Московский городской суд в составе
председательствующего судьи Михайловой Р.Б, при секретаре Берестове И.М, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело N 3а-4706/2023 по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Энергопром" об оспаривании решений Государственного бюджетного учреждения города Москвы "Городской центр имущественных платежей", обязании устранить допущенное нарушение,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Энергопром" обратилось в суд с административным исковым заявлением, в котором просит:
признать незаконным решение Государственного бюджетного учреждения города Москвы "Городской центр имущественных платежей" (далее - Учреждение) от 11 ноября 2022 года N 520/22 о пересчете кадастровой стоимости нежилого здания с кадастровым номером 77:05:0005006:1301 (далее - Здание);
признать незаконным решение Учреждения от 7 декабря 2022 года N 556/22 об отказе в пересчете кадастровой стоимости Здания;
обязать Учреждение устранить допущенные нарушения, исправить допущенную при определении кадастровой стоимости Здания по состоянию на 01 января 2021 года ошибку в порядке, предусмотренном статьей 21 Федерального закона "О государственной кадастровой оценке", с учетом отнесения указанного объекта недвижимости к группе 7 "Объекты производственного назначения".
В обоснование требований административный истец указал на то, что является собственником Здания; уплачивает налог на имущество организаций в отношении данного объекта недвижимости, исходя из его кадастровой стоимости.
Проведена государственная кадастровая оценка, по результатам которой кадастровая стоимость Здания установлена по состоянию на 01 января 2021 года в размере 1 687 194 601, 69 руб.; Здание необоснованно отнесено к оценочной группе 6 "объекты административного и офисного назначения".
Решением Учреждения от 11 ноября 2022 года N520/22 кадастровая стоимость Здания пересчитана и установлена в размере 1 577 290 330, 01 руб.; Здание было неверно отнесено к оценочной группе 4 "Объекты торговли, общественного питания, бытового обслуживания, сервиса, отдыха и развлечений, включая объекты многофункционального назначения".
Оспариваемые решения Учреждения являются незаконными, так как Здание является производственным и его необходимо относить к оценочной группе 7 "Объекты производственного назначения" об определении кадастровой стоимости в завышенном размере
В судебном заседании представитель административного истца требования поддержал, настаивал на их удовлетворении, заявляя об определении кадастровой стоимости Здания в завышенном размере.
Представители Учреждения и Департамента городского имущества города Москвы в судебном заседании против удовлетворения административного иска возражали.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, извещены, возражений не представили; на основании ст.ст. 150, 152, 226 КАС РФ судом определено о рассмотрении административного дела в их отсутствие.
Выслушав объяснения представителей административного истца, Учреждения и Департамента городского имущества города Москвы, исследовав материалы административного дела и представленные в них доказательства, суд приходит к следующим выводам.
Федеральный закон от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" (далее - Закон N 237-ФЗ) установилвнесудебную процедуру оспаривания результатов определения кадастровой стоимости (ст.ст. 20, 21, 22.1 Закона N237-ФЗ), в том числе путем рассмотрения бюджетным учреждением, осуществившим определение кадастровой стоимости, обращений об исправлении ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости.
Пунктами 23 и 24 статьи 21 Закона N 237-ФЗ установлено, что решение бюджетного учреждения, принятое по итогам рассмотрения заявления об исправлении ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости, может быть оспорено в суде в порядке административного судопроизводства. В случае принятия судом решения о признании решения об отказе в исправлении ошибок незаконным, бюджетное учреждение обеспечивает исправление таких ошибок в порядке, предусмотренном настоящей статьей. Ошибками, допущенными при определении кадастровой стоимости, являются: несоответствие определения кадастровой стоимости положениям методических указаний о государственной кадастровой оценке; описка, опечатка, арифметическая ошибка или иная ошибка, повлиявшие на величину кадастровой стоимости одного или нескольких объектов недвижимости (пункты 1 и 2 части 2 названной статьи Закона N 237-ФЗ).
По итогам рассмотрения обращения об исправлении технической и (или) методологической ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости, бюджетным учреждением могут быть приняты:
1) решение о пересчете кадастровой стоимости в связи с наличием технической и (или) методологической ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости;
2) решение об отказе в пересчете кадастровой стоимости, если наличие технической и (или) методологической ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости, не выявлено (часть 14 статьи 21 Закона N 237-ФЗ).
Как предусмотрено пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона N 237-ФЗ, кадастровая стоимость определяется для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, в том числе для целей налогообложения, на основе рыночной информации и иной информации, связанной с экономическими характеристиками использования объекта недвижимости, в соответствии с методическими указаниями о государственной кадастровой оценке.
В соответствии с частью 1 статьи 14 Закона N 237-ФЗ определение кадастровой стоимости осуществляется в соответствии с методическими указаниями о государственной кадастровой оценке.
По состоянию на дату проведения оспариваемого тура государственной кадастровой оценки действовал приказ Минэкономразвития России от 12 мая 2017 года N226 "Об утверждении Методических указаний о государственной кадастровой оценке"; утвержденные им Методические указания о государственной кадастровой оценке (далее - Методические указания) определяли правила установления кадастровой стоимости объектов недвижимости, в том числе объектов капитального строительства, земельных участков.
Согласно пункту 1.2 Методических указаний кадастровая стоимость объекта недвижимости определяется для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, в том числе для налогообложения, на основе рыночной и иной информации, связанной с экономическими характеристиками его использования, без учета иных, кроме права собственности, имущественных прав на данный объект.
В силу пункта 1.3 указанных Методических указаний при определении кадастровой стоимости используются методы массовой оценки, при которых осуществляется построение единых для групп объектов недвижимости, имеющих схожие характеристики, моделей определения кадастровой стоимости. Для моделирования стоимости может быть использована методология любого из подходов к оценке: затратного, сравнительного или доходного. Выбор подхода или обоснованный отказ от его использования осуществляется исходя из особенностей вида разрешенного использования, назначения объектов недвижимости, а также достаточности и достоверности располагаемой рыночной информации, которые определяются по итогам анализа рынка недвижимости.
Согласно пункту 2.1 Методических указаний подготовка к проведению государственной кадастровой оценки включает в себя сбор и обработку информации, необходимой для определения кадастровой стоимости.
Для целей подготовки к проведению государственной кадастровой оценки уполномоченным в сфере проведения государственной кадастровой оценки органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации обеспечивается предоставление сведений Единого государственной реестра недвижимости, а также сведений, содержащихся в учетно-технической документации (при наличии) (пункт 2.2 Методических указаний).
Согласно пункту 5 статьи 11 Закона N 237-ФЗ решение о проведении государственной кадастровой оценки принимается уполномоченным органом субъекта Российской Федерации.
При рассмотрении административного дела установлено, что административный истец является собственником Здания; уплачивает налог на имущество организаций исходя из его кадастровой стоимости.
На основании решения о проведении государственной кадастровой оценки в адрес Учреждения из Департамента городского имущества города Москвы был направлен Перечень объектов недвижимости, расположенных на территории города Москвы по состоянию на 1 января 2021 года и подлежащих государственной кадастровой оценке, сформированный в соответствии со статьей 13 Закона N 237-ФЗ, предоставленный Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве.
Указанный Перечень содержал сведения о том, что Здание является нежилым, а также о его площади, месторасположении.
Учреждением в рамках проведения работ по государственной кадастровой оценке на территории г.Москвы в Департамент экономической политики и развития г.Москвы направлены результаты группировки зданий и нежилых помещений в количестве 1 893 416 объектов, содержащихся в Перечне объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке, сформированном по состоянию на 1 января 2021 года на предмет анализа (письмо от 19 апреля 2021 года N08-1175/21).
На основании предоставленной информации, руководствуясь пунктом 9.1 Методических указаний, кадастровая стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером 77:05:0005006:1301 по состоянию на 1 января 2021 года определена путем отнесения объекта недвижимости к группе 6 "Объекты административного и офисного назначения", подгруппе 6.1. "Объекты административного и офисного назначения (основная территория)" в размере 1 687 194 601, 69 руб.
Указанная кадастровая стоимость спорного нежилого здания по состоянию на 1 января 2021 года была определена в порядке, предусмотренном статьей 14 Закона N 237-ФЗ, и утверждена распоряжением Департамента городского имущества города Москвы от 15 ноября 2021 года N 51520.
12 октября 2022 года административный истец обратился в Учреждение с заявлением об исправлении ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости Здания, в котором не согласился с отнесением спорного объекта недвижимости к подгруппе 6.1.
Порядок исправления ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости, закреплен в статье 21 Закона N 237-ФЗ, в соответствии с которой рассмотрение обращений об исправлении ошибок осуществляется бюджетным учреждением, составившим отчет об итогах государственной кадастровой оценке при проведении государственной кадастровой оценки или определившим кадастровую стоимость в соответствии со статьями 16, 20 или 21 Закона о государственной кадастровой оценке.
Согласно пункту 4 статьи 14 Закона N 237-ФЗ бюджетное учреждение вправе запросить недостающую информацию, необходимую для определения кадастровой стоимости, у органов и организаций, в распоряжении которых имеется такая информация.
В рамках рассмотрения данного заявления в соответствии с приказом Департамента экономической политики и развития города Москвы, Департамента городского имущества города Москвы, Государственной инспекции по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы от 2 июля 2020 года N 82-ПР/151/ПР-142/20 "Об утверждении Порядка сбора и передачи государственному бюджетному учреждению города Москвы, осуществляющему полномочия, связанные с определением кадастровой стоимости, сведений о фактическом использовании объектов недвижимости для целей государственной кадастровой оценки" Учреждение запросило у ГБУ города Москвы "Московский контрольно-мониторинговый центр недвижимости" проведения мероприятий по обследованию фактического использования Здания и, получив акт N91200982/ОФИ ГКО от 3 ноября 2022 года, 11 ноября 2022 года приняло решение N520/22 о перерасчете кадастровой стоимости Здания.
Кадастровая стоимость Здания указанным решением по состоянию на 1 января 2021 года была пересчитана в связи с отнесением объекта недвижимости к оценочной группе 4 "Объекты коммерческого назначения", подгруппа 4.1 "Объекты торговли, общественного питания, бытового обслуживания, сервиса, отдыха и развлечений, включая объекты многофункционального назначения (основная территория)" и определена в размере 1 577 290 330, 01 руб.
Удельный показатель кадастровой стоимости объекта недвижимости с кадастровым номером 77:05:0005006:1301 рассчитан методом статистического моделирования с применением коэффициента экспликации площадей видов функционального назначения 0.6787465809.
При определении кадастровой стоимости Здания было учтено фактическое использование всех помещений (группы 3, 4, 6, 7, подгруппы 3.1, 4.1, 6.1, 7.8).
14 ноября 2022 года ООО "Энергопром" обратилось в Учреждение с заявлением, в котором указало о несогласии с решением N520/22 от 11 ноября 2022 года, просило устранить нарушение при определении кадастровой стоимости Здания в части отнесения объекта недвижимости к оценочной группе 4, подгруппе 4.1.
Заявление административного истца рассмотрено, 7 декабря 2022 года Учреждением принято решение N556/22 об отказе в перерасчете кадастровой стоимости, проверка определения которой не выявила ошибок.
В материалы дела представлен акт N91200982/ОФИ ГКО от 3 ноября 2022 года о фактическом использовании объекта для целей государственной кадастровой оценки, в котором зафиксировано в числе прочего фактическое использование нежилых помещений в Здании для размещения объектов оптовой и розничной торговли, объектов бытового технического обслуживания и ремонта транспортных средств, машин и оборудования, размещение гостиниц.
Оснований не доверять акту N91200982/ОФИ ГКО от 3 ноября 2022 года и не согласиться с его выводами суд не имеет; он составлен уполномоченными на то должностными лицами, подписан всеми участниками обследования без каких-либо замечаний. Отраженные в нем расчеты ясны, а итоговые выводы никем не оспорены; акт составлен в соответствии с постановлением Правительства Москвы от 14 мая 2014 года N 257-ПП "О порядке определения вида фактического использования здания (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения"
В акте подробно описаны помещения по видам деятельности, представлены поэтажный план и экспликация Здания, на фототаблице зафиксированы вывески "Mobil центр. Замена масла. Слесарные работы. Техосмотр. Кузовной ремонт", "Silvercar. Станция кузовного ремонта") и помещения объектов бытового технического обслуживания, сервисного центра по ремонту автомобилей с клиентской зоной, автомойка, магазин Изумруд (все для дома и сада), офисы; изложенные в нем выводы ничем объективно при рассмотрении дела не опровергнуты.
Согласно пункту 1.8 Методических указаний определение кадастровой стоимости объекта недвижимости осуществляется на основе того из определенных (установленных) для него видов использования, который позволяет использовать его наиболее эффективно, что приводит к максимизации его стоимости.
Руководствуясь пунктом 1.8 Методических указаний, основной группой определена группа 4 "Объекты коммерческого назначения", подгруппа 4.1 "Объекты торговли, общественного питания, бытового обслуживания, сервиса, отдыха и развлечений, включая объекты многофункционального назначения (основная территория)".
Административным истцом не представлено доказательств, объективно свидетельствующих об ином фактическом использовании нежилого здания с кадастровым номером 77:05:0005006:1301 и неверном его отнесении к 4 группе использования.
Таким образом, представляется, что оспариваемые решения соответствуют положениям Закона N 237-ФЗ, приняты в срок и при наличии к тому правовых оснований; кадастровая стоимость Здания определена в соответствии с Методическими указаниями, технических и методологических ошибок не допущено, Учреждение действовало в пределах компетенции и предоставленных полномочий.
Никаких достоверных сведений о том, что Здание является производственным и подлежит отнесению к оценочной группе 7 "Объекты производственного назначения", административным истцом не представлено; акт обследования фактического использования не оспорен; ссылки на отчет об оценке N101219/1-К от 20 декабря 2019 года, заключение эксперта N03/06/2020-ЭЗ от 3 февраля 2020 года, решение Московского городского суда по делу N3а-41/20 от 17 сентября 2020 года, апелляционное определение от 2 февраля 2021 года, отчет об оценке N010222-К от 15 февраля 2022 года, техническую документацию на Здание, справки по распределяемой площади Здания в данном случае не имеют правового значения. Указанные отчеты и заключение эксперта не являлись основанием для установления кадастровой стоимости спорного объекта недвижимости по состоянию на 1 января 2021 года; назначение помещений по техдокументации их фактического использования не опровергает. Таким образом, в этих документах не указаны обстоятельства, которые бы свидетельствовали о неиспользования спорного нежилого здания для размещения объектов бытового технического обслуживания и ремонта транспортных средств, машин и оборудования, и, следовательно, невозможности отнесения объекта капитального строительства к 4 оценочной группе.
Таким образом, кадастровая стоимость земельного участка рассчитана административным ответчиком в соответствии с требованиями законодательства и методическими указаниями исходя из достоверных сведений о Здании.
Требование административного истца о применении коэффициента экспликации площадей видов функционального назначения 0.6787465809 и при этом отнести Здание обратно к подгруппе 6.1. законным не является, противоречит пункту 1.8. Методических указаний.
При таких данных, суд не находит предусмотренной пунктом 1 части 2 статьи 227 КАС РФ совокупности обстоятельств для удовлетворения требований заявителя.
Обращает на себя внимание и то обстоятельство, что действующее правовое регулирование не означает, что государственная кадастровая оценка объектов недвижимости лишена экономических оснований и не связана с их рыночной стоимостью.
При определении кадастровой стоимости объектов недвижимости методом массовой оценки в силу объективных причин невозможен учет всех индивидуальных особенностей конкретного объекта недвижимости, его потребительских качеств и экономической привлекательности; такой учет осуществляется при определении рыночной стоимости объекта недвижимости. Учитывая изложенное, в рамках действующего правового регулирования предусмотрены разные правовые механизмы для оспаривания государственной кадастровой оценки объектов недвижимости и пересмотра кадастровой стоимости на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости.
Кроме того, в соответствии с положениями статьи 22.1 Закона N 237-ФЗ административный истец вправе обратиться с заявлением об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости, решение которого по результатам рассмотрения заявления может быть оспорено в суде в порядке административного судопроизводства, и одновременно с оспариванием решения бюджетного учреждения в суд может быть заявлено требование об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости.
Таким образом, административный истец не лишен права пересмотреть кадастровую стоимость по состоянию на 01 января 2021 года по основанию установления кадастровой стоимости объекта недвижимости, равной его рыночной стоимости.
С учетом изложенного, а также принимая во внимание, что оспариваемые решения приняты Учреждением в пределах предоставленных полномочий в соответствии с распоряжениями Департамента городского имущества г. Москвы 29 декабря 2016 г. N 41602 и от 30.12.2020 N 46735, без нарушения требований действующего законодательства и прав административного истца, суд не находит оснований для удовлетворения административного иска.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 174 - 180, 227 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
в удовлетворении административного искового заявления общества с ограниченной ответственностью "Энергопром" об оспаривании решений Государственного бюджетного учреждения города Москвы "Городской центр имущественных платежей", обязании устранить допущенное нарушение отказать.
Решение суда может быть обжаловано в Первый апелляционный суд общей юрисдикции в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме. Апелляционная жалоба подается через Московский городской суд.
Мотивированное решение суда изготовлено 19 июня 2023 года.
Судья
Московского городского суда Р.Б. Михайлова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.