Судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Юлдашева Р.Х, судей Белоусовой Ю.К, Фахретдиновой Р.Ф, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Администрации Изобильненского городского округа Ставропольского края на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Ставропольского краевого суда от 19 октября 2023 г.
по административному делу по административному исковому заявлению Кулешовой Е.В. к Администрации Изобильненского городского округа Ставропольского края о признании незаконным бездействия и возложении обязанности.
Заслушав доклад судьи Пятого кассационного суда общей юрисдикции Фахретдиновой Р.Ф, выслушав объяснения представителя Администрации Изобильненского городского округа Ставропольского края Жегановой Л.А, поддержавшей доводы кассационной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Кулешова Е.В. обратилась в суд с административным иском к Администрации Изобильненского городского округа Ставропольского края о признании незаконным бездействия, выразившегося в необеспечении условий для проживания инвалида-колясочника, и возложении обязанности провести работы по конструктивному изменению оконного проема квартиры на оконно-дверной и оборудованию входной площадки с пандусом за счет средств местного бюджета.
В обоснование требований указано, что Кулешова Е.В. является собственником квартиры по адресу: "адрес", а также инвалидом II группы, в качестве мер реабилитации нуждается в использовании кресла-коляски. Кулешова Е.В. неоднократно обращалась в орган местного самоуправления с заявлениями о доступе в квартиру, принадлежащую ей на праве собственности, в том числе о согласовании пристройки балкона к квартире, о проведении обследования квартиры с целью приспособления с учетом потребности инвалида пристройки балкона (навесного устройства) для обеспечения жизнедеятельности инвалида, а также о переустройстве и (или) перепланировке жилого помещения. Актами обследования от 6 апреля и от 19 июля 2021 г. Администрация Изобильненского городского округа Ставропольского края признала несоответствие входа и лестничного пролета в подъезде многоквартирного дома, предложив обустройство откидного пандуса, однако по вопросу о возведении отдельной входной группы со стороны улицы никаких мер не принято со ссылкой на необходимость получения согласия собственников помещений многоквартирного жилого дома на уменьшение общего имущества.
Решением Изобильненского районного суда Ставропольского края от 23 декабря 2021 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Ставропольского краевого суда от 1 апреля 2022 г. и кассационным определением судебной коллегии по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции от 7 сентября 2022 г, требования Кулешовой Е.В. оставлены без удовлетворения.
Кассационным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 12 апреля 2023 г. вышеуказанные судебные акаты отменены, административное дело направлено в суд первой инстанции на новое рассмотрение.
Решением Изобильненского районного суда Ставропольского края от 5 июля 2023 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Ставропольского краевого суда от 19 октября 2023 г, требования Кулешовой Е.В. удовлетворены в частично, суд признал бездействие Администрации Изобильненского городского округа Ставропольского края незаконным в части необеспечения условий для проживания инвалида-колясочника, непринятия мер по обеспечению доступности и приспособлению жилого помещения, принадлежащего инвалиду-колясочнику Кулешовой Е.В. по адресу: "адрес", в связи с чем возложил обязанность обеспечить инвалиду-колясочнику Кулешовой Е.В. условия для беспрепятственного доступа в жилое помещение к общедомовому имуществу многоквартирного дома путем проведения мероприятий, предусмотренных Правилами обеспечения условий доступности для инвалидов жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 9 июля 2016 г. N 649. В то же время суд отказал в удовлетворении требований Кулешовой Е.В. о возложении на административного ответчика обязанности включить в муниципальную программу мероприятия по обеспечению доступности и приспособлению жилого помещения, и о финансировании за счет средств местного бюджета проведения работ путем конструктивного изменения оконного проема на оконный-дверной и оборудования входной площадки с пандусом по адресу: "адрес".
В кассационной жалобе Администрации Изобильненского городского округа Ставропольского края, поданной 14 ноября 2023 г. и поступившей в Пятый кассационный суд общей юрисдикции 22 ноября 2023 г, ставится вопрос об отмене апелляционного определения судебной коллегии по административным делам Ставропольского краевого суда от 19 октября 2023 г. в части признания незаконным бездействия по необеспечению условий для проживания инвалида-колясочника, непринятии мер по обеспечению доступности и приспособлению жилого помещения по адресу: "адрес", и в части возложения обязанности обеспечить условия для беспрепятственного доступа в жилое помещение и общедомовому имуществу путем проведения предусмотренных мероприятий, как не соответствующего нормам материального и процессуального права.
В возражении на кассационную жалобу Кулешова Е.В. просит обжалуемые судебные акты оставить без изменения.
Иные лица, участвующие в деле, не явившиеся в судебное заседание, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, ходатайств об отложении судебного заседания не заявили.
На основании части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с учетом положений частей 8 и 9 статьи 96 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции рассмотрела административное дело в отсутствие лиц, участвующих в деле, в связи с их надлежащим извещением.
Проверив материалы административного дела и обсудив доводы кассационной жалобы, возражений на нее, судебная коллегия пришла к следующему выводу.
В силу части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Такие нарушения судами первой и апелляционной инстанций не допущены.
Как установлено судами, Кулешова Е.В. с 2002 г. является инвалидом II группы, согласно индивидуальной программе реабилитации инвалида от 4 марта 2021 г. рекомендовано использование кресла-коляски, имеет в собственности квартиру по адресу: "адрес", фактически проживает в "адрес".
12 октября 2020 г. Кулешова Е.В. обратилась к административному ответчику с заявлением о согласовании пристройки балкона к квартире, принадлежащей ей на праве собственности (указав в случае согласования пристройки балкона выполнить все работ за счет заявителя, а в случае отказа в согласовании обратится об улучшении условий проживания инвалида), на которое рекомендовано обратиться в уполномоченное подразделение к главному архитектору за консультацией о порядке выдачи разрешения на пристройку балкона.
15 марта 2021 г. Кулешова Е.В. обратилась с заявлением о проведении обследования квартиры, принадлежащей ей на праве собственности, с целью приспособления с учетом потребности инвалида пристройки балкона (навесного устройства) для обеспечения жизнедеятельности инвалида. Муниципальной межведомственной комиссией по обследованию жилых помещений инвалидов и общего имущества в многоквартирных домах, в которых проживают инвалиды, входящих в состав жилищного фонда Изобильненского городского округа Ставропольского края, а также частного жилищного фонда, в целях их приспособления с учетом потребностей инвалидов и обеспечения доступности их для инвалидов, в присутствии административного истца проведено обследование жилого помещения с составлением акта от 6 апреля 2021 г, установлено несоответствие жилого помещения требованиям по приспособлению жилого помещения с учетом потребности инвалида, рекомендовано с учетом отсутствия технической возможности оборудования лестничного марта при подъеме на первый этаж стационарным пандусом оборудовать его откидным пандусом, провести работы по перепланировке квартиры с соблюдением требований действующего законодательства.
По жалобе в адрес Губернатора Ставропольского края Кулешовой Е.В, не согласившейся с выводами акта от 6 апреля 2021 г, проведено повторное обследование жилого помещения соответствующей муниципальной межведомственной комиссией с составлением акта от 19 июля 2021 г, согласно которому рекомендовано оборудовать лестничный марш откидным пандусом, а также провести работы по организации второй входной группы с главной фасадной стороны многоквартирного дома путем внесения конструктивного изменения оконного проема на оконно-дверной и оборудования входной площадки с пандусом и провести работы по перепланировке квартиры с соблюдением требований действующего законодательства. Копия указанного акта от 19 июля 2021 г. также вручена административному истцу.
На основании указанного Кулешовой Е.В. были поданы обращения в адрес Президента Российской Федерации, в Правительство Ставропольского края и прокурату Изобильненского района с требованием провести конструктивные изменения оконного проема на оконно-дверной проем с оборудованием входной площадки с пандусом за счет средств местного бюджета, на что получены ответы от 17 июня 2021 г, от 30 июля 2021 г, от 4 августа 2021 г, от 6 сентября 2021 г. о необходимости согласия собственником помещений многоквартирного дома на выполнение работ по конструктивные изменения оконного проема на оконно-дверной проем с оборудованием входной площадки с пандусом, приложенные к административному иску и приобщенные к материалам дела.
В ходе рассмотрения административного дела, 21 октября 2021 г. Кулешова Е.В. обратилась к административному ответчику с заявлением о переустройстве и (или) перепланировке жилого помещения, принадлежащего ей на праве собственности, 12 ноября 2021 г. Администрация Изобильненского городского округа Ставропольского края предложила рассмотреть вопрос установки откидного пандуса, а также поиск специализированной организации и финансирование работ, что не потребует решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, на который Кулешова Е.В. согласия не дала истребовав полную информацию и характеристики предлагаемого оборудования, мировое соглашение на условиях обустройства откидного пандуса на лестничный марш первого этажа сторонами не достигнуто.
При новом рассмотрении административного дела 19 мая 2023 г. межведомственной комиссией проведено очередное обследование принадлежащей Кулешовой Е.В. квартиры, по результатам которого составлен акт от 19 мая 2023 г. N 3, согласно которому обследуемое жилое помещение расположено на первом этаже пятиэтажного многоквартирного дома. В настоящее время в квартире никто не проживает; состояние квартиры нежилое в связи с проведением ремонтных работ. Кулешова Е.В. имеет постоянную регистрацию по месту жительства по адресу: "адрес", и постоянно проживает по месту регистрации. Комиссией указано о необходимости проведения работ по приспособлению жилого помещения инвалида и общего имущества многоквартирного дома, указан минимальный перечень мероприятий, оптимальный перечень мероприятий, максимальный перечень мероприятий. Обращено внимание, что технической возможности оборудовать лестничный марш в подъезде пандусом в соответствии с требованиями, установленными СП N. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения" не имеется. Комиссией принято решение о проведении проверки экономической целесообразности реконструкции или капитального ремонта многоквартирного дома в целях приспособления жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид.
Разрешая спор и частично удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что в акте от 19 мая 2023 г. N 3 не указано, какие мероприятия финансируются за счет средств бюджетов муниципальных образований и могут быть осуществлены административным ответчиком; Администрацией Изобильненского городского округа Ставропольского края не представлено доказательств совершения действий, направленных на обеспечение условий для проживания инвалида-колясочника Кулешовой Е.В. по обеспечению доступности и приспособления жилого помещения, принадлежащего инвалиду, с момента ее обращения (начиная с 12 октября 2020 г. по дату вынесения решения суда); не проведена проверка экономической целесообразности реконструкции или капитального ремонта многоквартирного дома в целях приспособления жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме; не согласовано проведение минимального и оптимального перечня мероприятий, финансирование которых осуществляется за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, бюджетов муниципальных образований в соответствии с утвержденными в установленном порядке государственными и муниципальными программами, направленными на обеспечение социальной поддержки инвалидов; при этом конструктивное изменение оконного проёма на оконный-дверной и оборудование входной площадки с пандусом входит в максимальный перечень мероприятий, выполняемых по специальному заказу инвалида или членов семьи инвалида за счет их средств или средств иных источников финансирования, не запрещённых законодательством Российской Федерации; муниципальная программа, направленная на обеспечение социальной поддержки инвалидов, на территории Изобильненского городского округа Ставропольского края отсутствует.
С такими выводами суда и их обоснованием согласился суд апелляционной инстанции.
Судебная коллегия не находит оснований для отмены постановленных судебных актов по доводам кассационной жалобы, полагает изложенные выводы соответствующими фактическим обстоятельствам дела и сделанными при правильном применении норм материального права, регулирующих спорные правоотношения.
Согласно пункту 5.1 статьи 2 Жилищного кодекса Российской Федерации органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе обеспечивают условия для беспрепятственного доступа к общему имуществу в многоквартирных домах.
Пункт 2 статьи 12 Жилищного кодекса Российской Федерации относит к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области жилищных отношений, в числе прочего, установление порядка обеспечения условий доступности для инвалидов к жилым помещениям, а также общему имуществу в многоквартирном, доме, в том числе придомовой территории.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" социальная защита инвалидов - система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условий для преодоления замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.
Согласно пунктам 1 и 3 части 1 статьи 15 названного Федерального закона органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления (в сфере установленных полномочий), организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников): условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, включая те, в которых расположены физкультурно-спортивные организации, организации культуры и другие организации), к местам отдыха и к предоставляемым в них услугам; возможность самостоятельного передвижения по территории, на которой расположены объекты социальной, инженерной и транспортной инфраструктур, входа в такие объекты и выхода из них, посадки в транспортное средство и высадки из него, в том числе с использованием кресла-коляски.
Жилые помещения, занимаемые инвалидами, оборудуются специальными средствами и приспособлениями в соответствии с индивидуальной программой реабилитации или абилитации инвалида, что предусмотрено абзацем 8 статьи 17 того же Федерального закона.
В силу пункта 2 Правил обеспечения условий доступности для инвалидов жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 9 июля 2016 г. N 649 "О мерах по приспособлению жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме с учетом потребностей инвалидов", доступность для инвалида жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, обеспечивается посредством приспособления жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, с учётом потребностей инвалида. Под указанным приспособлением понимается изменение и переоборудование жилого помещения инвалида в зависимости от особенностей ограничения жизнедеятельности, обусловленного инвалидностью лица, проживающего в указанном помещении, а также общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, для обеспечения беспрепятственного доступа инвалида к жилому помещению.
Обследование жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, осуществляется в целях оценки приспособления жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалида, а также оценки возможности их приспособления с учётом потребностей инвалида в зависимости от особенностей ограничения жизнедеятельности, обусловленного инвалидностью лица, проживающего в таком помещении, в том числе ограничений, вызванных стойкими расстройствами двигательной функции, сопряжёнными с необходимостью использования кресла-коляски, иных вспомогательных средств передвижения, что указано в подпункте "а" пункта 4 названных Правил.
Пунктом 6 Правил предусмотрено, что обследование жилых помещений инвалидов и общего имущества в многоквартирных домах, в которых проживают инвалиды, входящих в состав муниципального жилищного фонда, а также частного жилищного фонда, осуществляется муниципальными комиссиями по обследованию жилых помещений инвалидов и общего имущества в многоквартирных домах, в которых проживают инвалиды, в целях их приспособления с учётом потребностей инвалидов и обеспечения условий их доступности для инвалидов, создаваемыми органами местного самоуправления.
По результатам работы указанной выше комиссии оформляется акт обследования жилого помещения инвалида (пункты 12, 13 Правил) и принимается решение об экономической целесообразности (нецелесообразности) реконструкции или капитального ремонта многоквартирного дома (части дома), в котором проживает инвалид, заключение о возможности (отсутствии возможности) приспособления жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид (пункты 17 - 20 Правил).
Результатом работы комиссии является заключение о возможности приспособления жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, с учётом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалида или заключение об отсутствии такой возможности. Формы соответствующих заключений утверждаются Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (пункт 18 Правил).
Из пункта 15 Правил следует, что в случае если в акте обследования содержится вывод об отсутствии технической возможности для приспособления жилого помещения инвалида и (или) общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, с учётом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалида, то есть о невозможности приспособления жилого помещения инвалида и (или) общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалида без изменения существующих несущих и ограждающих конструкций многоквартирного дома (части дома) путём осуществления его реконструкции или капитального ремонта, комиссия выносит решение о проведении проверки экономической целесообразности такой реконструкции или капитального ремонта многоквартирного дома (части дома) в целях приспособления жилого помещения инвалида и (или) общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, с учётом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалида, а уполномоченный орган обеспечивает ее проведение.
Заключение о возможности (об отсутствии возможности) приспособления жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, с учётом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалида выносится комиссией на основании: акта обследования и решения комиссии об экономической целесообразности (нецелесообразности) реконструкции или капитального ремонта многоквартирного дома (части дома), в котором проживает инвалид (пункт 17 - 20, 22 Правил).
Во исполнение пункта 3 постановления Правительства Российской Федерации от 9 июля 2016 г. N 649 приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 28 февраля 2017 г. N 583/пр утверждены Правила проведения проверки экономической целесообразности реконструкции или капитального ремонта многоквартирного дома (части дома), в котором проживает инвалид, в целях приспособления жилого помещения инвалида и (или) общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалида.
По результатам обследования оформляется акт обследования жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, содержащий перечень мероприятий по приспособлению жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, с учётом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалида, определяемый на основании Правил с учетом мнения инвалида (подпункт "е" пункта 12 Правил).
Пунктом 14 Правил установлено, что перечень мероприятий может включать в себя: минимальный перечень мероприятий, финансирование которых осуществляется за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, бюджетов муниципальных образований в соответствии с утверждёнными в установленном порядке государственными и муниципальными программами, направленными на обеспечение социальной поддержки инвалидов (подпункт "а"); оптимальный перечень мероприятий, финансирование которых может осуществляться за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, бюджетов муниципальных образований в соответствии с утвержденными в установленном порядке государственными и муниципальными программами, направленными на обеспечение социальной поддержки инвалидов (подпункт "б"); максимальный перечень мероприятий, которые выполняются по специальному заказу инвалида или членов семьи инвалида за счет их средств или средств иных источников финансирования, не запрещенных законодательством Российской Федерации (подпункт "в").
Исходя из содержания пункта 14 Правил муниципальные программы, направленные на обеспечение социальной поддержки инвалидов, содержат мероприятия, которые финансируются, а также могут финансироваться за счёт средств бюджетов муниципальных образований.
Учитывая приведенное правовое регулирование, инвалиду должна быть обеспечена возможность беспрепятственного доступа в жилой дом, в котором он проживает, и возможность пользования общим имуществом жилого дома, в котором он проживает, исходя из потребностей самого инвалида, с учетом особенностей ограничения жизнедеятельности, обусловленного инвалидностью, и наличия технической возможности для приспособления мест общего пользования многоквартирного дома под потребности инвалида.
Из материалов дела усматривается, что акт обследования занимаемого административным истцом жилого помещения и общего имущества в многоквартирном доме от 19 мая 2023 г. содержит указание на минимальные, оптимальный и максимальный перечни мероприятий, однако с момента первого обращения заявителя и до рассмотрения спора по существу каких-либо действий, направленных на осуществление мероприятий по приспособлению жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, финансирование которых относится к расходным обязательствам местного бюджета, Администрацией Изобильненского городского округа Ставропольского края не совершено, проверка экономической целесообразности реконструкции или капитального ремонта многоквартирного дома (части дома), в котором проживает инвалид, в целях приспособления жилого помещения инвалида и (или) общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалида не осуществлена.
В связи с чем, вывод суда первой инстанции, поддержанный судом второй инстанции, о бездействии административного ответчика в указанной части мотивированно признан верным с возложением, как следствие, обязанности, направленной на восстановление нарушенных прав и законных интересов административного истца. В данном случае, учитывая статус заявителя-инвалида, административному ответчику надлежало выполнить максимально возможный перечень мероприятий в пределах предоставленных полномочий, направленный на его интеграцию в сфере его бытовой жизнедеятельности.
При этом, учитывая отсутствие муниципальной программы, направленной на обеспечение социальной поддержки инвалидов на территории Изобильненского городского округа Ставропольского края, суды отказали в удовлетворении требования Кулешовой Е.В. о возложении обязанности включить в муниципальную программу соответствующих мероприятий, как и в удовлетворении требования о финансировании за счет средств местного бюджета проведения работ по конструктивному изменению оконного проёма на оконно-дверной и оборудования входной площадки с пандусом, поскольку данные мероприятия отнесены к максимальному перечню мероприятий, которые выполняются по специальному заказу инвалида или членов семьи инвалида за счет их средств или средств иных источников финансирования, не запрещенных законодательством Российской Федерации.
Доводы кассационной жалобы о том, что орган местного самоуправления является ненадлежащим административным ответчиком по данному делу в связи с наличием соответствующих полномочий Министерства труда и социальной защиты Ставропольского края, ранее был предметом обсуждения суда апелляционной инстанции и отклонен, поскольку на указанное министерство постановлением Правительства Ставропольского края от 22 ноября 2013 г..N 424-п "Об утверждении Положения о министерстве труда и социальной защиты населения Ставропольского края" как на уполномоченный орган возложена обязанность по обеспечению координации мероприятий по приспособлению жилых помещений, входящих в состав жилищного фонда Ставропольского края, муниципального жилищного фонда, частного жилищного фонда, занимаемых инвалидами и семьями, имеющими детей-инвалидов, и используемых для их постоянного проживания, а также общего имущества в многоквартирном доме, в котором расположены указанные жилые помещения, с учетом потребностей инвалидов.
На основании анализа положений абзаца 3 пункта 3 Правил и постановления Правительства Ставропольского края от 22 ноября 2013 г..N 424-п судами сделан правильный вывод о том, что на Министерство труда и социальной защиты населения Ставропольского края как на уполномоченный орган возложена обязанность по координации мероприятий по приспособлению жилых помещений, входящих в состав государственного жилищного фонда Ставропольского края, муниципального жилищного фонда, частного жилищного фонда, занимаемых инвалидами и семьями, имеющими детей-инвалидов, и используемых для их постоянного проживания, и общего имущества в многоквартирном доме с учетом потребностей инвалидов, тогда как проведение проверки экономической целесообразности реконструкции или капитального ремонта многоквартирного дома (части дома), в котором проживает инвалид, в целях приспособления жилого помещения инвалида и (или) общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалида относится к полномочиям органа местного самоуправления.
Равным образом довод жалобы административного ответчика о неясности резолютивной части решения суда, повторяющий позицию, изложенную в апелляционной жалобе, не может повлечь отмену постановленных судебных актов, поскольку выбор конкретных действий по выполнению мероприятий, предусмотренных Правилами обеспечения условий доступности для инвалидов жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 9 июля 2016 г. N 649, относится к компетенции органа местного самоуправления.
Процессуальных нарушений, влекущих безусловную отмену судебных актов, при разрешении дела не допущено. Выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам дела и нормам материального права. При таком положении предусмотренных законом оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 328 - 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Ставропольского краевого суда от 19 октября 2023 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Администрации Изобильненского городского округа Ставропольского края - без удовлетворения.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня вынесения и может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня принятия судебного акта судом апелляционной инстанции, без учета времени рассмотрения дела судом кассационной инстанции.
Председательствующий Р.Х. Юлдашев
Судьи Ю.К. Белоусова
Р.Ф. Фахретдинова
Мотивированное кассационное определение изготовлено 11 января 2024 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.