Судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Городкова А.В, судей Бельмас Н.А. и Морозковой Е.Е, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело (N2а-2709/2023) по кассационной жалобе ФКУ ИК-4 УФСИН России по Архангельской области на решение Котласского городского суда Архангельской области от 7 декабря 2022г. и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Архангельского областного суда от 17 мая 2023г. (N33а-2651/2023) по административному иску ФКУ ИК-4 УФСИН России по Архангельской области о признании незаконным постановления Архангельского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях от 16 августа 2022г.
Заслушав доклад судьи Морозковой Е.Е, возражения прокурора второго отдела Управления по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе Генеральной прокуратуры Российской Федерации Парфеновой Е.Г, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
ФКУ ИК-4 УФСИН России по Архангельской области обратилось в суд с административным исковым заявлением о признании незаконным постановления Архангельского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях от 16 августа 2022г. об отмене постановления о водворении осужденного в штрафной изолятор.
В обоснование указано, что оспариваемым постановлением отменено постановление начальника ФКУ ИК-4 УФСИН России по Архангельской области от 9 октября 2008г. о применении к осужденному ФИО5 взыскания в виде водворения в штрафной изолятор сроком на 15 суток. Администрацией исправительного учреждения процедура наложения взыскания на осужденного соблюдена в полном объеме, взыскание наложено на осужденного за хранение запрещенных предметов. В рамках проведенной проверки от осужденного были отобраны объяснения, установлены обстоятельства совершения нарушения, при наложении взыскания учтены личность осужденного и его предыдущее поведение. Оснований для отмены законного постановления начальника ФКУ ИК-4 УФСИН России по Архангельской области от 9 октября 2008г. у прокурора не имелось.
Решением Котласского городского суда Архангельской области от 7 декабря 2022г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Архангельского областного суда от 17 мая 2023г, в удовлетворении административного иска ФКУ ИК-4 УФСИН России по Архангельской области отказано.
В кассационной жалобе ФКУ ИК-4 УФСИН России по Архангельской области просит отменить постановленные по делу судебные акты, ссылаясь на существенное нарушение норм материального и процессуального права.
Архангельским прокурором по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях поданы возражения относительно кассационной жалобы.
Проверив материалы дела, изучив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с ч.2 ст.329 КАС РФ при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (ч.2 ст.328 КАС РФ).
Таких нарушений из обжалуемых судебных постановлений не усматривается, доводы жалобы не могут повлечь их отмену в кассационном порядке.
Статьей 115 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации предусмотрены меры взыскания, которые могут применяться к осужденным к лишению свободы за нарушение установленного порядка отбывания наказания, в том числе, водворение осужденных, содержащихся в исправительных колониях или тюрьмах, в штрафной изолятор на срок до 15 суток.
Согласно части 1 статьи 117 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации при применении мер взыскания к осужденному к лишению свободы учитываются обстоятельства совершения нарушения, личность осужденного и его предыдущее поведение. Налагаемое взыскание должно соответствовать тяжести и характеру нарушения. До наложения взыскания у осужденного берется письменное объяснение. Осужденным, не имеющим возможности дать письменное объяснение, оказывается содействие администрацией исправительного учреждения. В случае отказа осужденного от дачи объяснения составляется соответствующий акт. Взыскание налагается не позднее 10 суток со дня обнаружения нарушения, а если в связи с нарушением проводилась проверка - со дня ее окончания, но не позднее трех месяцев со дня совершения нарушения. Взыскание исполняется немедленно, а в исключительных случаях - не позднее 30 дней со дня его наложения. Запрещается за одно нарушение налагать несколько взысканий.
В соответствии со статьей 119 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации правом применения перечисленных в статьях 113 и 115 настоящего Кодекса мер поощрения и взыскания в полном объеме пользуются начальники исправительных учреждений или лица, их замещающие.
Согласно пунктам 1 и 2 статьи 33 Федерального закона от 17 января 1992 года N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" при осуществлении надзора за исполнением законов прокурор, в том числе, вправе отменять дисциплинарные взыскания, наложенные в нарушение закона на лиц, заключенных под стражу, осужденных, немедленно освобождать их своим постановлением из штрафного изолятора, помещения камерного типа, карцера, одиночной камеры, дисциплинарного изолятора. Прокурор или его заместитель обязан немедленно освободить своим постановлением каждого содержащегося без законных оснований в учреждениях, исполняющих наказания и меры принудительного характера, либо в нарушение закона подвергнутого задержанию, предварительному заключению или помещенного в судебно-психиатрическое учреждение.
Как следует из материалов административного дела, постановлением начальника ФКУ ИК-4 УФСИН России по Архангельской области от 9 октября 2008г. о применении к осужденному меры взыскания осужденный Афонин Р.Д. был водворен в штрафной изолятор на 15 суток за нарушение установленного порядка отбывания наказания.
Основанием для применения меры взыскания явилось допущенное "данные изъяты" нарушение установленного порядка отбывания наказания, выразившееся в том, что 22 июля 2008г. в 13 часов 30 минут во время приема этапа, прибывшего из другого исправительного учреждения, был проведен досмотр личных вещей осужденного "данные изъяты", в результате которого были обнаружены и изъяты мобильный телефон и зарядное устройство, которые были спрятаны ухищренным способом в хлебе.
Акт о допущенном нарушении составлен 22 июля 2008г.
По факту допущенного нарушения 2 октября 2008г. у осужденного "данные изъяты" отобраны объяснения, согласно которым запрещенные предметы ему не принадлежат, были подкинуты кем-то из осужденных, как они оказались в хлебе, ему неизвестно.
2 октября 2008г. составлено заключение по факту изъятия запрещенных предметов на территории учреждения у осужденного "данные изъяты"
Постановлением Архангельского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях от 16 августа 2022г. постановление начальника ФКУ ИК-4 УФСИН России по Архангельской области от 9 октября 2008 года отменено в связи с тем, что вина в допущенном нарушении "данные изъяты" вменена преждевременно, без установления и учета всех обстоятельств, имеющих существенное значение, с нарушением срока наложения взыскания.
Отказывая в удовлетворении административного иска ФКУ ИК-4 УФСИН России по Архангельской области, суд первой инстанции пришел к выводу о законности оспариваемого постановления, поскольку при наложении взыскания исправительным учреждением не соблюдены требования уголовно-исполнительного законодательства, допущены нарушения, выразившиеся в неполноте проведенной проверки и наличии противоречий в представленных акте и объяснениях осужденного.
Суд апелляционной инстанции, руководствуясь приведенными положениями Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 17 января 1992г. N2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" с выводами суда первой инстанции согласился, отметив следующее.
Применение начальником ФКУ ИК-4 УФСИН России по Архангельской области к осужденному "данные изъяты" взыскания в виде водворения в штрафной изолятор связано с осуществлением властных полномочий, предусмотренных статьей 119 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации.
При оценке обоснованности применения к "данные изъяты" вышеуказанного взыскания прокурор обоснованно указал на то, что вина в допущенном нарушении "данные изъяты" не доказана.
В рамках проведенной проверки какие-либо дополнительные обстоятельства, имеющие существенное значение, исправительным учреждением не устанавливались, при установлении факта совершения нарушения 22 июля 2008г. объяснения у осужденного отобраны лишь 2 октября 2008г, иные проверочные мероприятия, в том числе для проверки доводов осужденного о том, что запрещенные предметы ему не принадлежит, а были подкинуты Другим осужденным, не проводились. Доказательства принадлежности запрещенных предметов именно "данные изъяты" в материалах проверки отсутствуют.
Наличие противоречий в акте, составленном по факту нарушения, и объяснениях осужденного свидетельствует о несоблюдении требований статьи 117 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации, выразившемся в неполноте проведенной проверки, что является недопустимым.
В связи с указанными обстоятельствами прокурором обоснованно указано на допущенные нарушения при применении к осужденному "данные изъяты" взыскания и отменено постановление начальника ФБУ ИК-4 УФСИН России по Архангельской области от 9 октября 2008г. о применении к осужденному "данные изъяты" взыскания в виде водворения в штрафной изолятор сроком на 15 суток.
Оспоренное постановление Архангельского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях от 16 августа 2022г. является законным и обоснованным, прав административного истца не нарушает.
Выводы судов основаны на правильном применении норм приведенного выше законодательства.
При рассмотрении дела суды правильно определили обстоятельства, имеющие значение для дела, оценили собранные по делу доказательства в соответствии с требованиями ст.84 КАС РФ, и применили закон, подлежащий применению к спорным правоотношениям.
Выводы судебных инстанций являются верными, в решении суда первой инстанции и апелляционном определении мотивированы, основаны на приведенном правовом регулировании, в кассационной жалобе по существу не опровергнуты.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, по существу являлись предметом проверки судов, названным доводам дана надлежащая оценка судами первой и апелляционной инстанций.
Учитывая, что основанием отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта, а в данном случае таких нарушений судами не допущено, оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Котласского городского суда Архангельской области от 7 декабря 2022г. и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Архангельского областного суда от 17 мая 2023г. оставить без изменения, кассационную жалобу ФКУ ИК-4 УФСИН России по Архангельской области -без удовлетворения.
Решение Котласского городского суда Архангельской области от 7 декабря 2022г, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Архангельского областного суда от 17 мая 2023г.
и настоящее кассационное определение могут быть обжалованы в судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который начинает исчисляться на следующий день после принятия апелляционного определения и из которого исключаются срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае, когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Председательствующий
Судьи
Кассационное определение в полном объеме изготовлено 24 января 2024г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.