Московский городской суд в составе
председательствующего судьи Михайловой Р.Б, при секретаре Берестове И.М, с участием прокурора Цветковой О.В, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело N 3а-1949/2023 по административному исковому заявлению публичного акционерного общества "Трехгорная мануфактура" о признании недействующими отдельных положений постановления Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость",
УСТАНОВИЛ:
28 ноября 2014 года Правительством Москвы принято постановление N 700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость" (далее - постановление Правительства Москвы N 700-ПП от 28 ноября 2014 года).
Данный нормативный правовой акт опубликован 2 декабря 2014 года в "Вестнике Мэра и Правительства Москвы" N 67, а также 28 ноября 2014 года размещен на официальном сайте Правительства Москвы http://www.mos.ru; действует с последующими дополнениями и изменениями.
Пунктом 1 постановления Правительства Москвы N 700-ПП от 28 ноября 2014 года (в указанной редакции) утвержден Перечень объектов недвижимого имущества (зданий, строений и сооружений), в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, на 2015 год и последующие налоговые периоды в соответствии со статьей 1.1 Закона города Москвы от 5 ноября 2003 года N 64 "О налоге на имущество организаций" (приложение 1) (далее - Перечень на 2015 год).
Постановлением Правительства Москвы от 26 ноября 2015 года N 786-ПП "О внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП и признании утратившими силу правовых актов города Москвы" в пункте 1 постановления Правительства Москвы N 700-ПП исключены слова "на 2015 год и последующие налоговые периоды".
Пунктом 1.1 постановления Правительства Москвы N 700-ПП от 28 ноября 2014 года (в редакции постановления Правительства Москвы от 26 ноября 2015 года N 786-ПП, вступившего в силу с 1 января 2016 года) определен Перечень объектов недвижимого имущества (зданий, строений и сооружений), в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость (приложение 1) (далее - Перечень на 2016 год). Нормативный правовой акт опубликован на официальном сайте Правительства Москвы по адресу: http://www.mos.ru 27 ноября 2015 года, в издании "Вестник Мэра и Правительства Москвы", N 67, 1 декабря 2015 года.
Пунктом 1.1 постановления Правительства Москвы N 700-ПП от 28 ноября 2014 года (в редакции постановления Правительства Москвы от 29 ноября 2016 года N 789-ПП, вступившего в силу с 1 января 2017 года) определен Перечень объектов недвижимого имущества (зданий, строений и сооружений), в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость (приложение 1) (далее - Перечень на 2017 год). Нормативный правовой акт опубликован 30 декабря 2016 года в издании "Вестник Мэра и Правительства Москвы", N 72, а также размещен 29 ноября 2016 года на официальном сайте Правительства Москвы http://www.mos.ru.
Пунктом 1.1 постановления Правительства Москвы N 700-ПП от 28 ноября 2014 года (в редакции постановления Правительства Москвы от 28 ноября 2017 года N 911-ПП, вступившего в силу с 1 января 2018 года) утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость (приложение 1) (далее - Перечень на 2018 год). Нормативный правовой акт опубликован 14 декабря 2017 года в издании "Вестник Мэра и Правительства Москвы", N 69, а также размещен 29 ноября 2017 года на официальном сайте Правительства Москвы http://www.mos.ru.
Пунктом 1.1 постановления Правительства Москвы N 700-ПП от 28 ноября 2014 года (в редакции постановления Правительства Москвы от 27 ноября 2018 года N 1425-ПП, вступившего в силу с 1 января 2019 года) утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость (приложение 1) (далее - Перечень на 2019 год). Нормативный правовой акт опубликован 13 декабря 2018 года в издании "Вестник Мэра и Правительства Москвы", N 69, т. 2, а также размещен 29 ноября 2018 года на официальном сайте Правительства Москвы http://www.mos.ru.
Пунктом 1.1 постановления Правительства Москвы N 700-ПП от 28 ноября 2014 года (в редакции постановления Правительства Москвы от 26 ноября 2019 года N 1574-ПП, вступившего в силу с 1 января 2020 года) утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость (приложение 1) (далее - Перечень на 2020 год). Нормативный правовой акт опубликован 10 декабря 2019 года в издании "Вестник Мэра и Правительства Москвы", N 68, т. 1, 2, 3, а также размещен 27 ноября 2019 года на официальном сайте Правительства Москвы http://www.mos.ru.
Пунктом 1.1 постановления Правительства Москвы N 700-ПП от 28 ноября 2014 года (в редакции постановления Правительства Москвы от 24 ноября 2020 года N 2044-ПП, вступившего в силу с 1 января 2021 года) утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость (приложение 1) (далее - Перечень на 2021 год). Нормативный правовой акт опубликован 8 декабря 2020 года в издании "Вестник Мэра и Правительства Москвы", N 68, т. 1, 2, 3, 4, а также размещен 25 ноября 2020 года на официальном сайте Правительства Москвы http://www.mos.ru.
Пунктом 1.1 постановления Правительства Москвы N 700-ПП от 28 ноября 2014 года (в редакции постановления Правительства Москвы от 23 ноября 2021 года N 1833-ПП, вступившего в силу с 1 января 2022 года) утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость (приложение 1) (далее - Перечень на 2022 год). Нормативный правовой акт опубликован 7 декабря 2021 года в издании "Вестник Мэра и Правительства Москвы", N 31, т. 2, 3, 4, 5, 6, размещен 24 ноября 2021 года на официальном сайте Правительства Москвы http://www.mos.ru.
В Перечень на 2015 год под пунктами 1301, 1306, 1305 включены, соответственно, нежилые здания с кадастровыми номерами:
77:01:0004033:1010 по адресу: г. Москва, ул. Рочдельская, д. 15, стр. 10, 77:01:0004032:1023 по адресу: г. Москва, ул. Рочдельская, д. 15, стр. 16а, 77:01:0004031:1018 по адресу: г. Москва, ул. Рочдельская, д. 15, стр. 43.
В Перечень на 2016 год под пунктами 5331, 5852, 4093, 1379, включены, соответственно, нежилые здания с кадастровыми номерами:
77:01:0004033:1010 по адресу: г. Москва, ул. Рочдельская, д. 15, стр. 10, 77:01:0004032:1023 по адресу: г. Москва, ул. Рочдельская, д. 15, стр. 16а, 77:01:0004031:1018 по адресу: г. Москва, ул. Рочдельская, д. 15, стр. 43, 77:01:0004033:1012 по адресу: г. Москва, ул. Рочдельская, д. 15, стр.21.
В Перечень на 2017 год под пунктами 4567, 4577, 4575, включены, соответственно, нежилые здания с кадастровыми номерами:
77:01:0004033:1010 по адресу: г. Москва, ул. Рочдельская, д. 15, стр. 10, 77:01:0004032:1023 по адресу: г. Москва, ул. Рочдельская, д. 15, стр. 16а, 77:01:0004031:1018 по адресу: г. Москва, ул. Рочдельская, д. 15, стр. 43.
В Перечень на 2018 год под пунктами 4736, 4754, 4746, 4744 включены, соответственно, нежилые здания с кадастровыми номерами:
77:01:0004033:1010 по адресу: г. Москва, ул. Рочдельская, д. 15, стр. 10, 77:01:0004033:1043 по адресу: г. Москва, ул. Рочдельская, д. 15, стр. 11, 77:01:0004032:1023 по адресу: г. Москва, ул. Рочдельская, д. 15, стр. 16а, 77:01:0004031:1018 по адресу: г. Москва, ул. Рочдельская, д. 15, стр. 43.
В Перечень на 2019 год под пунктами, соответственно, 5474, 5492, 5484, 5482 включены нежилые здания с кадастровыми номерами:
77:01:0004033:1010 по адресу: г. Москва, ул. Рочдельская, д. 15, стр. 10, 77:01:0004033:1043 по адресу: г. Москва, ул. Рочдельская, д. 15, стр. 11, 77:01:0004032:1023 по адресу: г. Москва, ул. Рочдельская, д. 15, стр. 16а, 77:01:0004031:1018 по адресу: г. Москва, ул. Рочдельская, д. 15, стр. 43.
В Перечень на 2020 год под пунктами, соответственно, 12491, 3502, 12493, 18505 включены нежилые здания с кадастровыми номерами:
77:01:0004033:1010 по адресу: г. Москва, ул. Рочдельская, д. 15, стр. 10, 77:01:0004033:1043 по адресу: г. Москва, ул. Рочдельская, д. 15, стр. 11, 77:01:0004032:1023 по адресу: г. Москва, ул. Рочдельская, д. 15, стр. 16а, 77:01:0004031:1018 по адресу: г. Москва, ул. Рочдельская, д. 15, стр. 43.
В Перечень на 2021 год под пунктами, соответственно, 1130, 1146, 1140, 1138 включены нежилые здания с кадастровыми номерами:
77:01:0004033:1010 по адресу: г. Москва, ул. Рочдельская, д. 15, стр. 10, 77:01:0004033:1043 по адресу: г. Москва, ул. Рочдельская, д. 15, стр. 11, 77:01:0004032:1023 по адресу: г. Москва, ул. Рочдельская, д. 15, стр. 16а, 77:01:0004031:1018 по адресу: г. Москва, ул. Рочдельская, д. 15, стр. 43.
В Перечень на 2022 год под пунктом 5024 включено нежилое здание с кадастровым номером 77:01:0004033:1043 по адресу: г.Москва, ул. Рочдельская, д.15, стр. 11.
Публичное акционерное общество "Трехгорная мануфактура" просит признать недействующими вышеуказанные пункты Перечней, указывая на то, что названные нежилые здания не обладают признаками объектов налогообложения, определенными в статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) и статье 1.1 Закона города Москвы от 5 ноября 2003 г. N 64 "О налоге на имущество организаций" (далее также - Закон о налоге на имущество).
Требования мотивированы тем, что административный истец является собственником нежилых зданий с кадастровыми номерами 77:01:0004033:1010, 77:01:0004033:1043, 77:01:0004032:1023, 77:01:0004031:1018, 77:01:0004033:1012 (далее - при совместном упоминании Здания, при отдельном - Здание 1010, Здание 1043, Здание 1023, Здание 1018, Здание 1012, соответственно), в отношении которых уплачивает налог на имущество организаций исходя из их кадастровой стоимости; для организации увеличено налоговое бремя.
В судебном заседании представитель административного истца заявленные требования поддержал; представитель административного ответчика Правительства Москвы и заинтересованного лица Департамента экономической политики и развития г.Москвы против удовлетворения административного искового заявления возражал.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом, об уважительных причинах неявки не сообщили, об отложении слушания не просили; судом на основании статей 150, 152 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) определено о рассмотрении административного дела в их отсутствие.
Исследовав собранные по административному делу доказательства, выслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, заключение прокурора, суд приходит к следующим выводам.
В силу статьи 13 Гражданского кодекса Российской Федерации, части 2 статьи 215 КАС РФ нормативный правовой акт (или его часть), не соответствующий иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, признается судом недействующим полностью или в части со дня его принятия или иной определенной судом даты.
Применительно к части 8 статьи 213 КАС РФ при рассмотрении административного дела установлено, что административному истцу во все спорные налоговые периоды на праве собственности принадлежали Здания, площадь каждого из которых превышает 3 000 кв.м.
Никем не оспаривается, что административный истец, Здания которого включены в вышеуказанные перечни, обязан уплатить в отношении них налог на имущество организаций за соответствующие налоговые периоды 2015-2022 годов, исходя из их кадастровой стоимости, что свидетельствует о праве ПАО "Трехгорная мануфактура" на обращение в суд с настоящими требованиями.
Постановление Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N700-ПП принято в целях обеспечения проведения налоговой политики и направлено на установление особенности определения налоговой базы отдельных объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость.
В соответствии с пунктом "и" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
Учитывая данные положения Конституции Российской Федерации, а также подпункт 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", пункт 3 статьи 12, абзац 2 пункта 2 статьи 372, нормы статьи 378.2 НК РФ, пункта 1 статьи 44 Закона города Москвы от 28 июня 1995 г. "Устав города Москвы", статьи 11 Закона города Москвы от 20 декабря 2006 г. N65 "О Правительстве Москвы", пунктов 1, 4 статьи 19 Закона города Москвы от 8 июля 2009 г. N25 "О правовых актах города Москвы", суд приходит к выводу о том, что оспариваемый в части нормативный правовой акт принят Правительством Москвы в пределах компетенции и с соблюдением требований, предъявляемых к его форме, процедуре принятия, правилам введения в действие, опубликования и вступления в силу, в том числе Перечни на 2015-2022 годы официально опубликованы и размещены на официальном сайте Правительства Москвы с соблюдением требований пункта 7 статьи 378.2 НК РФ.
При проверке соответствия постановления Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N700-ПП в оспариваемой части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, установлено следующее.
Исходя из положений статьи 375, подпункта 1 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке, в отношении, в том числе административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) и помещений в них.
Содержание используемых законодателем терминов раскрывается в пунктах 3, 4 и 4.1. статьи 378.2 НК РФ, из буквального толкования которых следует, что названными объектами признаются отдельно стоящие нежилые здания (строения, сооружения), помещения в которых принадлежат одному или нескольким собственникам и которые отвечают хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется, в том числе одновременно, в целях делового, административного или коммерческого назначения, размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При этом:
здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в таких целях, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в указанных целях, в том числе одновременно, признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Согласно пункту 3 статьи 12 и пункту 2 статьи 372 НК РФ субъекту Российской Федерации предоставлено право устанавливать особенности определения налоговой базы отдельных объектов недвижимого имущества в соответствии со статьей 378.2 НК РФ.
На территории города Москвы в соответствии со статьей 1.1 Закона города Москвы от 5 ноября 2003 года N 64 "О налоге на имущество организаций" для Перечней 2015 и 2016 годов налоговая база как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества определяется, в частности, в отношении:
1) административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) общей площадью свыше 3 000 кв. метров и помещений в них (кроме помещений, находящихся в оперативном управлении органов государственной власти, автономных, бюджетных и казенных учреждений), если соответствующие здания (строения, сооружения), за исключением многоквартирных домов, расположены на земельных участках, один из видов разрешенного использования которых предусматривает размещение офисных зданий делового, административного (кроме зданий (строений, сооружений), расположенных на земельных участках, вид разрешенного использования которых предусматривает размещение промышленных или производственных объектов) и коммерческого назначения, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;
2) отдельно стоящих нежилых зданий (строений, сооружений) общей площадью свыше 2 000 кв. метров и помещений в них, фактически используемых в целях делового, административного или коммерческого назначения, а также в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
С 1 января 2017 года на территории города Москвы в соответствии со статьей 1.1 Закона города Москвы от 5 ноября 2003 года N 64 "О налоге на имущество организаций" налоговая база как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества определяется, в частности, в отношении:
административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) и помещений в них (кроме помещений, находящихся в оперативном управлении органов государственной власти, автономных, бюджетных и казенных учреждений), если соответствующие здания (строения, сооружения), за исключением многоквартирных домов, расположены на земельных участках, один из видов разрешенного использования которых предусматривает размещение офисных зданий делового, административного (кроме зданий (строений, сооружений), расположенных на земельных участках, вид разрешенного использования которых предусматривает размещение промышленных или производственных объектов) и коммерческого назначения, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;
отдельно стоящих нежилых зданий (строений, сооружений) общей площадью свыше 1000 кв. метров и помещений в них, фактически используемых в целях делового, административного или коммерческого назначения, а также в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Таким образом, в соответствии с приведенными законоположениями отнесение объекта недвижимого имущества к административно-деловому центру и (или) торговому центру (комплексу) на территории города Москвы осуществляется в зависимости от вида разрешенного использования земельного участка, на котором расположено здание (в том числе на налоговые периоды 2015-2016 годов с учетом площади здания, с 2017 года - без учета площади здания), и (или) исходя из вида фактического использования здания (с учетом площади здания).
При этом, как справедливо обращено внимание в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 12 ноября 2020 N46-П "По делу о проверке конституционности подпункта 1 пункта 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации в связи с жалобой открытого акционерного общества "Московская шерстопрядильная фабрика", в системе действующего правового регулирования не предполагается возможность определения налоговой базы по налогу на имущество организаций исходя из кадастровой стоимости здания (строения, сооружения) исключительно в связи с тем, что один из видов разрешенного использования земельного участка, на котором расположено недвижимое имущество, предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания, независимо от предназначения и фактического использования здания (строения, сооружения); в случае установления в отношении земельного участка нескольких видов разрешенного использования, для отнесения расположенных на таком участке зданий к объектам, налоговая база в отношении которых определяется как их кадастровая стоимость, необходимо оценить, используются ли фактически здания в соответствии с тем предназначением земельного участка, которое поименовано в статье 378.2 НК РФ.
Из объяснений Правительства Москвы установлено, что Здания включены в оспариваемые перечни исходя из критерия фактического использования; кроме того, Здания 1023 и 1018 в Перечни на 2016-2021 годы включены также исходя из критерия вид разрешенного использования земельного участка.
Материалами дела подтверждается, что Здания 1018 и 1023 в указанных налоговых периодах 2016-2021 годов располагались на земельном участке с кадастровым номером 77:01:0004033:2604 с видом разрешенного использования на 1 января 2016 года - "участки смешанного размещения общественно-деловых и производственных объектов (1.2.7, 1.2.9, 1.2.13)"; с 1 января 2017 года и далее, вплоть до настоящего времени - "деловое управление (4.1) (земельные участки, предназначенные для размещения офисных зданий делового и коммерческого назначения (1.2.7)); легкая промышленность (6.3) (земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок (1.2.9)); склады (6.9) (земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок (1.2.9)); коммунальное обслуживание (3.1) (земельные участки, предназначенные для разработки полезных ископаемых, размещения железнодорожных путей, автомобильных дорог, искусственно созданных внутренних водных путей, причалов, пристаней, полос отвода железных и автомобильных дорог, водных путей, трубопроводов, кабельных, радиорелейных и воздушных линий связи и линий радиофикации, воздушных линий электропередачи конструктивных элементов и сооружений, объектов, необходимых для эксплуатации, содержания, строительства, реконструкции, ремонта, развития наземных и подземных зданий, строений, сооружений, устройств транспорта, энергетики и связи; размещения наземных сооружений и инфраструктуры спутниковой связи, объектов космической деятельности, военных объектов (1.2.13))".
Данный земельный участок находится в пользовании административного истца на основании Договора аренды земельного участка NМ-01-044106 от 31 декабря 2013 года для целей эксплуатации зданий в административных и производственных целях; согласно пункту 1.5 договора аренды на земельном участке расположено 7 нежилых зданий, в том числе Здания 1018 и 1023.
В соответствии со статьей 378.2 НК РФ, статьей 1.1 Закона Москвы от 5 ноября 2003 года N 64 вид разрешённого использования земельного участка, исходя из формальной определённости налоговых норм (статья 3 НК РФ), при отнесении объекта налогообложения к административно-деловому, торговому центру (комплексу) должен прямо предусматривать размещение на нём офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания.
Применительно к статье 7 Земельного кодекса Российской Федерации, части 11 статьи 34 Федерального закона N 171-ФЗ от 23 июня 2014 года "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации", Правилам землепользования и застройки города Москвы, утвержденным постановлением Правительства Москвы от 28 марта 2017 года N 120-ПП, видам разрешенного использования земельных участков, утвержденным приказами Минэкономразвития Российской Федерации от 15.02.2007 N39 и от 1 сентября 2014 г. N540, а также приказом Росреестра от 10 ноября 2020 г. N П/0412, установленный в настоящем случае вид разрешенного использования земельного участка под Зданиями 1018 и 1023 нельзя полагать определенным для целей статьи 378.2 НК РФ; его юридическая конструкция допускает использование на нем объектов недвижимости в иных, не предусмотренных положениями статьи 378.2 НК РФ, целях, а правовой режим характеризуется признаками множественности и носит смешанный характер.
При таких данных, представляется, что в настоящем случае критерий вид разрешенного использования земельного участка не позволяет однозначно отнести Здания 1018 и 1023 в спорных налоговых периодах 2016-2021 годов к административно-деловому центру, торговому комплексу без учета их фактического использования, предназначения в спорные периоды в соответствии с тем правовым режимом земельного участка, который соответствует статье 378.2 НК РФ.
Согласно пункту 9 статьи 378.2 НК РФ вид фактического использования здания (строений, сооружений) и помещений определяется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, устанавливаемым с учетом положений пунктов 3, 4, 5 настоящей статьи высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Порядок определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения утвержден постановлением Правительства Москвы от 14 мая 2014 года N257-ПП (далее - Порядок).
Пунктом 1.2 названного Порядка предусмотрено, что мероприятия по определению вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения осуществляются Государственной инспекцией по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы (далее - Госинспекция) с привлечением (с 26 мая 2020 года) подведомственного Государственного бюджетного учреждения города Москвы "Московский контрольно-мониторинговый центр недвижимости".
В соответствии с положениями данного Порядка в ходе проведения мероприятий по определению вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения осуществляется фотосъемка (при необходимости видеосъемка), фиксирующая фактическое использование указанного здания (строения, сооружения) и нежилого помещения, а также фотосъемка (при необходимости видеосъемка) информационных стендов с реквизитами организаций, осуществляющих деятельность в указанном здании (строении, сооружении) и нежилом помещении, указателей наименований улиц и номеров домов (при наличии), расположенных на зданиях (строениях, сооружениях), в которых осуществляются мероприятия по определению вида фактического использования (пункт 3.4.).
По результатам проведения указанных мероприятий согласно пункту 3.5 Порядка составляется акт о фактическом использовании здания (строения, сооружения) и (или) нежилого помещения для целей налогообложения с приложением соответствующих фотоматериалов и указанием выявленных признаков размещения офисов и (или) торговых объектов, и (или) объектов общественного питания, и (или) объектов бытового обслуживания.
В случае если при проведении мероприятий по определению вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения возникли обстоятельства, препятствующие доступу работников Госинспекции, ГБУ "МКМЦН" в указанное здание (строение, сооружение) и нежилое помещение, и имеется информация, свидетельствующая об использовании указанных зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для размещения офисов и (или) торговых объектов, и (или) объектов общественного питания, и (или) объектов бытового обслуживания, Акт, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 3.9(6) настоящего Порядка, оформляется с указанием выявленных признаков размещения офисов и (или) торговых объектов, и (или) объектов общественного питания, и (или) объектов бытового обслуживания с приложением фотоматериалов и указанием на обстоятельства, препятствовавшие доступу работников Госинспекции, ГБУ "МКМЦН" в указанное здание (строение, сооружение) и нежилое помещение (пункт 3.6.).
При этом, в силу пункта 1.4. Порядка
торговым объектом признается здание (строение, сооружение) или часть здания (строения, сооружения), оснащенное специализированным оборудованием, предназначенным и используемым для выкладки, демонстрации товаров, обслуживания покупателей и проведения денежных расчетов с покупателями при продаже товаров;
офисом признается здание (строение, сооружение), или часть здания (строения, сооружения), или нежилое помещение (часть нежилого помещения), оборудованные стационарными рабочими местами и оргтехникой, используемые для обработки и хранения документов и (или) приема клиентов;
объектом организации бытового обслуживания признается здание (строение, сооружение) или часть здания (строения, сооружения), предназначенное и (или) фактически используемое для оказания бытовых услуг, оснащенное специализированным оборудованием, предназначенным и используемым для оказания бытовых услуг;
объектом общественного питания признается здание (строение, сооружение) или часть здания (строения, сооружения), в котором оказываются услуги общественного питания, оснащенное специализированным оборудованием, предназначенным и используемым для оказания услуг общественного питания.
При рассмотрении настоящего административного дела суду представлены:
- акты от 9 июля 2014 года N9012782 и от 10 февраля 2022 года N91222736/ОФИ о том, что Здание 1010 фактически используется для целей налогообложения в соответствии со ст. 378.2 НК РФ (на 100% для размещения офисов - в 2014 году и на 32, 35% для размещения офисов - в 2022 году); обследования проводились в плановом порядке, в 2014 году - без доступа (в допуске отказано) по внешним признакам и техдокументации, в 2022 году - с доступом; в акте 2022 года на фототаблицах зафиксированы помещения, отнесенные к офисам (Биофудлаб, стационарные рабочие места с оргтехникой, используемые для обработки и хранения документов переговорные залы и т.п. сопутствующая офисная инфраструктура);
- акты N9012794 от 9 июля 2014 года и N91221015 от 27 октября 2021 года о том, что Здание 1018 фактически используется для целей налогообложения в соответствии со ст. 378.2 НК РФ (на 100% для размещения офисов - в 2014 году и 74, 52% для размещения офисов и объектов торговли - в 2021 году); обследования проводились в плановом порядке, в 2014 году - без доступа (в допуске отказано) по внешним признакам и техдокументации, в 2021 году - с доступом; в акте 2021 года на фототаблицах зафиксированы помещения, отнесенные к офисам и объектам торговли (продуктовый магазин, шоурум одежды, стационарные рабочие места с оргтехникой, используемые для обработки и хранения документов, зоны для встреч и ожидания клиентов и.т.п. сопутствующая офисная инфраструктура);
- акты N901278 от 9 июля 2014 года и N 91222738/ОФИ от 10 февраля 2022 года о том, что Здание 1023 фактически используется для целей налогообложения в соответствии со ст. 378.2 НК РФ (на 100% для размещения офисов - в 2014 году и на 91, 18% для размещения офисов и объектов торговли - в 2022 году); обследования проводились в плановом порядке, в 2014 году - без доступа (в допуске отказано) по внешним признакам и техдокументации, в 2022 году - с доступом; в акте 2022 года на фототаблицах зафиксированы помещения, отнесенные к офисам и объектам торговли (в том числе продажа одежды LittleDream, офисы со стационарными рабочими местами с оргтехникой, используемыми для обработки и хранения документов, сопутствующая офисная инфраструктура);
- акт N9012789 от 9 июля 2014 года о том, что Здание 1012 фактически используется для размещения офисов на 100%; сведения с официального сайта Правительства Москвы о том, что по результатам обследования в 2021 и 2022 годах Здание 1012 установлено, что оно фактически используется для целей налогообложения в соответствии со ст. 378.2 НК РФ;
- для Здания 1043 - акт N 9012783 от 09 июля 2014 года о том, что Здание 1043 фактически не используется для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания; акт N9012946/ОФИ от 20 июня 2017 года, согласно выводам которого 95, 96% площади Здания используется для целей налогообложения в соответствии со ст. 378.2 НК РФ, для размещения офисов, объектов бытового обслуживания (обследование проведено в плановом порядке, с доступом, на фототаблице представлены вывески солярия, компаний Техпромэксперт, галерии-выставки); акт N91225850/ОФИ от 2 июня 2022 года, согласно выводов которого для размещения офисов, объектов бытового обслуживания и торговли используется 19, 6% площади Здания (обследование проведено в плановом порядке, с доступом, на фотобалице представлены помещения по каждому виду деятельности с вывесками организаций и выявленными признаками объектов торговли, бытового обслуживания и торговли, а также зафиксированы пустующие помещения).
Оснований не доверять собранным сведениям и актам о результатах инспекционных мероприятий в отношении Зданий суд не имеет; акты составлены и подписаны всеми участниками обследования без каких-либо замечаний; отраженные в них расчеты, описания видов деятельности и выводы ясны; информация по актам также размещена на официальном портале Мэра Москвы и Правительства Москвы; инспекционные мероприятия не оспорены, незаконными не признаны; акты в полной мере соответствуют Порядку, в том числе в них указаны обстоятельства, препятствующие доступу в Здания, и выявленные признаки размещения офисов, объектов торговли и бытового обслуживания; их выводы ничем объективно не опровергнуты никем из лиц, участвующих в деле; за проведением повторных мероприятий по определению фактического использования Зданий административный истец, не лишенный возможности потребовать устранения допущенных, по его мнению ошибок, в соответствии с пунктом 3.9 Порядка не обращался.
В то же время касательно акта N 9012783 от 09 июля 2014 года о том, что Здание 1043 фактически не используется для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания, учитывая, что в отношении этого объекта в 2017 году в плановом порядке вновь проведено обследование, в соответствии с Порядком составлен новый акт, а спорными являются налоговые периоды, начиная с 2018 года, суд считает, что правового значения для рассматриваемого в настоящем деле спора этот акт 2014 года не имеет.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 31 мая 2022 года N 1176-О, положения статьи 378.2 НК РФ не лишают налогоплательщиков возможности представлять доказательства, указывающие на несоответствие принадлежащего им имущества критериям, установленным в названной статье налогового законодательства.
Вместе с тем, административным истцом такого рода доказательств, указывающих на несоответствие Зданий 1010, 1023, 1018 в спорные налоговые периоды 2015-2021 годов; Здания 1012 в спорном налоговом периоде 2016 года и Здания 1043 в спорные налоговые периоды 2018-2021 годов критериям, установленным в статье 378.2 НК РФ, опровергающих выводы актов по ним от 2014 года, 2021-2022 годов не представлено, равно как и Правительством Москвы выводы акта N91225850/ОФИ от 2 июня 2022 года по Зданию 1043 на налоговый период 2022 года не опровергнуты; аргументы административного ответчика о том, что действие этого акта нельзя распространить на спорный период 2022 года суд находит несостоятельными, как и доводы истца об этом же, но касательно актов 2021- 2022 годов по остальным Зданиям, так как фактическое использование может быть подтверждено любыми доказательствами, отвечающими требованиям статей 59-61 КАС РФ; все акты 2021-2022 годов составлены либо в пределах спорных налоговых периодов либо их охватывают (с учетом предыдущего времени обследования Зданий);
По убеждению суда, представленные в дело акты подтверждают фактическое использование в качестве административно-делового, офисного центра: Зданий 1010, 1023, 1018 в спорные налоговые периоды 2015-2021 годов; Здания 1012 в спорном налоговом периоде 2016 года и Здания 1043 в налоговые периоды 2018-2021 годов; акт N91225850/ОФИ от 2 июня 2022 года свидетельствует о том, что Здание 1043 в налоговом периоде 2022 года не использовалось для целей налогообложения в соответствии со ст. 378.2 НК РФ.
По делу не установлено, что на 1 января 2022 года фактическое использование Здания 1043 каким-либо образом отличалось от зафиксированного в акте N91225850/ОФИ от 2 июня 2022 года; как указано административным истцом, на начало налогового периода 2022 года все ранее заключенные договоры аренды помещений в Здании 1043 были прекращены; аналогично не установлено иного, отличного от зафиксированных в актах 2021-2022 годов использования на 1 января 2021 года и по остальным Зданиям.
О вышеуказанном фактическом использовании по соответствующим периодам также объективно свидетельствуют изученные судом:
- техническая документация на Здания (аргументы истца о производственном типе помещений Здания 1043 судом во внимание не принимаются, так как предназначение не относится к действующим критериям, а по актам такой вид использования спорных объектов недвижимости не установлен; учрежденческие же помещения свободны к использованию в качестве офисных);
- акт N 4380 о выявлении в Здании 1012 нового объекта обложения торговым сбором от 10 ноября 2016 года, то есть в пределах спорного налогового периода 2016 года;
- материалы дел об оспаривании ПАО "Трехгорная мануфактура" кадастровой стоимости: Здания 1043 (по состоянию на 1 января 2018 года) (N3а-641/2019)), Здания 1023 (по состоянию на 1 января 2016 года) (N3а-1882/2017), по состоянию на 1 января 2018 года (N3а-641/2019)), Здания 1018 (по состоянию на 1 января 2016 года) (N3а-1426/2017), по состоянию на 1 января 2018 года (N3а-641/2019)), Здания 1012 (по состоянию на 1 января 2016 года) (N3а-1426/2017), в которых представлены отчеты об оценке рыночной стоимости, заключения экспертов с выводами по результатам осмотров о текущем фактическом использовании этих Зданий в качестве офисных.
Доводы стороны административного истца о том, что оценщики и судебные эксперты исходили из наиболее эффективного использования, не учитывали фактическое использование этих Зданий суд находит несостоятельными; они опровергаются приведенными в отчетах об оценке и заключениях эксперта данных об объектах недвижимости и фотоматериалами осмотров.
При этом, административный истец не отрицал, что согласно уставу организации ее главной целью является извлечение прибыли, для чего ПАО "Трехгорная мануфактура" ведет в Зданиях коммерческую деятельность путем сдачи помещений в них в аренду.
Анализ положений статьи 378.2 НК РФ свидетельствует о том, что в Перечни по своей цели и смыслу включаются такие здания (строения, сооружения), которые используются или могут быть использованы в целях административно-деловых центров и (или) торговых центров (комплексов).
К ним относятся такие объекты недвижимости, которые с экономической точки зрения в процессе их самостоятельной эксплуатации способны обеспечивать их владельцу извлечение дохода и принесение прибыли, поэтому налогообложение таких объектов и осуществляется законодателем в повышенном размере.
Действующее законодательство о налогах исходя из кадастровой стоимости не устанавливает налоговых преференций для собственников, передающих принадлежащие им объекты в аренду, в случае если арендованные помещения отвечают признакам офисов, объектов торговли, бытового обслуживания, могут быть использованы под эти цели.
При этом, изучив представленные административным истцом договоры аренды, суд приходит к выводу о том, что сами по себе они выводы актов обследования не опровергают, так как не охватывают более 80% общей площади каждого из Зданий на все спорные налоговые периоды (в том числе по Зданиям 1010, 1023 истец не представил договоров; по Зданию 1043 не представлены договоры по налоговым периодам 2018-2021 годов, по Зданиям 1012, 1018 договоры аренды представлены не на всю площадь и их условия о целях аренды не конкретизированы по видам деятельности); ввиду указанного также нельзя согласиться и с расчетами ПАО "Трехгорная мануфактура", в основе которых лежат указанные договоры; о неверности расчетов истца также обоснованно указано и Правительством Москвы, представившим контррасчет в соответствии с Методикой определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения (приложение N 1 к Порядку), оснований не доверять которому не имеется.
Доводы административного истца о том, что часть помещений в Зданиях в спорные налоговые периоды не использовались, являются голословными и ничем объективно не подтверждены; само по себе то, что договоры аренды представлены на часть помещений в Зданиях, об этом не свидетельствует; в случае изменения фактического использования здания в период после проведения его обследования административный истец не был лишен возможности обратиться с заявлением о проведении мероприятий по определению вида фактического использования, но в Департамент экономической политики и развития г. Москвы в соответствии с Порядком по такого рода вопросу не обращался.
Исходя из изложенного, оценивая собранные по делу доказательства в их совокупности по правилам статьи 84 КАС РФ, суд заключает об обоснованности аргументов административного ответчика о соответствии Зданий 1010, 1023, 1018 в спорные налоговые периоды 2015-2021 годов; Здания 1012 в спорном налоговом периоде 2016 года и Здания 1043 в спорные налоговые периоды 2018-2021 годов критериям, определенным в статье 378.2 НК РФ, правомерности их включения в оспариваемые перечни на данные налоговые периоды. Каких-либо неустранимых сомнений, противоречий и неясностей для этих объектов и указанных налоговых периодов, которые по правилам статьи 3 НК РФ надлежало бы в данном случае толковать в пользу административного истца, судом не установлено; в том числе Здания 1023, 1018 в налоговых периодах 2016-2021 годов использовались в соответствии с установленным для них видом разрешенного использования и тем правовым режимом земельного участка, который соответствует статье 378.2 НК РФ. Таким образом, оспариваемые в настоящем деле отдельные положения постановления Правительства Москвы об этих объектах недвижимости в указанные налоговые периоды соответствуют нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, не нарушают права заявителя, а также конституционные принципы равенства и справедливости налогообложения.
Напротив, суд, принимая во внимание нормы налогового законодательства и правовые позиции Конституционного Суда РФ, содержащиеся в Постановлении N19-П, определениях от 12 июля 2006 года N 266-О, от 2 ноября 2006 года N 444-О, от 15 января 2008 года N294-О-П, и оценивая собранные доказательства в их совокупности, принимая во внимание акт фактического обследования от 2022 года, акт о возврате помещения от 28 декабря 2021 года, отсутствие в материалах дела объективных сведений о действующих договорах аренды помещений в Здании 1043 в 2022 году под офисы, объекты торговли, общественного питания и бытового обслуживания на площадь более 20%, в том числе информация об этом не содержится и в сведениях ЕГРН об основных характеристиках и зарегистрированных права на объект недвижимости, суд находит, что Правительством Москвы не представлено объективных данных о том, что Здание 1043 в налоговом периоде 2022 года соответствовало критериям, определенным статьей 378.2 НК РФ, статьей 1.1. Закона города Москвы "О налоге на имущество организаций", и включено в Перечень на 2022 год правомерно.
Суд при этом также не может принять во внимание аргументы Правительства Москвы об информации в сети Интернет, которая размещена касательно Здания 1043; сама по себе она об использовании объекта в 2022 году не свидетельствует, в том числе по времени на юридически значимый период не конкретизирована; организации, указанные в возражениях административного ответчика, не имеют регистрации в этом объекте, что подтверждается сведениями ЕГРЮЛ.
Данные о плательщике торгового сбора в Здании 1043 (12 историй) не опровергают выводы акта 2022 года об общем размере помещений, используемых под цели статьи 378.2 НК РФ (офис и шоу-рум этой марки занимают помещения 378, 8 кв.м. + 162, 7 кв.м. и учтены в подсчетах, как и сведения об офисе "Самокат", в связи с которыми установлено, что под цели статьи 378.2 НК РФ в здании используется 196, % его общей площади).
При таких данных, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований в части; в целях восстановления нарушенных прав и законных интересов административного истца с 1 января 2022 года подлежит признанию недействующим пункт 5024 Перечня на 2022 год; в удовлетворении остальной части требований надлежит отказать.
По правилам статей 103, 111 КАС РФ с Правительства Москвы в пользу административного истца подлежит взысканию 4500 руб. в счёт возмещения судебных расходов по уплате государственной пошлины.
В соответствии с пунктом 2 части 4 статьи 215 КАС РФ сообщение о принятии настоящего решения суда подлежит размещению в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу на официальном сайте Правительства Москвы http://www.mos.ru и в официальном печатном издании Правительства Москвы.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 175 -180, 215-216 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
административное исковое заявление публичного акционерного общества "Трехгорная мануфактура" удовлетворить частично.
Признать недействующим с 1 января 2022 года постановление Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость" (в редакции постановления Правительства Москвы от 23 ноября 2021 года N 1833-ПП) в части включения в Перечень зданий, строений и сооружений, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость (приложение 1 к постановлению) пункта 5024.
В удовлетворении остальной части административного искового заявления публичного акционерного общества "Трехгорная мануфактура" отказать.
Сообщение о принятии настоящего решения подлежит размещению в течение одного месяца со дня его вступления в законную силу на официальном сайте Правительства Москвы http://www.mos.ru и в официальном печатном издании Правительства Москвы.
Взыскать с Правительства Москвы в пользу публичного акционерного общества "Трехгорная мануфактура" в счет возмещения расходов по уплате государственной пошлины 4 500 руб.
Решение может быть обжаловано в Первый апелляционный суд общей юрисдикции в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме. Апелляционная жалоба подается через Московский городской суд.
Мотивированное решение изготовлено 30 июня 2023 года.
Судья
Московского городского суда Р.Б. Михайлова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.