Судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Юлдашева Р.Х.
судей Белоусовой Ю.К, Фахретдиновой Р.Ф.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу представителя Газиевой И.А. Набиуллиной С.К. на решение Новолакского районного суда Республики Дагестан от 3 мая 2023 г. и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Дагестан от 17 августа 2023 г.
по административному делу по административному исковому заявлению Газиевой И.А. к Управлению Правительства Республики Дагестан по вопросам переселения лакского населения Новолакского района на новое место жительства и восстановления Ауховского района о признании бездействия незаконным.
Заслушав доклад судьи Пятого кассационного суда общей юрисдикции Фахретдиновой Р.Ф, выслушав объяснения представителя Икрамова Б.М, Будайчиевой Ж.К, возражавшей относительно доводов кассационной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Газиева И.А. обратилась в суд с административным иском к Управлению Правительства Республики Дагестан по вопросам переселения лакского населения Новолакского района на новое место жительства и восстановления Ауховского района о признании бездействия незаконным.
В обоснование требований указано, что по программе переселения лакского населения Новолакского района Республики Дагестан и восстановления Ауховского района, утвержденной Постановлением Правительства Республики Дагестан от 29 сентября 2017 г. N 22, ей подлежит возврату дом, расположенный в с. Новолакское Республики Дагестан, конфискованный у семьи ее мужа Газиева С.А. в ходе применения репрессий 23 февраля 1944 г, в котором проживала семья вынужденного переселенца Икрамова Б.М, которой в свою очередь по программе переселения в 2011 г. построено и передано домовладение по типу-6. Однако дом на прежнем месте жительства указанной семьей в нарушение требований закона для последующей передачи административному истцу, как реабилитированному лицу, не сдан. После проведенной проверки и решения заседания выездной рабочей комиссии Межведомственной рабочей группы (протокол от 30 ноября 2006 г.), согласованного с МВД по Республике Дагестан и УФМС по Республике Дагестан, она включена в списки чеченцев - аккинцев, высланных в 1944 году из Ауховского района, и имеет право на переселение. В соответствии с пунктом 1.2 Положения о порядке переселения лакского населения Новолакского района на новое место жительства, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Дагестан от 17 февраля 1993 г. N 28 организация переселения возлагается на Управление Правительства Республики Дагестан по вопросам переселения лакского населения Новолакского района на новое место жительства и восстановления Ауховского района. Газиева И.А. и ее представитель неоднократно обращались в указанное Управление с просьбой принять меры по возврату конфискованного у ее семьи домовладения в порядке реабилитации, однако каких-либо мер к возврату в порядке реабилитации старого домовладения не предпринимает, что свидетельствует о незаконном бездействии.
Решением Новолакского районного суда Республики Дагестан от 3 марта 2022 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Дагестан от 21 июня 2022 г, заявленные требования удовлетворены, признано незаконным бездействие Управления Правительства Республики Дагестан по вопросам переселения лакского населения Новолакского района на новое место жительства и восстановления Ауховского района, по возврату конфискованного при репрессии дома реабилитированной незаконным, с возложением обязанности принять необходимые меры по возврату конфискованного дома расположенного в селе Новолакское Газиевой И.А.
Кассационным определением судебной коллегии по административным делам от 15 февраля 2023 г. вышеуказанные судебные акты отменены, административное дело направлено в суд первой инстанции на новое рассмотрение.
При новом рассмотрении дела решением Новолакского районного суда Республики Дагестан от 3 мая 2023 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Дагестан от 17 августа 2023 г. в удовлетворении уточненных требований Газиевой И.А. отказано.
В кассационной жалобе Газиева И.А, поданной 9 ноября 2023 г. и поступившей в Пятый кассационный суд общей юрисдикции 23 ноября 2023 г, ставится вопрос об отмене решения Новолакского районного суда Республики Дагестан от 3 мая 2023 г. и апелляционного определения судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Дагестан от 17 августа 2023 г, как не соответствующих нормам материального и процессуального права.
Иные лица, участвующие в деле, не явившиеся в судебное заседание, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, ходатайств об отложении судебного заседания не заявили.
На основании части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с учетом положений частей 8 и 9 статьи 96 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции рассмотрела административное дело в отсутствие лиц, участвующих в деле, в связи с их надлежащим извещением.
Проверив материалы административного дела и обсудив доводы кассационной жалобы, возражений на нее, судебная коллегия пришла к следующему выводу.
В силу части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Такие нарушения судами первой и апелляционной инстанций не допущены.
Как установлено судами и следует из материалов дела, согласно карточке по учету спецконтингента от 23 февраля 1944 г. семья Газиева Ахмада в составе семьи: жены Тамиха, сына Саламби, дочерей Хайхамат и Малхазни, подвергнута репрессии и выслана.
Супруг административного истца Газиевой И.А. Газиев С.А. родился 3 сентября 1946 г. на месте ссылки и в соответствии со статьей 1.1 Закона РСФСР от 26 апреля 1991 г. N 1107-1 "О реабилитации репрессированных народов" считается подвергшимся политическим репрессиям и подлежащим реабилитации.
Согласно справке от 23 марта 1998 г. Газиев С.А, как лицо, подвергшееся репрессии в 1944 году, реабилитирован. Факт наступления смерти Газиева С.А. в селе Новолакское 5 декабря 2007 г. подтверждается свидетельством о смерти.
Из паспорта гражданина Российской Федерации усматривается, что Газиева И.А. родилась 13 августа 1952 г, вступила в брак Газиевым С.А. 25 ноября 1974 г. Факт реабилитации Газиевой И.А. на основании части 1 статьи 1.1 Закона РСФСР от 26 апреля 1991 г. N 1107-1 "О реабилитации репрессированных народов" подтверждается справкой от 29 мая 2006 г.
По утверждению административного истца, на месте жительства ее семьи в период репрессий в настоящее время проживает лакская семья Икрамова Б.М, которая в составе 6 человек включена в программу (списки) переселения с предоставлением жилого дома по типовому проекту.
Между тем, как следует из материалов дела, постановлением администрации с. Новолакское Новолакского района от 30 мая 2005 г. Икрамову Б.М. разрешается восстановить на занимаемом им земельном участке разрушенный жилой дом. В 2011 г. в рамках реализации программы переселения семье Икрамова Б.М. построено домостроение по типу-6, которое принято ими по акту от 25 ноября 2011 г.
По настоящее время семьей Икрамова Б.М. домостроение не сдано.
10 февраля 2016 г. Икрамов Б.М. регистрирует права собственности на занимаемый земельный участок в соответствии с кадастровым паспортом на жилой дом, вводит его в эксплуатацию в 2015 г. с площадью 169 кв.м. По состоянию на 2021 г. площадь дома увеличена до 178, 24 кв.м, что следует из технического паспорта.
Из материалов дела следует, что после уточнений и дополнений административного иска о признании незаконным безедействия по определению владельцев, у которых в результате репрессий в 1944 г. изъяты дома и имущество, их состоянии, размере причитающейся денежной компенсации за несохранившиеся или непригодные домостроения, которые не могут быть возвращены прежним владельцам, жилых и других постройках. Возведенных на территории домовладений после 1944 г, ведений о нынешней принадлежности инвентаризируемых домостроений, возложении на административного ответчика обязанности по выселению семьи Икрамова Б.М. в связи с его утратой права на домовладение, административным ответчиком предоставлены возражения о ежегодном обращении в Правительство Республики Дагестан и Министерство финансов Республики Дагестан о финансировании мероприятий программы переселения, копии писем приобщены к материалам дела.
Отказывая в удовлетворении требований Газиевой И.А, суд первой инстанции исходил из отсутствия незаконного бездействия на стороне административного ответчика, поскольку доказательств принадлежности спорного дома покойному супругу Газиевой И.А. не представлено, в данном случае права и законные интересы административного истца относительно действий административного ответчика, непосредственно связанные с возникшими у последнего правоотношениями с заинтересованным лицом по изъятию предоставленного ему в рамках программы по переселению дома, не затрагиваются. Доводы административного истца на протокол выездной рабочей комиссии Межведомственной рабочей группы от 30 ноября 2006 г, которым она включена в списки чеченцев - аккинцев, высланных в 1944 году из Ауховского района, и которые имеют право на переселение в Новолакский район, как на основание возврата ей дома, признана несостоятельными, поскольку данным списком не подтверждается факт принадлежности спорного дома и земельного участка семье административного истца.
С такими выводам суда первой инстанции согласился суд апелляционной инстанции, отклонив на основании приставленных доказательств доводы жалобы о бездействии административного ответчика, а также указав, что представленные доказательства подтверждают факт принадлежности спорного дома и земельного участка Икрамову Б.М. и то, что дом построен после 1944 г, а именно в 2015 г.
Кроме того, в ходе рассмотрения дела в суде апелляционной инстанции представлена справка от 24 февраля 2022 г. за подписью главы муниципального образования "село Новолакское", из которой следует, что в домовладении, принадлежащим на праве собственности Икрамову Б.М, не имелся и не имеется жилой дом, конфискованный в 1944 г. у репрессированных лиц чеченской национальности, а также отсутствует жилой дом либо оставшиеся фрагменты жилого дома, принадлежащего репрессированным в 1944 году семье Газиевой И.А. Указанный свободный земельный участок, ранее в 1972 году был выделен Шахмилову М.А, на котором он построил домостроение для своей семьи. В 1998 г. по договору купли-продажи Шахмилов М.А. (лицо лакской национальности) продал Икрамову Б.М. жилой дом и земельный участок. В 1999 г. указанное домостроение подвергалось разрушению в результате боевых событий в 1999 г. на территории Чеченской Республики, в связи с чем Икрамов Б.М. за счет собственных денежных средств построил взамен разрушенного в 1999 г. дома новое домостроение, которое было введено в эксплуатацию в 2015 г.
Судебная коллегия, проверив административное дело по правилам статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в пределах доводов кассационной жалобы, предусмотренных законом оснований для отмены либо изменения обжалуемых судебных актов не находит.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 7 марта 1944 г. N116/102 "О ликвидации Чечено-Ингушской АССР и об административном устройстве ее территории" все чеченцы и ингуши, проживающие в Чечено-Ингушской АССР, а также в прилегающих к ней районах, были переселены в другие районы СССР, а Чечено-Ингушская АССР как административная единица была ликвидирована. Ауховский район был переименован в Новолакский.
Переселение лакского населения Новолакского района на новое место жительства осуществляется в соответствии с Законом РСФСР от 26 апреля 1991 г. N 1107-1 "О реабилитации репрессированных народов". В целях реализации названного Закона РСФСР принято Постановление Правительства Российской Федерации от 24 января 1992 г. N 40 "О первоочередных мерах по практическому восстановлению законных прав репрессированных народов Дагестанской ССР".
Согласно Положению о порядке переселения лакского населения Новолакского района на новое место жительства, утвержденного Постановлением Совета Министров Республики Дагестан от 17 февраля 1993 г. N 28 г, переселению на новое место жительства подлежат лакские семьи, проживающие в Новолакском районе, при условии обязательной прописки главы семьи в Новолакском районе по состоянию на 1991 год включительно, а также лица, временно выбывшие из района в связи с прохождением действительной военной службы в вооруженных силах, учебой, работой, но имеющие на его территории жилые дома и строения, принадлежащие им на праве личной собственности, при условии возникновения права собственности до 1991 года.
В соответствии со статьей 2 Закона РСФСР от 26 апреля 1991 г. N 1107-1 "О реабилитации репрессированных народов" репрессированными признаются народы (нации, народности или этнические группы и иные исторически сложившиеся культурно-этнические общности людей) в отношении которых по признакам национальной или иной принадлежности проводилась на государственном уровне политика клеветы и геноцида, сопровождавшаяся их насильственным переселением, упразднением национально-государственных образований, перекраивания национально-территориальных границ, установлением режима террора и насилия в местах спецпоселения.
Согласно статье 16.1 Закона Российской Федерации от 18 октября 1991 г. N 1761-1 "О реабилитации жертв политических репрессий" реабилитированным лицам возвращается конфискованное, изъятое и вышедшее иным путем из их владения в связи с репрессиями имущество, либо возмещается его стоимость, либо выплачиваются денежные компенсации.
В статье 17 названного Закона Российской Федерации указано, что порядок выплаты денежных компенсаций, их перерасчета, предоставления льгот, возврата конфискованного имущества или возмещения его стоимости, порядок восстановления других прав реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий, устанавливается специальными положениями, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.
Порядок возврата имущества либо возмещения его стоимости определен Положением о порядке возврата гражданам незаконно конфискованного, изъятого или вышедшего иным путем из владения в связи с политическими репрессиями имущества, возмещения его стоимости или выплаты денежной компенсации, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 августа 1994 г. N 926.
В соответствии с пунктом 3 названного постановления возврат конфискованного имущества производится в случаях, когда оно сохранилось.
Возмещение стоимости имущества производится в случаях, когда имущество сохранилось, но оно не может быть возвращено по основаниям, предусмотренным законодательством, либо реабилитированное лицо согласно вместо возврата жилого дома на возмещение его стоимости, а также в случаях, когда имущество не сохранилось, однако имеются документы о его характере, состоянии и количестве, на основании которых возможна оценка имущества.
В целях оптимизации расходования бюджетных средств, выделяемых на компенсацию стоимости оставляемых жилых домов, строений, многолетних насаждений, а также финансирование строительства жилья и его передачи в собственность лакскому населению, переселяемому из Новолакского района на новое место жительства, постановлением Правительства Республики Дагестан от 19 марта 2007 г. N 74 утверждено Положение о порядке и условиях расчетов за оставляемые жилые дома, строения, многолетние насаждения, а также финансирования строительства жилья и его передачи в собственность лакскому населению, переселяемому из Новолакского района на новое место жительства, и возврата высвобождаемого жилья реабилитированным чеченцам-аккинцам.
Пунктом 22 названного выше Положения предусмотрено, что жилые дома и строения, построенные до 1944 года, не подвергшиеся в дальнейшем расширению и реконструкции, возвращаются прежним владельцам или их наследникам безвозмездно.
Жилые дома и строения, построенные до 1944 года и подвергшиеся в дальнейшем расширению и реконструкции, возвращаются прежним владельцам или их наследникам с условием компенсации переселяющимся гражданам произведенных затрат в размере, определенном организацией технической инвентаризации, что предусмотрено пунктом 23 Положения.
Жилые дома и строения, в том числе не завершенные строительством, построенные после 1944 года лицами лакской национальности, могут быть приобретены у владельцев лицами чеченской национальности, выходцами из тех населенных пунктов, на территории которых находятся оставляемые жилые дома и строения, по оценочной стоимости на день продажи, определенной организацией технической инвентаризации, что предусмотрено пунктом 24 Положения.
В силу пункта 25 Положения в случае, если не достигнуто согласие о продаже лицами лакской национальности жилых домов и строений, в том числе не завершенных строительством, лицам чеченской национальности, лица лакской национальности получают денежную компенсацию в соответствии с пунктом 6 настоящего Положения и эти домостроения переходят в республиканскую собственность.
Министерство по управлению государственным имуществом Республики Дагестан передает их по договору об обеспечении сохранности жилых домов и последующей реализации муниципальному образованию "Новолакский район", которое заключает с лицами чеченской национальности, выходцами из населенного пункта, на территории которого находятся освободившиеся жилые дома и строения, договор аренды с правом выкупа домостроения в течение 15 лет в случае авансирования оплаты 30 процентов от стоимости строения.
Приведенные положения закона и принятых в его развитие подзаконных нормативных правовых актов судами применены правильно, нормы процессуального права при рассмотрении спора соблюдены, судами установлен характер возникших правоотношений исходя из конкретных обстоятельств по данному административному делу. При этом незаконного бездействия на стороне административного ответчика не допущено с учетом подготовки и направления заявителю ответов в пределах компетенции органа государственной власти субъекта Российской Федерации и объективного финансирования.
Доводы жалобы о бездействии Управления Правительства Республики Дагестан по вопросам переселения лакского населения Новолакского района на новое место жительства и восстановления Ауховского района, которым не представлены доказательства совершения всех предусмотренных действий, направленных на установление состояния жилого дома и размера причитающейся компенсации, а также на ее выплату в течение длительного периода времени, не состоятельны, поскольку передача реабилитированному гражданину по акту установленной формы домовладения и земельного участка лакской семьей на прежнем месте жительства после принятия жилого дома на новом месте жительства, осуществляется с условием выплаты соответствующей компенсации. Возможность осуществления данной выплаты не признана судами находящейся в зависимости от предшествующих организационных действий административного ответчика при отсутствии финансирования.
Кроме того, судами первой и апелляционной инстанции требования Газиевой И.А. разрешены в соответствии с административным иском, который направлен на признание незаконным бездействия, выразившегося в непринятии мер к возврату имущества реабилитированного, признании Икрамова Б.М. утратившим право собственности на спорное домовладение, что при данных конкретных обстоятельствах не имеет места. Следовательно, со стороны административного ответчика не было допущено оспариваемое административным истцом бездействие, повлекшее нарушение законных прав и интересов семьи Газиевой И.А, в том числе право на реализацию положения пункта 25 названного Положения о порядке и условиях расчетов за оставляемые жилые дома, строения, многолетние насаждения, а также финансирования строительства жилья и его передачи в собственность лакскому населению, переселяемому из Новолакского района на новое место жительства, и возврата высвобождаемого жилья реабилитированным чеченцам-аккинцам.
При таких обстоятельствах судебная коллегия полагает выводы судов об отказе в удовлетворении заявленных требований правильными, поскольку они основаны на приведенных нормах действующего законодательства, регулирующих возникшие правоотношения, и сделаны на основании представленных доказательств. Доводы кассационной жалобы фактически сводятся к несогласию с данными выводами и не содержат ссылок на нарушения норм материального или норм процессуального права, влекущих за собой отмену обжалуемых судебных актов.
Руководствуясь статьями 328 - 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Новолакского районного суда Республики Дагестан от 3 мая 2023 г. и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Дагестан от 17 августа 2023 г. оставить без изменения, кассационную жалобу представителя Газиевой И.А. Набиулиной С.К. - без удовлетворения.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня вынесения и может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня принятия судебного акта судом апелляционной инстанции, без учета времени рассмотрения дела судом кассационной инстанции.
Председательствующий Р.Х. Юлдашев
Судьи Ю.К. Белоусова
Р.Ф. Фахретдинова
Мотивированное кассационное определение изготовлено 19 января 2024 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.