Судебная коллегия по административным делам Московского городского суда в составе
председательствующего фио, судей фио, фио, при помощнике судьи Бубновой А.С, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N 2а-1794/2023 по административному исковому заявлению Гаджиева... к Министерству юстиции РФ о признании незаконным и отмене решения о включении в список физических лиц, выполняющих функции иностранного агента, обязании исключить данные сведения из реестра
по апелляционным жалобам фио и его представителя Пилюгиной Е.А. на решение Замоскворецкого районного суда адрес от 29 сентября 2023 г, заслушав доклад судьи фио, выслушав объяснения представителя фио - Пилюгину Е.А, поддержавшую доводы апелляционной жалобы, представителя Министерства юстиции РФ - фио, полагавшего решение суда законным и обоснованным,
УСТАНОВИЛА:
решением Замоскворецкого районного суда адрес от 29 сентября 2023 г. в удовлетворении названного выше административного иска отказано.
Рассматривая дело и разрешая спор по существу, суд исследовал заявленные основания иска, связанные с нарушением прав фио оспариваемым распоряжением Министерства юстиции РФ от 26 мая 2023 г. (далее - Распоряжение), поскольку оно, по мнению административного истца, было направлено ему по неверному адресу, а информация, которой руководствовалось Министерство юстиции РФ, является недостоверной.
Исследуя указанные обстоятельства, суд принял во внимание объяснения представителей сторон, оценил представленные доказательства и дал им оценку с учетом установленных законом критериев иностранного агента, определений форм политической деятельности.
В апелляционных жалобах представителя фио и его представителя ставится вопрос об отмене решения суда, как незаконного.
Судебная коллегия на основании ст.ст. 150, 152 Кодекса административного судопроизводства РФ нашла возможным рассмотреть дело в отсутствие других лиц, участвующих в деле, извещенных о времени и месте судебного заседания.
Проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в апелляционных жалобах, возражения на нее, судебная коллегия по административным делам Московского городского суда пришла к выводу об отсутствии предусмотренных ч. 2 ст. 310 Кодекса административного судопроизводства РФ оснований для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке.
При этом судебная коллегия исходила из следующего.
Суду представлено распоряжение Министерства юстиции РФ от 26 мая 2023 г. о включении в список физических лиц, выполняющих функции иностранного агента, фио
Из содержания Распоряжения видно, что оно вынесено уполномоченным лицом Министерства юстиции РФ в соответствии с ч. 7 ст. 7 Федерального закона от 14.07.2022 N 255-ФЗ "О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием".
Названный Федеральный закон (нормы которого приведены в редакции на момент возникновения спорных правоотношений), как следует из его содержания, предусматривает правовое регулирование, допускающее признание физического лица выполняющим функции иностранного агента в случае, если оно получает поддержку и (или) находится под иностранным влиянием в иных формах, осуществляя деятельность, виды которой установлены статьей 4 настоящего Федерального закона.
В статье 2 названного Федерального закона под иностранным влиянием, указанным в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона, понимается предоставление иностранным источником лицу поддержки и (или) оказание воздействия на лицо, в том числе путем принуждения, убеждения и (или) иными способами.
Перечень иностранных источников приведен в ст. 3 того Закона и включает как иностранные государства, так и их органы публичной власти, организации (международные и иностранные), иностранных граждан, лиц без гражданства, иностранные структуры, иные лица, перечень которых содержится в данной норме права.
В ст. 4 названного Федерального закона даны признаки политической деятельности, согласно которым таковой признается деятельность в определенных сферах, включая сферу государственного строительства, защиты основ конституционного строя Российской Федерации, федеративного устройства Российской Федерации, защиты суверенитета и обеспечения территориальной целостности Российской Федерации, обеспечения законности, правопорядка, государственной и общественной безопасности, обороны страны, внешней политики, социально-экономического и национального развития Российской Федерации, развития политической системы, деятельности органов публичной власти, законодательного регулирования прав и свобод человека и гражданина в целях оказания влияния на выработку и реализацию государственной политики, формирование органов публичной власти, их решения и действия.
Названной нормой права также определены и формы осуществления политической деятельности, в частности - распространение, в том числе с использованием современных информационных технологий, мнений о принимаемых органами публичной власти решениях и проводимой ими политике.
Согласно ч. 4 ст. 6 Федерального закона от 14.07.2022 N 255-ФЗ "О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием" в целях ведения единого реестра уполномоченному органу в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, предоставляются сведения федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел (за исключением результатов оперативно-разыскной деятельности), федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, Фондом пенсионного и социального страхования Российской Федерации. Сведения, необходимые для ведения единого реестра, предоставляются уполномоченному органу иными государственными органами и организациями в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии со ст. 7 Федерального закона от 14.07.2022 N 255-ФЗ "О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием" в случае выявления лица, действующего в качестве иностранного агента, которое не подало заявление, предусмотренное частью 1 или 2 настоящей статьи, уполномоченный орган принимает решение о включении такого лица в реестр в срок не позднее чем десять рабочих дней со дня выявления, о чем уведомляет такое лицо в срок не позднее чем пять рабочих дней со дня принятия соответствующего решения (ч. 7).
Решение о включении в реестр сведений об иностранном юридическом лице, иностранной структуре без образования юридического лица принимается уполномоченным органом по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере международных отношений Российской Федерации (ч. 8).
Решение уполномоченного органа о включении в реестр может быть обжаловано в суд (9).
В соответствии с этим Министерство юстиции РФ представило доказательства того, что в его адрес поступили материалы из Главного управления по противодействию экстремизма МВД России в отношении фио, свидетельствующие о его участии в апреле 2023 г. в такого рода политической деятельности в форме распространения своего мнения о принимаемых государственными органами Российской Федерации решениях и проводимой ими политике, в частности распространение видеоинтервью фио, в котором он сообщает информацию о том, что в настоящее время поддерживает Украину, включая финансирование последней.
Данные факты подтверждены исследованными судом доказательствами и применительно к названным выше нормам материального права давали основания для отказа в удовлетворении административного иска, дополнительно принимая во внимание то, что сам Гаджиев М.Т. не подал заявление в порядке ч. 1 ст. 7 Федерального закона от 14.07.2022 N 255-ФЗ "О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием", определяющей, что лицо, намеревающееся действовать в качестве иностранного агента, обязано до начала своих действий подать в уполномоченный орган заявление о включении его в реестр.
В апелляционных жалобах административный истец и его представитель просят решение суда отменить, ссылаясь на несогласие с ним фио по мотивам отказа в приостановлении рассмотрения настоящего дела до вступления в силу решения... районного суда адрес по делу об оспаривании достоверности видеозаписей, которые положены в основу решения суда по данному делу. Кроме того, заявители полагают, что не представлено доказательств достоверности размещения информации на указанных в решении суда источниках в сети Интернет. При этом не дано оценки предшествующей деятельности фио, в том числе как депутата Государственной Думы, члена партии "... ", направленной на поддержку присоединения адрес, оказанию гуманитарной помощи жителям.., поддержки начала...
С указанными доводами судебная коллегия по административным делам Московского городского суда не согласилась.
При принятии оспариваемого решения в порядке ч. 7 ст. 7 Федерального закона от 14.07.2022 N 255-ФЗ "О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием" Министерство юстиции РФ не нарушило прав фио, поскольку он не лишен был возможности оспаривать распространенную в Интернете информацию. При этом Министерство юстиции РФ правомерно учитывало наличие критериев для принятия оспариваемого такого решения, характер информации, источник, от которой информация получена (Главное управление по противодействию экстремизму МВД России), имея в виду, что такой источник в силу предоставленной ему законом компетенции осуществляет мониторинг данных, распространение которых создает угрозу безопасности Российской Федерации.
Решение суда по настоящему административному делу не препятствует Гаджиеву М.Т. оспаривать решение... районного суда адрес, которым ему отказано в удовлетворении требований о признании информации недостоверной.
В связи с этим рассмотрение настоящего дела было возможно до вступления в силу решения по другому делу.
Достоверность размещения информации на телеграм-канале "Два майора" не вызывает сомнений, так как находится в общем доступе (https://t.me/dva_majors/13318).
Предшествующая деятельность фио сама по себе не ставит под сомнение деятельность фио в спорный период (апреле 2023 г.), выезд его за пределы Российской Федерации, намерение получить гражданство другого государства.
Таким образом, судебная коллегия соглашается с правильностью указанных выше выводов суда, поскольку они подтверждаются исследованными судом доказательствами, получившими оценку по правилам ст. 84 Кодекса административного судопроизводства РФ, и основаны на нормах права, которые применил суд. Существенных нарушений процессуального закона по данному делу не допущено.
Руководствуясь ст.ст. 308, 309, 311 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебная коллегия по административным делам Московского городского суда
определила:
решение Замоскворецкого районного суда адрес от 29 сентября 2023 г. оставить без изменения, апелляционные жалобы без удовлетворения.
Настоящее апелляционное определение в соответствии с ч. 5 ст. 311 Кодекса административного судопроизводства РФ вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано через Замоскворецкий районный суд адрес в судебную коллегию по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.