Судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Сказочкина В.Н.
судей Алексеева Д.В, Фахрутдинова И.И.
рассмотрела в открытом судебном заседании поданную 5 декабря 2023 года кассационную жалобу Коскелайнена К.Д. на решение Чебоксарского районного суда Чувашской Республики от 2 июня 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Чувашской Республики от 11 сентября 2023 года по административному делу N 2-471/2023 по иску Юго-Западного транспортного прокурора Московской межрегиональной транспортной прокуратуры Российской Федерации к Коскелайнену К.Д. о взыскании таможенных платежей и пени.
Заслушав доклад судьи Сказочкина В.Н, изложившего обстоятельства административного дела, содержание обжалуемых судебных актов, доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
постановлением дознавателя по особо важным делам дознания Центральной акцизной таможни от 17 ноября 2021 года возбуждено уголовное дело N 12104009610000025 по признакам преступления, предусмотренного частью 1 статьи 194 Уголовного кодекса Российской Федерации.
В рамках уголовного дела установлено, что в 2019 году гражданин Российской Федерации Коскелайнен К.Д. приобрел в США на автомобильном аукционе "7MOTORS INC" транспортное средство марки "TOYOTA" модели "SEQUOIA", VIN N, 2008 года выпуска, после чего организовал перевозку данного транспортного средства из США в Республику Армения по транзитной декларации N.
Автомобиль задекларирован Коскелайненом К.Д. в Республике Армения и выпущен в свободное обращение 11 декабря 2019 года. Размер уплаченных таможенных платежей составил 1 104 601 AMD из которых: НДС - 575 039 AMD; таможенная пошлина 10 % - 261 381 AMD; таможенный сбор - 6 800 AMD; экологический налог 10 % - 261 381 AMD.
В период до 14 декабря 2019 года Коскелайнен К.Д. организовал и осуществил вывоз данного транспортного средства с территории Республики Армения через территорию Республики Грузия для его последующего использования в Российской Федерации. 14 декабря 2019 года указанное транспортное средство было ввезено из Республики Армения на территорию Российской Федерации через многосторонний автомобильный пункт пропуска "Верхний Ларc" Северо-Осетинской таможни.
Центральной акцизной таможней Федеральной таможенной службы проведена проверка в отношении Коскелайнена К.Д. по факту перемещения транспортного средства через границу Российской Федерации, составлен акт камеральной проверки от 17 августа 2022 года N 10009000/210/170822/А000220, согласно которому установлено нарушение пунктов 31 - 34 Условий и переходных положений (приложение N 3 к Договору о присоединении Республики Армения к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года), а также положений Решения Совета Евразийской экономической комиссии от 20 декабря 2017 года N 107, осуществлен предварительный расчет сумм таможенных платежей, подлежащих уплате без учета пени - 2 160 317, 62 руб, утилизационный сбор - 5 200 руб.
По результатам таможенного контроля Центральной акцизной таможней Федеральной таможенной службы вынесено решение N 10009000/21/280922/Т000220/001 от 28 сентября 2022 года об оплате Коскелайненом К.Д. суммы за ввезенное транспортное средство марки "TOYOTA" модели "SEQUOIA", VIN N, 2008 года выпуска.
2 декабря 2022 года в адрес Коскелайнена К.Д. направлено уведомление о неуплаченных в установленный срок суммах таможенных платежей и пеней от 30 ноября 2022 года N 10100000/У2022/0077978, где указано о необходимости уплаты 2 160 317, 62 руб. и 461 797, 91 руб.
Указанное уведомление 2 декабря 2022 года направлено Коскелайнену К.Д. по месту жительства и согласно отчета об отслеживании отправления возвращено отправителю 26 января 2023 года.
23 января 2023 года Юго-Западный транспортный прокурор Московской межрегиональной транспортной прокуратуры обратился в суд с иском, с учетом уточнения просил взыскать с Коскелайнена К.Д. таможенные платежи в размере 2 160 317, 62 руб, пени в размере 644 884, 83 руб.
Решением Чебоксарского районного суда Чувашской Республики от 2 июня 2023 года, принятым в порядке, установленном нормами Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Чувашской Республики от 11 сентября 2023 года, исковые требования Юго-Западного транспортного прокурора Московской межрегиональной транспортной прокуратуры Российской Федерации удовлетворены, с Коскелайнен К.Д. в пользу Российской Федерации взысканы таможенные платежи в размере 2 160 317, 62 руб, а также пени в размере 644 884, 83 руб.
Не согласившись с принятыми судебными актами, Коскелайнен К.Д. в кассационной жалобе просит их отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении административных исковых требований в полном объеме. Указывает, что у него не возникла обязанность по уплате таможенных платежей в соответствии с пунктом 1 статьи 264 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза, согласно которому допускается временный ввоз на таможенную территорию Союза иностранными физическими лицами транспортных средств для личного пользования, зарегистрированных в государстве, не являющемся членом Союза, на срок не более 1 года. Транспортное средство перемещено на территорию Российской Федерации 14 декабря 2019 года, покинуло территорию Российской Федерации 12 декабря 2020 года, в связи с чем срок временного ввоза транспортного средства не истек.
Кроме того, иск предъявлен в суд за пределами срока, установленного законом, о чем он заявлял в суде первой инстанции. Срок исковой давности, который подлежит исчислению с момента возникновения обязанности по уплате таможенных платежей (14 декабря 2019 года), истек 14 декабря 2022 года.
От представителя Центрального таможенного управления Федеральной таможенной службы поступили письменные объяснения, в которых ставится вопрос об оставлении обжалуемых судебных актов без изменения, кассационной жалобы - без удовлетворения.
Судом кассационной инстанции осуществлен переход к рассмотрению дела по правилам административного судопроизводства.
Лица, участвующие в деле, извещены о времени и месте судебного заседания надлежащим образом.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В силу части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалуемом судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких нарушений судами первой и апелляционной инстанций не допущено.
На основании пункта 2 статьи 84 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза декларант обязан: произвести таможенное декларирование товаров; представить таможенному органу в случаях, предусмотренных указанным Кодексом, документы, подтверждающие сведения, заявленные в таможенной декларации; предъявить декларируемые товары в случаях, предусмотренных этим Кодексом, либо по требованию таможенного органа; уплатить таможенные платежи, специальные, антидемпинговые, компенсационные пошлины и (или) обеспечить исполнение обязанности по их уплате в соответствии с данным Кодексом; соблюдать условия использования товаров в соответствии с таможенной процедурой или условия, установленные для использования отдельных категорий товаров, не подлежащих в соответствии с названным Кодексом помещению под таможенные процедуры; выполнять иные требования, предусмотренные этим Кодексом.
Из пунктов 1 и 2 статьи 104 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза следует, что товары подлежат таможенному декларированию при их помещении под таможенную процедуру либо в случаях, предусмотренных пунктом 4 статьи 258, пунктом 4 статьи 272 и пунктом 2 статьи 281 названного Кодекса. Таможенное декларирование осуществляется декларантом либо таможенным представителем, если иное не установлено этим Кодексом.
В соответствии с пунктом 2 статьи 56 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов при незаконном перемещении товаров через таможенную границу Союза возникает у лиц, незаконно перемещающих товары.
Порядок ввоза автомобилей из Республики Армения регламентирован Договором о присоединении Республики Армения к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года, который подписан в городе Минске 10 октября 2014 года (далее - Договор), решением Совета Евразийской экономической комиссии от 20 декабря 2017 года N 107 "Об отдельных вопросах, связанных с товарами для личного пользования" (далее - Решение N 107).
При этом применение Республикой Армения отдельных норм договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года и других международных договоров, указанных в приложении N 1 к настоящему Договору, было решено осуществлять в соответствии с условиями и переходными положениями согласно приложению N 3 к настоящему Договору и с учетом договоренностей по применению Единого таможенного тарифа Евразийского экономического союза в отношении товаров по перечню согласно приложению N 4 к настоящему Договору.
Положениями приложения N 3 к Договору установлено, что автомобили, ввезенные на территорию Республики Армения из третьих стран после подписания Договора, в отношении которых таможенные пошлины, налоги уплачены по ставкам, отличающимся от установленных приложением 5 к Соглашению, а также автомобили, указанные в пункте 30 настоящего приложения, в других государствах - членах Евразийского экономического союза признаются иностранными товарами:
до уплаты таможенных пошлин, налогов в размере разницы уплаченных сумм таможенных пошлин, налогов и сумм таможенных пошлин, налогов, подлежащих уплате по ставкам, указанным в приложении 5 к Соглашению;
до истечения 3 лет после начала применения Республикой Армения ставок, установленных ЕТТ ЕАЭС в отношении автомобилей легковых и прочих моторных транспортных средств, классифицируемых в товарных позициях 8702, 8703, 8704 21 и 8704 31 ТН ВЭД ЕАЭС.
Действие настоящего пункта не распространяется на ввезенные после подписания Договора автомобили, в отношении которых таможенные пошлины уплачены по ставкам, установленным ЕТТ ЕАЭС (пункт 31).
В отношении автомобилей, ввезенных на территорию Республики Армения после подписания Договора, при их ввозе на территории других государств - членов Евразийского экономического союза разница между уплаченными суммами таможенных пошлин, налогов и суммами таможенных пошлин, налогов, подлежащими уплате по ставкам, указанным в приложении 5 к Соглашению, может быть уплачена в бюджет Республики Армения до ввоза на территории таких других государств - членов Евразийского экономического союза (пункт 32).
В отношении автомобилей, указанных в пунктах 30 и 31 настоящего приложения, при их ввозе на территории других государств - членов Евразийского экономического союза проводится таможенный контроль, а при необходимости уплаты таможенных платежей - совершаются таможенные операции в порядке, установленном Таможенным кодексом таможенного союза, иными регулирующими таможенные правоотношения международными договорами и другими актами, составляющими право Евразийского экономического союза, с учетом пунктов 34 и 35 настоящего приложения (пункт 33).
В случае если таможенные пошлины, налоги в отношении автомобилей, указанных в пунктах 30 и 31 настоящего приложения, не уплачены в бюджет Республики Армения в размере, указанном в абзаце втором пункта 31 настоящего приложения, до ввоза на территории других государств - членов Евразийского экономического союза, такие таможенные пошлины, налоги уплачиваются при таможенном декларировании таких автомобилей в бюджет того государства - члена Евразийского экономического союза, в регионе деятельности таможенного органа которого находится место перемещения товаров через таможенную границу Евразийского экономического союза, в которое прибыли такие автомобили (пункт 34).
Автомобили, указанные в пунктах 30 и 31 настоящего приложения, зарегистрированные на территории Республики Армения, могут временно ввозиться на территории других государств - членов Евразийского экономического союза только лицами, постоянно проживающими в Республике Армения, без уплаты таможенных пошлин, налогов и без внесения обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов. Ввоз и использование на территориях других государств - членов Евразийского экономического союза таких автомобилей иными лицами, а также их отчуждение, передача в пользование, распоряжение на территориях таких других государств - членов Евразийского экономического союза допускаются только при условии их таможенного декларирования в таможенных органах этих других государств и уплаты таможенных пошлин, налогов с учетом пункта 31 настоящего приложения (пункт 35).
В соответствии с частями 7 и 14 статьи 72 Федерального закона от 3 августа 2018 года N 289-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон о таможенном регулировании) пени начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин начиная со дня, следующего за днем истечения такого срока, если иное не предусмотрено частью 28 статьи 76 настоящего Федерального закона.
При взыскании таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин в судебном порядке пени начисляются при подаче таможенным органом в суд или арбитражный суд иска или заявления. До принятия судебного акта таможенный орган для уточнения исковых требований проводит начисление пеней по день такого начисления включительно.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что на портале ФТС России в разделе "Реестр автомобилей, ввезенных из Республики Армения и выпущенных в свободное обращение" содержится информация о декларировании автомобиля марки "TOYOTA" модели "SEQUOIA", VIN N, 2008 года выпуска в Республике Армения. Транспортное средство выпущено на территории Республики Армения с уплатой ставок, установленных приложением 2 к Решению N 107, что определяет условия ввоза такого транспортного средства на территории других государств - членов ЕАЭС, как транспортного средства, обладающего статусом иностранного товара. Ввоз и использование на территории Российской Федерации транспортных средств, зарегистрированных в Республике Армения, лицами, постоянно не проживающими в Республике Армения, должны сопровождаться таможенным декларированием в таможенных органах Российской Федерации и уплатой таможенных пошлин, налогов в размере разницы уплаченных сумм таможенных пошлин, налогов и сумм таможенных пошлин, налогов, подлежащих уплате по ставкам, предусмотренным Решением N 107. Сведения об осуществлении таможенных операций в отношении транспортного средства, направленных на выпуск в свободное обращение в соответствии с Договором на территории Евразийского экономического союза отсутствуют. Автомобиль не обладает статусом товара Евразийского экономического союза. В Российской Федерации таможенные операции, в том числе доплата сумм таможенных платежей, в отношении данного транспортного средства не совершались, то есть установлен факт неуплаты таможенных платежей.
В связи с чем суд первой инстанции пришел к выводу, с которым согласился суд апелляционной инстанции, о взыскании с Коскелайнена К.Д. таможенных платежей и пени.
Данный вывод является правильным, в полной мере согласуется с приведенными выше законоположениями и установленными по делу обстоятельствами.
Довод кассационной жалобы о пропуске срока обращения в суд подлежит отклонению в силу следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 57 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза при помещении товаров под процедуру выпуска для внутреннего потребления сроки уплаты таможенных пошлин, налогов определяются в соответствии со статьей 136 кодекса.
Из пункта 9 статьи 136 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза усматривается, что в отношении товаров, помещаемых под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления, обязанность по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов подлежит исполнению (ввозные таможенные пошлины, налоги подлежат уплате) до выпуска товаров в соответствии с таможенной процедурой выпуска для внутреннего потребления.
На основании части 6 статьи 71 Закона о таможенном регулировании направление плательщику (солидарно ответственному лицу) уведомления является необходимым условием применения таможенным органом мер по взысканию таможенных платежей.
В силу части 8 указанной статьи меры взыскания таможенных платежей не применяются, если уведомление не направлено в течение трех лет со дня истечения срока их уплаты.
Порядок направления уведомления, установленный статьей 73 Закона о таможенном регулировании, соблюден.
Поскольку обязанность по уплате таможенных платежей наступила при ввозе транспортного средства (14 декабря 2019 года), уведомление о неуплаченных таможенных платежах направлено Коскелайнену К.Д. в пределах установленного трехлетнего срока 2 декабря 2022 года, срок взыскания задолженности не истек, в связи с чем довод о пропуске срока исковой давности является несостоятельным.
Ссылка в кассационной жалобе о том, что автомобиль перемещен через границу Российской Федерации для целей временного ввоза 14 декабря 2019 года, транспортное средство вывезено с территории Российской Федерации в Республику Казахстан 12 декабря 2020 года, временный ввоз длился не более года, в связи с чем обязанность по уплате таможенных пошлин не возникла, несостоятельна.
Согласно пункту 1 статьи 264 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза допускается временный ввоз на таможенную территорию Союза иностранными физическими лицами транспортных средств для личного пользования, зарегистрированных в государстве, не являющемся членом Союза, на срок не более 1 года.
Допускается временный ввоз на таможенную территорию Союза иностранными физическими лицами, указанными в пункте 2 статьи 259 настоящего Кодекса, транспортных средств для личного пользования, не зарегистрированных в государствах-членах и в государстве, не являющемся членом Союза, на срок не более 1 года.
Допускается временный ввоз на таможенную территорию Союза физическими лицами государств-членов транспортных средств для личного пользования, зарегистрированных в государстве, не являющемся членом Союза, на срок не более 1 года.
Между тем Коскелайнен К.Д. к таким лицам не относится.
При таких обстоятельствах оснований для отмены состоявшихся судебных актов не имеется.
Руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Чебоксарского районного суда Чувашской Республики от 2 июня 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Чувашской Республики от 11 сентября 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу Коскелайнена К.Д. - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.