Судья Московского городского суда фио, рассмотрев в открытом судебном заседании дело по жалобе защитника ООО "АГРОАСПЕКТ" фио на постановление судьи Головинского районного суда адрес от 21 декабря 2021 года, которым
Общество с ограниченной ответственностью "АГРОАСПЕКТ" (далее - ООО "АГРОАСПЕКТ", Общество)
признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде штрафа в доход государства размере сумма,
УСТАНОВИЛ:
26 июля 2021 года ведущим специалистом-экспертом территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по адрес фио в отношении ООО "АГРОАСПЕКТ" составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Дело передано на рассмотрение в Головинский районный суд адрес, постановлением судьи которого от 21 декабря 2021 года ООО "АГРОАСПЕКТ" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и ему назначено административное наказание в виде штрафа в размере сумма.
Не согласившись с постановлением судьи районного суда, защитник ООО "АГРОАСПЕКТ" фио обратилась в Московский городской суд с жалобой, в которой просит постановление Головинского районного суда адрес отменить, производство по делу прекратить. В обосновании доводов жалобы ссылается на то, что соблюдение работодателями требований по обеспечению температуры тела работниками при допуске на рабочие места, о проведении исследований на предмет наличия коронавирусной инфекции (COVID-19) сняты. Также указывает на то, что согласно разъяснениям Роспотребнадзора, содержащимся в письме от 10 марта 2022 года N 02/5124-2022-17 "О проработке вопроса обеспечения возможности паллетной выкладки в торговых залах объектов розничной торговли сыпучей пищевой продукции и розничной продажи хлеба без упаковки" и Правилами не запрещена реализация иной продукции, включая хлеба, не упакованной производителем в потребительскую упаковку, но расфасованной продавцом, в том числе непосредственно перед продажей покупателю, а также реализации хлеба их закрытых витрин. Просит учесть нарушение порядка осмотра помещения, проведённого 17 июня 2021 года, выразившегося в несоблюдение положений Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля". Просит применить положения статей 2.9, части 3.2 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, поскольку правонарушение, вменяемое ООО "АГРОАСПЕКТ" не нарушило охраняемые общественные интересы, не повлекло за собой нарушения прав и интересов граждан, общества и государства, а также Обществом добровольно устранено.
В судебное заседание директор ООО "АГРОАСПЕКТ". не явился, извещён о времени, дате и месте слушания дела надлежащим образом, обеспечил явку в суд защитника фио, который доводы жалобы поддержал в полном объеме.
Изучив также материалы дела, доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.
Согласно статье 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от ста до сумма прописью; на должностных лиц - от пятисот до сумма прописью; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от пятисот до сумма прописью или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от десяти тысяч до сумма прописью или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Согласно части 2 указанной статьи, те же действия (бездействие), совершенные в период режима чрезвычайной ситуации или при возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, либо в период осуществления на соответствующей территории ограничительных мероприятий (карантина), либо невыполнение в установленный срок выданного в указанные периоды законного предписания (постановления) или требования органа (должностного лица), осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, о проведении санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий - влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от пятнадцати тысяч до сумма прописью; на должностных лиц - от пятидесяти тысяч до сумма прописью; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от пятидесяти тысяч до сумма прописью или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от двухсот тысяч до сумма прописью или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
В силу статьи 11 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны: выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению; осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарно-эпидемиологических требований и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг, а также при производстве, транспортировке, хранении и реализации продукции; проводить работы по обоснованию безопасности для человека новых видов продукции и технологии ее производства, критериев безопасности и (или) безвредности факторов среды обитания и разрабатывать методы контроля за факторами среды обитания; своевременно информировать население, органы местного самоуправления, органы, осуществляющие федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, об аварийных ситуациях, остановках производства, о нарушениях технологических процессов, создающих угрозу санитарно-эпидемиологическому благополучию населения; осуществлять гигиеническое обучение работников.
Согласно статье 24 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" при эксплуатации производственных, общественных помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта должны осуществляться санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия и обеспечиваться безопасные для человека условия труда, быта и отдыха в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно части 3 статьи 39 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 22 мая 2020 года N 15 утверждены Санитарно-эпидемиологические правила "СП 3.1.3597-20 Профилактика новой коронавирусной инфекции (COVID-19)" (далее - СП 3.1.3597-20).
В соответствии с пунктом 4.4 указанных санитарно-эпидемиологических правил (в редакции, действовавшей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для возбуждения дела об административном правонарушении) мероприятиями, направленными на "разрыв" механизма передачи инфекции, являются:
- соблюдение всеми физическими лицами правил личной гигиены (мытье рук, использование антисептиков, медицинских масок, перчаток), соблюдение социальной дистанции от 1, 5 до 2 метров;
- организация дезинфекционного режима на предприятиях общественного питания, объектах торговли, транспорте, в том числе дезинфекция оборудования и инвентаря, обеззараживание воздуха;
- обеспечение организациями и индивидуальными предпринимателями проведения дезинфекции во всех рабочих помещениях, использования оборудования по обеззараживанию воздуха, создания запаса дезинфицирующих средств, ограничения или отмены выезда за пределы адрес.
Как следует из материалов дела 17 июня 2021 года в период с 15 час. 00 мин. по адресу: адрес, в магазине "Пятёрочка", принадлежащем ООО "АГРОАСПЕКТ", обнаружено, что ООО "АГРОАСПЕКТ" допущены нарушения законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, совершенных в период режима чрезвычайной ситуации или возникновения угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, а именно:
-нарушен дезинфекционный режим санитарного содержания подсобных помещений, которое неудовлетворительное;
-в предприятии имеются стеллажи с выкладкой неупакованной хлебобулочной продукции и её реализация покупателям, которые самостоятельно проводят навеска продуктов питания.
Вышеперечисленное нарушение может служить причиной возникновения и распространения новой коронавирусной инфекции среди посетителей и сотрудников, и создают угрозу их здоровью.
Таким образом, ООО "АГРОАСПЕКТ" нарушены статьи 11, 29 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ, пункт 4.4 СП 3.1.3597-20 и СП 2.3.6.3668-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям деятельности торговых объектов и рынков, реализующих пищевую продукцию", утверждённых постановлением Главного государственного врача Российской Федерации от 20 ноября 2020 года N 36 (пункты 5.7, 9.5 и 10.2), в связи с чем, действия Общества квалифицированы по части 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
При этом соглашаюсь с доводами жалобы о том, что в действиях Общества отсутствуют следующие нарушения: проведение исследований на предмет наличия коронавирусной инфекции (COVID-19), поскольку пунктом 4.4 СП 3.1.3597-20 (в редакции 20 июня 2022 года Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 22 мая 2020 года N 15, которая действует на дату пересмотра дела), соблюдение таких Мероприятий не предусмотрено.
Таким образом, постановление подлежит изменению, а именно, исключение из действий ООО "АГРОАСПЕКТ" о нарушении: проведение исследований на предмет наличия коронавирусной инфекции (COVID-19).
Вместе с тем, исключение вышеуказанных нарушений из действий ООО "АГРОАСПЕКТ" не свидетельствует о неверной квалификации по части 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, поскольку ООО "АГРОАСПЕКТ" также не выполнены санитарно-гигиенические и противоэпидемические мероприятия, а именно нарушен дезинфекционный режим санитарного содержания подсобных помещений, которое неудовлетворительное; в предприятии имеются стеллажи с выкладкой неупакованной хлебобулочной продукции и её реализация покупателям, которые самостоятельно проводят навеска продуктов питания.
Вопреки доводам настоящей жалобы, факт совершения административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и вина ООО "АГРОАСПЕКТ" в совершении указанного административного правонарушения подтверждаются: протоколом об административном правонарушении от 26 июля 2021 года; протоколом об осмотре принадлежащих юридическому лицу помещений от 17 июля 2021 года с участием двух понятых; фотоматериалом нарушения; выпиской из ЕГРЮЛ в отношении ООО "АГРОАСПЕКТ"; договором аренды нежилого помещения N 02-107/03 от 13 марта 2003 года; обращением фио о нарушениях в магазине "Пятёрочка"; объяснениями защитника ООО "АГРОАСПЕКТ" фио от 21 декабря 2021 года об устранении выявленных нарушений с фотоматериалом, а также иными материалами дела.
Собранные по делу доказательства получили надлежащую правовую оценку судьи в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, свидетельствуют о наличии вины ООО "АГРОАСПЕКТ" в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
При проверке дела об административном правонарушении по поступившей жалобе, нахожу, что требования статей 24.1 и 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о всестороннем, полном и объективном выяснении обстоятельств дела при рассмотрении настоящего дела об административном правонарушении судьей районного суда были полностью соблюдены.
Выводы судьи о виновности ООО "АГРОАСПЕКТ" в совершении данного административного правонарушения, изложенные в обжалуемом постановлении, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, установленным в судебном заседании, не согласиться с этими выводами оснований не имеется.
Обстоятельства, на основании которых судья основал свои выводы, приведенные в постановлении суда, доказательства и их оценка являются достаточными, чтобы исключить сомнения в виновности ООО "АГРОАСПЕКТ" в совершении вмененного административного правонарушения, поэтому не могут служить основанием к отмене постановления судьи районного суда.
Вопреки доводам жалобы, в соответствии с пунктом 9.5 Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 20 ноября 2020 года N 36 "Об утверждении санитарно-эпидемиологических правил СП 2.3.6.3668-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям деятельности торговых объектов и рынков, реализующих пищевую продукцию" реализация хлеба, кондитерских и хлебобулочных изделий должна осуществляться в упакованном виде.
Порядок осмотра помещений магазина не нарушен, осмотр проведен в соответствии со статьями 27.8, 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, по итогу которого составлен протокол осмотра от 17 июня 2021 года.
В данном случае, вопреки позиции автора жалобы, проверочные мероприятия проводились не в рамках осуществления государственного, муниципального контроля, а в связи с проверкой реализации требований Указа Мэра Москвы N 12-УМ от 05 марта 2020 года о принятии обязательных для исполнения организациями мер по недопущению распространения короновирусной инфекции посредством использования индивидуальных средств защиты органов дыхания (маски, респиратора), в пределах предоставленного названным Указом права на составление протоколов об административном правонарушении при выявлении таких фактов, который не содержит норм, обязывающих должностное лицо государственного органа назначать выездную или документарную проверку, в связи с чем, положения Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" при установленных обстоятельствах не применяются, необходимости издания распоряжения о назначении и проведении проверки, получения согласия прокурора на ее проведение, составления акта по результатам проверки не имелось.
Нарушение норм материального и процессуального права, влекущих отмену постановления судьи, по делу не имеется.
Постановление мотивировано и отвечает требованиям статьи 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Назначенные ООО "АГРОАСПЕКТ" вид и размер наказания соответствуют характеру совершенного правонарушения, конкретным обстоятельствам, имеющим значение для дела, санкции статьи, и требованиям статей 3.1, 3.5, 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Смягчающих и отягчающих вину обстоятельств по делу не установлено. Наказание назначено Обществу в пределах санкции, предусмотренной частью 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях об административных правонарушениях и является справедливым. В этой связи, оснований для применения положений частей 3.2, 3.3 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не нахожу.
Оснований для применения положения статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не нахожу.
В соответствии с положениями статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при малозначительности совершенного административного правонарушения судья может освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Из буквального толкования данной нормы следует, что применение статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дел об административном правонарушении является правом, а не обязанностью суда.
Обстоятельств, указывающих на малозначительность совершенного правонарушения в соответствии со статьей 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, исходя из характера совершенного правонарушения, сопряженного с существенным нарушением общественных правоотношений в условиях режима повышенной готовности, создающего угрозу причинения вреда здоровья людей, не усматривается.
Порядок и срок давности привлечения к административной ответственности не нарушен.
Руководствуясь статьями 30.6 - 30.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
РЕШИЛ:
постановление судьи Головинского районного суда адрес от 21 декабря 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ООО "АГРОАСПЕКТ" оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Судья
Московского городского суда фио
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.