Судья Московского городского суда Новикова Е.А., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника Сейняна А.О. в интересах Кузнецова С.М. на постановление заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве N 077/04/7.32.3-8464/2022 от 15 июня 2022 г., решение судьи Лефортовского районного суда г. Москвы от 25 октября 2022 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 8 ст. 7.32.3 КоАП РФ, в отношении члена закупочной комиссии ФГУП "Московский эндокринный завод" Кузнецова ...
УСТАНОВИЛ
Постановлением заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве N 077/04/7.32.3-8464/2022 от 15 июня 2022 г, оставленным без изменения решением судьи Лефортовского районного суда г. Москвы от 25 октября 2022 г, должностное лицо - член закупочной комиссии ФГУП "Московский эндокринный завод" Кузнецов С.М. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 8 ст. 7.32.3 КоАП РФ, с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 2 000 рублей.
В жалобе, поданной в Московский городской суд, защитник Сейнян А.О. в интересах Кузнецова С.М. просит постановление и решение отменить, по доводам жалобы, указывая на правомерное отклонение комиссией Предприятия заявки участника закупки ООО "ЦКДН" и отсутствие состава вменяемого административного правонарушения.
Кузнецов С.М. и его защитник Сейнян А.О. в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. Ходатайств об отложении слушания дела не заявляли. При таких обстоятельствах, исходя из положений ст. 25.1 КоАП РФ, считаю возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Изучив материалы дела, проверив доводы жалобы, нахожу состоявшиеся по делу постановление должностного лица административного органа и судьи районного суда законными и обоснованными в связи со следующим.
Административная ответственность по ч. 8 ст. 7.32.3 КоАП РФ наступает за предъявление требований к участникам закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, к закупаемым товарам, работам, услугам и (или) к условиям договора либо оценку и (или) сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке товаров, работ, услуг.
Согласно ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 18 июля 2011 г. N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, ГК РФ, данным Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений ч. 3 данной статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки.
В силу ч. 2 ст. 2 Федерального закона от 18 июля 2011 г. N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в ч. 3.1 и 3.2 ст. 3 Федерального закона от 18 июля 2011 г. N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
Пунктом 2 ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 18 июля 2011 г. N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" установлено, что при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются в том числе принципом равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.
На основании ч. 6 ст. 3 Федерального закона от 18 июля 2011 г. N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.
За нарушение требований Федерального закона от 18 июля 2011 г. N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" и иных принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов Российской Федерации виновные лица несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации (ст. 7 Федерального закона от 18 июля 2011 г. N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц").
Статьей 2.4 КоАП РФ предусмотрено, что административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Согласно Примечанию к данной статье лица, осуществляющие функции по организации и осуществлению закупок в соответствии с законодательством Российской Федерации в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, в том числе члены комиссии по осуществлению закупок, совершившие административные правонарушения, предусмотренные ст. 7.32.3 КоАП РФ несут административную ответственность как должностные лица.
Как следует из материалов дела и установлено судьей районного суда, 10 июня 2021 г. ФГУП "Московский эндокринный завод" (заказчик) на электронной площадке в сети "Интернет" по адресу: http://roseltorg.ru размещено извещение N 52/21 о проведении запроса котировок в электронной форме на право заключения договора на поставку химических реактивов, а также документация о закупке.
Требования к качеству, техническим характеристикам и функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара установлены заказчиком в части III "ТЕХНИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ" Документации о закупке, в том числе, по позиции N 7 "пара-Анисовый альдегид" по параметру "Дополнительные показатели качества" определено требуемое значение "99+%".
В рамках проведения запроса котировок в электронной форме ООО "ЦКДН" была подана заявка на участие в закупке, в которой Обществом предложены требуемые к поставке товары, в том числе по позиции N 7 "пара-Анисовый альдегид (производства Sigma Aldrich, Германия, каталожный номер товара: A88107-100G)".
При этом в заявке ООО "ЦКДН" сообщило о своем согласии поставить товары в соответствии с требованиями документации о закупке, включая проект договора, и на условиях, представленных в данной заявке и в предложении об условиях исполнения договора, являющемся неотъемлемой частью заявки.
В соответствии с протоколом рассмотрения заявок на запрос котировок в электронной форме на право заключения договора на поставку химических реактивов от 21 июня 2021 года N ЗК52/21-01 ООО "ЦКДН" (порядковый номер заявки 660993) отказано в допуске к участию в закупке ввиду несоответствия заявки Общества требованиям, установленным документацией о запросе котировок: в позиции N 7 пара-Анисовый альдегид вместо требуемой характеристики - дополнительные показатели качества 99+% участником предложен к поставке пара-Анисовый альдегид каталожный номер A88107-100G, производитель Sigma Aldrich, Германия, у которого показатель качества менее требуемого, а именно 98%.
Не согласившись с отклонением своей заявки, ООО "ЦКДН" обратилось в Управление Федеральной антимонопольной службы по городу Москве с жалобой на действия заказчика ФГУП "Московский эндокринный завод" при проведении запроса котировок в электронной форме на право заключения договора на поставку химических реактивов.
Решением комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по городу Москве от 30 июня 2021 г. N 077/07/00-11097/2021 жалоба ООО "ЦКДН" на действия ФГУП "Московский эндокринный завод" при проведении запроса котировок в электронной форме на право заключения договора на поставку химических реактивов признана обоснованной, в действиях заказчика установлено нарушение п. 2 ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 18 июля 2011 г. N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", выразившееся в нарушении принципов равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.
01 июня 2022 г. по факту неправомерного отказа ООО "ЦКДН" в допуске к участию в проведении запроса котировок в электронной форме на право заключения договора на поставку химических реактивов главным государственным инспектором отдела административных производств Управления Федеральной антимонопольной службы по городу Москве в отношении члена закупочной комиссии ФГУП "Московский эндокринный завод" Кузнецова С.М. составлен протокол N 077/04/7.32.3-8464/2022 об административном правонарушении, предусмотренном ч. 8 ст. 7.32.3 КоАП РФ.
15 июня 2022 г. в отношении члена закупочной комиссии ФГУП "Московский эндокринный завод" Кузнецова С.М. заместителем руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по городу Москве вынесено постановление N 077/04/7.32.3-8464/2022 о назначении административного наказания за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 8 ст. 7.32.3 КоАП РФ.
Вопреки утверждениям в жалобе, факт совершения членом закупочной комиссии ФГУП "Московский эндокринный завод" Кузнецовым С.М. указанного административного правонарушения и ее вина подтверждаются исследованными должностным лицом и судьей районного суда доказательствами, в том числе: протоколом об административном правонарушении от 01.06.2022 N 077/04/7.32.3-8464/2022; решением комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по городу Москве от 30 июня 2021 г. N 077/07/00-11097/2021; копией Положения о закупочной комиссии ФГУП "Московский эндокринный завод", утвержденного приказом директора ФГУП "Московский эндокринный завод" от 17 ноября 2017 г. N 670/17; копией Положения о закупке товаров, работ, услуг для нужд ФГУП "Московский эндокринный завод", утвержденного приказом ФГУП "Московский эндокринный завод" от 19 марта 2021 г. N 75/21; копией протокола рассмотрения заявок на запрос котировок в электронной форме на право заключения договора на поставку химических реактивов от 21 июня 2021 г. N ЗК52/21-01; копией Документации о закупке на проведение запроса котировок в электронной форме на право заключения договора на поставку химических реактивов N52/21; копией заявки ООО "ЦКДН" на участие в закупке от 19 июня 2021 г. N ЕК-190621 и иными материалами дела.
Данные доказательства оформлены уполномоченными на то должностными лицами Управления Федеральной антимонопольной службы России по г. Москве, непосредственно выявившими административное правонарушение, в рамках выполнения ими своих должностных обязанностей, в соответствии с требованиями закона, нарушений которого при их составлении не допущено, все сведения, необходимые для правильного разрешения дела, в них отражены, они согласуются между собой и с фактическими данными, являются достоверными и допустимыми, отвечают требованиям, предъявляемым к доказательствам в соответствии со ст. 26.2 КоАП РФ, не доверять им оснований не имеется.
Ссылка заявителя на отсутствие доказательств, подтверждающих нарушение ч. 6 ст. 3 Федерального закона от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", была обоснованно признана судом первой инстанции несостоятельной, поскольку в постановлении заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве N 077/04/7.32.3-8464/2022 от 15 июня 2022 г. содержится вывод о том, что установленный решением комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве от 30 июня 2021 г. N 077/07/00- 11097/2021 факт неправомерности отклонения заявки ООО "ЦКДН" явным образом соотносится с положениями ч. 6 ст. 3 Федерального закона от 18 июля 2011 г. N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".
Из представленных антимонопольным органом материалов и решения Комиссии Московского УФАС от 30 июня 2021 г. о нарушении процедуры торгов и порядка заключения договора следует, что заявка ООО "ЦКДН" отклонена от дальнейшего участия в закупке в связи с несоответствием предлагаемого товара требованиям закупочной документации, о чем указано в протоколе рассмотрения заявок от 21 июня 2021 г.
ООО "ЦКДН" с указанным основанием отклонения не согласилось, считая, что предлагаемый товар в полной мере отвечает установленным требованиям.
Соответствующие положения установлены заказчиком в части III "ТЕХНИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ", в том числе по позиции 7 "пара - Анисовый альдегид" по параметру "Дополнительные показатели качества" требуется "99, 8%".
В своей заявке Учреждением предложены требуемые товары к поставке, в том числе по позиции 7 "пара - Анисовый альдегид (производства Sigma Aldrich, Германия, каталожный номер товара: A88107-100G)" по параметру "Дополнительные показатели качества" предложено "99, 8%".
На заседании комиссии заказчик пояснил, что предлагаемый к поставке реактив не соответствует требованиям, установленным в Техническом задании Документации о закупке, а именно содержание действующего вещества реактива пара - Анисовый альдегид составляет менее 99%, что следует из информации, размещенной на официальном сайте компании-производителя (сведения о товаре на сайте производителя URL: https://www.sigmaaldrich.com/RU/ru/product/aldrich/a88107?context=product), а также подтверждается письмом от официального представителя производителя товара ООО "Мерк Лайф Сайнс".
Так, в спецификации на предлагаемый товар (реактив пара - Анисовый альдегид) производитель гарантирует степень чистоты реагента не ниже 97, 5%. Необходимо отметить, что в зависимости от партии товара содержание действующего вещества (степень чистоты) в реагенте может отличаться, что не позволяет заказчику быть уверенным в том, что на момент поставки конкретной партии товара она будет соответствовать требованиям технического задания: Документации о Закупке, а именно быть 99% или более.
Также Заказчик отметил, что участником закупки ни в составе заявки, ни в приложении к жалобе не предоставлен документ, подтверждающий соответствие предлагаемого к поставке товара требованиям Документации о закупке.
Вместе с тем, данные сайта производителя не являются достоверным источником информации о характеристиках товара, поскольку не являются офертой по смыслу гражданского законодательства и могут быть изменены.
Таким образом, следует согласиться с выводом антимонопольного органа о том, что ответ ООО "Мерк Лайф Сайнс" о степени чистоты реагента, представленный в материалы дела Заказчиком, не противоречит представленному ООО "ЦКДН" значению.
Более того, спорный показатель степени частоты может варьироваться в зависимости от конкретной партии товара.
В силу пункта 5 статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются, пока не доказано иное.
При этом из представленных документов следует, что изготовление предлагаемого заявителем реактива с необходимыми характеристиками допускается. Доказательств, свидетельствующих об обратном, заказчиком не представлено.
Доводы заказчика о возможной дальнейшей поставке заявителем реактива с меньшей степенью чистоты являются предположениями, не основанными на документальных доказательствах.
При этом в силу статьи 8 ГК РФ участник конклюдентно соглашается с требованиями, установленными Закупочной документацией и, представляя в заявке конкретные значения отдельных параметров товара, принимает на себя обязательства по соблюдению указанных условий при заключении договора.
На основании изложенного антимонопольный орган обоснованно пришел к выводу о нарушении заказчиком принципов равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, установленных в пункте 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках.
Действия члена закупочной комиссии ФГУП "Московский эндокринный завод" Кузнецова С.М, выразившиеся в принятии неправомерного решения об отклонении заявки ООО "ЦКДН" на участие в Закупке, нарушают п. 2 ч. 1 ст. 3 Закона о закупках, образуют объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 8 ст. 7.32.3 КоАП РФ.
Доводы жалобы об отсутствии в действиях члена закупочной комиссии ФГУП "Московский эндокринный завод" Кузнецова С.М. состава административного правонарушения, предусмотренного ч.8 ст.7.32.3 КоАП РФ, являются необоснованными и не влекут отмену обжалуемого решения, поскольку опровергаются совокупностью исследованных уполномоченным должностным лицом доказательств, которым дана объективная и всесторонняя оценка, не согласиться с которой оснований не имеется.
По смыслу ст. 2.4 КоАП РФ и примечанию к ней, административной ответственности подлежит должностное лицо, к которому относится и лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции, в том числе, члена комиссии по осуществлению закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Кузнецов С.М, являясь членом закупочной комиссии ФГУП "Московский эндокринный завод", несет всю полноту ответственности за нарушение требований, предусмотренных п. 2 ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 18 июля 2011 г. N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", тогда как материалы дела не содержат доказательств того, что данным должностным лицом принимались меры по предупреждению совершения административного правонарушения в отсутствие каких-либо препятствий к этому, что свидетельствует о наличии в его действиях вины.
Должностное лицо Кузнецов С.М. обязан осуществлять свою деятельность в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и предвидеть последствия совершения или не совершения им юридически значимых действий, чего в данном случае сделано не было.
Постановление, которым член закупочной комиссии ФГУП "Московский эндокринный завод" Кузнецов С.М. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 8 ст. 7.32.3 КоАП РФ и подвергнут административному наказанию, содержит подробное описание обстоятельств совершения административного правонарушения, ссылки на нормы Закона, нарушение которых вменяется заявителю, вынесено уполномоченным на то должностным лицом - заместителем начальника УФАС России по г. Москве, с соблюдением установленного частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ для данной категории дел срока давности привлечения к административной ответственности, в отсутствие привлекаемого к административной ответственности должностного лица, в установленном порядке извещенного о месте и времени рассмотрения дела, которому направлена копия постановления, что подтверждено документально и не оспаривается стороной защиты.
При рассмотрении настоящего дела должностным лицом и судьей районного суда на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств, в порядке требований ст. 26.1 КоАП РФ, установлены наличие события административного правонарушения, виновное лицо, и виновность указанного лица в совершении указанного административного правонарушения, выводы, изложенные в обжалуемых постановлении и решении, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, установленным в судебном заседании, не согласиться с которыми оснований не имеется.
Из материалов дела не усматривается наличие каких-либо противоречий или неустранимых сомнений, влияющих на правильность вывода судьи районного суда о наличии события административного правонарушения и доказанности вины члена закупочной комиссии ФГУП "Московский эндокринный завод" Кузнецова С.М. в его совершении.
Приведенные доводы жалобы не содержат правовых аргументов, ставящих под сомнение законность и обоснованность обжалуемых актов, не нашли своего объективного подтверждения в ходе судебного разбирательства, основаны на субъективном толковании закона, направлены на переоценку исследованных должностным лицом и судьей доказательств, направлены на избежание административной ответственности за совершенное административное правонарушение.
Несогласие с оценкой, данной собранным по делу доказательствам, равно как и несогласие с оспариваемыми актами, не является основанием к отмене постановления должностного лица и решения судьи, вынесенных с соблюдением требований КоАП РФ.
Административное наказание члену закупочной комиссии ФГУП "Московский эндокринный завод" Кузнецову С.М. назначено в соответствии с требованиями статей 3.1, 3.12, 4.1 - 4.3 КоАП РФ, в пределах санкции ч. 8 ст. 7.32.3 КоАП РФ, с учетом конкретных обстоятельств дела, характера совершенного правонарушения, степени общественной опасности, имущественного положения должностного лица, является справедливым и соразмерным содеянному.
Исключительных обстоятельств, влияющих на назначенное административное наказание в виде административного штрафа, по делу не установлено, фактических и законных оснований для назначения административного штрафа ниже низшего предела, с учетом санкции статьи и установленных по делу конкретных обстоятельств, также не имеется.
Бремя доказывания по делу распределено верно, с учетом требований ст. 1.5 КоАП РФ, принцип презумпции невиновности соблюден.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену или изменение обжалуемых постановления должностного лица и решения судьи районного суда, в том числе по доводам жалобы, не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.30.6-30.9 КоАП РФ, РЕШИЛ
Постановление заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве N 077/04/7.32.3-8464/2022 от 15 июня 2022 г, решение судьи Лефортовского районного суда г. Москвы от 25 октября 2022 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 8 ст. 7.32.3 КоАП РФ, в отношении члена закупочной комиссии ФГУП "Московский эндокринный завод" Кузнецова С.М, оставить без изменения, жалобу защитника Сейняна А.О. - без удовлетворения.
Судья
Московского городского суда Новикова Е.А.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.