Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел I. Анализ реализации Комплексов мер по модернизации общего образования Задонского муниципального района в 2011 - 2012 годах
Современная районная политика в сфере общего образования базируется на ведущих принципах национальной образовательной инициативы "Наша новая школа", областной целевой программы "Ресурсное обеспечение развития образования Липецкой области, 2012 - 2015 годы", утвержденной постановлением администрации Липецкой области от 01.11.2011 г. N 388 "Об утверждении областной целевой программы "Ресурсное обеспечение развития образования Липецкой области, 2012 - 2015 годы", районной целевой программы "Развитие образования Задонского муниципального района (2010 - 2014 г.г.)", утвержденной постановлением администрации Задонского муниципального района Липецкой области от 09.03.2010 г. N 178.
В процессе ее реализации в муниципальной системе общего образования был достигнут ряд институциональных изменений:
- внедрена новая система оплаты труда (НСОТ) педагогических работников;
- работают и совершенствуются механизмы нормативно-подушевого финансирования с доведением норматива до каждого общеобразовательного учреждения;
- в системе в целом и на уровне каждого общеобразовательного учреждения действует механизм государственно-общественного управления и др.
Реализация Комплексов мер по модернизации общего образования в 2011 - 2012 годах способствовала значительному повышению уровня заработной платы педагогических работников школ, развитию механизмов нормативно-подушевого финансирования общеобразовательных учреждений, новому пониманию качества образования, расширению общественного участия в управлении образованием, совершенствованию кадрового потенциала.
В процессе преобразований в сфере общего образования Задонского муниципального района достигнуты системные эффекты:
- рост доходов учителей и других категорий работников отрасли, совершенствование стимулирующих механизмов НСОТ;
- увеличение доходов учителей, их материальное стимулирование способствовало переменам в отношении общественности к проблемам школьного образования;
- существенно улучшилось оснащение образовательных учреждений района современным учебным и учебно-лабораторным оборудованием;
- целенаправленная работа, проведенная в 2011 - 2012 годах по повышению квалификации учителей и руководителей общеобразовательных учреждений, способствовала росту их профессиональной компетентности;
- активная пропаганда и разъяснение сущности инновационных изменений в системе образования муниципалитета способствовали расширению открытости, повышению имиджа и привлекательности системы образования в целом.
Таблица N 1
Значения показателей результативности представления субсидии Задонскому муниципальному району на конец 2012 года
N |
Наименование показателя результативности предоставления субсидии |
Значение показателя результативности предоставления субсидии |
|
План |
Факт |
||
1. |
Соотношение среднемесячной заработной платы учителей в муниципалитете за IV квартал текущего года и среднемесячной, по данным Федеральной службы государственной статистики, заработной платы работников в целом по муниципальному образованию в прошлом году (проценты) |
109,9 |
137,3 |
2. |
Доля школьников, обучающихся по федеральным государственным образовательным стандартам, в общей численности школьников (проценты) |
21,4 |
22,4 |
2.1. |
Начальное общее образование (проценты) |
53,0 |
54,6 |
2.2. |
Основное общее образование (проценты) |
0 |
0 |
2.3. |
Среднее (полное) общее образование (проценты) |
0 |
0 |
3. |
Доля учителей, получивших в установленном порядке первую, высшую квалификационную категорию и подтверждение соответствия занимаемой должности, в общей численности учителей (проценты) |
30,6 |
38,0 |
4. |
Доля учителей и руководителей общеобразовательных учреждений, прошедших повышение квалификации и профессиональную переподготовку для работы в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, в общей численности учителей (проценты) |
24,5 |
32,9 |
5. |
Доля общеобразовательных учреждений, осуществляющих дистанционное обучение обучающихся, в общей численности общеобразовательных учреждений (проценты) |
33,3 |
33,3 |
6. |
Динамика снижения потребления по всем видам топливно-энергетических ресурсов |
Положительная динамика в сопоставимых условиях |
Положительная динамика в сопоставимых условиях |
Наиболее значимыми результатами реализации комплекса мер по модернизации системы общего образования Задонского муниципального района в 2011 - 2012 г.г. стали:
- значительное повышение уровня оплаты труда педагогических работников сферы общего образования и дифференциация оплаты труда учителей в зависимости от качества и результатов их работы.
Средняя заработная плата учителей за 2011 год - 16187 руб., за 2012 год - 20312 руб., причем: в 1 квартале 2012 года - 18452,11 руб.; во 2 квартале - 18937,58 руб.;
в 3 квартале - 19322,79 руб.;
в 4 квартале - 23361,62 руб.
При этом по соглашению от 04.05.2012 года N 62 между Управлением образования и науки Липецкой области и отделом образования администрации Задонского муниципального района о предоставлении в 2012 году субсидий из областного бюджета бюджету Задонского муниципального района на модернизацию региональной системы общего образования среднемесячная заработная плата учителей за 4 квартал 2012 года в муниципальном образовании должна была составить 18650 рублей, т.е. взятые обязательства перевыполнены, в среднем, на 25,3%.
Данные результаты были достигнуты за счет выполнения следующих мероприятий:
- снижения неэффективных расходов внутри образовательного учреждения (рост соотношения числа учащихся к количеству учителей);
- увеличение объемов фонда оплаты труда и стимулирование педагогов за результативный и качественный труд.
Рост уровня оплаты труда, осуществление единовременных выплат педагогическим работникам, проживающим и работающим в сельской местности обеспечивает учителей достойной заработной платой, повышает престиж профессии учителя.
- введение федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования.
В рамках перехода на федеральные государственные образовательные стандарты начального общего образования в целях предварительного выявления проблем с 01 сентября 2010 года на территории Задонского муниципального района проходила апробация ФГОС НОО в МБОУ СОШ N 1 г. Задонска в экспериментальном режиме. С 1 сентября 2011 года все образовательные учреждения района перешли на новые Федеральные государственные образовательные стандарты начального общего образования. В 2012 году 627 школьников начальной ступени обучаются по федеральным государственным образовательным стандартам 2 поколения, что составляет 54,6% (при плановых показателях 53%) от общей численности обучающихся в начальной школе. Обучающиеся 2 и 3 ступеней обучения не участвуют в апробации введения федеральных государственных образовательных стандартов основного общего образования и федеральных государственных образовательных стандартов среднего общего образования.
- системная работа по повышению квалификации работников общего образования.
Важное направление программы модернизации образования - повышение качества кадрового потенциала. В 2011 году 41 педагог и руководитель общеобразовательных учреждений прошли повышение квалификации и профессиональную переподготовку для работы в соответствии с ФГОС, что составило 13,1% в общей численности учителей.
В 2012 году за счет средств консолидированного бюджета по вопросам введения и реализации ФГОС общего образования повысили квалификацию 5 руководителей и 94 учителя (из них 30 учителей начальных классов и 63 учителя-предметника, 1 педагог-психолог).
В общей сложности в течение 2011 - 2012 годов повышение квалификации и профессиональную переподготовку для работы в соответствии с ФГОС прошли 140 учителей и руководителей общеобразовательных учреждений, что в общей численности учителей и директоров школ составляет 46%. Плановые показатели за 2011 - 2012 годы выполнены.
Рост профессионализма педагогов и качество образования неразрывно связаны между собой. Категорийная аттестация стимулирует профессиональное развитие педагога, способствует его самореализации и решению профессиональных проблем.
С 1 января по 31 декабря 2012 года 39 учителей прошли квалификационные испытания и подтвердили соответствие первой квалификационной категории в соответствии с новым Порядком аттестации педагогических работников, 19 учителей подтвердили соответствие высшей квалификационной категории, имея до аттестации высшую и первую квалификационную категорию. Налицо некоторый рост профессиональных компетенций учителей. Таким образом, в 2012 году количество учителей, получивших в установленном порядке первую, высшую квалификационную категорию и подтверждение соответствия занимаемой должности составило 58 человек (21,4% от общего количества учителей Задонского муниципального района, с нарастающим итогом за 2011 - 2012 годы - 38% при плановых показателях 30,6%).
Учителя Задонского района повышают квалификацию, проходят переподготовку, участвуют в работе творческих лабораторий, предметных методических объединений; являются активными участниками научно-практических конференций, конкурсов различного уровня.
В районном конкурсе среди педагогов "Лучшая методическая разработка с использованием ИКТ - 2012" приняли участие более 70 учителей.
Повышается ИКТ-компетентность педагогов образовательных учреждений. Проведена работа по созданию учителями персональных сайтов и блогов в Интернете, по итогам которой на конец 2012 года функционировали 19 Web-страниц (в 2011 г. - 0). В целях обмена передовым инновационным опытом на сайте отдела образования в разделе "Методическая копилка" был опубликован список сайтов/блогов педагогов района.
- модернизация образовательной среды общеобразовательных учреждений.
На реализацию мер по модернизации общего образования Задонского муниципального района в 2011 году было направлено 5418,6 тыс. рублей, в том числе из областного бюджета - 3818,7 тыс. рублей, из муниципального бюджета - 1599,9 тыс. руб.
Средства областного и муниципального бюджета использованы в полном объеме:
- приобретено учебно-лабораторное оборудование на сумму 121,9 тыс. руб,
- спортивное оборудование -148,06 тыс. руб.,
- компьютерное оборудование -1980,0 тыс. руб,
- значительно обновлен фонд учебников на сумму 1280,04 тыс. рублей.
Приобретенное в 2011 году компьютерное оборудование позволило оснастить до 85% кабинеты начальных классов (первые классы) в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов. Все обучающиеся были обеспечены бесплатными учебниками, приобретены учебно-методические комплексы обучающихся 1-х классов в связи с переходом на новые федеральные государственные образовательные стандарты. В МБОУ СОШ с. Донское оборудован кабинет информатики для начальных классов. Снизилось количество обучающихся на 1 КП с 10 до 7 человек. Пополнилась материально-техническая база для организации профильного обучения в старших классах. Учебно-лабораторное оборудование приобретено для пополнения материальной базы кабинетов русского языка и математики, биологии, что способствовало развитию у обучающихся навыков исследовательской деятельности, качественной подготовки к государственной (итоговой) аттестации.
В 2012 году было выделено 28856,4 тыс. руб., из федерального бюджета - 22914,3 тыс. руб., из областного бюджета - 3328,0 тыс. руб., из муниципального - 2614,1 тыс. руб.
Для совершенствования эффективности образовательного процесса, повышения качества изучения иностранных языков, с целью подготовки материально-технической базы школ к переходу на обучение по ФГОС основного общего и среднего (полного) общего образования на средства федерального и областного бюджетов осуществлена закупка 4 лингафонных кабинетов (а также 4 экранов и 4 проекторов) для МБОУ СОШ N 1, с. Гнилуша, с. Донское, с. Хмелинец сумму 1150 тыс. руб.
Пополнен фонд школьных библиотек на сумму 1135 тыс. руб., что позволило обеспечить учебной литературой всех школьников, обучающихся по Федеральным государственным образовательным стандартам, и всех обучающихся 4 классов, изучающих с 1 сентября 2012 г. курс "Основы религиозных культур и светской этики".
На средства бюджетов всех уровней закуплено компьютерное оборудование (21 интерактивный комплекс и 7 планшетов) на сумму 3697,8 тыс. руб. Приобретенное оборудование позволило оснастить 100% кабинетов начальных классов (первые классы) в соответствии с требованиями ФГОС.
В целях создания оптимальной системы школьного питания, способной обеспечить обучающихся качественным питанием, отвечающим требованиям санитарно-эпидемиологических правил и нормативов, в 2012 году 1746,7 тыс. руб. затрачено на приобретение оборудования для школьных столовых (в 2011 году кухонно-технологическое оборудование не закупалось).
С приобретением 1068 единиц нового современного спортивного оборудования и инвентаря на сумму 2172,0 тыс. рублей занятия физической культурой и спортом стали еще доступнее и интереснее каждому школьнику. Применение нового оборудования позволяет разнообразить методы организации учебной деятельности, увеличить объем физкультурно-спортивной и оздоровительной работы во внеурочное время, помогает разнообразить формы проведения внеурочных мероприятий. Как результат все больше учеников участвуют в спортивных соревнованиях и турнирах: в 2011 году - 1506 детей (53,4%), в 2012 году - 1553 ребенка (56%).
Пространственную доступность услуг, предоставляемых сетью образовательных учреждений, обеспечивает поступление автобусов. В настоящее время в школах района имеется 26 комфортабельных школьных автобусов, соответствующих требованиям ГОСТ. В 2011 году был приобретен 1 школьный автобус, 2012 году - 5. Приобретение транспортных средств для перевозки обучающихся способствовало разгрузке маршрутов, открытию новых маршрутов, а также замене транспортных средств (МБОУ СОШ с. Донское, с. Хмелинец), не соответствующих ГОСТ Р51160-98, новыми, что способствует обеспечению безопасности перевозок детей.
Проведен ремонт школьного кабинета химии в МБОУ СОШ с. Хмелинец с целью подготовки их для установки нового оборудования, на что израсходовано 255,6 тыс. рублей.
Впервые в 2012 году сразу в двух школах района (МБОУ СОШ N 2 г. Задонска и МБОУ СОШ с. Донское) начали использовать дистанционные технологии в обучении. Увеличение пропускной способности Интернет-трафика, обновление программного обеспечения и приобретение электронных образовательных ресурсов на сумму 11106 тыс. рублей позволило не только решить кадровую проблему в МБОУ СОШ с. Донское, но и обеспечить профилизацию старшей ступени через различные формы и направления, организовать на более качественном уровне работу с одаренными детьми. Обучающиеся школ Задонского района участвуют в дистанционных олимпиадах по различным предметам и занимают призовые места. В 2012 году 1 школьник района стал победителем регионального этапа всероссийской олимпиады школьников, 9 - призерами (2011 г. - 1 ученик). Обучающиеся также участвуют в дистанционных олимпиадах по различным предметам и занимают призовые места во Всероссийских олимпиадах независимо от места проживания. Лучшие ученики района обучаются в онлайн-школе "Одаренный ребенок", что дает им возможность углубленного изучения выбранного предмета.
Кроме того, на базе МБОУ СОШ N 2 г. Задонска и МБОУ СОШ с. Донское организована работа двух экспериментальных площадок муниципального уровня по внедрению дистанционных технологий и информатизации образования.
В целях повышения эффективности использования энергетических ресурсов в районе действовала районная целевая программа "Энергосбережение и повышение энергетической эффективности Задонского муниципального района на 2010 - 2012 годы". В соответствии с данной программой в 2011 году было проведено энергообследование 3 общеобразовательных учреждений и составлены энергетические паспорта потребителя топливно-энергетических ресурсов. В 2012 году в рамках этой программы 33,31 тыс. руб. израсходовано на демонтаж, приобретение и монтаж светильников и энергосберегающих ламп в МБОУ СОШ N 1 г. Задонска. На эти же цели направлено 47,7 тыс. руб. для МБОУ ДОД ДЮСШ. Динамика снижения потребления по всем видам топливно-энергетических ресурсов положительная. Во всех общеобразовательных учреждениях проводят разъяснительную работу среди работников и обучающихся по вопросам энергосбережения и энергетической эффективности.
В основу распределения выделенных бюджетных средств на реализацию Комплекса мер по модернизации общего образования легли результаты реализации национального проекта "Образование": показатель - доля школьников, обучающихся в условиях, отвечающих современным требованиям, индикативные показатели реализации Комплекса мер по модернизации общего образования, предписания госпожнадзора и санэпидназора. Учтен износ имеющегося учебно-лабораторного, технологического, спортивного и компьютерного оборудования, учитывались интересы и потребности конкретных общеобразовательных учреждений для создания условий обучения в соответствии с новыми образовательными стандартами.
Таблица N 2
Объемы финансирования мероприятий Комплекса мер по модернизации в 2012 году общего образования Задонского муниципального района, тысячи рублей
N |
Мероприятие |
Объемы финансирования |
|||||||||||
всего |
в том числе: |
||||||||||||
федеральный бюджет (субсидия) |
бюджет Липецкой области |
||||||||||||
всего |
областной бюджет |
местный бюджет |
внебюджетные источники |
||||||||||
1 |
2 |
План |
Факт |
План |
Факт |
План |
Факт |
План |
Факт |
План |
Факт |
План |
Факт |
1 |
Оборудование: |
4847,8 |
4847,8 |
1150,0 |
1150,0 |
3697,8 |
3697,8 |
3328,0 |
3328,0 |
369,8 |
369,8 |
0 |
0 |
1.1 |
Учебно-лабораторное оборудование |
1150,0 |
1150,0 |
1150,0 |
1150,0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
1.2 |
Учебно-производственное оборудование |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
1.3 |
Компьютерное оборудование |
3697,8 |
3697,8 |
0 |
0 |
3697,8 |
3697,8 |
3328,0 |
3328,0 |
369,8 |
369,8 |
0 |
0 |
2 |
Оборудование для организации медицинского обслуживания обучающихся |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
3 |
Оборудование для школьных столовых |
1746,7 |
1746,7 |
1572,0 |
1572,0 |
174,7 |
174,7 |
0 |
0 |
174,7 |
174,7 |
|
|
4 |
Приобретение транспортных средств для перевозки обучающихся |
7135,0 |
7135,0 |
6341,0 |
6341,0 |
794,0 |
794,0 |
0 |
0 |
794,0 |
794,0 |
0 |
0 |
5 |
Пополнение фондов библиотек общеобразовательных учреждений |
1135,0 |
1135,0 |
1135,0 |
1135,0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
6 |
Развитие школьной инфраструктуры: |
255,6 |
255,6 |
230,0 |
230,0 |
25,6 |
25,6 |
0 |
0 |
25,6 |
25,6 |
0 |
0 |
6.1 |
Текущий ремонт с целью обеспечения выполнения требований к санитарно-бытовым условиям и охране здоровья обучающихся |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
6.2 |
Текущий ремонт с целью подготовки помещений для установки оборудования |
255,6 |
255,6 |
230,0 |
230,0 |
25,6 |
25,6 |
0 |
0 |
25,6 |
25,6 |
0 |
0 |
7 |
Повышение квалификации, профессиональная переподготовка руководителей общеобразовательных учреждений и учителей |
458,3 |
458,3 |
412,3 |
412,3 |
46,0 |
46,0 |
0 |
0 |
46,0 |
46,0 |
0 |
0 |
8 |
Модернизация общеобразовательных учреждений путем организации в них дистанционного обучения для обучающихся: |
11106,0 |
11106,0 |
9995,0 |
9995,0 |
1111,0 |
1111,0 |
0 |
0 |
1111,0 |
1111,0 |
0 |
0 |
8.1 |
Увеличение пропускной способности и оплата интернет-трафика |
2138,0 |
2138,0 |
1925,0 |
1925,0 |
213,0 |
213,0 |
0 |
0 |
213,0 |
213,0 |
0 |
0 |
8.2 |
Приобретение компьютерного оборудования |
7690,0 |
7690,0 |
6920,0 |
6920,0 |
770,0 |
770,0 |
0 |
0 |
770,0 |
770,0 |
0 |
0 |
8.3 |
Приобретение электронных образовательных ресурсов |
1278,0 |
1278,0 |
1150,0 |
1150,0 |
128,0 |
128,0 |
0 |
0 |
128,0 |
128,0 |
0 |
0 |
9. |
Оснащение общеобразовательных учреждений спортивным оборудованием и инвентарем |
2172,0 |
2172,0 |
2079,0 |
2079,0 |
93,0 |
93,0 |
0 |
0 |
93,0 |
93,0 |
0 |
0 |
10 |
Осуществление мер, направленных на энергосбережение в общеобразовательном учреждении |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
Итого |
28856,4 |
28856,4 |
22914,3 |
22914,3 |
5942,1 |
5942,1 |
3328,0 |
3328,0 |
2614,1 |
2614,1 |
0 |
0 |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.