Судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Юлдашева Р.Х.
судей Белоусовой Ю.К, Фахретдиновой Р.Ф.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Комитета градостроительства Администрации города Ставрополя на решение Ленинского районного суда г. Ставрополя от 20 апреля 2023 г. и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Ставропольского краевого суда от 22 августа 2023 г.
по административному делу по административному иску Бачаровой Г.Н. к Администрации г. Ставрополя, Комитету по управлению муниципальным имуществом Администрации г. Ставрополя о признании незаконным решения от 10 октября 2022 г. N 44-П об отказе в переводе нежилого помещения в жилое.
Заслушав доклад судьи Пятого кассационного суда общей юрисдикции Фахретдиновой Р.Ф, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Бачарова Г.Н. обратилась в суд с административным иском к Администрации г. Ставрополя, Комитету по управлению муниципальным имуществом Администрации г. Ставрополя о признании незаконным решения от 10 октября 2022 г. N 44-П об отказе в переводе нежилого помещения в жилое.
В обоснование требований указано, что Бачаровой Г.Н. на праве собственности принадлежит летняя кухня, литер "Р", назначение: нежилое здание, с кадастровым номером N, расположенная на земельном участке с кадастровым номером N под многоквартирным жилым домом по адресу: "адрес", которая является ее единственным местом жительства. Реконструкция с переустройством летней кухни литер "Р" в индивидуальный жилой дом произведена Бачаровой Г.Н. в соответствии с проектом от 30 октября 2017 г, кроме того, в 2021 г. проведено общее собрание собственников многоквартирного дома, по результатам которого дано согласие о переводе нежилого помещения - летней кухни в жилое помещение. 31 августа 2022 г. Бачарова Г.Н. обратилась в Комитет градостроительства администрации г.Ставрополя с заявлением о переводе нежилого помещения в жилое, представив, экспертное заключение о соответствии объекта требованиям, предъявляемым к жилым домам, от 1 февраля 2021 г. N 11/02/21Э, на что 17 октября 2022 г. получено решение от 10 октября 2022 г. N44-П об отказе в переводе нежилого помещения в жилое по тем основаниям, что проектом предусмотрено выполнение работ по реконструкции летней кухни в индивидуальный жилой дом, что не соответствует административному регламенту о предоставлении муниципальной услуги по переводу нежилого помещения в жилое. Административный истец полагала решение незаконным, указав, что при обращении за оказанием муниципальной услуги ею были представлены все документы, оспариваемое решение не содержит причину отказа с обязательной ссылкой на положения статьи 31 Административного регламента.
Решением Ленинского районного суда г. Ставрополя от 20 апреля 2023 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Ставропольского краевого суда от 22 августа 2023 г, требования Бочаровой Г.Н. удовлетворены, решение от 10 октября 2022 г. N44-П признано незаконным, на административного ответчика возложена обязанность в течение 1 месяца повторно рассмотреть заявление Бачаровой Г.Н. о переводе нежилого помещения в жилое.
В кассационной жалобе Комитета градостроительства Администрации города Ставрополя, поданной 17 ноября 2023 г. и поступившей в Пятый кассационный суд общей юрисдикции 24 ноября 2023 г, ставится вопрос об отмене решения Ленинского районного суда г. Ставрополя от 20 апреля 2023 г. и апелляционного определения судебной коллегии по административным делам Ставропольского краевого суда от 22 августа 2023 г, как не соответствующих нормам материального и процессуального права, принятии нового решения об отказе в удовлетворении административного иска.
Лица, участвующие в деле, не явившиеся в судебное заседание, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, ходатайств об отложении судебного заседания не заявили.
На основании части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с учетом положений частей 8 и 9 статьи 96 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции рассмотрела административное дело в отсутствие лиц, участвующих в деле, в связи с их надлежащим извещением.
Проверив материалы административного дела и обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия пришла к следующему выводу.
В силу части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Такие нарушения допущены судами первой и апелляционной инстанций.
Как установлено судами, Бачаровой Г.Н. на праве собственности принадлежит летняя кухня с кадастровым номером N, нежилое здание литер "Р", расположенная на земельном участке с кадастровым номером N под многоквартирным жилым домом по адресу: "адрес".
31 августа 2022 г. Бачарова Г.Н. через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг обратилась в комитет градостроительства администрации г. Ставрополя с заявлением о разрешении перевести нежилое помещение - летнюю кухню с кадастровым номером N в жилое помещение. К заявлению были приложены: техническое заключение экспертизы; протокол общего собрания; проект переустройства и (или) перепланировки жилого помещения; паспорт гражданина Российской Федерации.
Как следует из протокола N 1 общего собрания собственников помещений многоквартирного жилого дома по адресу: "адрес", от 27 декабря 2021 г, на собрании присутствовали собственники помещений: квартир 1, 2, 3, 5, 7 и летней кухни, что составило 85, 3% от общего числа собственников помещений. По итогам проведенного собрания принято решение о согласии на перевод нежилого помещения - летней кухни с кадастровым номером N, принадлежащей Бачаровой Н.Г, в жилое помещение.
Согласно техническому заключению экспертизы АНО "НЭКС" от 25 января 2021 г..NЭ, при проведении технического обследования здания - летней кухни литер "Р" было установлено, что объект недвижимости, количество этажей: 2, общей площадью 110 кв. м, кадастровый N, полностью закончен строительством, т.е. возведен в 100% объеме. В результате проведенного технического обследования общий физический износ объекта составил величину 5, 45%. Такой процент износа соответствует оценке состояния здания как хорошее, значительных повреждений и деформаций нет, на момент обследования капитальный ремонт не требуется. Объект недвижимости является объектом капитального строительства, так как имеет ж/б фундамент, электроснабжение, санитарно-технические и инженерные системы и оборудование. Конструктивные элементы объекта: фундамент, стены, перекрытия, кровля, заполнения оконных проемов, санитарно-технические и электротехнические устройства находятся в хорошем состоянии. Исследовав представленные документы, данные Государственного кадастра недвижимости, а также сведения, полученные при проведении экспертного обследования инструментальным методом, эксперт пришел к выводу, что площадь застройки объекта исследования не превышает площади земельного участка, разрешенное использование земельного участка не нарушено, объект экспертизы расположен в границах земельного участка с кадастровым номером N.
Эксперт пришел к выводу, что объект исследования полностью соответствует нормативным требованиям строительно - технической документации (СНиП, СП), санитарно - эпидемиологическим нормам (СанПиН), градостроительным нормам (СП, ТСН), экологическим требованиям, требованиям пожарной безопасности (ППБ), Техническим регламентам, предъявляемым объектам недвижимости жилого назначения (для постоянного проживания), Постановлению Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 г.."Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу", не оказывает негативного влияния на окружающую природную среду, не создает угрозу жизни и здоровью граждан, дальнейшая безопасная эксплуатация объекта для постоянного проживания возможна в полном объеме.
Уведомлением от 10 октября 2022 г. Комитетом градостроительства администрации г. Ставрополя на основании решения от 10 октября 2022 г. N 44-П, отказано в переводе нежилого помещения - летней кухни, в жилое помещение, по следующим основаниям: заявление оформлено ненадлежащим образом (проектом предусмотрено выполнение работ по реконструкции летней кухни литер "Р" в индивидуальный жилой дом, что не соответствует административному регламенту о предоставлении муниципальной услуги "Перевод жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения в жилое, а также выдача соответствующих решений о переводе или об отказе в переводе").
Удовлетворяя требования, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что Бачаровой Г.Н. в полном объеме представлены документы, предусмотренные соответствующим административным регламентом при перевод нежилого помещения в жилое, Комитетом градостроительства администрации города Ставрополя и Администрацией города Ставрополя не приведено предусмотренных действующим законодательством оснований для отказа Бачаровой Г.Н. в предоставлении муниципальной услуги. При этом суд первой инстанции исходил из того, что представленным проектом фактически виды предусмотрены виды работ по проведению переустройства летней кухни для обеспечения использования помещения в качестве жилого помещения, несмотря на утверждение органа местного самоуправления о том, что он содержит выполнение работ по реконструкции летней кухни литер "Р" в индивидуальный жилой дом (а не перевод нежилого помещения в жилое).
С такими выводами суда первой инстанции и их обоснованием согласился суд апелляционной инстанции, отклонив доводы административного ответчика о том, что земельный участок по "адрес", имеет вид разрешенного использования "под многоквартирным жилым домом с придомовой территорией" и находится в зоне Ж-И "Зона жилой застройки исторической части города", что не позволяет находится на его территории индивидуальному жилому дому, так как указанное обстоятельство не являлось основанием к принятию оспариваемого решения.
Судебная коллегия с такими выводами судов первой и апелляционной инстанций не соглашается, полагает их основанными на применении норм материального права, не подлежащих применению к спорным правоотношениям, и на несоответствии выводов судом фактическим обстоятельствам дела.
Согласно части 1 статьи 22 Жилищного кодекса Российской Федерации перевод жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения в жилое помещение допускается с учетом соблюдения требований настоящего Кодекса и законодательства о градостроительной деятельности.
В соответствии с частью 2 статьи 23 Жилищного кодекса Российской Федерации для перевода жилого помещения в нежилое помещение или нежилого помещения в жилое помещение собственник соответствующего помещения или уполномоченное им лицо в орган, осуществляющий перевод помещений, по месту нахождения переводимого помещения непосредственно либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг в соответствии с заключенным ими в установленном Правительством Российской Федерации порядке соглашением о взаимодействии представляет: заявление о переводе помещения; правоустанавливающие документы на переводимое помещение (подлинники или засвидетельствованные в нотариальном порядке копии); план переводимого помещения с его техническим описанием (в случае, если переводимое помещение является жилым, технический паспорт такого помещения); поэтажный план дома, в котором находится переводимое помещение; подготовленный и оформленный в установленном порядке проект переустройства и (или) перепланировки переводимого помещения (в случае, если переустройство и (или) перепланировка требуются для обеспечения использования такого помещения в качестве жилого или нежилого помещения); протокол общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, содержащий решение об их согласии на перевод жилого помещения в нежилое помещение; согласие каждого собственника всех помещений, примыкающих к переводимому помещению, на перевод жилого помещения в нежилое помещение.
В силу частей 3-6 статьи 23 Жилищного кодекса Российской Федерации орган, осуществляющий перевод помещений, не вправе требовать от заявителя представление других документов кроме документов, истребование которых у заявителя допускается в соответствии с частью 2 настоящей статьи. Решение о переводе или об отказе в переводе помещения должно быть принято по результатам рассмотрения соответствующего заявления и иных представленных документов органом, осуществляющим перевод помещений, не позднее чем через сорок пять дней со дня представления в данный орган документов, обязанность по представлению которых в соответствии с настоящей статьей возложена на заявителя. Орган, осуществляющий перевод помещений, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия одного из решений выдает или направляет по адресу, указанному в заявлении, либо через многофункциональный центр заявителю документ, подтверждающий принятие одного из указанных решений. В случае необходимости проведения переустройства, и (или) перепланировки переводимого помещения, и (или) иных работ для обеспечения использования такого помещения в качестве жилого или нежилого помещения документ должен содержать требование об их проведении, перечень иных работ, если их проведение необходимо.
В силу части 1 статьи 24 Жилищного кодекса Российской Федерации отказ в переводе жилого помещения в нежилое помещение или нежилого помещения в жилое помещение допускается в случае:
1) непредставления определенных частью 2 статьи 23 настоящего Кодекса документов, обязанность по представлению которых возложена на заявителя;
1.1) поступления в орган, осуществляющий перевод помещений, ответа органа государственной власти, органа местного самоуправления либо подведомственной органу государственной власти или органу местного самоуправления организации на межведомственный запрос, свидетельствующего об отсутствии документа и (или) информации, необходимых для перевода жилого помещения в нежилое помещение или нежилого помещения в жилое помещение в соответствии с частью 2 статьи 23 настоящего Кодекса, если соответствующий документ не представлен заявителем по собственной инициативе. Отказ в переводе помещения по указанному основанию допускается в случае, если орган, осуществляющий перевод помещений, после получения указанного ответа уведомил заявителя о получении такого ответа, предложил заявителю представить документ и (или) информацию, необходимые для перевода жилого помещения в нежилое помещение или нежилого помещения в жилое помещение в соответствии с частью 2 статьи 23 настоящего Кодекса, и не получил от заявителя такие документ и (или) информацию в течение пятнадцати рабочих дней со дня направления уведомления;
2) представления документов в ненадлежащий орган;
3) несоблюдения предусмотренных статьей 22 настоящего Кодекса условий перевода помещения;
4) несоответствия проекта переустройства и (или) перепланировки помещения в многоквартирном доме требованиям законодательства.
Согласно пункту 1 Административного регламента комитета градостроительства администрации города Ставрополя по предоставлению муниципальной услуги "Перевод жилого помещения в нежилое помещение или нежилого помещения в жилое помещение, выдача документа, подтверждающего принятие соответствующего решения о переводе или об отказе в переводе", утвержденного приказом Комитета градостроительства администрации г. Ставрополя от 24 июня 2019 г. N 34-од, названный Административный регламент определяет сроки и последовательность действий (административных процедур) комитета градостроительства администрации города Ставрополя по предоставлению данной муниципальной услуги. Действие административного регламента не распространяется на правоотношения, связанные с переводом жилого помещения в нежилое, при котором жилым помещением является жилой дом.
В то же время на территории г. Ставрополя действует Административный регламент Комитета градостроительства администрации города Ставрополя по предоставлению муниципальной услуги "Направление уведомления о соответствии (несоответствии) указанных в уведомлении о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и допустимости (и (или) недопустимости) размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке", утвержденный приказом Комитета градостроительства администрации г. Ставрополя от 21 января 2019 г. N 3-од, согласно пункту 2 которого заявителями по данной услуге являются физические или юридические лица, являющиеся застройщиками объектов индивидуального жилищного строительства или садовых домов, в случаях:
1) уведомления о планируемых строительстве или реконструкции объектов индивидуального жилищного строительства или садовых домов;
2) уведомления об изменении параметров планируемого строительства или реконструкции объектов индивидуального жилищного строительства или садовых домов.
Согласно пункту 19 названного Административного регламента основаниями для отказа в предоставлении услуги являются:
1) указанные в уведомлении о планируемом строительстве параметры объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома не соответствуют предельным параметрам разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, установленным правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, или обязательным требованиям к параметрам объектов капитального строительства, установленным Градостроительным кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами и действующим на дату поступления уведомления о планируемом строительстве;
2) размещение указанных в уведомлении о планируемом строительстве объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома не допускается в соответствии с видами разрешенного использования земельного участка и (или) ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации и действующими на дату поступления уведомления о планируемом строительстве;
3) уведомление о планируемом строительстве подано или направлено лицом, не являющимся застройщиком в связи с отсутствием у него прав на земельный участок.
Таким образом, при изменении назначения объекта недвижимого имущества из жилого в нежилое или из нежилого в жилое, правовое значение для правильного определения применяемой административной процедуры по предоставлению муниципальной услуги и, соответственно, административного регламента, имеет вид объекта недвижимости, поскольку в соответствии со статьей 16 Жилищного кодекса Российской Федерации жилыми помещениями признаются как жилой дом либо его часть, так и квартира либо ее часть и комната.
При этом жилой дом является самостоятельным объектом капитального строительства - зданием, расположенном на земельном участке, в связи с чем орган местного самоуправления при осуществлении полномочий в сфере жилищных правоотношений обладает компетенцией при согласовании вопроса о переводе жилого помещения в нежилое и наоборот, проверять представленный пакет документов и заявление, руководствуясь требованиями соответствующего административного регламента.
В то же время, в случае, если заявление о переводе из жилого в нежилое и наоборот подано в отношении объекта недвижимости, который приставляет собой помещение - то есть является составной частью другого объекта (здания), то подлежит применению Административный регламент комитета градостроительства администрации города Ставрополя по предоставлению муниципальной услуги "Перевод жилого помещения в нежилое помещение или нежилого помещения в жилое помещение, выдача документа, подтверждающего принятие соответствующего решения о переводе или об отказе в переводе", утвержденный приказом Комитета градостроительства администрации г. Ставрополя от 24 июня 2019 г. N 34-од, действие которого на жилые дома не распространяется.
Как усматривается из содержания оспариваемого отказа, основанием к нему послужило обращение с ненадлежащим заявлением, оформленным Бачаровой Г.Н. в отношении летней кухни, которая является самостоятельным объектом недвижимого имущества, представляет собой отдельно стоящее двухэтажное здание, расположенное на земельном участке, и не входящее в состав иного (родового) объекта недвижимости (здания).
По представленным заявителем документам, в том числе исследованным судами техническому паспорта от 5 сентября 2017 г, проекту ООО "Электронпром" реконструкции с переустройством летней кухни от 2017 г, заключению экспертизы АНО "НЭКС" от 25 января 2021 г. N 11/02/21Э, объект представляет собой отдельное здание, видами работ по проекту является реконструкция без проведения строительно-монтажных работ, в результате указанных работ объектом является индивидуальный жилой дом.
При таком положении, основания оспариваемого отказа органа местного самоуправления, изложенные в уведомлении от 10 октября 2022 г, нельзя признать незаконными либо нарушающими права административного истца, иные основания, в том числе, приведенные в административных регламентах, утвержденных приказами Комитета градостроительства администрации г. Ставрополя от 24 июня 2019 г. N 34-од и от 21 января 2019 г. N 3-од не могли быть названы, поскольку заявление Бачаровой Г.Н, оформленное в отношении объектов, являющихся помещениями, подано в отношении ее объекта, являющегося зданием, при этом оба административных регламента исполняются одним и тем же функциональным органом местного самоуправления.
Выводы судов первой и апелляционной инстанций о том, что административным ответчиком не были приведены в обоснование отказа какие-либо иные причины, в том числе иной вид разрешенного использования земельного участка и отнесение его к территориальной зоне, не допускающей размещение индивидуальных жилых домов, сделан без учета того обстоятельства, что проверка соответствия реконструированного согласно проекту ООО "Электронпром" от 2017 г, заключению экспертизы АНО "НЭКС" от 25 января 2021 г. N 11/02/21Э объекта и допустимости его размещения на земельном участке, не могла быть осуществлена при обращении гражданина в отношении нежилого помещения (а не здания).
При таком положении административный ответчик не имел возможности рассмотреть данное заявление с его удовлетворением по существу, в связи с чем решение от 10 октября 2022 г. N 44-П, вынесенное уполномоченным органом в пределах своей компетенции с соблюдением административного регламента предоставления муниципальной услуги, без нарушений требований жилищного и градостроительного законодательства, нельзя признать незаконным. При этом права административного истца данным отказом от 10 октября 2022 г. N 44-П не нарушаются, поскольку не предопределяют возможности либо невозможности перевода летней кухни в индивидуальный жилой дом, что может быть предметом самостоятельной проверки.
Указанные обстоятельства, подтвержденные материалами дела, не были учтены судами первой и апелляционной инстанций, что повлекло неправильное применение норм материального права и принятие ошибочного решения, в связи с чем обжалуемые судебные акты подлежат отмене с принятием нового решения об отказе в удовлетворении административного иска Бачаровой Г.Н. в полном объеме требований.
Руководствуясь статьями 328 - 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Ленинского районного суда г. Ставрополя от 20 апреля 2023 г. и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Ставропольского краевого суда от 22 августа 2023 г. отменить, принять новое решение, которым в удовлетворении административного иска Бачаровой Г.Н. к Администрации г. Ставрополя, Комитету по управлению муниципальным имуществом Администрации г. Ставрополя о признании незаконным решения от 10 октября 2022 г. N 44-П об отказе в переводе нежилого помещения в жилое отказать.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня вынесения и может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня принятия судебного акта судом апелляционной инстанции, без учета времени рассмотрения дела судом кассационной инстанции.
Председательствующий Р.Х. Юлдашев
Судьи Ю.К. Белоусова
Р.Ф. Фахретдинова
Мотивированное кассационное определение изготовлено 18 января 2024 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.