Судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Юлдашева Р.Х, судей Белоусовой Ю.К, Фахретдиновой Р.Ф, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Абдулвагабовой Э.Б. на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Дагестан от 28 сентября 2023 г.
по административному делу по административному иску Абдулвагабовой Э.Б. к Федеральной службе исполнения наказаний о признании незаконным отказа в переводе осужденного для дальнейшего отбывания наказания в другое исправительное учреждение, возложении обязанностей.
Заслушав доклад судьи Пятого кассационного суда общей юрисдикции Фахретдиновой Р.Ф, выслушав объяснения Абдулвагабовой Э.Б. и Абдулвагабова М.М, поддержавших доводы кассационной жалобы, объяснения представителя Федеральной службы исполнения наказаний Дашдемирова В.В. и представителя Федерального казенного учреждения Исправительная колония N 26 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Самарской области Мацуковой Н.В, возражавших относительно доводов кассационной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Абдулвагабова Э.Б. обратилась в суд с административным иском к Федеральной службе исполнения наказаний о признании незаконным отказа в переводе осужденного для дальнейшего отбывания наказания в другое исправительное учреждение, возложении обязанностей.
В обоснование требований указано, что приговором Санкт-Петербургского городского суда от 19 ноября 2019 г. супруг административного истца Абдулвагабов М.М. осужден по части 2 статьи 209, пунктам "а", "б" части 4 статьи 162, части 3 статьи 222, статье 317 Уголовного кодекса Российской Федерации с назначением наказания в виде лишения свободы сроком 16 лет с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима с ограничением свободы сроком на 1 год и 6 месяцев. Абдулвагабов М.М. был отправлен для отбытия наказания в ФКУ ИК-26 УФСИН России по Самарской области, где в настоящее время и отбывает наказание на значительном удалении от места жительства и места проживания его родственников (матери, супруги, пятерых детей) ему созданы препятствия в осуществлении семейных связей, он не имеет с ними свиданий. Согласовав свои действия с Абдулвагабовым М.М, административный истец неоднократно обращалась в адрес начальника Управления исполнения приговоров и специального учета ФСИН России Лещева В.И. с ходатайством о переводе осужденного по месту жительства его семьи, в удовлетворении которых безосновательно было отказано, по основаниям того, что не представлены документы, подтверждающие родство с осужденным, а также, что для ранее не отбывавших наказание в виде лишения свободы отсутствуют условия для размещения осужденных в Республике Дагестан. В связи с этим просила признать незаконными действия начальника Управления исполнения приговоров и специального учета ФСИН России Лещева В.И, выразившиеся в отказе в переводе осужденного Абдулвагабова М.М. в иное исправительное учреждение, и обязать осуществить перевод Абдулвагабова М.М. для дальнейшего отбывания наказания ближе к месту жительства, месту проживания его родственников, в исправительное учреждение Республики Дагестан.
Решением Избербашского городского суда Республики Дагестан от 21 июня 2023 г. требования Абдулвагабовой Э.Б. удовлетворены, признаны незаконными действия начальника Управления исполнения приговоров и специального учета ФСИН России Лещева В.И, выразившиеся в отказе в переводе осужденного Абдулвагабова М.М. для дальнейшего отбывания наказания в другое исправительное учреждение с возложением обязанности решить вопрос о переводе Абдулвагабова М.М. для его дальнейшего отбывания наказания в исправительное учреждение Республики Дагестан не позднее 30 дней со дня вступления решения суда в законную силу.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Дагестан от 28 сентября 2023 г. решение суда отменено, по делу принято новое решение, которым в удовлетворении административного искового заявления Абдулвагабовой Э.Б. отказано.
В кассационной жалобе Абдулвагабовой Э.Б, поданной 8 ноября 2023 г. и поступившей в Пятый кассационный суд общей юрисдикции 21 ноября 2023 г, ставится вопрос об отмене апелляционного определения судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Дагестан от 28 сентября 2023 г, как не соответствующего нормам материального и процессуального права, оставлении в силе решения суда первой инстанции.
В возражении на кассационную жалобу ФКУ ИК-26 УФСИН России по Самарской области просит обжалуемый судебный акт оставить без изменения.
Иные лица, участвующие в деле, не явившиеся в судебное заседание, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, ходатайств об отложении судебного заседания не заявили.
На основании части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с учетом положений частей 8 и 9 статьи 96 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции рассмотрела административное дело в отсутствие лиц, участвующих в деле, в связи с их надлежащим извещением.
Проверив материалы административного дела и обсудив доводы кассационной жалобы, возражений на нее, судебная коллегия пришла к следующему выводу.
В силу части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Такие нарушения судом апелляционной инстанции не допущены.
Как установлено судами, что Абдулвагабов М.М. до ареста проживал по адресу: "адрес", вместе со своей супругой, несовершеннолетними детьми и матерью.
Вступившим в законную силу приговором Санкт-Петербургского городского суда от 19 ноября 2019 г. Абдулвагабов М.М. за совершение преступлений, предусмотренных частью 2 статьи 209, пунктами "а", "б" части 4 статьи 162, частью 3 статьи 222, статьей 317 Уголовного кодекса Российской Федерации, осужден к 16 годам лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима, с ограничением свободы на 1 год и 6 месяцев.
Абдулвагабов М.М. отбывает наказание в виде лишения свободы в ФКУ ИК-26 УФСИН России по Самарской области, куда направлен на основании решения Федеральной службы исполнения наказаний послу вступления приговора в законную силу.
Абдулвагабова Э.Б. обращалась неоднократно во ФСИН России по вопросу перевода Абдулвагабова М.М. в исправительное учреждение, расположенное ближе к месту проживания близких родственников.
Согласно ответам ФСИН России в переводе Абдулвагабов М.М. было отказано по следующим основаниям, в то числе, письмом от 6 марта 2023 г. N ОГ-12-14648 отказано по основаниям, что в исправительном учреждении строгого режима Республики Дагестан для лиц, ранее не отбывавших наказание в виде лишения свободы, отсутствуют условия для размещения осужденных.
Указанные основания для отказа в переводе Абдулвагабова М.М. в исправительное учреждение ближе к месту жительства, суд первой инстанции признал неправомерными, поскольку административным ответчиком не представлено доказательств невозможности перевода осужденного в соответствующее исправительное учреждение ближе к месту жительства, в данном случае не проверено наличие мест в исправительных учреждениях Республики Дагестан, с наличием у осужденного родственников и местом их проживания, в связи с чем удовлетворил административные исковые требования Абдулвагабовой Э.Б.
С такими выводами суда первой инстанции не согласился суд апелляционной инстанции, признав их необоснованными и противоречащими требованиям части 4 статьи 73 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации, в силу которой осужденные за преступления, предусмотренные статьей 317 Уголовного кодекса Российской Федерации Российской Федерации, направляются для отбывания наказания в соответствующие исправительные учреждения, расположенные в местах, определяемых федеральным органом уголовно-исполнительной системы, исключительных обстоятельств, влекущих невозможность отбывания наказания осужденного Абдулвагабова М.М. в ФКУ ИК-26 УФСИН России по Самарской области, в том числе в связи с необходимостью сохранения семейных связей, не установлено.
Судебная коллегия полагает выводы суда апелляционной инстанции соответствующими фактическим обстоятельствам дела, не противоречащим нормам материального и процессуального права, подлежащим применению к спорным правоотношениям.
Согласно части четвертой статьи 73 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации осужденные за преступления, предусмотренные статьей 126, частями второй и третьей статьи 127.1, статьями 205 - 206, 208 - 211, 275, 277 - 279, 281, 282.1, 282.2, 317, частью третьей статьи 321, частью второй статьи 360 и статьей 361 Уголовного кодекса Российской Федерации Российской Федерации, осужденные при особо опасном рецидиве преступлений, осужденные к пожизненному лишению свободы, осужденные к отбыванию лишения свободы в тюрьме, осужденные, которым смертная казнь в порядке помилования заменена лишением свободы, направляются для отбывания наказания в соответствующие исправительные учреждения, расположенные в местах, определяемых федеральным органом уголовно-исполнительной системы.
Положения данной нормы направлены на индивидуализацию наказания и дифференциацию условий его отбывания с учетом характера преступления, его опасности для защищаемых Конституцией Российской Федерации и уголовным законом ценностей, интенсивности, причин и иных обстоятельств его совершения, а также данных о лице, его совершившем, и тем самым создают предпосылки для достижения целей наказания, которыми согласно части 2 статьи 43 Уголовного кодекса Российской Федерации Российской Федерации являются восстановление социальной справедливости, исправление осужденного и предупреждение совершения новых преступлений.
Действующее законодательство, не предполагая произвольного определения места отбывания осужденным наказания, устанавливает открытый перечень исключительных обстоятельств, препятствующих дальнейшему нахождению осужденного в исправительном учреждении, при которых допускается его перевод в другое исправительное учреждение. В этой связи к таким обстоятельствам может быть отнесена, в том числе, невозможность осужденного поддерживать семейные связи во время отбывания наказания в виде лишения свободы.
В силу положений пункта 9 Порядка направления осужденных к лишению свободы для отбывания наказания в исправительные учреждения и их перевода из одного исправительного учреждения в другое, утвержденного Приказом Минюста России от 26 января 2018 г. N 17, перевод осужденных за преступления, указанные в части 4 статьи 73 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации, для дальнейшего отбывания наказания из одного исправительного учреждения в другое того же вида осуществляется по решению ФСИН России.
При этом перевод для дальнейшего отбывания наказания из одного исправительного учреждения в другое того же вида, расположенное на территории субъекта Российской Федерации, направленного для отбывания наказания в соответствии с частью 1, 2 или 3 статьи 73 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации осуществляется по письменному заявлению осужденного либо с его согласия по письменному заявлению одного из его близких родственников по решению ФСИН России при наличии возможности размещения один раз в период отбывания наказания. Тогда как перевод для дальнейшего отбывания наказания из одного исправительного учреждения в другое того же вида осужденных за преступления, указанные в части 4 статьи 73 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации, допускается по решению ФСИН России.
Тем самым, органом, уполномоченным определять допустимость перевода для дальнейшего отбывания наказания из одного исправительного учреждения в другое, является ФСИН России, со стороны которого в данном случае произвольного определения места отбывания наказания либо произвольного немотивированного отказа в переводе осужденного не допущено.
Так, доводам в обращении Абдулвагабовой Э.Б. о необходимости перевода ее супруга для отбывания оставшейся части наказания в другое исправительное учреждение в регион по месту жительства в ФКУ УФСИН России по Республике Дагестан в связи с необходимостью общения с семьей, для которой поездки в Самарскую область являются затруднительными, административным ответчиком был дал ответ о невозможности перевода осужденного по причине отсутствия условий для размещения.
При этом под условиями размещения осужденного в исправительном учреждении на территории Республики Дагестан, понимается не только наличие исправительного учреждения соответствующего вида и режима, а также мест в нем, но и иные обстоятельства, которыми руководствуется федеральный орган исполнения наказаний при определении места отбывания наказания для осужденных определенной категории, к числу которых относится Абдулвагабов М.М. с учетом признания его виновным в совершении преступления по статье 317 Уголовного кодекса Российской Федерации Российской Федерации.
Вопреки доводам кассационной жалобы, сведения о наличии у Абдулвагабова М.М. семьи на территории Республики Дагестан, в том числе малолетних и несовершеннолетних детей, а также супруги - инвалида III группы, и матери - инвалида I группы, были учтены судом апелляционной инстанции, однако не признаны обстоятельствами, исключающими возможность его отбывания наказания на территории Самарской области в данном конкретном деле, поскольку территориально Самарская область не является максимально отделенной в пределах Российской Федерации относительно места проживания членов семьи осужденного, само по себе решение уполномоченного органа федеральной службы исполнения наказания в пределах своей компетенции и на основании части 4 статьи 73 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации нельзя признать препятствующим осуществлению права на свидания, которым как указывает административный истец она воспользовалась, и не может быть признано нарушающим права административного истца на сохранение семейных связей, поскольку не предполагает обязанность административного ответчика обеспечить свидания со всеми членами семьи без исключения.
При указанных обстоятельствах вывод суда первой инстанции о несоответствии требованиям закона указанного в ответе от 6 марта 2023 г. основания для отказа в переводе осужденного в другое исправительное учреждение в Республике Дагестан с возложением обязанности решить вопрос о переводе Абдулвагабова М.М. в исправительное учреждение Республики Дагестан не позднее тридцати дней со дня вступления решения суда в законную силу, мотивированно признан неверным, что повлекло отмену решения суда с отказом в удовлетворении административного иска.
Приведенные в кассационной жалобе доводы связаны с несогласием с принятым решением по существу, направлены на иную трактовку фактических обстоятельств дела и выводов суда апелляционной инстанции, критически оценившего доводы административного истца о невозможности сохранения семейных связей с осужденным, что не свидетельствует о наличии оснований для ее удовлетворения. Юридически значимые обстоятельства, которые бы не были установлены и не оценены судом апелляционной инстанции при принятии решения об отказе в удовлетворении административного иска, отсутствуют.
Руководствуясь статьями 328 - 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Дагестан от 28 сентября 2023 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Абдулвагабовой Э.Б. - без удовлетворения.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня вынесения и может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня принятия судебного акта судом апелляционной инстанции, без учета времени рассмотрения дела судом кассационной инстанции.
Председательствующий Р.Х. Юлдашев
Судьи Ю.К. Белоусова
Р.Ф. Фахретдинова
Мотивированное кассационное определение изготовлено 11 января 2024 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.