Московский городской суд в составе председательствующего судьи Баталовой И.С. при помощнике Кретове С.А., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело N 3а-858/2024 по административному исковому заявлению Тимакина Бориса Ефимовича об оспаривании действий и решения ГБУ "Центр имущественных платежей",
УСТАНОВИЛ:
Административный истец обратился в Московский городской суд с административным исковым заявлением, в котором с учетом окончательного уточнения административных исковых требований просил признать незаконными действия ГБУ "Центр имущественных платежей" при определении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером --- в размере 1 220 702 178, 96 рублей по состоянию на 22 апреля 2022 года, решение ГБУ "Центр имущественных платежей" об отказе в пересчете кадастровой стоимости от 05 июля 2023 года N 315/23.
В обоснование административного иска указано, что административный истец является арендатором земельного участка с кадастровым номером --- по адресу: Москва, ---. Решением Московского городского суда 21 ноября 2022 года пересмотрена кадастровая стоимость земельного участка по состоянию на 01 января 2021 года, кадастровая стоимость установлена в размере 918 328 000 рублей.
22 апреля 2022 года в ЕГРН внесены сведения об изменении вида разрешенного использования земельного участка, данные сведения в рамках статьи 16 ФЗ "О государственной кадастровой оценке" направлены в ГБУ "Центр имущественных платежей".
Исходя из сведений об изменении вида разрешенного использования земельного участка ГБУ "Центр имущественных платежей" 11 мая 2022 года актом АОКС-77/2022/000089 определена кадастровая стоимость земельного участка в размере 1 220 702178, 96 рублей с датой применения 22 апреля 2022 года. 12 мая 2022 года данные сведения внесены в ЕГРН.
По мнению административного истца, в отношении земельного участка не произошло в период действия кадастровой стоимости, установленной по состоянию на 01 января 2021 года Распоряжением Департамента городского имущества города Москвы, каких-либо качественных или количественных характеристик, в связи с чем у ГБУ "Центр имущественных платежей" отсутствовали правовые основания для изменения кадастровой стоимости по состоянию на 01 января 2021 года с датой применения данной кадастровой стоимости 22 апреля 2022 года.
07 июня 2023 года административный истец обратился в ГБУ "Центр имущественных платежей" с заявлением об исправлении ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером ---. Решением ГБУ от 05 июля 2023 года отказано в пересчете кадастровой стоимости земельного участка. Не согласившись с действиями и решением ГБУ "Центр имущественных платежей", административный истец обратился в Московский городской суд.
В судебном заседании представитель административного истца административные исковые требования с учетом последний уточнений, поддержала. Представители ГБУ "Центр имущественных платежей", Департамента городского имущества города Москвы в судебном заседании против удовлетворения административных исковых требований возражали, представили письменные объяснения. Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.
Изучив административное исковое заявление, возражения на него, выслушав явившихся лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно части 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
По смыслу части 1 статьи 218, части 2 статьи 227 КАС РФ необходимым условием для удовлетворения административного иска, рассматриваемого в порядке главы 22 КАС РФ, является наличие обстоятельств, свидетельствующих о несоответствии обжалуемого решения, действий (бездействия) административного ответчика требованиям действующего законодательства и нарушение прав административного истца в результате принятия такого решения, совершения действий (бездействия).
В соответствии со статьей 2 Закона о государственной кадастровой оценке государственная кадастровая оценка проводится в соответствии с указанным Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения, возникающие при проведении государственной кадастровой оценки.
Согласно пункту 2 статьи 3 Закона о государственной кадастровой оценке кадастровая стоимость определяется для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, в том числе для целей налогообложения, на основе рыночной информации и иной информации, связанной с экономическими характеристиками использования объекта недвижимости, в соответствии с методическими указаниями о государственной кадастровой оценке.
Приказом Минэкономразвития России от 12.05.2017 N 226 "Об утверждении Методических указаний о государственной кадастровой оценке" введены в действие соответствующие методические указания (далее - Методические указания), определяющие правила установления кадастровой стоимости объектов недвижимости, в том числе
земельных участков, и предназначенные для определения кадастровой стоимости бюджетным учреждением субъекта Российской Федерации, наделенного полномочиями, связанными с определением кадастровой стоимости.
Приложением N 3 к Методическим указаниям (в редакции от 09.09.2019) предусмотрено, что для целей определения кадастровой стоимости земельных участков одним из ценообразующих факторов является вид разрешенного использования земельного участка.
Судом установлено, что Тимакин Б.Е. является арендатором земельного участка с кадастровым номером --- по адресу: Москва, ---. Решением Московского городского суда 21 ноября 2022 года пересмотрена кадастровая стоимость земельного участка по состоянию на 01 января 2021 года, установленная Распоряжением Департамента городского имущества города Москвы, кадастровая стоимость установлена в размере 918 328 000 рублей.
22 апреля 2022 года в ЕГРН внесены сведения об изменении вида разрешенного использования земельного участка, данные сведения в рамках статьи 16 ФЗ "О государственной кадастровой оценке" направлены в ГБУ "Центр имущественных платежей".
Исходя из сведений об изменении вида разрешенного использования земельного участка ГБУ "Центр имущественных платежей" 11 мая 2022 года актом АОКС-77/2022/000089 определена кадастровая стоимость земельного участка по состоянию на 01 января 2021 года с датой применения с 22 апреля 2022 года в размере 1 220 702178, 96 рублей. 12 мая 2022 года данные сведения внесены в ЕГРН.
Согласно пункту 1.2 Методических указаний в случае подтверждения информации о фактическом использовании объекта недвижимости, соответствующем виду (видам) разрешенного использования, определенному (установленному) в отношении такого объекта недвижимости и содержащемуся в Едином государственном реестре недвижимости (далее-ЕГРН) по состоянию на дату определения кадастровой стоимости, на основании поданной в бюджетное учреждение декларации о характеристиках объекта недвижимости, для целей Методических указаний под видом использования понимается такое фактическое использование объекта недвижимости.
В иных случаях под видом использования понимаются вид (виды) разрешенного использования или назначение объекта недвижимости, определенные (установленные) в отношении такого объекта недвижимости и содержащиеся в ЕГРН по состоянию на дату определения кадастровой стоимости.
В соответствии с пунктом 2.2 Методических указаний для целей подготовки к проведению государственной кадастровой оценки уполномоченным в сфере проведения государственной кадастровой оценки органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации обеспечивается предоставление сведений ЕГРН, а также сведений, содержащихся в учетно-технической документации.
Согласно пункту 1 статьи 16 Закона о государственной кадастровой оценке определение кадастровой стоимости вновь учтенных объектов недвижимости, ранее учтенных объектов недвижимости в случае внесения в ЕГРН сведений о них и объектов недвижимости, в сведения ЕГРН о которых внесены изменения, которые влекут за собой изменение их кадастровой стоимости, осуществляется бюджетными учреждениями в порядке, предусмотренном Методическими указаниями.
На основании статьи 16 Закона о государственной кадастровой оценке письмом Филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Москве от 28.04.2022 N 2.15-/0169-ГБУ/22 в адрес Учреждения были направлены сведения об объектах недвижимости, в отношении которых 22.04.2022 осуществлялись регистрационные действия, в том числе сведения о земельном участке с кадастровым номером ---
В отношении спорного объекта недвижимости были представлены следующие сведения ЕГРН: прежнее значение - вид использования по документу "эксплуатация административно-производственных зданий и строений", новое значение - вид использования по документу "Гостиничное обслуживание. Размещение гостиниц (4.7);
Деловое управление. Размещение объектов капитального строительства с целью размещения объектов управленческой деятельности, не связанной с государственным или муниципальным управлением и оказанием услуг, а также с целью обеспечения совершения сделок, не требующих передачи товара в момент их совершения между организациями, в том числе биржевая деятельность (за исключением банковской и страховой деятельности) (4.1); Магазины. Размещение объектов капитального строительства, предназначенных для продажи товаров, торговая площадь которых составляет до 5 000 кв. м (4.4); Общественное питание.
Размещение объектов капитального строительства в целях устройства мест общественного питания (рестораны, кафе, столовые, закусочные, бары) (4.6)".
В соответствии с пунктом 1.8 Методических указаний определение кадастровой стоимости объекта недвижимости осуществляется из определенных (установленных) для него видов использования, который позволяет использовать его наиболее эффективно, что приводит к максимизации его стоимости. Исходя из указанных положений спорный земельный участок был отнесен к оценочной группе 4 "Земельные участки, предназначенные для размещения объектов торговли, общественного питания, бытового обслуживания, сервиса, отдыха и развлечений, включая объекты многофункционального назначения", оценочной подгруппе 4.1 "Земельные участки, предназначенные для размещения объектов торговли, общественного питания, бытового обслуживания, сервиса, отдыха и развлечений, включая объекты многофункционального назначения, за исключением объектов придорожного сервиса (основная территория)".
Таким образом, кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером --- по состоянию на 01.01.2021 (дата возникновения основания для пересчета - 22.04.2022) была определена Учреждением в размере 1 220 702 178, 96 рублей (Акт об определении кадастровой стоимости от 11.05.2022 N АОКС-77/2022/000089) с датой начала применения данной кадастровой стоимости - 22 апреля 2022 года.
Обращает на себя внимание то обстоятельство, что в выданном Тимакину Б.Е. 23.09.2021 Градостроительном плане земельного участка N РФ-77-4-59-3-15-2021-5774 также содержится информация о видах разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером ---. Так, в разделе 2.2 Градостроительного плана земельного участка N РФ-77-4-59-3-15-2021-5774 указано, что в отношении спорного объекта недвижимости установлены следующие основные виды разрешенного использования: Деловое управление. Размещение объектов капитального строительства с целью размещения объектов управленческой деятельности, не связанной с государственным или муниципальным управлением и оказанием услуг, а также с целью обеспечения совершения сделок, не требующих передачи товара в момент их совершения между организациями, в том числе биржевая деятельность (за исключением банковской и страховой деятельности) (4.1); Магазины. Размещение объектов капитального строительства, предназначенных для продажи товаров, торговая площадь которых составляет до 5 000 кв. м (4.4); Общественное питание. Размещение объектов капитального строительства
в целях устройства мест общественного питания (рестораны, кафе, столовые, закусочные, бары) (4.6); Гостиничное обслуживание. Размещение гостиниц (4.7).
Факт использования земельного участка для размещения объектов
торговли, общественного питания, бытового обслуживания, сервиса, отдыха и развлечений подтверждается сведениями, представленными Государственной инспекцией по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы. В Акте о фактическом использовании объекта для целей государственной кадастровой оценки
N 91200141/ОФИ ГКО указано, что в здании с кадастровым номером --- общей площадью 9 900 кв. м, расположенном на спорном земельном участке, фактическая площадь объектов коммерческого использования составляет 2 942, 6 кв. м.
Частью 5 статьи 21 Федерального закона от 03.07.2016 N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" установлено право юридических и физических лиц, органов государственной власти и органов местного самоуправления обращаться в бюджетное учреждение с заявлением об исправлении ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости.
Согласно части 2 статьи 21 Закон о государственной кадастровой оценке ошибками, допущенными при определении кадастровой стоимости, являются несоответствие определения кадастровой стоимости положениям методических указаний о государственной кадастровой оценке или описка, опечатка, арифметическая ошибка или иная ошибка, повлиявшие на величину кадастровой стоимости одного или нескольких объектов недвижимости.
В соответствии с частью 13 статьи 21 Закона о государственной кадастровой оценке ошибкой также является допущенное при определении кадастровой стоимости искажение данных об объекте недвижимости, на основании которых определялась его кадастровая стоимость, в том числе: 1) неправильное определение условий, влияющих на стоимость объекта недвижимости (местоположение объекта недвижимости, его целевое назначение, разрешенное использование земельного участка, аварийное или ветхое состояние объекта недвижимости, степень его износа, нахождение объекта недвижимости в границах зоны с особыми условиями использования территории); 2) использование недостоверных сведений о характеристиках объекта недвижимости при определении кадастровой стоимости.
В Учреждение поступило заявление об исправлении ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости, от 08.06.2023 N 03-808/23. Заявитель указал, что Учреждением были допущены ошибки в Акте об определении кадастровой стоимости от 11.05.2022 N АОКС-77/2022/000089 при определении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 77:05:0001012:128.
Между тем, из содержания решения ГБУ "Центр имущественных платежей" от 05 июля 2023 года, которое оспаривается административным истцом, следует, что каких-либо ошибок в определении кадастровой стоимости земельного участка допущено не было. При определении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером --- по состоянию на 01.01.2021 (дата возникновения основания для пересчета - 22.04.2022) были учтены условия, влияющие на кадастровую стоимость объекта недвижимости, а именно, изменение вида разрешенного использования земельного участка, в соответствии с положениями Методических указаний. Данное изменение, вопреки доводам административного истца, является изменением качественных характеристик объекта недвижимости, что в свою очередь влечет изменение кадастровой стоимости.
Административный истец не лишен права оспорить кадастровую стоимость земельного участка, определенную актом ГБУ "Центр имущественных платежей" на основании акта АОКС-77/2022/000089 от 11 мая 2022 года, поскольку как следует из представленной выписки из ЕГРН о кадастровой стоимости объекта недвижимости, она действует с 22 апреля 2022 года, что подразумевает применение кадастровой стоимости земельного участка, установленной на 01 января 2021 года Распоряжением Департамента городского имущества города Москвы, и оспоренной административным истцом в Московском городском суде, в период с 01 января 2022 года по 21 апреля 2022 года.
С учетом изложенного, оценив представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу, что оспариваемое решение ГБУ "Центр имущественных платежей" принято уполномоченным на его принятие органом, с соблюдением установленного срока, в нем указаны основания принятия, содержание соответствует нормативным правовым актам, регулирующим спорные правоотношения, действия ГБУ прав административного истца не нарушают, в связи с чем суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявленных административных исковых требований.
Руководствуясь статьями 174 - 180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Отказать в удовлетворении административных исковых требований Тимакина Бориса Ефимовича об оспаривании действий и решения ГБУ "Центр имущественных платежей".
Решение суда может быть обжаловано в Первый апелляционный суд общей юрисдикции в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через суд, вынесший решение.
Судья
Московского городского суда И.С. Баталова
Мотивированное решение изготовлено 19 января 2024 года
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.