Московский городской суд в составе
председательствующего судьи Казакова М.Ю, при секретаре Вдовиной А.В, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело N 3а-5448/2023 по административному исковому заявлению адрес автомобильная группа" об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости равной их рыночной стоимости,
УСТАНОВИЛ:
Административный истец обратился в Московский городской суд с административным исковым заявлением об установлении кадастровой стоимости равной их рыночной стоимости, определенной по состоянию на 1 января 2021 года нежилых зданий с кадастровыми номерами 77:04:0002004:1156, 77:04:0002004:1018, 77:04:0002004:1085, 77:04:0002004:1064 (далее - объекты капитального строительства), и земельного участка с кадастровым номером 77:04:0002004:4.
В обоснование своих требований административный истец ссылается на то, что ему на праве собственности принадлежат названные выше объекты недвижимости, кадастровая стоимость которых по результатам государственной кадастровой оценки значительно превышает рыночную стоимость, в связи с чем, административный истец считает возможным воспользоваться своим правом установления кадастровой стоимости в размере рыночной, в подтверждении которой представляет отчёты об оценке от 21 апреля 2023 года N23.2-02-1, N23.2-02-2, N23.2-02-3, N23.2-02-4, N23.2-02-5, N23.2-02-6, N23.2-02-7, N23.2-02-8 подготовленные оценщиком ООО "РАЕ Экспертиза".
Изучив материалы дела, суд приходит к выводу о том, что требования административного истца подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Частью 3 статьи 24 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" предусмотрено, что решение о дате перехода к проведению государственной кадастровой оценки в соответствии с настоящим Федеральным законом принимается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
В соответствии с указанными положениями Правительством Москвы 21 декабря 2016 года принято постановление N 910-ПП "О проведении государственной кадастровой оценки объектов недвижимости в городе Москве и внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 20 февраля 2013 года N 99-ПП", в соответствии с пунктом 1 которого установлено, что с 1 января 2017 года государственная кадастровая оценка объектов недвижимости в городе Москве осуществляется в соответствии с требованиями Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке".
Согласно части 1 статьи 22 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами и физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в комиссии в случае ее создания в субъекте Российской Федерации или в суде. Для обращения в суд предварительное обращение в комиссию не является обязательным.
Результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в комиссии или в суде на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости, определенной на дату, по состоянию на которую определена его кадастровая стоимость - часть 7 статьи 22 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ.
В ходе судебного разбирательства установлено, что адрес автомобильная группа" является сособственником объектов капитального строительства с кадастровыми номерами 77:04:0002004:1156, 77:04:0002004:1018, 77:04:0002004:1085, 77:04:0002004:1064 и земельного участка с кадастровым номером 77:04:0002004:4.
В соответствии со статьей 15 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке", постановлением Правительства Москвы от 20 февраля 2013 года N 99-ПП "Об утверждении Положения о Департаменте городского имущества города Москвы", в целях реализации приказа Департамента городского имущества города Москвы от 19 февраля 2018 года N 20 "О проведении государственной кадастровой оценки объектов недвижимого имущества в 2018 году", пунктом 1 распоряжения Департамента городского имущества города Москвы от 15 ноября 2021 года N 51520 утверждены результаты определения кадастровой стоимости объектов невидимости, расположенных на территории города Москвы, по состоянию на 1 января 2021 года.
Согласно названному распоряжению кадастровая стоимость по состоянию на 1 января 2021 года установлена:
1. для объекта капитального строительства с кадастровым номером 77:04:0002004:1156, расположенного по адресу: адрес, в размере 3 740 595 992, 53 рублей;
2. для объекта капитального строительства с кадастровым номером 77:04:0002004:1018, расположенного по адресу: адрес, в размере 708 881 681, 94 рублей;
3. для объекта капитального строительства с кадастровым номером 77:04:0002004:1085, расположенного по адресу: адрес, в размере 361 833 408, 44 рублей;
4. для объекта капитального строительства с кадастровым номером 77:04:0002004:1064, расположенного по адресу: адрес, в размере 1 825 956 729, 93 рублей;
5. для земельного участка с кадастровым номером 77:04:0002004:4, расположенного по адресу: адрес, в размере 1 325 301 405, 64 рублей.
В Единый государственной реестр недвижимости внесены сведения об указанной кадастровой стоимости.
Названные результаты определения кадастровой стоимости объектов капитального строительства и земельного участка затрагивают права и обязанности административного истца, поскольку он является плательщиком имущественного налога и в отношении спорных объектов недвижимости уплачивает налоговые платежи, исходя из их кадастровой стоимости.
Оспаривая приведенную выше кадастровую стоимость, административный истец представил в суд отчёты об оценке от 21 апреля 2023 года N23.2-02-1, N23.2-02-2, N23.2-02-3, N23.2-02-4, N23.2-02-5, N23.2-02-6, N23.2-02-7, N23.2-02-8 подготовленные оценщиком ООО "РАЕ Экспертиза", в которых определена рыночная стоимость по состоянию на 1 января 2021 года в следующих размерах:
1. для объекта капитального строительства с кадастровым номером 77:04:0002004:1156, расположенного по адресу: адрес, в размере 1 160 282 852 рублей;
2. для объекта капитального строительства с кадастровым номером 77:04:0002004:1018, расположенного по адресу: адрес, в размере 312 958 522 рублей;
3. для объекта капитального строительства с кадастровым номером 77:04:0002004:1085, расположенного по адресу: адрес, в размере 173 935 007 рублей;
4. для объекта капитального строительства с кадастровым номером 77:04:0002004:1064, расположенного по адресу: адрес, в размере 922 635 746 рублей;
5. для земельного участка с кадастровым номером 77:04:0002004:4, расположенного по адресу: адрес, в размере 1 034 084 000 рублей.
Частью 5 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установлено, что стороны по административному делу обязаны доказать те обстоятельства, на которые они ссылаются в обоснование своих требований и возражений, за исключением случаев освобождения от доказывания, определённых статьёй 64 настоящего Кодекса. Обязанность доказывания оснований, указанных в статье 248 настоящего Кодекса, лежит на административном истце.
Исходя из особенностей рассмотрения дел об оспаривании кадастровой стоимости, обязанность доказать обоснованность размера рыночной стоимости, устанавливаемой в качестве кадастровой, лежит на административном истце. Административный ответчик, возражающий против удовлетворения заявленных требований, обязан доказать недостоверность сведений о величине рыночной стоимости, представленных административным истцом, а также иные обстоятельства, подтверждающие его доводы.
Определением суда назначена судебная оценочная экспертиза, производство которой поручено эксперту ФБУ РФЦСЭ при Минюсте России.
Согласно заключению судебной оценочной экспертизы отчёты об оценке от 21 апреля 2023 года N23.2-02-1, N23.2-02-2, N23.2-02-3, N23.2-02-4, N23.2-02-5, N23.2-02-6, N23.2-02-7, N23.2-02-8 подготовленные оценщиком ООО "РАЕ Экспертиза", не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности. Определённая оценщиком в отчётах рыночная стоимость объектов капитального строительства не подтверждается. Рыночная стоимость по состоянию на 1 января 2021 года определена в следующих размерах:
1. для объекта капитального строительства с кадастровым номером 77:04:0002004:1156, расположенного по адресу: адрес, в размере 2 393 192 000 рублей;
2. для объекта капитального строительства с кадастровым номером 77:04:0002004:1018, расположенного по адресу: адрес, в размере 604 960 000 рублей;
3. для объекта капитального строительства с кадастровым номером 77:04:0002004:1085, расположенного по адресу: адрес, в размере 328 840 000 рублей;
4. для объекта капитального строительства с кадастровым номером 77:04:0002004:1064, расположенного по адресу: адрес, в размере 1 534 285 000 рублей;
5. для земельного участка с кадастровым номером 77:04:0002004:4, расположенного по адресу: адрес, в размере 1 195 715 000 рублей.
В соответствии с правовой позицией, изложенной в пункте 7 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 года N 23 "О судебном решении" и пункте 15 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26 июня 2008 года N 13 "О применении норм Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении и разрешении дел в суде первой инстанции", заключение эксперта, равно как и другие доказательства по делу, не являются исключительными средствами доказывания, и должны оцениваться в совокупности со всеми имеющимися в деле доказательствами (статья 67, часть 3 статьи 86 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации). При исследовании заключения эксперта суду следует проверять его соответствие вопросам, поставленным перед экспертом, полноту и обоснованность, содержащихся в нём, выводов.
В целях разъяснения или дополнения заключения суд может вызвать эксперта для допроса. При наличии в деле нескольких противоречивых заключений могут быть вызваны эксперты, проводившие как первичную, так и повторную экспертизу.
Не доверять выводам эксперта у суда оснований не имеется, так как они мотивированы, научно обоснованы. Экспертиза назначалась непосредственно судом и её производство поручалось выбранному им эксперту. Эксперт предупреждался об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения, его выводы объективны, а исследования проведены всесторонне и в полном объёме на строго научной и практической основе, в пределах имеющейся у эксперта соответствующей специальности.
Эксперт имеет высокую квалификацию и большой стаж работы в области оценочной деятельности, составленное экспертом заключение соответствует требованиям статьи 25 Федерального закона от 31 мая 2001 года N 73-ФЗ "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации", статьи 82 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, основывается на положениях, дающих возможность проверить обоснованность и достоверность сделанных выводов на базе общепринятых научных и практических данных. Экспертом проведено исследование рынка недвижимости, обосновано выбраны объекты-аналоги, подходы и, применяемые в их рамках, методы оценки. Применяемые в процессе оценки, корректировки проведены обосновано по наиболее существенным ценообразующим факторам. Расчёты не содержат математических, методических, арифметических ошибок и являются правильными.
Достоверных данных об иной рыночной стоимости объекта капитального строительства сторонами в суд не представлено.
Выводы о величине рыночной стоимости объектов недвижимости, содержащихся в отчётах об оценке рыночной стоимости от 21 апреля 2023 года N23.2-02-1, N23.2-02-2, N23.2-02-3, N23.2-02-4, N23.2-02-5, N23.2-02-6, N23.2-02-7, N23.2-02-8 подготовленных оценщиком ООО "РАЕ Экспертиза", опровергаются заключением проведённой судебной экспертизы, в связи с чем суд относится критически к названным отчётам.
Учитывая изложенное, суд считает необходимым положить в основу решения заключение судебной оценочной экспертизы и установить кадастровую стоимость равной рыночной, определённую по состоянию на 1 января 2021 года для объектов недвижимости в размерах, установленных экспертом ФБУ РФЦСЭ при Минюсте России.
С доводами, изложенными в письменных пояснениях, представителя Департамента городского имущества города Москвы о том, что административный истец не вправе обращаться с требованиями об оспаривании кадастровой стоимости, согласиться нельзя, поскольку такое право предоставлено административному истцу Федеральным законом от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке".
Ссылки представителя Департамента городского имущества города Москвы на то, что сам факт расхождения величин кадастровой и рыночной стоимостей не свидетельствует о недостоверности первой, не могут повлиять на существо принимаемого судом решения, поскольку кадастровая стоимость по существу отличается от рыночной только методом её проведения (массовым характером). Установление рыночной стоимости, полученной в результате индивидуальной оценки объекта, и внесение её в качестве кадастровой стоимости направлено прежде всего на уточнение кадастровой стоимости, полученной методами массовой оценки, без учёта уникальных характеристик конкретного объекта недвижимости. В связи с этим установление кадастровой стоимости объекта недвижимости равной его рыночной стоимости, будучи законным способом уточнения одной из основных экономических характеристик указанного объекта, само по себе не направлено на опровержение предполагаемой достоверности ранее установленных результатов кадастровой оценки.
В соответствии со статьей 17 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ в Единый государственный реестр недвижимости подлежат внесению сведения о дате подачи заявления об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости. Датой обращения административного истца с требованием об установлении кадастровой стоимости в размере рыночной необходимо считать дату его обращения в суд - 30 мая 2023 года.
В соответствии с положениями статьи 24.20 Федеральный закон от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" кадастровая стоимость объекта недвижимости применяется для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, со дня начала применения кадастровой стоимости, изменяемой вследствие, в том числе, установления кадастровой стоимости в результате рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости объекта недвижимости.
Таким образом, установленная судом кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 77:04:0002004:4 подлежит применению для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января 2022 года и до 31 декабря 2022 года, то есть до даты внесения очередных результатов определения кадастровой стоимости в Единый государственный реестр недвижимости.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175 - 180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд, РЕШИЛ:
Административное исковое заявление адрес автомобильная группа" об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости равной их рыночной стоимости удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость, равной рыночной стоимости, определенной по состоянию на 1 января 2021 года, 1. для объекта капитального строительства с кадастровым номером 77:04:0002004:1156, расположенного по адресу: адрес, в размере 2 393 192 000 рублей;
2. для объекта капитального строительства с кадастровым номером 77:04:0002004:1018, расположенного по адресу: адрес, в размере 604 960 000 рублей;
3. для объекта капитального строительства с кадастровым номером 77:04:0002004:1085, расположенного по адресу: адрес, в размере 328 840 000 рублей;
4. для объекта капитального строительства с кадастровым номером 77:04:0002004:1064, расположенного по адресу: адрес, в размере 1 534 285 000 рублей;
5. для земельного участка с кадастровым номером 77:04:0002004:4, расположенного по адресу: адрес, в размере 1 195 715 000 рублей.
Решение суда является основанием для внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений об изменении кадастровой стоимости. Датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости считать 30 мая 2023 года.
Установленная судом кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 77:04:0002004:4 подлежит применению для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января 2022 года и до 31 декабря 2022 года.
Решение суда может быть обжаловано в Первый апелляционный суд общей юрисдикции в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через суд, вынесший решение.
Судья
Московского городского суда М.Ю. Казаков
Решение изготовлено в окончательной форме 9 января 2024 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.