Судья Московского городского суда Мисюра С.Л., рассмотрев в судебном заседании дело об административном правонарушении по жалобе Зезина С.В. и его защитника Новиковой Е.А. на постановление заместителя главного государственного инспектора по использованию и охране земель Управления Росреестра по адрес N 522/09/2021 от 18.08.2021, решение и.о. главного государственного инспектора в адрес по использованию и охране земель от 13.10.2021, решение судьи Головинского районного суда от 24.10.2022 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.7.1 КоАП РФ в отношении начальника отдела по управлению стоянками и кабельными коммуникациями ГБУ "Гормост" Зезина Сергея Валентиновича,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением заместителя главного государственного инспектора по использованию и охране земель N 43-9/02/2019 от 18.08.2021, оставленным без изменения решением и.о. главного государственного инспектора в адрес по использованию и охране земель от 13.10.2021 и судьи Головинского районного суда от 24.10.2022, начальник отдела по управлению стоянками и кабельными коммуникациями ГБУ "Гормост" Зезин С.В. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 7.1 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере сумма
В жалобе, поданной в Московский городской суд, Зезин С.В. и его защитник Новикова Е.А. ставят вопрос об отмене названных выше административных актов, прекращении производства по делу. В обоснование жалобы указывают на их незаконность, необоснованность, выражают несогласие с выводами должностных лиц административного органа и суда, с оценкой имеющихся в материалах дела доказательств.
Зезин С.В. надлежащим образом извещен о времени и месте рассмотрения дела, в суд не явился, направил защитника Новикову Е.А, которая доводы жалобы поддержала.
Представитель Северной транспортной прокуратуры Московской межрегиональной транспортной прокуратуры фио в судебном заседании возражал против удовлетворения доводов жалобы, считая постановленные акты о привлечении Зезина С.В. к административной ответственности законными и обоснованными.
Выслушав объяснения защитника Новиковой Е.А, представителя прокуратуры, проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, оснований для отмены или изменения постановления должностного лица и судебного акта не усматриваю.
Административная ответственность по ст. 7.1 КоАП РФ предусмотрена за самовольное занятие земельного участка или использование земельного участка без оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документов на землю, а в случае необходимости - без документов, разрешающих осуществление хозяйственной деятельности.
Объектом данного административного правонарушения являются общественные отношения в сфере использования земель и охраны собственности. Объективная сторона включает в себя, в том числе, действия по пользованию земельным участком без разрешения собственника или иного владельца земельного участка. При этом для названных действий квалифицирующими признаками являются отсутствие разрешения собственника или лица, им уполномоченного. Субъектом административного правонарушения является лицо, использующее земельные участки без разрешения (самовольно).
В соответствии с п. 1 ст. 25 Земельного Кодекса РФ, права на земельные участки, предусмотренные главами III и IV настоящего Кодекса, возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости".
В соответствии с п. 1 ст. 26 Земельного Кодекса РФ, права на земельные участки, предусмотренные главами III и IV настоящего Кодекса, удостоверяются документами в порядке, установленном Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости".
Согласно ч.2 ст. 8.1 Гражданского кодекса Российской Федерации от 30.11.1994 N 51-ФЗ права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают, изменяются и прекращаются с момента внесения соответствующей записи в государственный реестр, если иное не установлено законом.
Согласно положениям ч.2 ст.14 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются: акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания, и устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости; договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения недвижимого имущества на момент совершения сделки; акты (свидетельства) о приватизации жилых помещений, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте осуществления приватизации на момент ее совершения; свидетельства о праве на наследство; вступившие в законную силу судебные акты; акты (свидетельства) о правах на недвижимое имущество, выданные уполномоченными органами государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания; межевой план, технический план или акт обследования, подготовленные в результате проведения кадастровых работ в установленном федеральным законом порядке, утвержденная в установленном федеральным законом порядке карта-план территории, подготовленная в результате выполнения комплексных кадастровых работ (далее - карта-план территории); утвержденная схема размещения земельного участка на публичной кадастровой карте при осуществлении государственного кадастрового учета земельного участка, образуемого в целях его предоставления гражданину в безвозмездное пользование в соответствии с Федеральным законом "Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных
на территориях субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"; иные документы, предусмотренные федеральным законом, а также другие документы, которые подтверждают наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости в соответствии с законодательством, действовавшим в месте и на момент возникновения, прекращения, перехода прав, ограничения прав и обременений объектов недвижимости; наступление обстоятельств, указанных в федеральном законе.
Как следует из материалов административного дела Северной транспортной прокуратурой адрес совместно с представителями адрес по Московскому территориальному управлению, ГБУ "Гормост", Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве 07.07.2021 проведена проверка соблюдения ГБУ "Гормост" требований земельного законодательства при занятии и использовании части территории земельного участка с кадастровым N 77:09:0001030:65 по адресному ориентиру: Участок N 3 адрес от Савеловского отделения адрес до МКАД (далее - адрес).
Проверкой установлено, что земельный участок является полосой отвода адрес находящийся в федеральной собственности, передан Территориальным управлением Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по адрес 1 по договору аренды земельного участка N Д-22/462-3 от 25.11.2013 ОАО "РЖД" для его эксплуатации и использования для развития объектов железнодорожного транспорта.
В ходе проведенной проверки установлено, что ГБУ "Гормост" самовольно занимает и использует часть территории с кадастровым N 77:09:0001030:65, площадью 5494 кв.м (адресный ориентир: адрес, напротив дома 4А стр.1), для размещения автостоянки. Документы на право пользования земельным участком с кадастровым N77:09:0001030:65, предусмотренные законодательством Российской Федерации, у ГБУ "Гормост" отсутствуют.
Сведения в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним о документах, подтверждающих наличие оформленных земельных отношений, на часть территории земельного участка с кадастровым номером N77:09:0001030:65 у ГБУ "Гормост" отсутствуют, правоустанавливающие документы не представлены.
Должностным лицом ГБУ "Гормост", допустившим нарушение требований земельного законодательства РФ, является начальник отдела по управлению стоянками и кабельными коммуникациями ГБУ "Гормост" Зезин С.В, действия которого квалифицированы по ст. 7.1 КоАП РФ.
Факт совершения административного правонарушения и вина начальника отдела по управлению стоянками и кабельными коммуникациями ГБУ "Гормост" Зезина С.В. в его совершении подтверждены совокупностью доказательств, достоверность и допустимость которых сомнений не вызывают, а именно: постановлением от 15.07.2021 заместителя Северного транспортного прокурора Московской межрегиональной транспортной прокуратуры о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении ГБУ "Гормост" по ст. 7.1 КоАП РФ; решением N56 о проведении проверки от 07.07.2021; актом проверки от 07.07.2021 с фототаблицей, согласно которым земельный участок с кадастровым номер N 77:09:0001030:65 площадью 5 494 кв. м, использовался ГБУ адрес "Гормост" для размещения автостоянки; договором NД-22/462-з от 25.11.2013 аренды земельного участка с кадастровым номер N 77:09:0001030:65, заключенного РФ с ОАО "РЖД" на 49 лет; приказом от 10.09.2019 года о переводе Зезина С.В. на должность начальника отдела по управлению стоянками и кабельными коммуникациями ГБУ "Гормост"; должностной инструкцией начальника отдела по управлению стоянками и кабельными коммуникациями ГБУ "Гормост", утвержденной 10.09.2019 года; ответом из ОАО "РЖД" адрес N07-16-2021 от 16.06.2021, свидетельствующим о том, что ГБУ "Гормост" занимало земельный участок с кадастровым номер N 77:09:0001030:65, площадью 5494 кв.м без правовых оснований; сведения о стоимости земельного участка N 77:09:0001030:65.
Постановление прокурора о возбуждении дела об административном правонарушении и другие материалы дела составлены надлежащим должностным лицом, в соответствии с требованиями закона, не доверять сведениям, указанным в них, оснований не имеется.
Представленные доказательства обоснованно признаны должностными лицами административного органа и судьей допустимыми и достоверными, так как они получены в соответствии с законом и не вызывают сомнений, а их совокупность является достаточной для разрешения дела по существу. Все доказательства оценены по правилам ст. 26.11 КоАП РФ.
При рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств должностными лицами и судьей установлены все юридически значимые обстоятельства совершенного административного правонарушения, а также лицо, его совершившее.
Действия начальника отдела по управлению стоянками и кабельными коммуникациями ГБУ "Гормост" Зезина С.В. правильно квалифицированы по ст.7.1 КоАП РФ, т.к. он допустил факт самовольного занятия земельного участка и его использование юридическим лицом без оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документов на землю.
Выводы должностных лиц административного органа и судьи о виновности Зезина С.В. в совершении данного административного правонарушения, изложенные в обжалуемых постановлении и решениях, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, установленным в судебном заседании. Не согласиться с этими выводами оснований не имеется.
В соответствии со ст.2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители и другие работники организаций несут административную ответственность как должностные лица.
В этой связи действия начальника отдела по управлению стоянками и кабельными коммуникациями ГБУ "Гормост" Зезина С.В. правильно квалифицированы по ст.7.1 КоАП РФ, т.к. он, являясь должностным лицом, не принял достаточных мер по контролю за действиями подчиненных работников в целях недопущения самовольного занятия спорного земельного участка.
Довод жалобы об отсутствии в действиях Зезина С.В. состава вмененного правонарушения, поскольку ГБУ "Гормост" имеет право на пользование земельным участком, занятым объектом недвижимости, на которое зарегистрировано право оперативного управления и необходимого для их использования в силу норм действующего земельного и гражданского законодательства, правомерно отвернут судом первой инстанции, как не основанный на нормах этого законодательства.
Как уже было отмечено выше, в соответствии с п.1 ст.25 ЗК РФ права на земельные участки, предусмотренные главами III и IV настоящего Кодекса, возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости".
Согласно ст.26 ЗК РФ права на земельные участки, предусмотренные главами III и IV настоящего Кодекса, удостоверяются документами в порядке, установленном Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости". Договоры аренды земельного участка, субаренды земельного участка, безвозмездного пользования земельным участком, заключенные на срок менее чем один год, не подлежат государственной регистрации, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
Статьей 8 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что гражданские права и обязанности возникают, в частности, из договоров и иных сделок, из актов государственных органов и органов местного самоуправления, которые предусмотрены законом в качестве основания возникновения гражданских прав и обязанностей.
Основания возникновения прав на земельные участки, предоставляемые из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, указаны в статье 39.1 Земельного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с этой нормой такие земельные участки предоставляются на основании:
1) решения органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае предоставления земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование;
2) договора купли-продажи в случае предоставления земельного участка в собственность за плату;
3) договора аренды в случае предоставления земельного участка в аренду;
4) договора безвозмездного пользования в случае предоставления земельного участка в безвозмездное пользование.
Установлено, что фактически земельный участок федеральной собственности находится в пользовании ОАО "РЖД" по договору аренды земельного участка N Д-22/462-3 от 25.11.2013 для его эксплуатации и использования для развития объектов железнодорожного транспорта. На указанном участке находится объект недвижимого имущества эстакада "N1-N2 Левая" протяженностью 1829 м, эстакада "N2 Правая" протяженностью 1334 м. участок от адрес адрес, принадлежащая адрес и переданная ГБУ "Гормост" на праве оперативного управления (регистрация N77:090000000:2172-77/009/2019-2 от 10.01.2019 и N77:09:0000000:2176-77/009/2019-2 от 10.01.2019.
В подпункте 5 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации закреплен правовой принцип единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
В силу пункта 1 статьи 271 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник здания, сооружения или иной недвижимости, находящейся на земельном участке, принадлежащем другому лицу, имеет право пользования предоставленным таким лицом под эту недвижимость земельным участком.
Право пользования частью земельного участка, занятого принадлежащими адрес на праве собственности объектами недвижимости, возникло у адрес и соответственно у ГБУ "Гормост" в силу закона.
Из представленных в дело материалов усматривается, что объект недвижимого имущества эстакада "N1-N2 Левая" протяженностью 1829 м, эстакада "N2 Правая" протяженностью 1334 м. участок от адрес адрес представляет собой инженерное сооружение, состоящее из ряда однотипных опор и пролётов, предназначенное для размещения дороги или инженерных коммуникаций выше уровня земли.
В этой связи утверждения защиты о том, что заасфальтированный участок земли под эстакадой входит в состав объекта недвижимого имущества, судом не могут быть приняты во внимание, поскольку доказательств этому не представлено.
Следует также отметить, что в материалах дела отсутствуют сведения и заявителем не представлены данные о передаче Российской Федерацией либо адрес в пользование адрес на каком-либо праве земельного участка, предназначенного для эксплуатации и использования объектов железнодорожного транспорта, под размещение автостоянки.
Границы земельного участка, занятого принадлежащими адрес на праве собственности объектами недвижимости, находящиеся в пользовании ГБУ "Гормост" в силу закона, не определены.
Вместе с тем фактическая площадь используемого для эксплуатации автостоянки земельного участка в сложившихся границах составляет 5494 кв.м.
В ходе производства по делу объективно установлено, что указанная часть земельного участка площадью 5494 кв.м без правовых оснований используется для размещения автостоянки при отсутствии предусмотренных законодательством Российской Федерации прав на нее.
Таким образом, прихожу к выводу, что действия Зезина С.В. по ст. 7.1 КоАП РФ квалицированы в соответствии с установленными обстоятельствами, нормами земельного законодательства и требованиями КоАП РФ.
Несогласие заявителя с оценкой установленных должностными лицами и судьей обстоятельств дела, правовым основанием к отмене принятых по делу решений не является.
Иные доводы жалобы направлены на переоценку исследованных судом доказательств в выгодном для заявителя свете и не свидетельствуют о невиновности начальника отдела по управлению стоянками и кабельными коммуникациями ГБУ "Гормост" Зезина С.В. в совершении административного правонарушения.
Административное наказание Зезину С.В. назначено должностным лицом в соответствии с требованиями ст. 3.1, ст. 4.1 КоАП РФ и соответствует санкции ст. 7.1 КоАП РФ.
При производстве по делу об административном правонарушении порядок и срок давности привлечения к административной ответственности не нарушены.
Обжалуемые постановление должностного лица и последующие решения являются законными и обоснованными, оснований для их отмены или изменения не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 30.6 - 30.9 КоАП РФ, судья Московского городского суда
РЕШИЛ:
Постановление заместителя главного государственного инспектора по использованию и охране земель Управления Росреестра по адрес N 522/09/2021 от 18.08.2021, решение и.о. главного государственного инспектора в адрес по использованию и охране земель от 13.10.2021, решение судьи Головинского районного суда от 24.10.2022 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.7.1 КоАП РФ в отношении начальника отдела по управлению стоянками и кабельными коммуникациями ГБУ "Гормост" Зезина Сергея Валентиновича оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Судья Московского городского суда
Мисюра С.Л.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.