Московский городской суд в составе
председательствующего судьи Полыги В.А, при секретаре Волковой А.В, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ООО "ТИМАЛЪ", Качанова Владимира Васильевича, Казакова Юрия Ивановича, Пономарёва Юрия Леонидовича, Горина Николая Владимировича, Столяровой Галины Николаевны, Токарь Павла Алексеевича, Кудина Михаила Юрьевича, Горина Владимира Александровича, Соцкова Виталия Викторовича об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельного участка и нежилых помещений,
УСТАНОВИЛ:
ООО "ТИМАЛЪ", Качанов В.В, Казаков Ю.И, Пономарёв Ю.Л, Горин Н.В, Столярова Г.Н, Токарь П.А, Кудин М.Ю, Горин В.А, Соцков В.В. обратились в Московский городской суд с административным исковым заявлением о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости нежилых помещений с кадастровыми номерами ОКС1, ОКС2, ОКС3, ОКС4, ОКС5, ОКС6, ОКС7, ОКС8, ОКС9, ОКС10, ОКС11, ОКС12, ОКС13, ОКС14, ОКС15, ОКС16, ОКС17, ОКС18, ОКС19, ОКС20, ОКС21, ОКС22, ОКС23, ОКС24, земельного участка с кадастровым номером ЗУ.
В обоснование заявленных требований административные истцы указывают на то, что являются собственниками названных нежилых помещений и арендаторами земельного участка. Кадастровая стоимость объектов недвижимости по состоянию на 1 января 2021 года превышает их рыночную стоимость. В свою очередь несоответствие внесённой в Единый государственный реестр недвижимости кадастровой стоимости нежилых помещений и земельного участка их рыночной стоимости нарушает права административных истцов как плательщиков налога и арендной платы, размер которых исчисляется исходя из кадастровой стоимости объектов недвижимости.
В такой ситуации административные истцы просят установить кадастровую стоимость нежилых помещений и земельного участка в размере, равном их рыночной стоимости, определенной по результатам оценки, проведенной ООО "Бизнес плюс", по состоянию на 1 января 2021 года.
Представитель административных истцов Востров А.А, являющийся также представителем заинтересованных лиц Денискиной Т.В, Себина И.В, Себиной Е.А, требования в части пересмотра кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером ЗУ, нежилых помещений с кадастровыми номерами ОКС8, ОКС6, ОКС4 уточнил, просил установить кадастровую стоимость в размере рыночной, определенной по результатам судебной экспертизы. В остальной части поддержал изначально заявленные требования, представил возражения относительно выводов судебной оценочной экспертизы.
Представителем Департамента городского имущества города Москвы Хасановой А.Р. представлены письменные возражения по делу, в которых административный ответчик просил в удовлетворении заявленных требований отказать.
Выслушав явившихся в судебное заседание лиц, исследовав материалы дела и представленные в них доказательства, суд приходит к следующему выводу.
Судом установлено, что административному истцу ООО "ТИМАЛЪ" принадлежат на праве собственности нежилые помещения с кадастровыми номерами ОКС3, ОКС4, ОКС5, ОКС6, ОКС7, ОКС8, ОКС9, ОКС10, ОКС11, ОКС12, ОКС14, ОКС15, ОКС16, ОКС17, ОКС18, административному истцу Горину Н.В. принадлежит нежилое помещение с кадастровым номером ОКС1 (ранее собственниками указанного помещения являлись заинтересованные лица Себин И.В, Себина Е.А.), административному истцу Соцкову В.В. принадлежит нежилое помещение с кадастровым номером ОКС2, административному истцу Горину В.А. принадлежит нежилое помещение с кадастровым номером ОКС13, административному истцу Пономареву Ю.Л. принадлежит нежилое помещение с кадастровым номером ОКС19, административному истцу Токарь П.А. принадлежит нежилое помещение с кадастровым номером ОКС20, административному истцу Казакову Ю.И. принадлежит нежилое помещение с кадастровым номером ОКС21, административному истцу Кудину М.Ю. принадлежит нежилое помещение с кадастровым номером ОКС22, административному истцу Качанову В.В. принадлежит нежилое помещение с кадастровым номером ОКС23, административному истцу Столяровой Г.Н. принадлежит нежилое помещение с кадастровым номером ОКС24, что подтверждается выписками из ЕГРН об основных характеристиках объектов недвижимости, договором купли-продажи.
В отношении названных нежилых помещений установлена кадастровая стоимость, определенная по состоянию на 1 января 2021 года, а именно в отношении нежилого помещения с кадастровым номером ОКС1 в размере 132 072 206 рублей 51 копейка, в отношении нежилого помещения с кадастровым номером ОКС2 в размере 169 333 258 рублей 57 копеек, в отношении нежилого помещения с кадастровым номером ОКС3 в размере 11 347 168 рублей 84 копеек, в отношении нежилого помещения с кадастровым номером ОКС4 в размере 546 979 рублей 88 копеек, в отношении нежилого помещения с кадастровым номером ОКС5 в размере 13 111 224 рублей 50 копеек, в отношении нежилого помещения с кадастровым номером ОКС6 в размере 114 203 161 рубля 96 копеек, в отношении нежилого помещения с кадастровым номером ОКС7 в размере 188 092 684 рублей 19 копеек, в отношении нежилого помещения с кадастровым номером ОКС8 в размере 11 022 965 рублей 17 копеек, в отношении нежилого помещения с кадастровым номером ОКС9 в размере 48 588 580 рублей 91 копейки, в отношении нежилого помещения с кадастровым номером ОКС10 в размере 2 526 990 рублей 11 копеек, в отношении нежилого помещения с кадастровым номером ОКС11 в размере 2 526 990 рублей 11 копеек, в отношении нежилого помещения с кадастровым номером ОКС12 в размере 2 393 404 рублей 73 копеек, в отношении нежилого помещения с кадастровым номером ОКС13 в размере 139 833 509 рублей 59 копеек, в отношении нежилого помещения с кадастровым номером ОКС14 в размере 13 681 467 рублей 33 копеек, в отношении нежилого помещения с кадастровым номером ОКС15 в размере 18 351 379 рублей 94 копеек, в отношении нежилого помещения с кадастровым номером ОКС16 в размере 2 404 537 рублей 70 копеек, в отношении нежилого помещения с кадастровым номером ОКС17 в размере 2 360 008 рублей 59 копеек, в отношении нежилого помещения с кадастровым номером ОКС18 в размере 2 126 233 рублей 77 копеек, в отношении нежилого помещения с кадастровым номером ОКС19 в размере 41 546 489 рублей 14 копеек, в отношении
нежилого помещения с кадастровым номером ОКС20 в размере 41 546 218 рублей 48 копеек, в отношении нежилого помещения с кадастровым номером ОКС21 в размере 81 014 953 рублей 02 копеек, в отношении нежилого помещения с кадастровым номером ОКС22 в размере 70 859 547 рублей 50 копеек, в отношении нежилого помещения с кадастровым номером ОКС23 в размере 41 462 812 рублей 78 копеек, в отношении нежилого помещения с кадастровым номером ОКС24 в размере 44 293 010 рублей 75 копеек, что подтверждается выписками из ЕГРН о кадастровой стоимости объектов недвижимости.
Административный истец ООО "ТИМАЛЪ" в силу требований главы 30 Налогового кодекса Российской Федерации и Закона города Москвы от 5 ноября 2003 года N 64 "О налоге на имущество организаций", административные истцы Качанов В.В, Казаков Ю.И, Пономарёв Ю.Л, Горин Н.В, Столярова Г.Н, Токарь П.А, Кудин М.Ю, Горин В.А, Соцков В.В. в соответствии с положениями ст. ст. 399, 400, 401 НК РФ и закона города Москвы от 19 ноября 2014 года N 51 "О налоге на имущество физических лиц" являются плательщиками налога и в отношении спорных нежилых помещений уплачивают налоговые платежи, исходя из их кадастровой стоимости. Таким образом, результаты определения кадастровой стоимости объектов недвижимости влияют на права и обязанности административных истцов.
Также ООО "ТИМАЛЪ", Качанов В.В, Казаков Ю.И, Пономарёв Ю.Л, Горин Н.В, Столярова Г.Н, Токарь П.А, Кудин М.Ю, Горин В.А, Соцков В.В. являются арендаторами земельного участка с кадастровым номером ЗУ, что подтверждается договором аренды земельного участка, выпиской из ЕГРН об основных объектах недвижимости. Кроме того, арендаторами земельного участка являлись заинтересованные лица Денискина Т.В, Себин И.В, Себина Е.А.
Согласно выписке из ЕГРН о кадастровой стоимости объекта недвижимости, кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером ЗУ по состоянию на 1 января 2021 года определена в размере 703 098 559 рублей 68 копеек.
В соответствии с постановлением Правительства Москвы от 25 апреля 2006 года N 273-ПП "О совершенствовании порядка установления ставок арендной платы за землю в городе Москве" исчисление арендной платы за земельный участок производится в процентах от его кадастровой стоимости. Таким образом, результаты определения кадастровой стоимости названного земельного участка влияют на права и обязанности административных истцом как плательщиков арендных платежей, а административные истцы вправе требовать установления кадастровой стоимости земельного участка в размере рыночной на дату определения его кадастровой стоимости.
В соответствии с п. 1 статьей 22 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами и физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в комиссии в случае ее создания в субъекте Российской Федерации или в суде. Для обращения в суд предварительное обращение в комиссию не является обязательным. Результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в суде на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости, определенной на дату, по состоянию на которую определена его кадастровая стоимость (п. 7 ст. 22 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ).
Пользуясь предоставленным статьей 22 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ правом на оспаривание результатов определения кадастровой стоимости нежилых помещений, земельного участка административные истцы 5 июля 2022 года обратились с настоящим административным исковым заявлением в суд.
В соответствии с частью 1 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, лица, участвующие в деле, обязаны доказать те обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений. Обязанность доказать обоснованность размера рыночной стоимости, устанавливаемой в качестве кадастровой, лежит на заявителе. Если заинтересованные лица возражают против удовлетворения заявления, они должны доказать неправильное определение величины рыночной стоимости, а также иные обстоятельства, подтверждающие их доводы.
Заявителями в обоснование требований о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости нежилых помещений и земельного участка был представлен отчет, подготовленный ООО "Бизнес плюс", в котором по состоянию на 1 января 2021 года рыночная стоимость нежилого помещения с кадастровым номером ОКС1 определена в размере 80 534 000 рублей, нежилого помещения с кадастровым номером ОКС2 в размере 146 886 000 рублей, нежилого помещения с кадастровым номером ОКС3 в размере 9 253 000 рублей, нежилого помещения с кадастровым номером ОКС4 в размере 324 000 рублей, нежилого помещения с кадастровым номером ОКС5 в размере 9 818 000 рублей, нежилого помещения с кадастровым номером ОКС6 в размере 76 495 000 рублей, нежилого помещения с кадастровым номером ОКС7 в размере 139 025 000 рублей, нежилого помещения с кадастровым номером ОКС8 в размере 4 573 000 рублей, нежилого помещения с кадастровым номером ОКС9 в размере 30 784 000 рублей, нежилого помещения с кадастровым номером ОКС10 в размере 1 758 000 рублей, нежилого помещения с кадастровым номером ОКС11 в размере 1 758 000 рублей, нежилого помещения с кадастровым номером ОКС12 в размере 2 225 000 рублей, нежилого помещения с кадастровым номером ОКС13 в размере 110 541 000 рублей, нежилого помещения с кадастровым номером ОКС14 в размере 8 022 000 рублей, нежилого помещения с кадастровым номером ОКС15 в размере 10 760 000 рублей, нежилого помещения с кадастровым номером ОКС16 в размере 2 236 000 рублей, нежилого помещения с кадастровым номером ОКС17 в размере 1 909 000 рублей, нежилого помещения с кадастровым номером ОКС18 в размере 1 720 000 рублей, нежилого помещения с кадастровым номером ОКС19 в размере 229 560 000 рублей, нежилого помещения с кадастровым номером ОКС20 в размере 27 490 000 рублей, нежилого помещения с кадастровым номером ОКС21 в размере 48 691 000 рублей, нежилого помещения с кадастровым номером ОКС22 в размере 56 920 000 рублей, нежилого помещения с кадастровым номером ОКС23 в размере 29 501 000 рублей,
нежилого помещения с кадастровым номером ОКС24 в размере 31 513 000 рублей, земельного участка с кадастровым номером ЗУ в размере 509 834 000 рублей.
Как разъяснил Верховный Суд РФ в пункте 20 Постановления Пленума от 30 июня 2015 года N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости", исследуя отчет об оценке объекта недвижимости, суд проверяет его на соответствие законодательству об оценочной деятельности, в том числе федеральным стандартам оценки. Согласно разъяснениям, данным в п. 23 приведенного Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30 июня 2015 года N 28, в случае возникновения вопросов, требующих специальных знаний в области оценочной деятельности, суд по ходатайству лица, участвующего в деле, или по своей инициативе назначает экспертизу, определяя круг вопросов, подлежащих разрешению при ее проведении. С учетом того, что результатом оценки является стоимость, определенная в отчете об оценке, экспертиза должна быть направлена на установление рыночной стоимости объекта недвижимости и включать проверку отчета на соответствие требованиям законодательства об оценочной деятельности.
В целях устранения возникших сомнений относительно обоснованности представленного в материалы дела отчета судом была назначена судебная оценочная экспертиза, производство которой поручено эксперту ФБУ РФ Центр судебной экспертизы при Министерстве юстиции РФ.
Согласно заключению судебной оценочной экспертизы отчет об оценке рыночной стоимости нежилых помещений, земельного участка представленный административными истцами, не соответствует требованиям законодательства об оценочной деятельности и требованиям федеральных стандартов оценки.
По состоянию на 1 января 2021 года рыночная стоимость нежилого помещения с кадастровым номером ОКС1 определена в размере 127 944 000 рублей, нежилого помещения с кадастровым номером ОКС2 в размере 278 161 000 рублей, нежилого помещения с кадастровым номером ОКС3 в размере 13 491 000 рублей, нежилого помещения с кадастровым номером ОКС4 в размере 385 000 рублей, нежилого помещения с кадастровым номером ОКС5 в размере 15 589 000 рублей, нежилого помещения с кадастровым номером ОКС6 в размере 92 019 000 рублей, нежилого помещения с кадастровым номером ОКС7 в размере 225 374 000 рублей, нежилого помещения с кадастровым номером ОКС8 в размере 7 801 000 рублей, нежилого помещения с кадастровым номером ОКС9 в размере 60 764 000 рублей, нежилого помещения с кадастровым номером ОКС10 в размере 2 574 000 рублей, нежилого помещения с кадастровым номером ОКС11 в размере 2 574 000 рублей, нежилого помещения с кадастровым номером ОКС12 в размере 2 438 000 рублей, нежилого помещения с кадастровым номером ОКС13 в размере 205 148 000 рублей, нежилого помещения с кадастровым номером ОКС14 в размере 14 648 000 рублей, нежилого помещения с кадастровым номером ОКС15 в размере 19 648 000 рублей, нежилого помещения с кадастровым номером ОКС16 в размере 2 449 000 рублей, нежилого помещения с кадастровым номером ОКС17 в размере 2 404 000 рублей, нежилого помещения с кадастровым номером ОКС18 в размере 2 165 000 рублей, нежилого помещения с кадастровым номером ОКС19 в размере 56 981 000 рублей, нежилого помещения с кадастровым номером ОКС20 в размере 52 991 000 рублей, нежилого помещения с кадастровым номером ОКС21 в размере 105 479 000 рублей, нежилого помещения с кадастровым номером ОКС22 в размере 99 201 000 рублей, нежилого помещения с кадастровым номером ОКС23 в размере 56 868 000 рублей, нежилого помещения с кадастровым номером ОКС24 в размере 60 745 000 рублей, земельного участка с кадастровым номером ЗУ в размере 525 752 000 рублей.
Оценивая заключение судебной экспертизы и представленный заявителями отчет об оценке рыночной стоимости спорных нежилых помещений, земельного участка суд находит, что в ходе разбирательства по делу нашли свое объективное подтверждение сомнения в обоснованности отчета, подготовленного ООО "Бизнес плюс", и достоверности определенной в нем рыночной стоимости объектов оценки. При этом суд находит, что эксперт, проводивший судебную экспертизу, ясно и недвусмысленно ответил на поставленные перед ним вопросы, подробно мотивировал свои выводы о допущенных оценщиком нарушениях законодательства об оценочной деятельности.
Вместе с тем представителем административных истцов выражено несогласие с заключением эксперта, в обоснование чего представлены письменные возражения. В ответ на возражения экспертом П.Е.Э. представлены письменные пояснения, в которых экспертом даны ответы на дополнительно поставленные перед ним вопросы.
Эксперт пояснил, что провел полноценный анализ сегмента рынка объекта исследования, выявил предложения сопоставимые с объектом исследования по ряду ценообразующих факторов, применил все необходимые корректировки в связи с выявленными отличиями объектов.
Эксперт указал, что им верно применены корректировки на месторасположение участка, на масштаб на основании выбранных источников информации. Эксперт разъяснил, что им обоснованно было принято решение об отказе от использования сравнительного подхода. Мотивы принятия решения в полном соответствии с нормами законодательства об оценочной деятельности приведены в заключении. При этом подобранные экспертом в рамках доходного подхода объекты-аналоги находятся в том же здании, что и объекты исследования, что позволило рассчитать действительную рыночную стоимость оцениваемых помещений.
Экспертом даны ответы и на иные поставленные перед ним вопросы. Письменные пояснения эксперта на поставленные перед ним вопросы приобщены к материалам дела. Указанные пояснения эксперта являются полными, мотивированными, оснований сомневаться в обоснованности применения корректировок, подбора объектов-аналогов не имеется.
Оценивая экспертное заключение по правилам ст. 168 КАС РФ, суд также отмечает, что определенная в нем итоговая рыночная стоимость объектов оценки не является произвольной, при оценке объектов эксперт придерживались принципов, предусмотренных федеральными стандартами оценки; заключение эксперта базируется на достоверных правоустанавливающих документах об объектах оценки; в заключении приведены все необходимые сведения об использовании источников получения информации; корректировки в заключении эксперта приведены по всем значимым группам элементов сравнения; расчёты, проведённые в рамках используемых экспертом подходов, позволяют объективно определить рыночную стоимость объектов оценки по состоянию на 1 января 2021 года. Эксперт был предупрежден об уголовной ответственности по ст. 307 УК РФ.
Таким образом, ставить указанное экспертное заключение под сомнение у суда оснований не имеется. В названной ситуации, проверив и оценив собранные по делу доказательства, суд находит, что итоговое суждение о рыночной стоимости оцениваемых нежилых помещений, земельного участка сделано экспертом на основе исчерпывающего анализа ценностных характеристик и расчетных показателей, что в полной мере согласуется с требованиями федеральных стандартов оценки.
Судом отклоняются доводы административного ответчика о том, что административные истцы не вправе обращаться с требованиями об оспаривании кадастровой стоимости. Такое право предоставлено административным истцам Федеральным законом от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке
Учитывая, что право на установление кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере рыночной предоставлено административным истцам Федеральным законом от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ, при этом согласно разъяснениям, данным в п. 24 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30 июня 2015 года N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости", суд на основании имеющихся в деле доказательств вправе установить рыночную стоимость в ином размере, чем указано в заявлении об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, в том числе при наличии возражений заявителя относительно представленных доказательств об иной рыночной стоимости объекта недвижимости; проверив и оценив собранные по делу доказательства, суд находит, что кадастровая стоимость нежилых помещений с кадастровыми номерами ОКС1, ОКС8, ОКС6, ОКС4 и земельного участка с кадастровым номером ЗУ должна быть установлена по состоянию на 1 января 2021 года в размере, определенном в экспертном заключении.
В соответствии со ст. 17 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ в ЕГРН подлежат внесению сведения о дате подачи заявления об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости. Датой обращения заявителя с требованием об установлении кадастровой стоимости в размере рыночной необходимо считать дату его обращения в суд - 5 июля 2022 года.
Между тем, учитывая, что определенная экспертом рыночная стоимость нежилых помещений с кадастровыми номерами ОКС2, ОКС3, ОКС5, ОКС7, ОКС9, ОКС10, ОКС11, ОКС12, ОКС13, ОКС14, ОКС15, ОКС16, ОКС17, ОКС18, ОКС19, ОКС20, ОКС21, 77:ОКС22, ОКС23, ОКС24 превышает их кадастровую стоимость, а также принимая во внимание, что исходя из общих принципов действующего законодательства правовое положение административного истца при рассмотрении спора, возбужденного в целях защиты его прав, не может быть ухудшено, суд приходит к выводу о том, что установленная в рамках государственной кадастровой оценки кадастровая стоимость указанных нежилых помещений отвечает интересам заявителей, в то время как установление решением суда кадастровой стоимости в размере рыночной, превышающей первоначальную кадастровую стоимость, нарушит права административных истцов. В такой ситуации суд отказывает административным истцам в удовлетворении требований о пересмотре кадастровой стоимости указанных нежилых помещений.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером ЗУ, равной его рыночной стоимости, определенной по состоянию на 1 января 2021 года, в размере 525 752 000 рублей, нежилого помещения с кадастровым номером ОКС1 в размере 127 944 000 рублей, нежилого помещения с кадастровым номером ОКС8 в размере 7 801 000 рублей, нежилого помещения с кадастровым номером ОКС6 в размере 92 019 000 рублей, нежилого помещения с кадастровым номером ОКС4 в размере 385 000 рублей.
Решение суда является основанием для внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений об изменении кадастровой стоимости. Датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости считать 5 июля 2022 года.
В удовлетворении требований о пересмотре кадастровой стоимости нежилых помещений с кадастровыми номерами ОКС2, ОКС3, ОКС5, ОКС7, ОКС9, ОКС10, ОКС11, ОКС12, ОКС13, ОКС14, ОКС15, ОКС16, ОКС17, ОКС18, ОКС19, ОКС20, ОКС21, 77:ОКС22, ОКС23, ОКС24, определенной по состоянию на 1 января 2021 года, отказать.
Решение суда может быть обжаловано в Первый апелляционный суд общей юрисдикции в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Московский городской суд.
Судья
Московского городского суда В.А. Полыга
Решение в окончательной форме изготовлено 18 января 2024 года
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.