Судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Юлдашева Р.Х.
судей Белоусовой Ю.К, Фахретдиновой Р.Ф.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Кузнецовой Г.М. на решение Лермонтовского городского суда Ставропольского края от 24 мая 2023 г. и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Ставропольского краевого суда от 22 августа 2023 г.
по административному делу по административному исковому заявлению Кузнецовой Г.М. к Администрации города Лермонтова Ставропольского края, межведомственной комиссии по признанию помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции г. Лермонтова о признании незаконными постановлений от 25 мая 2022 г. N 402, от 28 февраля 2023 г. N 115 и заключения и 31 января 2023 г. N 1.
Заслушав доклад судьи Пятого кассационного суда общей юрисдикции Фахретдиновой Р.Ф, выслушав объяснения Кузнецовой Г.М, заинтересованного лица Карнауховой И.А, поддержавших доводы кассационной жалобы, представителя Администрации города Лермонтова Ставропольского края Давыденко И.Н, возражавшего относительно доводов кассационной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Кузнецова Г.М. обратилась в суд с административным иском, впоследствии уточненным, к Администрации города Лермонтова Ставропольского края, межведомственной комиссии по признанию помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции г. Лермонтова о признании незаконными от 25 мая 2022 г. N 402, от 28 февраля 2023 г. N 115 и заключения и 31 января 2023 г. N 1.
В обоснование требований указано, что вступившим в законную силу решением Лермонтовского городского суда Ставропольского края от 30 марта 2022 г..признано незаконным бездействие Администрации города Лермонтова, выразившееся в непринятии решения в соответствии с Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 г..N 47, на основании заключения межведомственной комиссии г..Лермонтова от 15 июня 2021 г..N 1 о выявлении оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу в отношении многоквартирного дома 20А N по ул. Пятигорская в г..Лермонтов, на Администрацию г..Лермонтова возложена обязанность в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу принять решение на основании заключения межведомственной комиссии г..Лермонтова от 15 июня 2021 г..N 1. Администрацией г..Лермонтова во исполнение решения суда от 30 марта 2022 г..вынесено постановление от 25 мая 2022 г..N 402 об отказе в признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу, однако, заключение межведомственной комиссии г..Лермонтова от 15 июня 2021 г..не обжаловалось, является законным и действующим. На основании данного заключения администрация г..Лермонтова не приняла решение и не издала распоряжение с указанием дальнейшего использования помещения, сроков отселения физических и юридических лиц, в связи с признанием многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу, тем самым не исполнила его. Также межведомственной комиссией г..Лермонтова сделано заключение от 31 января 2023 г..N 1 об отсутствии оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.
Постановлением Администрации г..Лермонтова от 28 февраля 2023 г..N 115 на основании такого заключения отказано в признании данного многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу. Однако межведомственная комиссия при даче заключения от 31 января 2023 г..не произвела самостоятельно оценку состояния многоквартирного дома, жилой дом не обследовала, акт обследования не составила. Согласно представленному Администрацией г..Лермонтова техническому заключению НТО "Прогрессив" г..Санкт-Петербурга N 71/11-0 многоквартирный дом не соответствует требованиям Постановления Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 г..N 47 в части пригодности для проживания. Техническое состояние электрических сетей помещений указанного дома создает угрозу жизни и здоровью граждан в нем проживающих. Из технического обследования ООО "ЮГ ЕВРО-СЕРВИС" N 01/21-1-ТО, проведенного в 2021 г, в конструктивном отношении основные несущие элементы здания - фундамент находится в ограниченно-работоспособном техническом состоянии и обладают износом свыше 70 %, несущие стены и перекрытия также находятся в ограничительно-работоспособном техническом состоянии с высоким процентом износа, все инженерные системы имеют износ более 70 % и требуют замены. Износ системы водопровода и канализации является основной причиной деформации фундаментов, несущих стен и перекрытий, ввиду систематического замачивания грунтового основания фундаментов и требуют немедленной замены для исключения возможности дальнейшего прогрессирующего разрушения несущих конструкций с переходом их в аварийное техническое состояние с угрозой жизни и здоровью жильцов. Также конструктивные особенности здания, такие как отсутствие подвала и деревянные перекрытия, не позволяют выполнить работы по усилению фундаментов стен и перекрытий без вывода объекта из эксплуатации (без выселения жильцов).
Кроме того, согласно ответу межрегионального управления ФМБА России от 16 марта 2020 г..N 101 в данном доме превышен нормируемый показатель - 200 Бк/мЗ и не соответствует требованиям СП 2.6.1.2612-10 "Основные санитарные правила обеспечения радиационной безопасности (ОСПОРБ - 99/2010)", СанПиН 2.6.1.2523-09 "Нормы радиационной безопасности (НРБ-99/2009), СанПиН 2.1.2.2645-10" Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях". В связи с чем, по основаниям превышения эквивалентной равновесной объемной активности (ЭРОА) изотопов радона - 222, трона - 220 в жилых помещениях, где проживают люди и несовершеннолетние дети, были направлены письма с принятием вопроса срочных мер по снижению поступления изотопов радона в воздух помещений за счет проведения противорадоновых мероприятий. По этим основаниям, в том числе направлено предписание прокурора города Лермонтова. Согласно ответу прокурора г..Лермонтова от 7 февраля 2023 г..N 20070020-85-23/79 администрацией не приняты меры по проведению экспертных лабораторных исследований жилых помещений, а также помещений общего пользования дома для устранения их соответствия требованиям, указанным в Постановлении Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 г..N 47. Обжалуемое постановление Администрации г..Лермонтова от 28 февраля 2023 г..N 115 жителям данного многоквартирного дома администрацией г..Лермонтова в течение пяти рабочих дней не направлялось.
Уточнив требования, Кузнецова Г.М. просила суд признать незаконными постановления администрации г. Лермонтова от 25 мая 2022 г. N 402 и от 28 февраля 2023 г. N 115 об отказе в признании многоквартирного дома 20А по ул. Пятигорская в г. Лермонтов аварийным и подлежащим сносу; признать незаконным заключение межведомственной комиссии г. Лермонтова от 31 января 2023 г. N 1 об оценке соответствия указанного многоквартирного дома, об отсутствии оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции; признать аварийным и подлежащим сносу названный многоквартирный дом в соответствии с Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу и реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 г. N 47, на основании заключения межведомственной комиссии г. Лермонтова от 15 июня 2021 г. N 1, о выявлении оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу.
Определением Лермонтовского городского суда Ставропольского края от 24 мая 2023 г. принят отказ от части административных исковых требований о признании многоквартирного дома 20А по ул. Пятигорская в г. Лермонтов аварийным и подлежащим сносу.
Решением Лермонтовского городского суда Ставропольского края от 24 мая 2023 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Ставропольского краевого суда от 22 августа 2023 г. в удовлетворении требований Кузнецовой Г.М. отказано.
В кассационной жалобе Кузнецовой Г.М, поданной 22 ноября 2023 г. и поступившей в Пятый кассационный суд общей юрисдикции 24 ноября 2023 г, ставится вопрос об отмене решения Лермонтовского городского суда Ставропольского края от 24 мая 2023 г. и апелляционного определения судебной коллегии по административным делам Ставропольского краевого суда от 22 августа 2023 г, как не соответствующих нормам материального и процессуального права, направлении дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции в ином составе судей.
Иные лица, участвующие в деле и не явившиеся в судебное заседание, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, ходатайств об отложении судебного заседания не заявили.
На основании части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с учетом положений частей 8 и 9 статьи 96 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции рассмотрела административное дело в отсутствие лиц, участвующих в деле, в связи с их надлежащим извещением.
Проверив материалы административного дела и обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия пришла к следующему выводу.
В силу части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Такие нарушения судами первой и апелляционной инстанций не допущены.
Как установлено судами и следует из материалов дела, многоквартирный дом 20А, расположенный по адресу: "адрес", этажностью - 2, состоит из жилых помещений - комнат N 1- 7, 9, 11-17, 19-20, 22-24, 26-31, принадлежащих гражданам на праве собственности, а также жилых помещений - комнат N 8, 10, 18, 21, 25, находящихся в муниципальной собственности, что подтверждается выписками из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от 11 апреля 2023 г.
Заключением межведомственной комиссии г. Лермонтова от 15 июня 2021 г. N 1 по результатам рассмотренных документов (экспертного исследования от 11 мая 2021 г. N 041/21, выданного ООО "Пятигорский центр экспертизы и оценки) выявлены основания для признания указанного многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу.
Согласно техническому обследованию N 01/21-1-ТО указанного многоквартирного дома, проведенному в 2001 г. ООО "ЮГ ЕВРО-СЕРВИС", в конструктивном отношении основные несущие элементы данного здания - фундаменты - находятся в ограниченного-работоспособном техническом состоянии и обладают износом свыше 70 %. Несущие стены и перекрытия также находятся в ограниченно-работоспособном техническом состоянии с высоким процентом износа. Все инженерные системы МКД, кроме системы отопления, имеют износ более 70 % и требуют замены. Износ систем водопровода и канализации является основной причиной деформации фундаментов, несущих стен и перекрытий, ввиду систематического замачивания грунтового основания фундаментов и требуют немедленной замены для исключения возможности дальнейшего прогрессирующего разрушения несущих конструкций с переходом их в аварийное техническое состояние с угрозой жизни и здоровью жильцов МКД. Перед заменой коммуникаций необходимо привести конструкции дома в работоспособное состояние. Конструктивные особенности здания, такие как отсутствие подвала и деревянные перекрытия не позволяют выполнить работы по усилению фундаментов, стен и перекрытий без вывода объекта из эксплуатации (без выселения жильцов). Для принятия окончательного решения о составе и объемах работ по усилению несущих конструкций здания и основания, рекомендуется проведение комплексного обследования объекта.
Решением Лермонтовского городского суда Ставропольского края от 30 марта 2022 г, вступившим в законную силу 12 мая 2022 г, административный иск Кузнецовой Г.М. и других собственников многоквартирного дома к Администрации г. Лермонтова, межведомственной комиссии г. Лермонтова удовлетворен частично: признано незаконным заключение межведомственной комиссии г. Лермонтова от 23 сентября 2021 г. N 1 об отмене заключения межведомственной комиссии г.Лермонтова от 15 июня 2021 г. N 1; признано незаконным бездействие Администрации г. Лермонтова в непринятии решения на основании заключения межведомственной комиссии г. Лермонтова от 15 июня 2021 г. N 1; на Администрацию г. Лермонтова возложена обязанность в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу принять решение в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 г. N 47.
Постановлением Администрации г. Лермонтова от 25 мая 2022 г. N 402 в признании данного многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу отказано.
Определением Лермонтовского городского суда Ставропольского края от 28 сентября 2022 г, вступившим в законную силу 20 октября 2022 г, отказано в удовлетворении заявления Администрации г. Лермонтова о разъяснении решения суда от 30 марта 2022 г. по административному делу N 2а-95/2022, поскольку постановлением Администрации г. Лермонтова от 25 мая 2022 г. N 402, во исполнение решения от 30 марта 2022 г. постановлено отказать в признании дома 20А по ул. Пятигорской аварийным и подлежащим сносу; законных оснований для разъяснения решения суда от 30 марта 2022 г. не имеется в связи с исполнением указанного решения суда в установленный в решении суда срок вынесением постановления от 25 мая 2022 г. N 402.
28 сентября 2022 г. на официальном сайте zakupki.gov.ru администрацией г. Лермонтова размещена информация о проведении электронного аукциона N на предмет проведения строительно-технического обследования здания - многоквартирного дома 20А по ул. Пятигорской в г. Лермонтов.
Из технического заключения ООО "Научно-техническое объединение ПРОГРЕССИВ" г..Санкт-Петербурга N 71/11-0 2022 г..следует, что техническое состояние указанного многоквартирного дома на момент проведения обследования, в соответствии с ГОСТ 31937-2011 классифицируется, как ограниченно-работоспособное. Техническое состояние основных элементов здания установлено по результатам проведенной работы, на момент обследования основные конструктивные элементы здания находятся в следующих технических состояниях: техническое состояние фундаментов и оснований фундаментов здания в соответствии с ГОСТ 31937-2011 по совокупности выявленных дефектов, косвенных признаков классифицируется как ограниченно- работоспособное. Техническое состояние наружных и внутренних стен здания в соответствии с ГОСТ 31937-2011, по совокупности выявленных дефектов и косвенных признаков классифицируется как ограниченно-работоспособное. Техническое состояние перекрытий здания в соответствии с ГОСТ 31937-2011, по совокупности выявленных дефектов и косвенных признаков классифицируется как ограниченно-работоспособное. Техническое состояние крыши и кровли в соответствии с ГОСТ 31937-2011, по совокупности косвенных признаков классифицируется как ограниченно-работоспособное. Процент износа отделочных покрытий составляет 70 %. Физический износ объекта обследования в соответствии с ВСН 53-86(р) составляет 56 %. Результаты произведенного теплотехнического расчета определили, что ограждающая конструкция наружных стен не соответствует требованиям по теплопередаче. По совокупности выявленных дефектов на момент обследования, объект не соответствует требованиям Постановления Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 г..N 47 в части пригодности для проживания.
Для удовлетворения объекта на данном земельном участке требованиям Федерального закона от 30 декабря 2009 г..N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" рекомендуется разработать восстановительные мероприятия по дефектным конструкциям, и привести объект в работоспособное состояние, отвечающее современным санитарно-техническим и противопожарным нормам, требованиям, обеспечивающим механическую безопасность здания (в соответствии с определением по ГОСТ 31937-2011). Решение по целесообразности восстановительных мероприятий принимает эксплуатирующая объект организация или управляющая компания в ходе ведения своей оперативно-хозяйственной деятельности с учетом планирования таких работ и/или предоставленной в результате обследования информации о текущем техническом состоянии строения.
31 января 2023 г. по результатам технического заключения N 71/11-0, подготовленного ООО "Научно-техническое объединение ПРОГРЕССИВ", с учетом технического обследования N 01/21-1-ТО 2021 г, подготовленного ООО "ЮГ ЕВРО-СЕРВИС", межведомственной комиссией принято заключение N 1 об отсутствии оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.
Постановлением Администрации г. Лермонтова от 28 февраля 2023 г. N 115 в соответствии с техническим заключением ООО "Научно-техническое объединение ПРОГРЕССИВ" г. Санкт-Петербурга с учетом технического обследования ООО "ЮГ ЕВРО-СЕРВИС", заключения межведомственной комиссии г. Лермонтова от 31 января 2023 г. N 1 отказано в признании указанного многоквартирного дома и подлежащим сносу.
Рассматривая административный спор, суд первой инстанции пришел к выводам, что постановления Администрации г. Лермонтова от 25 мая 2022 г. N 402 и от 28 февраля 2023 г. N 115, заключение межведомственной комиссии г. Лермонтова от 31 января 2023 г. N 1 приняты в соответствии с имеющимися полномочиями, с учетом экспертных заключений специализированных организаций, не нарушают права и свободы граждан, не создают препятствия к осуществлению гражданами их прав и свобод, либо не возлагают на них незаконно какие-либо обязанности, в связи с чем счел заявленные требования не подлежащими удовлетворению.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции и их обоснованием, поскольку они соответствуют обстоятельствам дела, представленным доказательствам, которым судом первой инстанции дана надлежащая оценка в их совокупности в соответствии со статьей 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, отклонив как необоснованные доводы о нарушении норм процессуального права, выразившихся в отсутствии аудиопротокола предварительного судебного заседания и непривлечении к участию в деле прокурора и допросе эксперта.
Кроме того, судом апелляционной инстанции отклонены доводы о нарушении административным ответчиком обязательной силы решения Лермонтовского городского суда Ставропольского края от 30 марта 2022 г, которым фактически представлено право выбора принять одно из решений, предусмотренных пунктом 47 Положения признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу и реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом. Реализуя представленное право, Администрация г..Лермонтова приняла решение в виде постановления от 25 мая 2022 г..N 402, которым отказала в признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу. Не могли быть приняты во внимание выводы экспертного исследования ООО "Пятигорский центр Экспертизы и Оценки" от 11 мая 2021 г..N 041/21, со ссылкой, в том числе на отсутствие документов, подтверждающих специальные полномочия ООО "Пятигорский центр экспертиз и оценки" на осуществление работ по обследованию состояния грунтов оснований зданий и сооружений, их строительных конструкций, необходимых для принятия решения о признании жилого помещения соответствующим (не соответствующим) установленным в требованиям, а также выявлено несоответствие данного экспертного исследования нормам действующего законодательства: использование нормативно-правовых актов, утративших силу на момент проведения исследования; отсутствие сведений о том, что используемое при проведении исследования оборудование в установленном законе порядке сертифицировано и имеет соответствующие действующие сертификаты поверок; обследование проведено не в соответствии с Методическими рекомендациями по оценке технических заключений специализированных организаций по обследованию технического состояния многоквартирных домов специализированная организация проводит обследование технического состояния многоквартирного дома в соответствии с ГОСТ 31937-2011 "Здания и сооружения.
Правила обследования и мониторинга технического состояния" (далее - ГОСТ 31937) или СП 454.1325800.2019 "Здания жилые многоквартирные. Правила оценки аварийного и ограниченно-работоспособного технического состояния" (далее ? СП 454.1325800).
Судебная коллегия полагает выводы судов соответствующими обстоятельствам дела, сделанными при правильном применении норм материального права в отсутствии нарушении норм процессуального права, и не усматривает оснований для отмены постановленных судебных актов.
Статья 14 Жилищного кодекса Российской Федерации закрепляет, что к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относится, в том числе признание в установленном порядке жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания; иные вопросы, отнесенные к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений Конституцией Российской Федерации, настоящим Кодексом, другими федеральными законами, а также законами соответствующих субъектов Российской Федерации.
Частью 4 статьи 15 Жилищного кодекса Российской установлено, что жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Во исполнение данной нормы Правительством Российской Федерации принято постановление от 28 января 2006 г. N 47 "Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом", действие которого распространяется на находящиеся в эксплуатации жилые помещения независимо от формы собственности, расположенные на территории Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 7 названного Положения оценка и обследование помещения в целях признания его жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также дома в целях признания его аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляются межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях, и проводятся на предмет соответствия указанных помещений и дома установленным в настоящем Положении требованиям. Оценка и обследование помещения в целях признания его жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома в целях признания его аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляются межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях (далее - комиссия), и проводятся на предмет соответствия указанных помещений и дома установленным в настоящем Положении требованиям. Орган местного самоуправления создает в установленном им порядке комиссию для оценки жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации, многоквартирных домов, находящихся в федеральной собственности, муниципального жилищного фонда и частного жилищного фонда, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 7 (1) настоящего Положения. В состав комиссии включаются представители этого органа местного самоуправления. Председателем комиссии назначается должностное лицо указанного органа местного самоуправления.
В силу вышеприведенных норм именно на органы местного самоуправления возложена обязанность в части обеспечения сохранности муниципального жилищного фонда и осуществления гражданами права на жилье, использования бюджетных средств и иных не запрещенных законом источников для улучшения жилищных условий граждан, контроля исполнения жилищного законодательства, сохранности муниципального жилищного фонда, соответствия жилых помещений установленным санитарным, техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства, признания в установленном порядке жилых помещений муниципального жилищного фонда не пригодными для проживания.
В соответствии с абзацем 2 пункта 33 указанного Положения, основанием для признания жилого помещения непригодным для проживания является наличие выявленных вредных факторов среды обитания человека, которые не позволяют обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан вследствие ухудшения в связи с физическим износом в процессе эксплуатации здания в целом или отдельными его частями эксплуатационных характеристик, приводящего к снижению до недопустимого уровня надежности здания, прочности и устойчивости строительных конструкций и оснований.
Основанием для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является аварийное техническое состояние его несущих строительных конструкций (конструкции) или многоквартирного дома в целом, характеризующееся их разрушением либо повреждениями и деформациями, свидетельствующими об исчерпании несущей способности и опасности обрушения многоквартирного дома, и (или) кренами, которые могут вызвать потерю устойчивости многоквартирного дома. В случае если многоквартирный дом признан аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, жилые помещения, расположенные в таком многоквартирном доме, являются непригодными для проживания (пункт 34 Положения).
Исходя из пунктов 42, 45, 47, 48 Положения межведомственная комиссия на основании заявления собственника помещения или заявления гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов, уполномоченных на проведение государственного контроля и надзора по вопросам, отнесенным к их компетенции, проводит оценку соответствия помещения установленным в Положении требованиям и признает жилое помещение пригодным (непригодным) для проживания, а также признает многоквартирный дом аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.
Процедура проведения оценки соответствия помещения установленным в Положении требованиям включает, в том числе составление комиссией заключения о признании жилого помещения соответствующим (не соответствующим) установленным в Положении требованиям и пригодным (непригодным) для проживания и признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу. При этом признание комиссией многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу может основываться только на результатах, изложенных в заключении специализированной организации, проводящей обследование (пункт 44 Положения).
По результатам работы комиссия принимает одно из следующих решений: о соответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и его пригодности для проживания; о выявлении оснований для признания помещения подлежащим капитальному ремонту, реконструкции или перепланировке (при необходимости с технико-экономическим обоснованием) с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения в соответствие с установленными в настоящем Положении требованиями; о выявлении оснований для признания помещения непригодным для проживания; об отсутствии оснований для признания жилого помещения непригодным для проживания; о выявлении оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим реконструкции; о выявлении оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу; об отсутствии оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (пункт 47 Положения).
Заключение межведомственной комиссии является основанием для принятия соответствующим органом местного самоуправления решения и издания распоряжения с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, или о признании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ (пункт 49 Положения).
Согласно пункту 35 Положения жилые помещения, находящиеся в жилых домах, расположенных на территориях, на которых превышены показатели санитарно-эпидемиологической безопасности в части физических факторов (шум, вибрация, электромагнитное и ионизирующее излучение), концентрации химических и биологических веществ в атмосферном воздухе и почве, установленные в разделе II настоящего Положения, а также в жилых домах, расположенных в производственных зонах, зонах инженерной и транспортной инфраструктур и в санитарно-защитных зонах, следует признавать непригодными для проживания в случаях, когда инженерными и проектными решениями невозможно минимизировать критерии риска до допустимого уровня.
Постановлением Администрации г. Лермонтова от 19 июля 2021 г. N 488 в соответствии с Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом, утвержден Порядок принятия решения о признании помещения жилым помещения жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также дома аварийным и подлежащим сносу и реконструкции.
Приведенные положения закона судами первой и апелляционной инстанции при проверке законности оспариваемых постановлений и заключения не нарушены.
Как верно указано судами, при даче заключения от 31 января 2023 г. N 1 межведомственная комиссия г. Лермонтова руководствовалась техническим заключением ООО "Научно-техническое объединение ПРОГРЕССИВ" г.Санкт-Петербурга, а также техническим обследованием ООО "ЮГ ЕВРО-СЕРВИС", признав заключение ООО "Научно-техническое объединение Прогрессив" г. Санкт-Петербурга достоверным, научно-обоснованным, выполненным квалифицированным экспертом, доказательств, указывающих на недостоверность указанного экспертного заключения, либо ставящих под сомнение ее выводы, административным истцом и ее представителем в условиях состязательности процесса, не представлено и судами не установлено.
Вопреки утверждению заявителя жалобы о наличии сведений о непригодности жилого дома для проживания названное экспертное заключение не содержит выводов о невозможности проживания граждан по причине его аварийности несущих строительных конструкций для признания многоквартирного жилого дома аварийным в целом, поскольку вопрос о непригодности для проживания помещений в многоквартирном доме может быть разрешен после того, как рекомендованные специалистом мероприятия не приведут к устранению выявленных недостатков и будет установлено о невозможности минимизировать критерии риска до допустимого уровня, что предусмотрено пунктом 35 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом, утвержденного Постановление Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 г. N 47.
В то же время, экспертным заключением подтверждено ограниченно-работоспособное состояние здания в целом и даны рекомендации разработать восстановительные мероприятия по дефектным конструкциям, и привести объект в работоспособное состояние, решение по целесообразности восстановительных мероприятий по которому может быть принято собственниками с учетом планирования таких работ и/или предоставленной в результате обследования информации о текущем техническом состоянии строения.
Доводы заявителя жалобы со ссылкой на ответ Межрегионального управления ФМБА России от 16 марта 2020 г. и ответ прокуратуры г.Лермонтова от 7 февраля 2023 г. были предметом исследования суда апелляционной инстанции и мотивированно отклонены, поскольку процедура проведения оценки соответствия помещения, установленная Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом, соблюдена, администрацией предприняты меры по проведению необходимых экспертных исследований жилых помещений, а также помещений общего пользования многоквартирного дома, что отражено в заключении ООО "Научно-техническое объединение ПРОГРЕССИВ" г. Санкт-Петербурга, которому судами дана надлежащая правовая оценка. Оснований сомневаться в выводах данного экспертного заключения в кассационной жалобе не приведено, возможность переоценки доказательств в суде кассационной инстанции отсутствует.
В связи с этим, приведенные в кассационной жалобе доводы относительно уставленного фактического процента износа здания многоквартирного жилого дома свидетельствуют о несогласии с выводами специализированной организации и не могут быть положены в основу отмены либо изменения обжалуемых судебных актов.
Изложенные в жалобе доводы о неисполнении вступившего в законную силу судебного акта при вынесении постановления от 25 мая 2022 г. N 402 подлежат отклонению, поскольку органом местного самоуправления реализовано право на принятие соответствующего решения согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 г. N 47, что также подтверждено вступившим в законную силу определением Лермонтовского городского суда Ставропольского края от 28 сентября 2022 г, которым отказано в разъяснении решения суда, так как решение суда фактически исполнено.
При этом ссылка заявителя на заключение межведомственной комиссии города Лермонтова от 15 июня 2021 г. ранее отклонена судами первой и апелляционной инстанций как несостоятельная, о чем мотивированные выводы изложены в обжалуемых судебных актах.
Иные доводы кассационной жалобы материалами дела не подтверждены. Доводов, которые бы свидетельствовали о незаконности принятых судебных актов, кассационная жалоба не содержит, оснований для их отмены или изменения не имеется. Процессуальные нарушения, влекущих безусловную отмену обжалуемого судебного акта, не допущены. При таком положении основания для удовлетворения кассационной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 328 - 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Лермонтовского городского суда Ставропольского края от 24 мая 2023 г. и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Ставропольского краевого суда от 22 августа 2023 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Кузнецовой Г.М. - без удовлетворения.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня вынесения и может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня принятия судебного акта судом апелляционной инстанции, без учета времени рассмотрения дела судом кассационной инстанции.
Председательствующий Р.Х. Юлдашев
Судьи Ю.К. Белоусова
Р.Ф. Фахретдинова
Мотивированное кассационное определение изготовлено 19 января 2024 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.