Судья Московского городского суда Сумина Л.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по жалобам Федоровича Н.А. и его защитника по ордеру адвоката Клигмана С.А. на постановление судьи Кузьминского районного суда адрес от 27 января 2023 года, которым Федорович Николай Алексеевич признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 5 ст. 20.2 КоАП РФ, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере сумма,
УСТАНОВИЛ:
27 февраля 2022 года должностным лицом ОМВД России по адрес в отношении Федоровича Николая Алексеевича составлен протокол об административном правонарушении по ч. 5 ст. 20.2 КоАП РФ.
Данный протокол об административном правонарушении с иными материалами на рассмотрение по подведомственности передан в Кузьминский районный суд адрес, судьей которого 27 января 2023 года вынесено приведенное выше постановление.
В настоящее время в Московский городской суд указанное постановление обжалуют Федорович Н.А. его защитник по ордеру адвокат Клигман С.А. по доводам поданных жалоб, согласно которым, вина во вмененном заявителю административном правонарушении допустимыми и достаточными доказательствами не подтверждена, состав указанного правонарушения в его действиях отсутствует, с учетом того, что в указанном публичном мероприятии участия заявитель не принимал; правовых оснований для применения к заявителю мер обеспечения производства по делу у сотрудников правоохранительных органов не имелось; задержание заявителя на длительный срок является незаконным и необоснованным; выводы судьи районного суда не соответствуют фактическим обстоятельства; дело рассмотрено с нарушением требований о всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела.
В судебном заседании Московского городского суда Федорович Н.А. и его защитник по ордеру адвокат Клигман С.А. в полном объеме поддержали изложенные в жалобе доводы, настаивали на их удовлетворении, ссылаясь на наличие оснований для отмены оспариваемого постановления судьи районного суда и прекращения производства по настоящему делу об административном правонарушении, в связи с отсутствием в действиях заявителя события и состава вмененного правонарушения, а также в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых вынесено постановление, поскольку участия в публичном мероприятии он не принимал, является студентом ФГБОУВО "Московский авиационный институт (Национальный исследовательский университет)" (МАИ) Институт N1 "Авиационная техника" по специальности "Авиастроение - нормирование летной годности и сертификации летной техники", положительно характеризуется с места учебы, участвует в разработке, испытании и производстве дронов-перехватчиков с сеткометами, предназначенных для использования в боевых действиях, оказывает помощь в испытании индивидуальны дронов-дедекторов, которые сигнализируют о приближении дронов противника.
Проверив материалы дела, изучив доводы поданной жалобы, выслушав объяснения стороны защиты, имеются основания для отмены обжалуемого постановления судьи районного суда в силу следующего.
В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ, задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Согласно ч. 1 ст. 26.1 КоАП РФ, по делу об административном правонарушении выяснению подлежат, в том числе, наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения.
Исходя из положений ст.26.2 КоАП РФ, обязанность доказывания указанных обстоятельств возложена, в том числе и на судью, рассматривающего дело об административном правонарушении.
Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях не содержит запрета на представление доказательств на любой стадии производства по делу об административном правонарушении; в целях проверки достоверности и допустимости имеющихся в деле доказательств судья вправе истребовать и исследовать дополнительные доказательства.
Вышеприведенные положения КоАП РФ во взаимосвязи со статьей 2.1 КоАП РФ, закрепляющей общие основания привлечения к административной ответственности и предусматривающей необходимость доказывания наличия в действиях (бездействии) физического (юридического) лица признаков противоправности и виновности, и статьей 26.11 данного Кодекса о законодательно установленной обязанности судьи, других органов и должностных лиц, осуществляющих производство по делу об административном правонарушении, оценивать доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности, направлены на обеспечение вытекающих из Конституции Российской Федерации общепризнанных принципов юридической ответственности и имеют целью исключить возможность необоснованного привлечения к административной ответственности граждан (должностных лиц, юридических лиц) при отсутствии их вины.
В соответствии с частью 5 статьи 20.2 КоАП РФ нарушение участником публичного мероприятия установленного порядка проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования, за исключением случаев, предусмотренных частью 6 указанной статьи, влечет наложение административного штрафа в размере от десяти тысяч до сумма прописью или обязательные работы на срок до сорока часов.
Диспозиция указанной выше нормы является бланкетной. На обеспечение реализации установленного Конституцией Российской Федерации права граждан Российской Федерации собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги, демонстрации, шествия и пикетирования направлены положения Федерального закона от 19.06.2004 N 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" (далее - Федеральный закон N 54-ФЗ).
В силу пункта 1 статьи 2 Федерального закона N 54-ФЗ под публичным мероприятием понимается открытая, мирная, доступная каждому, проводимая в форме собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования либо в различных сочетаниях этих форм акция, осуществляемая по инициативе граждан Российской Федерации, политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений, в том числе с использованием транспортных средств. Целью публичного мероприятия является свободное выражение и формирование мнений, а также выдвижение требований по различным вопросам политической, экономической, социальной и культурной жизни страны и вопросам внешней политики.
Проведение публичного мероприятия должно основываться на принципах законности, выражающейся в соблюдении положений Конституции Российской Федерации, данного закона, иных законодательных актов Российской Федерации, и добровольности участия в публичном мероприятии (статья 3 Федерального закона N 54-ФЗ).
Как следует из правовой позиции, сформулированной Конституционным Судом Российской Федерации в определениях от 24.10.2013 N 1618-О, от 24.10.2013 N 1619-О, Федеральный закон N 54-ФЗ в целях обеспечения мирного, доступного и безопасного характера публичных мероприятий, проводимых в форме собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования, закрепляет права и обязанности организатора публичного мероприятия (статьи 5, 7, 9, 11), участников публичного мероприятия (статья 6), а также органов публичной власти и их должностных лиц (статьи 12 - 17). Данным положениям корреспондируют положения Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, которыми предусмотрена административная ответственность за нарушение законодательства о собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях (статьи 5.38, 20.2), в том числе ответственность участника публичного мероприятия за нарушение установленного порядка проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования (части 5 и 6 статьи 20.2). При этом в силу общих положений данного Кодекса (часть 1 статьи 2.1) ответственность участника публичного мероприятия может наступать только в случае совершения им противоправных, виновных действий или его противоправного, виновного бездействия.
Правовой статус участника публичного мероприятия закреплен в статье 6 Федерального закона от 19 июня 2004 года N 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях", в соответствии с частями 3 и которой, во время проведения публичного мероприятия его участники обязаны выполнять все законные требования организатора публичного мероприятия, уполномоченных им лиц, уполномоченного представителя органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления и сотрудников органов внутренних дел (военнослужащих и сотрудников войск национальной гвардии Российской Федерации); соблюдать общественный порядок и регламент проведения публичного мероприятия; соблюдать требования по обеспечению транспортной безопасности и безопасности дорожного движения, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, если публичное мероприятие проводится с использованием транспортных средств.
При этом, участники публичных мероприятий не вправе скрывать свое лицо, в том числе использовать маски, средства маскировки, иные предметы, специально предназначенные для затруднения установления личности; иметь при себе оружие, боеприпасы, колющие или режущие предметы, другие предметы, которые могут быть использованы в качестве оружия, взрывные устройства, взрывчатые, ядовитые, отравляющие, едко пахнущие, легковоспламеняющиеся вещества, огнеопасные и пиротехнические вещества или изделия (за исключением спичек и карманных зажигалок), предметы (химические материалы), которые могут быть использованы для изготовления пиротехнических изделий или дымов, горючие материалы и вещества, иные вещества, предметы, изделия, в том числе самодельного изготовления, использование которых может привести к задымлению, воспламенению, иметь при себе и (или) распивать алкогольную и спиртосодержащую продукцию, пиво и напитки, изготавливаемые на его основе; находиться в месте проведения публичного мероприятия в состоянии опьянения.
Как усматривается из материалов настоящего дела об административном правонарушении, основанием для привлечения Федоровича Н.А. к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного ч. 5 ст. 20.2 КоАП РФ, послужили выводы судьи районного суда о том, что в период времени с 18.00 час. до 19.00 час. 27 февраля 2022 года по адресу: адрес, Федорович Н.А. в составе группы граждан в количестве не менее 200 человек, в нарушение положений Федерального Закона от 19 июня 2004 года N54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" и Закона адрес от 04 апреля 2007 года N10-ФЗ "Об обеспечении условий реализации права граждан Российской Федерации на проведение в адрес собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирования", принимал участие в установленном порядке не согласованном с органами исполнительной власти публичном мероприятии в форме митинга, в ходе которого скандировались лозунги тематического содержания, привлекавшие внимание других граждан, не являющихся участниками данного мероприятия, и средств массовой информации, на неоднократные и законные требования сотрудников полиции о прекращении противоправных действий не реагировал.
Вместе с тем, доказательств того, что Федорович Н.А. были допущены нарушения требований частей 3 и 4 статьи 6 Федерального закона от 19 июня 2004 года N54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" материалы дела не содержат, квалификация его действий по части 5 статьи 20.2 КоАП РФ в обжалуемом судебном акте применительно к вышеприведенному правовому регулированию не мотивирована, тогда как в ходе производства по данному делу, а также в поданных в Московский городской суд жалобах факт совершения вменяемого административного правонарушения Федоровичем Н.А. отрицался, в числе прочего указывалось на то, что участником данного публичного мероприятия он не являлся, примерно с 15.00 до 18.00 час. 27 февраля 2022 года он со своими друзьями, с которыми обучается в одном вузе, находился в кафе, после чего пошел пешком к ст. метро "Парк Культуры" Московского метрополитена, чтобы уехать домой, у Храма Христа Спасителя увидел многочисленных сотрудников полиции, которыми был задержан и доставлен в ОМВД.
Данным доводам судьей суда первой инстанции должная оценка не дана, мотивы, по которым они отвергнуты, в обжалуемом судебном акте фактически не приведены, в связи с чем нельзя признать обоснованными выводы в оспариваемом постановлении от 27 января 2023 года о том, что в действиях Федоровича Н.А. имеется состав административного правонарушения, предусмотренного частью 5 статьи 20.2 КоАП РФ.
Изложенное не противоречит правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, выраженной в постановлениях от 01 августа 2016 года N 44-АД16-22, от 11 октября 2016 года N 5-АД16-215.
Исходя из положений ч. 1 и ч. 4 статьи 1.5 КоАП РФ, лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
На основании п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
При таких обстоятельствах постановление судьи Кузьминского районного суда адрес от 27 января 2023 года подлежит отмене, а производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 5 статьи 20.2 КоАП РФ, в отношении Федоровича Н.А. - прекращению в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых были вынесены обжалуемое судебное постановление.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.6 - 30.8 КоАП РФ, судья
решил:
постановление судьи Кузьминского районного суда адрес от 27 января 2023 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 5 ст. 20.2 КоАП РФ, в отношении Федоровича Николая Алексеевича отменить, производство по делу прекратить на основании п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ, в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
Судья Московского городского суда Л.Н. Сумина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.