Московский городской суд в составе судьи Баталовой И.С. при помощнике Кретове С.А., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело N 3а-967/2024 по административному исковому заявлению Петренко А?А--- о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок,
УСТАНОВИЛ:
Петренко А.А. обратился в Московский городской суд с административным исковым заявлением о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок в размере --- рублей, указывая, что до настоящего времени не исполнено решение Пресненского районного суда г. Москвы от 11 марта 2019 года по административному делу N ---, которым на Москомстройинвест возложена обязанность включить Петренко А.А. в реестр пострадавших граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены. Продолжительность производства по исполнению судебного акта превысила три года, что нарушает право административного истца на исполнение судебного акта в разумный срок.
В судебном заседании представитель административного истца заявленные требования поддержал, настаивал на их удовлетворении по основаниям, изложенным в иске.
Представитель Комитета города Москвы по обеспечению реализации инвестиционных проектов в строительстве и контролю в области долевого строительства (Москомстройинвест) просил в удовлетворении требований отказать, ссылаясь на то, что после 27 июня 2019 года у Москомстройинвеста отсутствуют полномочия по ведению реестра пострадавших граждан, представил письменные пояснения, дополнительно указал, что Москомстройинвест предпринимает все возможные меры для исполнения судебного акта.
Представитель Департамента финансов города Москвы подержал доводы письменных возражений, ссылаясь на то, что в соответствии с изменениями, внесенными в Федеральный закон от 30 декабря 2004 года N214-ФЗ, с 27 июня 2019 года вместо реестра пострадавших граждан ведется единый реестр проблемных объектов.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Выслушав явившиеся стороны, исследовав письменные материалы административного дела, материалы административного дела N ---, рассмотренного Пресненским районным судом города Москвы, суд приходит к следующему выводу.
Право на судебную защиту признается и гарантируется Конституцией Российской Федерации (статья 46 Конституции Российской Федерации) и включает в себя в том числе право на судопроизводство в разумный срок и право на исполнение судебного акта в разумный срок, которые реализуются посредством создания государством процессуальных условий для эффективного и справедливого рассмотрения дела, а также организации и обеспечения своевременного и эффективного исполнения судебных актов.
Федеральным конституционным законом от 31 декабря 1996 года N 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации" определено, что вступившие в законную силу постановления федеральных судов, мировых судей и судов субъектов Российской Федерации, а также их законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и другие обращения являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, других физических и юридических лиц и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации (часть 1 статьи 6). Неисполнение постановления суда, а равно иное проявление неуважения к суду влекут ответственность, предусмотренную федеральным законом (часть 2 статьи 6).
В соответствии с частью 1 статьи 1 Федерального закона от 30 апреля 2010 года N 68-ФЗ "О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок" (далее также - Закон о компенсации") граждане Российской Федерации, иностранные граждане, лица без гражданства, российские, иностранные и международные организации, являющиеся в судебном процессе сторонами или заявляющими самостоятельные требования относительно предмета спора третьими лицами, взыскатели, должники, а также подозреваемые, обвиняемые, подсудимые, осужденные, оправданные, потерпевшие, гражданские истцы, гражданские ответчики в уголовном судопроизводстве, в предусмотренных федеральным законом случаях другие заинтересованные лица при нарушении их права на судопроизводство в разумный срок, в том числе лица, не являющиеся подозреваемыми, обвиняемыми или лицами, несущими по закону материальную ответственность за их действия, при нарушении разумного срока применения меры процессуального принуждения в виде наложения ареста на имущество, или права на исполнение в разумный срок судебного акта, предусматривающего обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, либо судебного акта, возлагающего на федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные органы и организации, наделенные отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих обязанность исполнить иные требования имущественного характера и (или) требования неимущественного характера, могут обратиться в суд, арбитражный суд с заявлением о присуждении компенсации за такое нарушение в порядке, установленном данным Федеральным законом и процессуальным законодательством Российской Федерации.
Согласно части 2 приведенной выше статьи компенсация за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок присуждается в случае, если такое нарушение имело место по причинам, не зависящим от лица, обратившегося с заявлением о присуждении компенсации, за исключением чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств (непреодолимой силы). При этом нарушение установленных законодательством Российской Федерации сроков рассмотрения дела или исполнения судебного акта само по себе не означает нарушения права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок.
Как установлено судом и следует в том числе из материалов административного дела N ---, решением Пресненского районного суда города Москвы от 11 марта 2019 года, оставленным без изменения судебной коллегией по административным делам Московского городского суда 28 июня 2019 года, признано незаконным решение Комитета города Москвы по обеспечению реализации инвестиционных проектов в строительстве и контролю в области долевого строительства от 21 декабря 2018 года N --- об отказе во включении Петренко А.А. в реестр пострадавших граждан, на Комитет возложена обязанность включить Петренко А.А. в реестр пострадавших граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены.
Решение Пресненского районного суда города Москвы от 11 марта 2019 года вступило в законную силу 28 июня 2019 года. Исходя из характера спорных правоотношений выдача исполнительного листа по делу не требовалась, поскольку правоотношения возникли из требований неимущественного характера (обязании совершить действия). Вместе с тем, ввиду неисполнения судебного акта ответчиком, административный истец обратился за выдачей исполнительного листа, исполнительный лист выдан 27 мая 2021 года. 12 августа 2021 года возбуждено исполнительное производство.
Согласно части 7 статьи 23 Федерального закона от 30 декабря 2004 года N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" (в редакции, действовавшей до 27 июня 2019 года) на контролирующий орган (Москомстройинвест) возлагалась обязанность признавать граждан в соответствии с установленными уполномоченным органом критериями граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, пострадавшими и вести реестр таких граждан.
Федеральным законом от 27 июня 2019 года N 151-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее также - Федеральный закон N 151-ФЗ) часть 7 статьи 23 Федерального закона от 30 декабря 2004 года N 214-ФЗ признана утратившей силу. С 27 июня 2019 года вместо реестра пострадавших граждан ведется единый реестр проблемных объектов (подпункт "в" пункта 16 статьи 1 Федерального закона от 27 июня 2019 года N 151-ФЗ).
01 октября 2021 года Москомстройинвест обратился в Пресненский районный суд города Москвы с заявлением о прекращении исполнительного производства, обосновывая свои требования тем, что с 27 июня 2019 года в его полномочия не входит признание гражданина в соответствии с установленными уполномоченным органом критериями граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, пострадавшим, и ведение реестра таких граждан, учитывая вступление в силу Федерального закона N 151-ФЗ о внесении изменений в Федеральный закон N 214-ФЗ, а также принятием Правительством Москвы постановления от 17 октября 2019 года N 1359-ПП "О внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 26 апреля 2011 года N 157-ПП", которым признан утратившим силу пункт 4.3(1) названного постановления, согласно которому Москомстройинвест осуществлял полномочия по признанию граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, пострадавшими и вел реестр таких граждан.
Определением Пресненского районного суда города Москвы от 31 января 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением судьи судебной коллегии по административным делам Московского городского суда от 09 июня 2022 года, кассационным определением судьи судебной коллегии по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции от 14 декабря 2022 года, в удовлетворении требований Москомстройинвеста о прекращении исполнительного производства отказано.
Определением Пресненского районного суда города Москвы от 14 декабря 2021 года отказано в удовлетворении заявления судебного пристава-исполнителя о разъяснении способа и порядка исполнения решения суда.
Определением пресненского районного суда города Москвы от 03 апреля 2023 года отказано в удовлетворении заявления Москомстройинвеста о разъяснении способа и порядка исполнения решения суда.
До настоящего времени решение суда от 11 марта 2019 года, вступившее в законную силу 28 июня 2019 года, должником не исполнено.
Оценив представленные в материалы дела доказательства в их совокупности в соответствии с требованиями статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, проанализировав действия должника по исполнению судебного акта, суд приходит к выводу о нарушении прав административного истца на исполнение судебного акта в разумный срок.
Общий срок исполнения судебного акта, исходя из разъяснений, содержащихся в абзаце 2 пункта 55 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 марта 2016 года N 11 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводства в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок" подлежит исчислению с 28 июня 2019 года - с даты вступления в законную силу решения Пресненского районного суда города Москвы - по 22 января 2024 года (день вынесения решения по настоящему делу). Общий срок исполнения судебного акта составит 4 года 6 месяцев 25 дней.
Данных о том, что со стороны административного истца совершались действия, увеличивающие длительность исполнения судебного акта, судом при рассмотрении административного дела не установлено.
Учитывая изложенное, общий срок неисполнения судебного акта со дня вступления решения в законную силу до вынесения судом решения по настоящему делу, составляющий более четырех лет, является основанием для присуждения компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок.
При определении размера компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок суд, учитывая разъяснения, приведенные в Постановлении N 11, согласно которым компенсация не направлена на восполнение имущественных потерь заинтересованного лица и не заменяет собой возмещение имущественного вреда, причиненного ему незаконными действиями (бездействием) государственных органов, принимая во внимание длительность срока неисполнения судебного акта, исходя из принципа разумности и справедливости, определяет ко взысканию компенсацию в размере --- рублей.
Обращает на себя внимание то обстоятельство, что при правильном исполнении Москомстройинвестом требований законодательства, регулирующих возникшие отношения, с учетом правил ведения реестра пострадавших граждан (действовавших на момент возникновения спорных правоотношений), обязывающих контролирующий орган принять решение по заявлению о включении в реестр пострадавших граждан в течение 14 рабочих дней с даты его поступления, пострадавший участник строительства подлежал бы безусловному включению в названный реестр в период действия соответствующего закона. Кроме того, нормы о признании реестра пострадавших граждан недействующим или утратившим силу федеральным законодателем не принималось, следовательно, в отношении участника строительства, как лица включенного в реестр пострадавших граждан, в силу положений статей 23.1 и 23.2 Федерального закона N 214-ФЗ (в редакции Федерального закона N 151-ФЗ) также должны были быть проведены соответствующие мероприятия по восстановлению прав, предусмотренных указанным законом.
При этом, определяя размер компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок, суд также учитывает, что должником, хоть и со значительной задержкой, но предпринимаются меры по исполнению судебного акта. Так, Москомстройинвест дважды обращался в Минстрой России, который в силу постановления Правительства РФ от 18 ноября 2013 года N 1038 является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере долевого строительства многоквартирных домов, с просьбой рассмотреть возможность внесения изменений в действующее законодательство в части предоставления Москомстройинвесту права на включение граждан в реестр пострадавших граждан на основании вступивших в законную силу судебных актов, а также с просьбой дать разъяснение о порядке исполнения вступивших в законную силу судебных актов, обязывающих Москомстройинвест включить граждан в реестр пострадавших граждан после вступления в силу ФЗ от 27 июня 2019 года N 151-ФЗ. Помимо этого, Москомстройинвест обращался в Пресненский районный суд города Москвы с заявлением о разъяснении способа и порядка исполнения судебного акта.
Вместе с тем, несмотря на имеющиеся определенные трудности в исполнении судебного акта, данные обстоятельства не освобождают должника от исполнения вступившего в законную силу судебного акта.
В соответствии с частью 1 статьи 6 Федерального конституционного закона от 31 декабря 1996 г. N 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации" вступившие в законную силу постановления федеральных судов, мировых судей и судов субъектов Российской Федерации, а также их законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и другие обращения являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, других физических и юридических лиц и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.
Аналогичные положения содержатся в части 8 статьи 5 Федерального конституционного закона от 7 февраля 2011 г. N 1-ФКЗ "О судах общей юрисдикции в Российской Федерации", части 1 статьи 16 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Поскольку до настоящего времени судебный акт не исполнен, продолжительность неисполнения является значительной, право административного истца на исполнение судебного акта в разумный срок нарушено, в пользу административного истца подлежит присуждению компенсация в обозначенной выше сумме.
Руководствуясь статьями 175- 180, 259 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Московский городской суд, РЕШИЛ:
Взыскать с города Москвы в лице Департамента финансов города Москвы за счет средств бюджета города Москвы в пользу Петренко А?А--- компенсацию за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок в размере --- рублей, расходы по оплате госпошлины в размере 300 рублей.
В остальной части в удовлетворении административных исковых требований отказать.
Решение в части присуждения компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок подлежит немедленному исполнению.
Решение суда может быть обжаловано в Первый апелляционный суд общей юрисдикции в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме через суд, принявший решение.
Судья Московского городского суда Баталова И.С.
Мотивированное решение изготовлено 23 января 2023 года
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.