Судья Московского городского суда Мисюра С.Л., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по жалобе ГУП "Московский метрополитен" на постановление главного государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в адрес N 77/6-556-22-ИЗ/12-63301-И/18-1324 от 19.09.2022, решение судьи Мещанского районного суда адрес от 08.11.2022 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 5.27.1 КоАП РФ, в отношении ГУП "Московский метрополитен",
УСТАНОВИЛ:
Постановлением главного государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в адрес N 77/6-556-22-ИЗ/12-63301-И/18-1324 от 19.09.2022, ГУП "Московский метрополитен" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 5.27.1 КоАП РФ, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере сумма
Решением судьи Мещанского районного суда адрес от 08.11.2022 указанное постановление оставлено без изменения, жалоба ГУП "Московский метрополитен" - без удовлетворения.
В настоящей жалобе защитник ГУП "Московский метрополитен" Батырев К.А. просит отменить указанные выше постановление должностного лица, решение судьи и прекратить производство по делу, в связи с отсутствием в действиях привлекаемого к административной ответственности юридического лица состава административного правонарушения.
Законный представитель ГУП "Московский метрополитен" надлежащим образом извещен о времени и месте рассмотрения дела в суд не явился, направил защитника фио, который доводы жалобы поддержал.
Исследовав материалы дела, проверив доводы жалобы, выслушав объяснения защитника фио, прихожу к выводу об отсутствии оснований для отмены или изменения обжалуемых постановления и решения.
Частью 1 ст. 5.27.1 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 - 4 настоящей статьи и частью 3 статьи 11.23 настоящего Кодекса.
В соответствии со ст. 212 Трудового кодекса РФ, государственными нормативными требованиями охраны труда устанавливаются правила, процедуры, критерии и нормативы, направленные на сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности.
Государственные нормативные требования охраны труда содержатся в федеральных законах, законах субъектов Российской Федерации, постановлениях Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актах, утверждаемых федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, нормативных правовых актах органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Государственные нормативные требования охраны труда обязательны для исполнения юридическими и физическими лицами при осуществлении ими любых видов деятельности, в том числе при проектировании, строительстве (реконструкции) и эксплуатации объектов, конструировании машин, механизмов и другого производственного оборудования, разработке технологических процессов, организации производства и труда.
К нормативным правовым актам, утверждаемым федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, и содержащим государственные нормативные требования охраны труда, относятся: правила по охране труда, а также иные нормативные правовые акты, содержащие государственные нормативные требования охраны труда, предусмотренные настоящим Кодексом; единые типовые нормы бесплатной выдачи работникам средств индивидуальной защиты.
Согласно, ст. 214 Трудового кодекса РФ, обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагаются на работодателя.
Работодатель обязан создать безопасные условия труда исходя из комплексной оценки технического и организационного уровня рабочего места, а также исходя из оценки факторов производственной среды и трудового процесса, которые могут привести к нанесению вреда здоровью работников.
Работодатель обязан обеспечить создание и функционирование системы управления охраной труда.
В соответствии со ст. 217 Трудового кодекса РФ, система управления охраной труда - комплекс взаимосвязанных и взаимодействующих между собой элементов, устанавливающих политику и цели в области охраны труда у конкретного работодателя и процедуры по достижению этих целей.
Работодатель обязан обеспечить создание и функционирование системы управления охраной труда.
Примерное положение о системе управления охраной труда утверждается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.
Приказом Минтруда России от 19.08.2016 N 438н было утверждено Типовое положение о системе управления охраной труда, которое разработано в целях оказания содействия работодателям при создании и обеспечении функционирования системы управления охраной труда, разработки положения о СУОТ, содержит типовую структуру и основные положения о СУОТ.
С 01.03.2022 взамен вышеуказанного правового акта применяется Примерное положение о системе управления охраной труда, утвержденное приказом Минтруда России от 29.10.2021 N 776н, которое разработано в целях оказания содействия работодателям в соблюдении требований охраны труда посредством создания, внедрения и обеспечения функционирования системы управления охраной труда в организации, в разработке локальных нормативных актов, определяющих порядок функционирования СУОТ, в разработке мер, направленных на создание безопасных условий труда, предотвращение производственного травматизма и профессиональной заболеваемости. Работодатель устанавливает структуру и порядок функционирования СУОТ в локальном нормативном акте, принимаемом с учетом Примерного положения (п. 1 Положения).
Из материалов дела следует, что ГУП "Московский метрополитен" совершило нарушение норм действующего трудового законодательства. В ходе расследования несчастного случая, произошедшего 18.07.2022 в электродепо "Владыкино" ГУП "Московский метрополитен" с помощником дежурного по электродепо фио, установлено, что в материалы расследования представлено Положение о системе управления охраной труда в электродепо "Владыкино" П ТЧ-14-01-2016, утвержденное приказом электродепо "Владыкино" от 24.06.2016 N 261 и разработанное на основании требований ч. 8 ст. 209, ч. 2 ст. 212 ТК РФ и адрес положения о системе управления охраной труда, утвержденного приказом Минтруда России от 19.08.2016 г. N 438в, действующего до 01.03.2022 г.
Приказом Минтруда России от 29.10.2021 г. N 776н утверждено "Примерное положение о системе управления охраной труда".
Таким образом, в ГУП "Московский метрополитен" электродепо "Владыкино", в нарушение требований ч. 2 ст. 22, ч. 3 ст. 214, ст. 217 ТК РФ, не обеспечено создание и функционирование системы управления охраной труда в соответствии с действующим законодательством, то есть структура и порядок функционирования СУОТ в локальном нормативном акте (Положение о системе управления охраной труда в электродепо "Владыкино" П ТЧ-14-01-2016, утвержденное приказом от 24.06.2016 г. N 261) действует без учета Примерного положения.
Указанные действия ГУП "Московский метрополитен" квалифицированы по ч.1 ст.5.27.1 КоАП РФ.
Факт совершения административного правонарушения и вина ГУП "Московский метрополитен" в его совершении подтверждены совокупностью доказательств, достоверность и допустимость которых сомнений не вызывают, а именно: протоколом N 77/6-556-22-ИЗ/12-63298-И/18-1324 от 19.09.2022; актом о расследовании несчастного случая со смертельным исходом от 29.08.2022; положением о системе управления охраной труда в электродепо "Владыкино" П ТЧ-14-01-2016, утвержденное приказом от 24.06.2016 N 261; приказом N 513а от 01.09.2022 об отмене действия "Положения о системе управления охраной труда в электродепо "Владыкино" П ТЧ-14-01-2016, утвержденного приказом от 24.06.2016 г. N 261, с 01.09.2022 и другими доказательствами.
Представленные доказательства обоснованно признаны административным органом и судьей допустимыми и достоверными, так как они получены в соответствии с законом и не вызывают сомнений, а их совокупность является достаточной для разрешения дела по существу. Все доказательства оценены по правилам ст. 26.11 КоАП РФ.
При рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств должностным лицом и судьей установлены все юридически значимые обстоятельства совершенного административного правонарушения, а также лицо, его совершившее.
Действия ГУП "Московский метрополитен" правильно квалифицированы по ч. 1 ст.5.27.1 КоАП РФ, т.к. данное юридическое лицо совершило нарушение государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации.
Выводы административного органа и судьи о виновности ГУП "Московский метрополитен" в совершении данного административного правонарушения, изложенные в обжалуемых постановлении и решении, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, установленным в судебном заседании. Не согласиться с этими выводами оснований не имеется.
В силу ст.1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. В соответствии с ч.1 ст.2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Согласно ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. Понятие вины юридических лиц раскрывается в части 2 статьи 2.1 КоАП РФ. При этом в отличие от физических лиц в отношении юридических лиц КоАП РФ формы вины (статья 2.2 КоАП РФ) не выделяет.
Следовательно, и в тех случаях, когда в соответствующих статьях Особенной части КоАП РФ возможность привлечения к административной ответственности за административное правонарушение ставится в зависимость от формы вины, в отношении юридических лиц требуется лишь установление того, что у соответствующего лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ). Обстоятельства, указанные в части 1 или части 2 статьи 2.2 КоАП РФ, применительно к юридическим лицам установлению не подлежат.
В настоящем случае имеющиеся в материалах дела доказательства свидетельствуют о том, что у ГУП "Московский метрополитен" имелась возможность для соблюдения организацией законодательства о труде, за нарушение которого ч.1 ст. 5.27.1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Никаких неустранимых сомнений, которые должны бы трактоваться в пользу ГУП "Московский метрополитен" материалы дела не содержат.
Все фактические обстоятельства по делу, подлежащие доказыванию, установлены верно, они полностью подтверждаются представленными доказательствами, всесторонне, полно и объективно исследованными и получившими надлежащую оценку в постановлении, а также в решении судьи при рассмотрении жалобы.
Доводы защиты об отсутствии вины ГУП "Московский метрополитен" в совершении вмененного ему правонарушения, поскольку акты системы управления охраной труда в ГУП "Московский метрополитен" полностью соответствуют рекомендациям Примерного положения и трудовому законодательству Российской Федерации являлись предметов проверки суда первой инстанции и обоснованно отклонены. Суд правомерно указал на то, что на момент выявления вмененного ГУП "Московский метрополитен" правонарушения в ходе расследования несчастного случая со смертельным исходом, произошедшего 18.07.2022, в электродепо "Владыкино" ГУП "Московский метрополитен" действовало разработанное на основании требований ч. 8 ст. 209, ч. 2 ст. 212 ТК РФ и адрес положения о системе управления охраной труда, утвержденного приказом Минтруда России от 19.08.2016 г. N 438в Положение о системе управления охраной труда в электродепо "Владыкино" П ТЧ-14-01-2016, утвержденное приказом от 24.06.2016 г. N 261, которое прекратило свое действие с 01.03.2022. Доказательств тому, что иные акты системы управления охраной труда в ГУП "Московский метрополитен" в электродепо "Владыкино" полностью соответствуют рекомендациям Примерного положения и трудовому законодательству Российской Федерации суду не представлено.
Административное наказание назначено ГУП "Московский метрополитен" в пределах санкции ч.1 ст. 5.27.1 КоАП РФ, в соответствии с требованиями статей 3.1, 3.5, 4.1 КоАП РФ, с учетом конкретных обстоятельств, характера совершенного правонарушения, объектом которого являются общественные отношения в сфере реализации трудовых прав граждан и единого порядка регулирования отношений между работником и работодателем, является справедливым и соразмерным содеянному, соответствует конституционным принципам дифференцированности, законности, неотвратимости наказания, отвечает признаку индивидуализации административной ответственности, согласуется с его предупредительными целями.
Выводы должностного лица административного органа по мере назначенного ГУП "Московский метрополитен" наказания мотивированы, оснований не согласиться с назначенной мерой наказания, не имеется.
Нарушений норм материального и процессуального права не допущено. Порядок и срок давности привлечения к административной ответственности соблюдены.
Руководствуясь ст. 30.6-30.9 КоАП РФ, судья Московского городского суда
РЕШИЛ:
Постановление главного государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в адрес N 77/6-556-22-ИЗ/12-63301-И/18-1324 от 19.09.2022, решение судьи Мещанского районного суда адрес от 08.11.2022 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 5.27.1 КоАП РФ в отношении ГУП "Московский метрополитен", оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Судья Московского городского суда Мисюра С.Л.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.