Судья Московского городского суда Павлов А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по жалобе фио в защиту Костецкого В.И. на решение судьи Кунцевского районного суда адрес от 01 сентября 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 6.3-1 ст. 15.25 КоАП РФ, в отношении генерального директора ООО "Фактор" Костецкого В.И.,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением заместителя начальника ИФНС России N 31 по адрес от 30 марта 2021 года N сумма/83 Костецкий В.И, как должностное лицо ООО "Фактор" (далее - Общество), признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 6.3-1 ст. 15.25 КоАП РФ, ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере сумма.
Не согласившись с указанным постановлением должностного лица, защитник фио обжаловал его в Кунцевский районный суд адрес, решением которого указанное постановление должностного лица оставлено без изменения, жалоба - без удовлетворения.
В настоящее время в Московский городской суд защитник Костецкого В.И. - фио обжалует приведённые выше акты должностного лица и судьи районного суда по доводам, изложенным в жалобе.
Исследовав материалы дела, выслушав представителя Костецкого В.И. по доверенности фио, изучив доводы жалобы, прихожу к следующему.
Административная ответственность по ч. 6.3-1 ст. 15.25 КоАП РФ предусмотрена за непредставление резидентом в уполномоченный банк форм учета и отчетности по валютным операциям, подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций по истечении девяноста дней после окончания установленного срока.
Правовые основы и принципы валютного регулирования и валютного контроля в Российской Федерации, полномочия органов валютного регулирования, права и обязанности резидентов в отношении владения, пользования и распоряжения валютой Российской Федерации и внутренними ценными бумагами за пределами адрес, а также валютными ценностями, права и обязанности нерезидентов в отношении владения, пользования и распоряжения валютными ценностями на адрес, а также валютой Российской Федерации и внутренними ценными бумагами, права и обязанности органов валютного контроля и агентов валютного контроля регулируются Федеральным законом от 10.12.2003 N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" (далее также - Федеральный закон N 173-ФЗ), пунктами 1 и 5 статьи 4 которого определено, что валютное законодательство Российской Федерации состоит из настоящего Федерального закона и принятых в соответствии с ним федеральных законов (далее - акты валютного законодательства Российской Федерации). Органы валютного регулирования издают нормативные правовые акты по вопросам валютного регулирования (далее - акты органов валютного регулирования) только в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом. Органы валютного контроля могут издавать акты валютного контроля по вопросам, отнесенным к их компетенции (далее - акты органов валютного контроля), только в случаях и пределах, предусмотренных валютным законодательством Российской Федерации и актами органов валютного регулирования. Акты органов валютного контроля не должны содержать положения, касающиеся вопросов регулирования валютных операций.
В соответствии с п. 1 ст. 5 Федерального закона N 173-ФЗ органами валютного регулирования в Российской Федерации являются Центральный банк Российской Федерации и Правительство Российской Федерации.
16 августа 2017 года Центральным банком Российской Федерации была принята Инструкция N 181-И "О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации, связанных с проведением валютных операций, порядке оформления паспортов сделок, а также порядка учета уполномоченными банками валютных операций и контроля за их проведением" (далее - Инструкция N 181-И), которая устанавливает обязанность для резидентов по представлению в банк, принявший на учет контракт (далее - банк УК) в установленные сроки иных документов о проведенных валютных операциях.
Согласно п. 2.23 Инструкции N 181-И справка о подтверждающих документах, порядок и сроки представления которой установлены настоящей Инструкцией, является единой формой учёта и отчётности по валютным операциям резидентов.
Ведомость банковского контроля, порядок и сроки формирования и ведения которой установлены настоящей Инструкцией, является единой формой учёта и отчётности по валютным операциям уполномоченных банков.
В соответствии с п. 8.2 Инструкции N 181-И справка о подтверждающих документах и подтверждающие документы, указанные в пункте 8.1 настоящей Инструкции, представляются резидентом в банк УК в следующие сроки (в случае если иные сроки специально не установлены настоящей Инструкцией в отношении представления справки о подтверждающих документах):
в срок не позднее пятнадцати рабочих дней после последнего дня месяца, в котором на документах, используемых в качестве таможенной декларации, проставлена отметка о дате их выпуска. При наличии на указанных документах нескольких отметок о разных датах выпуска товаров срок, установленный настоящим подпунктом, исчисляется от наиболее поздней даты выпуска товаров, проставленной на документе (подп. 8.2.1);
в срок не позднее пятнадцати рабочих дней после последнего дня месяца, в котором были оформлены подтверждающие документы, указанные в подпунктах 8.1.2 - 8.1.4 пункта 8.1 настоящей Инструкции. В случае если информация об исполнении обязательств, прекращении обязательств, перемене лица в обязательстве, изменении суммы обязательств по контракту (кредитному договору) содержится в нескольких подтверждающих документах, то срок представления справки о подтверждающих документах, заполненной на основании всех таких документов, установленный настоящим подпунктом, отсчитывается от наиболее поздней по сроку даты оформления соответствующего подтверждающего документа (подп. 8.2.2).
Оставляя без изменения оспариваемое постановление должностного лица ИФНС России N 31 по адрес, судья районного суда исходил из того, что в ходе проведения проверки валютного законодательства должностным лицом ИФНС России N 31 по адрес выявлено, что в Разделе II "Сведения о платежах" представленной ООО "Фактор" ведомости банковского контроля по контракту (договор аренды N сумма прописью/35/Д от 17 июля 2019 года, заключённый между ООО "Вествосток Проджектс ЛТД" и ООО "Фактор") УНК N 19100153/1481/1948/4/1 от 15 октября 2019 года указаны суммы списанных со счёта ООО "Фактор" денежных средств. Однако при этом в Разделе III "Сведения о подтверждающих документах" указанной ведомости банковского контроля по контракту, информация/сведения о подтверждающих документах отсутствуют. Со стороны ООО "Фактор" не были представлены в банк подтверждающие документы по вышеуказанному договору аренды, поставленному на учёт 15 октября 2019 года.
Таким образом генеральный директор ООО "Фактор" Костецкий В.И, находясь по адресу: адрес, пом. CL VI, в срок до 22 ноября 2019 года не представил справки о подтверждающих документах по операциям, проведённым по платёжному поручению N 129053 от 16 октября 2019 года на сумму сумма, по платёжному поручению N 130887 от 17 октября 2019 года на сумму сумма, по платёжному поручению N 132009 от 21 октября 2019 года на сумму сумма, по платёжному поручению N 132158 от 22 октября 2019 года на сумму сумма, что является нарушением пункта 8.2.2 Инструкции ЦБ РФ от 16.08.2017 N 181-И.
Приведённые обстоятельства судья районного суда счёл установленными представленными в материалы дела доказательствами, а именно протоколом об административном правонарушении, определением о возбуждении дела об административном правонарушении, ведомостью банковского контроля, договором аренды, сведениями о платежах, актом проверки валютного законодательства.
Вместе с тем, признать законным состоявшееся решение судьи районного суда нельзя.
В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ, задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Согласно ч. 1 ст. 26.1 КоАП РФ, по делу об административном правонарушении выяснению подлежат, в том числе, наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения.
Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях не содержит запрета на представление доказательств на любой стадии производства по делу об административном правонарушении; в целях проверки достоверности и допустимости имеющихся в деле доказательств судья вправе истребовать и исследовать дополнительные доказательства.
На основании пункта 8 части 2 статьи 30.6 КоАП РФ, при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении законность и обоснованность постановления проверяются на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов. При этом судья (вышестоящее должностное лицо) не связаны доводами жалобы и проверяют дело в полном объеме (часть 3 статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
В силу статьи 26.11 и части 3 статьи 30.6 КоАП РФ при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении судье надлежит проверить все доводы жалобы, которые должны быть оговорены в судебном акте, вынесенном по результатам рассмотрения жалобы.
Указанные требования Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судьей районного суда при вынесении оспариваемого решения не соблюдены, а также не учтено следующее.
Статьёй 54 Конституции Российской Федерации гарантировано, что закон, устанавливающий или отягчающий ответственность, обратной силы не имеет; никто не может нести ответственность за деяние, которое в момент его совершения не признавалось правонарушением; если после совершения правонарушения ответственность за него устранена или смягчена, применяется новый закон.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ данные правила, основанные на общеправовых принципах справедливости, гуманизма и соразмерности ответственности за совершенное деяние его реальной общественной опасности, имеют универсальное для всех видов юридической ответственности значение и являются обязательными и для законодателя, и для правоприменительных органов, в том числе судов; принятие законов, устраняющих или смягчающих ответственность, по-новому определяет характер и степень общественной опасности тех или иных правонарушений и правовой статус лиц, их совершивших, вследствие чего законодатель не может не предусмотреть - исходя из конституционно обусловленной обязанности распространения действия такого рода законов на ранее совершенные деяния - механизм придания им обратной силы, а уполномоченные органы не вправе уклоняться от принятия юрисдикционных решений об освобождении конкретных лиц от ответственности и наказания или о смягчении ответственности и наказания, оформляющих изменение статуса этих лиц (постановления от 20 апреля 2006 года N 4-П; от 14 июля 2015 N 20-П определения от 16 января 2001 года N 1-О, от 10 октября 2013 года N 1485-О и от 21 ноября 2013 года N 1903-О).
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 1.7 КоАП РФ, лицо, совершившее административное правонарушение, подлежит ответственности на основании закона, действовавшего во время совершения административного правонарушения; закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено.
Федеральным законом от 26 марта 2022 года N 70-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях", вступившим в силу 6 апреля 2022 года, статья 4.4 названного Кодекса дополнена частью 5, согласно которой, если при проведении одного контрольного (надзорного) мероприятия в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля выявлены два и более административных правонарушения, ответственность за которые предусмотрена одной и той же статьёй (частью статьи) раздела II указанного Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, совершившему их лицу назначается административное наказание как за совершение одного административного правонарушения.
В данном случае, из материалов настоящего дела усматривается, что основанием для вынесения обжалуемого постановления послужило выявленное должностными лицами ИФНС России N 31 по адрес в ходе проведения контрольных мероприятий нарушение требований Инструкции Банка России N 181-И "О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации, связанных с проведением валютных операций, порядке оформления паспортов сделок, а также порядка учета уполномоченными банками валютных операций и контроля за их проведением", в связи с чем в отношении генерального директора ООО "Фактор" Костецкого В.И. составлены протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных частью 6.3-1 статьи 15.25 КоАП РФ.
Между тем, в нарушение требований КоАП РФ, судьёй районного суда не выяснено, в рамках какого контрольного (надзорного) мероприятия в отношении вышеназванного должностного лица возбуждены дела об административных правонарушениях, решение налогового органа о проведении проверки материалы дела не содержат, данные документы не истребованы из ИФНС России N 31 по адрес и при рассмотрении жалобы.
Также в материалах дела не имеется сведений о количестве вынесенных в отношении Костецкого В.И. налоговым органом постановлений, дате их принятия и времени их вступления в законную силу, отсутствуют данные об исполнении Костецким В.И. оспариваемого постановления должностного лица налогового органа, тогда как выяснение указанных обстоятельств имеет существенное значение для рассмотрения настоящего дела об административном правонарушении для решения вопроса о наличии или отсутствии оснований для применения положений части 2 статьи 1.7, части 5 статьи 4.4 КоАП РФ.
На основании пункта 4 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
При таких обстоятельствах обжалуемое решение судьи Кунцевского районного суда адрес от 01 сентября 2021 года нельзя признать законным и обоснованным, оно подлежит отмене как вынесенное с существенным нарушением процессуальных требований, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, а дело с жалобой защитника фио - возвращению на новое рассмотрение в Кунцевский районный суд адрес.
При новом рассмотрении судье районного суда следует учесть изложенное, всесторонне, полно и объективно исследовать имеющиеся в деле и дополнительно представленные доказательства, проверить изложенные в жалобе доводы, дать надлежащую оценку действиям лица, в отношении которого возбуждено производство по делу об административном правонарушении, правильно применив нормы Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и вынести законное и обоснованное решение.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 30.6 - 30.8, 30.9 КоАП РФ, РЕШИЛ:
Жалобу защитника Костецкого В.И. - фио удовлетворить частично.
Решение судьи Кунцевского районного суда адрес от 01 сентября 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 6.3-1 ст. 15.25 КоАП РФ, в отношении генерального директора ООО "Фактор" Костецкого В.И. отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в Кунцевский районный суд адрес.
Судья
Московского городского суда А.В. Павлов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.