к месту прохождения военной службы и нахождение в военном комиссариате до начала военной службы.
В силу статьи 5.1 приведенного закона граждане при постановке на воинский учет, призыве на военную службу проходят медицинское освидетельствование врачами-специалистами: терапевтом, хирургом, невропатологом, психиатром, окулистом, оториноларингологом, стоматологом, а в случае необходимости - врачами других специальностей, по результатам которого врачи, руководящие работой по медицинскому освидетельствованию, дают заключение о годности гражданина к военной службе по следующим категориям: А - годен к военной службе; Б - годен к военной службе с незначительными ограничениями; В - ограниченно годен к военной службе; Г - временно не годен к военной службе; Д - не годен к военной службе (пункты 1, 2). В случае невозможности вынесения медицинского заключения о годности гражданина к военной службе по состоянию здоровья в ходе медицинского освидетельствования гражданин направляется на амбулаторное или стационарное медицинское обследование в медицинскую организацию (пункт 4). Порядок организации и проведения медицинского освидетельствования граждан определяется Положением о военно-врачебной экспертизе (пункт 3 статьи 5.1 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе"). В силу пункта 2 Положения о военно-врачебной экспертизе для проведения военно-врачебной экспертизы в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях, органах и учреждениях создаются военно-врачебные комиссии (врачебно-летные комиссии). При этом, исходя из положений пункта 4 названного положения, военно-врачебная экспертиза предусматривает проведение медицинского обследования и медицинского освидетельствования (далее также - обследование и освидетельствование).
При обследовании проводится комплекс диагностических мероприятий, осуществляемых посредством сбора и анализа жалоб гражданина, данных его анамнеза и осмотра, проведения лабораторных, инструментальных, морфологических и иных исследований, предшествующих освидетельствованию в целях определения годности к военной службе. При освидетельствовании проводятся изучение и оценка состояния здоровья и физического развития граждан на момент проведения экспертизы в целях определения их годности к военной службе (приравненной службе) с учетом результатов ранее проведенного обследования и с вынесением письменного заключения.
Согласно пункту 6 Положения о военно-врачебной экспертизе годность к военной службе граждан при первоначальной постановке на воинский учет, при призыве на военную службу определяется в соответствии с требованиями к состоянию здоровья согласно приложению N 1 к данному акту "Требования к состоянию здоровья граждан при первоначальной постановке на воинский учет, призыве на военную службу (военные сборы), граждан, поступающих на военную службу по контракту, граждан, поступающих в военно-учебные заведения, военнослужащих, граждан, пребывающих в запасе Вооруженных Сил Российской Федерации". Указанные требования включают расписание болезней, в котором определяются соответствующие категории годности к военной службе в зависимости от степени выраженности нарушений функций органов и систем организма, обусловленных заболеваниями, травмами или состояниями.
Пунктом 13 Положения о военно-врачебной экспертизе предусмотрено, что организация освидетельствования при призыве граждан на военную службу возлагается на призывную комиссию.
В случае невозможности вынесения медицинского заключения о годности гражданина к военной службе по состоянию здоровья в ходе освидетельствования гражданин на основании решения комиссии по постановке граждан на воинский учет, призывной комиссии или военного комиссара муниципального образования (муниципальных образований), принятого по заключению врачей-специалистов, направляется в медицинскую организацию государственной или муниципальной систем здравоохранения на обследование в амбулаторных или стационарных условиях для уточнения диагноза заболевания (пункт 20 Положения о военно-врачебной экспертизе).
Аналогичные требования содержатся в пункте 13 Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации.
Пунктом 21 Положения о военно-врачебной экспертизе закреплено, что руководители органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья, органов местного самоуправления, руководители медицинских организаций государственной и муниципальной систем здравоохранения обеспечивают своевременное обследование граждан в соответствии с порядками оказания медицинской помощи и стандартами медицинской помощи, утверждаемыми Министерством здравоохранения Российской Федерации. Контроль за своевременным завершением обследования граждан осуществляется соответствующими военными комиссариатами.
В соответствии с подпунктом "г" пункта 4, пунктом 18 Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации в целях реализации задач по проведению призыва на военную службу военный комиссар муниципального образования (муниципальных образований) в том числе участвует совместно с представителями медицинских организаций в контроле за медицинским освидетельствованием призывников и прохождением ими медицинского обследования. Контроль за наличием у призывника оснований для освобождения от призыва на военную службу или для отсрочки от призыва на военную службу возлагается на военного комиссара муниципального образования (муниципальных образований), а за прохождением призывником назначенного ему медицинского обследования, лечения и повторного медицинского освидетельствования - на военный комиссариат муниципального образования (муниципальных образований) и соответствующие медицинские организации.
Следовательно, на руководителях органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья, органах местного самоуправления, руководителях медицинских организаций государственной и муниципальной систем здравоохранения лежит обязанность обеспечивать своевременное обследование граждан в соответствии с порядками оказания медицинской помощи и стандартами медицинской помощи, утверждаемыми Министерством здравоохранения Российской Федерации, а на соответствующих военных комиссариатах - осуществление контроля за своевременным завершением обследования граждан.
Однако, в материалах дела не имеется данных о направлении фио на дополнительное медицинское обследование.
Более того, в нарушение приведенных законоположений 20 апреля 2023 г. Черникову А.Е. установлена категория годности к военной службе "Б-4" по ст. 59 "в" графы I Расписания болезней, утвержденного в Приложении N 1 к Положению о военно-врачебной экспертизе (утв. Постановлением Правительства РФ от 04.07.2013 N 565).
Между тем п. "в" названной статьи предусматривает установление в таком случае категории годности "Б-3", а не "Б-4".
В деле имеются сведения о том, что Черникову А.Е. в последующем (после установления категории годности "Г" к военной службе) был диагностирован ряд заболеваний, включая язву двенадцатиперстной кишки - 23 мая 2022 г. (л.д. 47-49), что не получило оценки в заключении призывной комиссии адрес от 20 июня 2023 г. о призыве фио на военную службу.
На основании изложенного судебная коллегия пришла к выводу об отмене решения суда и принятии нового решения об удовлетворении административного иска.
Руководствуясь ст.ст. 309, 311, 310 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебная коллегия по административным делам Московского городского суда
определила:
решение Хорошевского районного суда адрес от 26 июля 2023 г. отменить, принять по делу новое решение, которым признать незаконным и отменить решение призывной комиссии адрес от 20 июня 2023 г. об установлении Черникову.., паспортные данные, категории годности к военной службе "Б-4" и призыве на военную службу.
Настоящее апелляционное определение в соответствии с ч. 5 ст. 311 Кодекса административного судопроизводства РФ вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано через Хорошевский районный суд адрес в судебную коллегию по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.