Судья Шестого кассационного суда общей юрисдикции Юдкин А.А., рассмотрев жалобы старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Республике Башкортостан и Оренбургской области Бижанова А.С. и защитника Нестеренко Юлии Александровны, действующей на основании доверенности в интересах общества с ограниченной ответственностью "Оренбург Водоканал", на вступившие в законную силу решение судьи Ленинского районного суда г. Оренбурга Оренбургской области от 25 июля 2023 года, решение судьи Оренбургского областного суда от 25 октября 2023 года, вынесенные в отношении общества с ограниченной ответственностью "Оренбург Водоканал" по делам об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 8.1, частью 1 статьи 8.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
постановлением государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Республике Башкортостан и Оренбургской области, ведущего специалиста-эксперта отдела государственного экологического надзора Южно-Уральского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) N 04-026/2023 от 24 марта 2023 года общество с ограниченной ответственностью "Оренбург Водоканал" (далее по тексту - ООО "Оренбург Водоканал", общество) признано виновным в совершении административных правонарушений, предусмотренных статьей 8.1, частью 1 статьи 8.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначено административное наказание с применением положений частей 2, 6 статьи 4.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде административного штрафа в размере 250 000 рублей.
Также 24 марта 2023 года должностным лицом административного органа вынесено представление N 04-26/2023 об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения.
Решением судьи Ленинского районного суда г. Оренбурга Оренбургской области от 25 июля 2023 года, оставленным без изменения решением судьи Оренбургского областного суда от 25 октября 2023 года, постановление должностного лица от 24 марта 2023 года и предписание от 24 марта 2023 года отменены, дело направлено на новое рассмотрение должностному лицу Южно-Уральского межрегионального управления Росприроднадзора.
В жалобах, поданных в Шестой кассационный суд общей юрисдикции, должностное лицо, вынесшее постановление, и защитник общества Нестеренко Ю.А. просят отменить состоявшиеся в отношении ООО "Оренбург Водоканал" по настоящему делу об административном правонарушении судебные акты, ссылаясь на их незаконность, направить дело на новое рассмотрение.
Изучение материалов дела об административном правонарушении и доводов жалоб позволяет прийти к следующим выводам.
Статьей 8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за несоблюдение экологических требований при территориальном планировании, градостроительном зонировании, планировке территории, архитектурно-строительном проектировании, строительстве, капитальном ремонте, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, выводе из эксплуатации зданий, строений, сооружений и иных объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.48 названного Кодекса.
Частью 1 статьи 8.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за выброс вредных веществ в атмосферный воздух или вредное физическое воздействие на него без специального разрешения.
Из материалов дела следует, что в период с 21 февраля по 9 марта 2023 года должностными лицами Южно-Уральского межрайонного управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) проведена проверка соблюдения ООО "Оренбург Водоканал" требований природоохранного законодательства Российской Федерации в области охраны атмосферного воздуха при эксплуатации объекта I категории "Очистные сооружения канализации ЦОС и КС ООО "Оренбург Водоканал".
По результатам проверки выявлено, что в период с 16 сентября 2022 года по 9 марта 2023 года не проведена инвентаризация источников выбросов и выбросов взвешенных веществ (пыль растительного и животного происхождения) при погрузочно-разгрузочных работах во время очистки иловых карт от обезвоженного осадка сточных вод при хранении на открытой площадке ограниченного удобрения "Супер Флора".
В период с 16 сентября 2022 года по 9 марта 2023 года общество осуществляет деятельность на объекте I категории "Очистные сооружения канализации ЦОС и КС и иловые поля ООО "Оренбург Водоканал" в отсутствие корректировки утвержденных нормативов предельно допустимых выбросов, а также в отсутствие установленных нормативов выбросов взвешенных веществ при погрузочно-разгрузочных работах во время очистки иловых карт от обезвоженного осадка сточных вод и хранении на открытой площадке ограниченного удобрения "Супер Флора".
Программа производственного экологического контроля для объекта НВОС "Очистные сооружения канализации ЦОС и КС ООО "Оренбург Водоканал" не содержит информацию о выбросах взвешенных веществ при погрузочно-разгрузочных работах во время очистки иловых карт от обезвоженного осадка и при хранении на открытой площадке ограниченного удобрения "Супер Флора".
В период с 16 сентября 2022 года по 9 марта 2023 года общество не осуществило корректировку мероприятий по сокращению выбросов при НМУ для объекта НВОС "Очистные сооружения канализации ЦОС и КС и иловые поля" (объект 53-0156-000027П) в связи с изменением технологического процесса работы объекта НВОС, выводом из эксплуатации источников выброса загрязняющих веществ в атмосферный воздух NN 0301, 0308, 0309, 0317.
Кроме того, было установлено, что в период с 16 сентября 2022 года по 9 марта 2023 года общество осуществило выбросы вредных веществ от источников объекта I категории "Очистные сооружения канализации ЦОС и КС и иловые поля ООО "Оренбург Водоканал" в отсутствие как комплексного экологического разрешения, так и разрешения на выброс вредных веществ в атмосферный воздух, полученных с учетом изменений в технологическом процессе, а также в отсутствие как комплексного экологического разрешения, так и специальных работах во время очистки иловых карт и при хранении на открытой площадке ограниченного удобрения "Супер Флора".
По результатам проверки в отношении ООО "Оренбург Водоканал" составлено два протокола об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 8.1, частью 1 статьи 8.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Указанные обстоятельства послужили основанием для вынесения должностным лицом 24 марта 2023 года постановления о привлечении общества к административной ответственности по статье 8.1 и части 1 статьи 8.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с назначением административного наказания по правилам частей 2, 6 статьи 4.4 названного Кодекса в виде административного штрафа в размере 250 000 рублей.
Судья районного суда по результатам рассмотрения жалобы защитника ООО "Оренбург Водоканал", поданной на постановление должностного лица в порядке статей 30.1-30.2 названного Кодекса, вынес решение об отмене данного акта с возвращением дела на новое рассмотрение должностному лицу.
Отменяя постановление должностного лица, судья районного суда посчитал, что при его вынесении нарушены предусмотренные Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях общие правила назначения административного наказания.
Судья областного суда не нашел оснований для отмены вынесенного судьей районного суда решения, оставил его без изменения, поддержав изложенную в нем позицию судьи районного суда о том, что предусмотренное частью 6 статьи 4.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях правило не могло быть применено в данном конкретном деле, поскольку вмененные составы являются самостоятельными и влекут назначение административного наказания в соответствии с частью 1 статьи 4.4 названного Кодекса.
С указанными выводами судебных инстанций нельзя согласиться в силу следующего.
По общим правилам назначения административного наказания, предусмотренным частью 1 статьи 4.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, при совершении лицом двух и более административных правонарушений административное наказание назначается за каждое совершенное административное правонарушение, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи.
В силу части 2 статьи 4.4 данного Кодекса при совершении лицом одного действия (бездействия), содержащего составы административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена двумя и более статьями (частями статей) настоящего Кодекса и рассмотрение дел о которых подведомственно одному и тому же судье, органу, должностному лицу, административное наказание назначается в пределах санкции, предусматривающей назначение лицу, совершившему указанное действие (бездействие), более строгого административного наказания.
Если при проведении одного контрольного (надзорного) мероприятия в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля выявлены два и более административных правонарушения, ответственность за которые предусмотрена одной и той же статьей (частью статьи) раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, совершившему их лицу назначается административное наказание как за совершение одного административного правонарушения (часть 5 статьи 4.4 Кодекса).
Если при проведении одного контрольного (надзорного) мероприятия в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля выявлены два и более административных правонарушения, ответственность за которые предусмотрена двумя и более статьями (частями статьи) раздела II настоящего Кодекса либо закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, при назначении административного наказания за совершение указанных административных правонарушений применяются правила назначения административного наказания, предусмотренные частями 2-4 настоящей статьи (часть 6 статьи 4.4 Кодекса).
По смыслу взаимосвязанных положений частей 2 и 6 статьи 4.4 данного Кодекса при наличии совокупности всех упомянутых в них обстоятельств процессуальным законом установлена возможность назначения одного административного наказания за действия (бездействия), содержащие составы административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена двумя и более статьями (частями статей) настоящего Кодекса.
Из материалов настоящего дела следует, что обстоятельства, послужившие основанием для привлечения общества к административной ответственности по вменяемым составам Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, выявлены должностным лицом управления Росприроднадзора в ходе контрольного мероприятия.
Вывод судьи районного суда о том, что указанные нарушения совершены в результате разных действий (бездействия), наказание в данном случае подлежит назначению по правилам части 1 статьи 4.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не мотивирован, противоречит положениям указанных норм и фактическим обстоятельствам дела.
Положения частей 2, 6 статьи 4.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судья районного суда оставил без должного внимания, выводы, изложенные в принятом им решении, не мотивированы, являются неправильными и не служили основанием для отмены постановления должностного лица.
Изложенное свидетельствует о том, что судьей районного суда были допущены имеющие фундаментальный, принципиальный характер существенные нарушения, повлиявшие на исход дела, что не позволяет признать вынесенное им решение от 25 июля 2023 года законным. Такое разрешение дела не отвечает установленным статьей 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачам производства по делам об административных правонарушениях.
Судья областного суда допущенное судьей районного суда нарушение не устранил.
Согласно пункту 3 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях существенное нарушение процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, является основанием для отмены вступивших в законную силу постановления, решения по жалобе и возвращения дела на новое рассмотрение.
При таких обстоятельствах решение судьи Ленинского районного суда г. Оренбурга Оренбургской области от 25 июля 2023 года, решение судьи Оренбургского областного суда от 25 октября 2023 года, состоявшиеся в отношении ООО "Оренбург Водоканал" по делам об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 8.1, частью 1 статьи 8.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подлежат отмене, а дело направлению на новое рассмотрение в Ленинский районный суд г. Оренбурга Оренбургской области.
При новом рассмотрении дела об административном правонарушении следует учесть изложенное в настоящем постановлении, дать надлежащую оценку имеющимся в материалах дела доказательствам в их совокупности в порядке статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и, правильно применив нормы материального и процессуального права, вынести законное и обоснованное решение.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Шестого кассационного суда общей юрисдикции
постановил:
жалобы старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Республике Башкортостан и Оренбургской области Бижанова А.С. и защитника Нестеренко Юлии Александровны удовлетворить.
Решение судьи Ленинского районного суда г. Оренбурга Оренбургской области от 25 июля 2023 года, решение судьи Оренбургского областного суда от 25 октября 2023 года, состоявшиеся в отношении общества с ограниченной ответственностью "Оренбург Водоканал" по делам об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 8.1, частью 1 статьи 8.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отменить.
Дело об административном правонарушении возвратить на новое рассмотрение Ленинский районный суд г. Оренбурга Оренбургской области.
Судья А.А. Юдкин
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.