Судья Шестого кассационного суда общей юрисдикции Трескунова Л.А., рассмотрев жалобу Балдина Сергея Петровича на вступившие в законную силу постановление мирового судьи судебного участка N 5 Ленинского района города Оренбурга от 1 августа 2023 года, решение судьи Ленинского районного суда города Оренбурга от 13 октября 2023 года, вынесенные в отношении директора общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Чкаловская" (далее ООО "УК "Чкаловская", общество) Балдина Сергея Петровича по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 14.1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛА:
постановлением мирового судьи судебного участка N 5 Ленинского района города Оренбурга от 1 августа 2023 года, оставленным без изменения решением судьи Ленинского районного суда города Оренбурга от 13 октября 2023 года, директор общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Чкаловская" (далее ООО "УК "Чкаловская", общество) Балдин Сергей Петрович (далее Балдин С.П.) признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей.
В поданной в Шестой кассационный суд жалобе Балдин С.П. просит отменить названные судебные акты, вынесенные по данному делу об административном правонарушении, приводя доводы об их незаконности, производство по делу прекратить.
Кроме того, Балдиным С.П. заявлено ходатайство о восстановлении процессуального срока для обжалования судебных актов, которое следует оставить без рассмотрения, поскольку Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях не предусмотрен срок обжалования на вступившие в законную силу судебные акты.
Изучение материалов дела об административном правонарушении и доводов, содержащихся в жалобе, позволяет прийти к следующим выводам.
В соответствии с частью 2 статьи 14.1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами с нарушением лицензионных требований, за исключением случаев, предусмотренных статьей 13.19.2 настоящего Кодекса, - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от двухсот пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей.
Согласно пункту 51 части 1 статьи 12 Федерального закона от 4 мая 2011 года N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", части 1 статьи 192 Жилищного кодекса Российской Федерации деятельность по управлению многоквартирными домами осуществляется управляющими организациями на основании лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 октября 2014 года N 1110 утверждено Положение о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами.
В соответствии с пунктом 3 названного Положения лицензионными требованиями к лицензиату помимо требований, предусмотренных пунктами 1 - 6.1 части 1 статьи 193 Жилищного кодекса Российской Федерации, являются следующие требования: а) соблюдение требований, предусмотренных частью 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации; б) исполнение обязанностей по договору управления многоквартирным домом, предусмотренных частью 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации; в) соблюдение требований, предусмотренных частью 3.1 статьи 45 Жилищного кодекса Российской Федерации; г) соблюдение требований, предусмотренных частью 7 статьи 162 и частью 6 статьи 198 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации
управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме, или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, постоянную готовность инженерных коммуникаций и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к предоставлению коммунальных услуг (далее - обеспечение готовности инженерных систем). Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами.
В соответствии с частью 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива, лица, указанного в пункте 6 части 2 статьи 153 настоящего Кодекса, либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 настоящего Кодекса, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, обеспечить готовность инженерных систем, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Как следует из части 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации, при управлении многоквартирным домом управляющей организацией, она несёт ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, правил пользования газом в части обеспечения безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования при предоставлении коммунальной услуги газоснабжения, или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, за обеспечение готовности инженерных систем.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 года N 491 утверждены правила содержания общего имущества в многоквартирном доме.
Пунктом 11 Правил N 491 предусмотрено, что содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя в частности:
а) осмотр общего имущества, осуществляемый собственниками помещений и указанными в пункте 13 настоящих Правил ответственными лицами, обеспечивающий своевременное выявление несоответствия состояния общего имущества требованиям законодательства Российской Федерации, а также угрозы безопасности жизни и здоровью граждан;
б) обеспечение готовности внутридомовых инженерных систем электроснабжения и электрического оборудования, входящих в состав общего имущества, к предоставлению коммунальной услуги электроснабжения;
в) поддержание помещений, входящих в состав общего имущества, в состоянии, обеспечивающем установленные законодательством Российской Федерации температуру и влажность в таких помещениях, в том числе посредством постоянного поддержания в открытом состоянии в течение всего календарного года одного продуха помещений подвалов и технических подполий, входящих в состав общего имущества, в случае наличия продухов в таких помещениях;
г) уборку и санитарно-гигиеническую очистку помещений общего пользования, а также земельного участка, входящего в состав общего имущества;
ж) содержание и уход за элементами озеленения и благоустройства, а также иными предназначенными для обслуживания, эксплуатации и благоустройства этого многоквартирного дома объектами, расположенными на земельном участке, входящем в состав общего имущества;
з) текущий и капитальный ремонт, подготовку к сезонной эксплуатации и содержание общего имущества, указанного в подпунктах "а" - "д" пункта 2 настоящих Правил, а также элементов благоустройства и иных предназначенных для обслуживания, эксплуатации и благоустройства этого многоквартирного дома объектов, расположенных на земельном участке, входящем в состав общего имущества;
и) проведение обязательных в отношении общего имущества мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, включенных в утвержденный в установленном законодательством Российской Федерации порядке перечень мероприятий.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2013 года N 290 "О минимальном перечне услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения" установлен минимальный Перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме.
Пунктом 7 названного Перечня предусмотрены работы, выполняемые в целях надлежащего содержания крыш многоквартирных домов, в том числе проверка и при необходимости очистка кровли и водоотводящих устройств от мусора, грязи и наледи, препятствующих стоку дождевых и талых вод; проверка и при необходимости очистка кровли от скопления снега и наледи.
Как усматривается из протокола об административном правонарушении, директором ООО "УК "Чкаловская" Балдиным С.П, осуществляющего деятельность по управлению многоквартирными домами NN 6А, 10А, 12А по Больничному проезду в городе Оренбурге допущены нарушения пунктов 4.6.1.23, 4.8.10 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя Российской Федерации от 27 сентября 2003 года N 170, подпунктов "а, б" пункта 3 Положения о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28 октября 2014 года N 1110, части 2.3 статьи 161, части 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации, пункта 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 года N 491, пункта 7 Перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2013 года N 290, выразившиеся в невыполнении обществом обязанности по своевременной очистки кровли, козырьков над входами, козырьков балконов от снега и наледи; очистки козырьков подъездов от снега и наледи (по мере необходимости).
Данные нарушения выявлены должностным лицом государственной жилищной инспекции по Оренбургской области в ходе выездного обследования, проведенного на основании заданий заместителя начальника государственной жилищной инспекции по Оренбургской области на проведение контрольного (надзорного) мероприятия без взаимодействия с контролируемым лицом от 21 и 22 февраля 2023 года в целях проверки соблюдения пункта 24 Минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2013 года N 290, а также пунктов 3.6, 3.2.13, 3.6.21, 3.6.22, 4.6.1.23, 4.8.10 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденного постановлением Госстроя Российской Федерации от 27 сентября 2003 года N 170.
По результатам выездного обследования 22 февраля 2023 года составлен акт контрольного (надзорного) мероприятия без взаимодействия с контролируемым лицом.
Указанные обстоятельства послужили основанием для проведения в отношении общества документарной проверки, проведенной на основании решения начальника государственной жилищной инспекции от 1 марта 2023 года N 113430 (т. 1 л.д. 55).
28 марта 2023 года должностными лицами государственной инспекции Оренбургской области составлен Акт документарной проверки N 113430 (198), согласно которому ООО "УК "Чкаловская" не были приняты меры по выполнению работ по надлежащему содержанию общего имущества многоквартирных домов NN 6А, 10А, 12А по Больничному проезду в городе Оренбурге в части скопления снега и наледи, снежных навесов на козырьках балконов, над входами, снежные навесы на кровле, наличие сосулек (т. 1 л.д. 163-168).
Директором ООО "УК "Чкаловская" является Балдин С.П.
Изложенные выше нарушения послужили основанием для привлечения Балдина С.П. мировым судьей к административной ответственности за совершение предусмотренного частью 2 статьи 14.1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административного правонарушения, имеющего объектом посягательства общественные отношения в области лицензирования предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами.
Вышестоящая судебная инстанция с выводами мирового судьи согласилась.
Обстоятельства вменяемого названному лицу правонарушения подтверждаются собранными по делу доказательствами, в том числе, протоколом об административном правонарушении от 26 апреля 2023 года; заданиями на проведение контрольного (надзорного) мероприятия без взаимодействия с контролируемым лицом от 21 и 22 февраля 2023 года; актами контрольного (надзорного) мероприятия без взаимодействия с контролируемым лицом от 21 и 22 февраля 2023 года; протоколами осмотров от 21 и 22 февраля 2023 года; мотивированным представлением о проведении контрольного (надзорного) мероприятия от 1 марта 2023 года; решением о проведении документарной проверки от 1 марта 2023 года N 113430; заявлением о согласовании с прокурором проведения внепланового контрольного (надзорного) мероприятия от 1 марта 2023 года; требованием о предоставлении необходимых и (или) имеющих значение документов, сведений; актами приемки оказанных услуг и (или) выполненных работ по содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме; актом документарной проверки от 28 марта 2023 года; выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц в отношении ООО "УК "Чкаловская"; лицензией на осуществление предпринимательской деятельностью по управлению многоквартирными домами; договорами на управление многоквартирными домами и иными доказательствами, оцененными в совокупности с другими материалами дела об административном правонарушении по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства его совершения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
Действия Балдина С.П. квалифицированы по части 2 статьи 14.1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в соответствии с установленными обстоятельствами, нормами названного Кодекса и жилищного законодательства.
Совокупность установленных судебными инстанциями фактических и правовых оснований позволяет прийти к выводу о том, что событие административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, установлены и доказаны на основании исследования перечисленных выше и иных представленных в материалы дела доказательств, являющихся достаточными и согласующимися между собой.
Вопреки доводам жалобы заявителя, собранные по делу доказательства в совокупности объективно свидетельствуют о том, что Балдиным С.П. предпринимательская деятельность по управлению многоквартирным домом осуществлялась с нарушением лицензионных требований.
Доводы жалобы о том, что предметом документарной проверки являлось соблюдение обязательных требований к содержанию земельных участков, на которых расположены многоквартирные дома по Больничному проезду NN 4, 6А, 8А, 10А, 12А, 14 в холодный период года, являются несостоятельными, подлежащими отклонению ввиду следующего.
Как усматривается из решения начальника государственной жилищной инспекции по Оренбургской области от 1 марта 2023 года N 113340, предметом проверки является соблюдение обязательных требований, установленных подпунктом "а" пункта 3 Положения о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28 октября 2014 года N 1110; части 1, 1.1, 2.3 статьи 161, части 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации, пункта 7 Минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2013 года N 290; пунктов 4.8.10, 4.6.1.23 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя Российской Федерации от 27 сентября 2003 года N 170; пунктов 10, 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 года N 491 (т. 1 л.д. 55-56).
Согласно акту документарной проверки от 28 марта 2023 года N 113430 (198) ООО "УК "Чкаловская" не были приняты меры по выполнению работ по надлежащему содержанию общего имущества многоквартирных домов NN 6А, 10А, 12А по Больничному проезду в городе Оренбурге в части скопления снега и наледи, снежных навесов на козырьках балконов, над входами, снежные навесы на кровле, наличие сосулек.
Таким образом, должностное лицо в рамках проведения документарной проверки не превысило свои полномочия, действовало строго в соответствии с указанным решением о проведении проверки.
Доводы заявителя поданной в Шестой кассационный суд общей юрисдикции жалобе, в том числе об отсутствии в действиях Балдина С.П. состава административного правонарушения, являлись предметом проверки нижестоящих судебных инстанций, не нашли своего подтверждения в материалах дела об административном правонарушении, противоречат совокупности собранных по делу доказательств, обоснованно отвергнуты по основаниям, изложенным в соответствующих судебных актах, и не ставят под сомнение наличие в действиях Балдина С.П. объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Несогласие Балдина С.П. с оценкой имеющихся в деле доказательств и с толкованием судебными инстанциями норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не свидетельствует о том, что должностным лицом и судами допущены нарушения норм материального права и (или) предусмотренные Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях процессуальные требования, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Каких-либо противоречий или неустранимых сомнений, влияющих на выводы о доказанности вины Балдина С.П. в совершении описанного выше административного правонарушения, материалы дела не содержат. Бремя доказывания распределено правильно, с учетом требований статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Постановление о привлечении Балдина С.П. к административной ответственности вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.
Оснований для замены назначенного административного наказания в виде административного штрафа на предупреждение не имеется.
Административное наказание назначено директору общества Балдину С.П. в пределах санкции части 2 статьи 14.1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемых судебных актов, при рассмотрении настоящей жалобы не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
постановила:
постановление мирового судьи судебного участка N 5 Ленинского района города Оренбурга от 1 августа 2023 года, решение судьи Ленинского районного суда города Оренбурга от 13 октября 2023 года, вынесенные в отношении директора общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Чкаловская" Балдина Сергея Петровича по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 14.1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу Балдина С.П. оставить без удовлетворения.
Судья Л.А. Трескунова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.