Судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Фахретдиновой Р.Ф, судей Белоусовой Ю.К, Зайнуллиной Г.К.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Леонтьева В.В.
на решение Промышленного районного суда города Ставрополя Ставропольского края от 22.11.2022 и апелляционное определение Судебной коллегии по административным делам Ставропольского краевого суда от 13.06.2023
по административному исковому заявлению Леонтьева В.В, Леонтьевой Л.И. к начальнику отдела МВД по Новоалександровскому городскому округу Ставропольского края Елфимову В.А, отделу МВД России по Новоалександровскому городскому округу Ставропольского края, Главному управлению МВД России по Ставропольскому краю о признании действий (бездействия) незаконными.
Заслушав доклад судьи Пятого кассационного суда общей юрисдикции Белоусовой Ю.К, а также пояснения Леонтьева В.В, Леонтьевой Л.И. и ее представителя адвоката Скойковой-Севостьяновой И.Н, поддержавших доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Леонтьев В.В. и Леонтьева Л.И. обратились в Промышленный районный суд г. Ставрополя с административным иском к начальнику отдела МВД по Новоалександровскому городскому округу Ставропольского края Елфимову В. А. о признании действий (бездействия) по изъятию печатной продукции и ее невозврату незаконными. Заявленные требования мотивированы тем, что 30.10.2021 сотрудники полиции названного отдела, не предъявляя никаких процессуальных документов, незаконно изъяли и уничтожили многотысячный тираж газеты "Открытая. Для всех и каждого" N 44. Незаконное изъятие (конфискация) всего тиража газеты совершена с намерением воспрепятствовать распространению продукции средства массовой информации. Просили суд признать незаконными действия (бездействие) и решение начальника Отдела МВД России по Новоалександровскому городскому округу Елфимова В.А. по изъятию тиража газеты и в связи с этим применить к Елфимову В.А. меру административного наказания в виде дисквалификации; лишить Елфимова В.А. права занимать государственную должность начальника отдела МВД по Новоалександровскому городскому округу сроком на 1 год.
Протокольными определениями от 12.05.2022, 14.10.2022, 31.10.2022 судом первой инстанции в качестве административного соответчиков к участию в деле привлечены Главное управление МВД России по Ставропольскому краю, отдел МВД России по Новоалександровскому городскому округу Ставропольского края, в качестве заинтересованного лица ООО "Открытая газета".
Решением Промышленного районного суда города Ставрополя Ставропольского края от 22.11.2022, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Ставропольского краевого суда от 13.06.2023, в удовлетворении требований отказано.
Не согласившись с постановленными судебными актами, административный истец Леонтьев В.В. обжаловал их в кассационном порядке, в кассационной жалобе приводит доводы об их незаконности и необоснованности, как принятых с нарушением норм материального и процессуального права, регулирующих спорные правоотношения, несоответствия выводов судов обстоятельствам административного дела, недоказанности установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для административного дела, просит их отменить, принять новое решение, либо направить дело на новое рассмотрение в суд другого субъекта Российской Федерации.
Кассационная жалоба поступила в Пятый кассационный суд общей юрисдикции 18.12.2023.
В судебное заседание Пятого кассационного суда общей юрисдикции иные лица, участвующие в деле, не явились, извещены надлежащим образом по правилам статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации Судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции пришла к выводу о рассмотрении кассационной жалобы в их отсутствие.
Изучив материалы дела, изложенные в кассационной жалобе доводы и принятые по делу судебные акты, судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующим выводам.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (статья 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
В силу части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии со статьей 227 главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации для признания решений, действий (бездействия) незаконными необходимо наличие совокупности двух условий несоответствие оспариваемого решения, действия (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.
При отсутствии хотя бы одного из названных условий решения, действия (бездействие) не могут быть признаны незаконными.
Обязанности и права полиции определены главой 3 Федерального закона от 07.02.2011 N 3-ФЗ "О полиции" (далее Федеральный закон N 3-ФЗ), в соответствии с пунктами 1, 2, 11 части 1 статьи 12 которой на полицию возлагаются следующие обязанности:
принимать и регистрировать (в том числе в электронной форме) заявления и сообщения о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях;
прибывать незамедлительно на место совершения преступления, административного правонарушения, место происшествия, пресекать противоправные деяния, устранять угрозы безопасности граждан и общественной безопасности, документировать обстоятельства совершения преступления, административного правонарушения, обстоятельства происшествия, обеспечивать сохранность следов преступления, административного правонарушения, происшествия;
пресекать административные правонарушения и осуществлять производство по делам об административных правонарушениях, отнесенных законодательством об административных правонарушениях к подведомственности полиции.
Как установлено судами и подтверждается материалами дела, 30.10.2021 в отдел поступило сообщение о том, что в г. Новоалександровск заехал автомобиль " "данные изъяты"" государственный номерной знак N, "Мерседес" государственный номерной знак N "данные изъяты"" государственный номерной знак N государственный номерной знак N, которые распространяют литературу экстремистского характера.
Для проверки данного сообщения на предполагаемое место происшествия были направлены сотрудники полиции. При проверке указанная информация подтвердилась, был обнаружен тираж газеты "Открытая. Для всех и каждого", который Леонтьева Л.И. распространила в средствах массовой информации под видом достоверных сообщений, выразившееся в недостоверной информации о силовом беспределе и психологическом терроре.
Данный материал был зарегистрирован в книге учета сообщений о происшествиях (КУСП) за N 6309 от 31.10.2021.
Назначена проверка в соответствии с приказом МВД России от 29.08.2014 N 736 "Об утверждении инструкции о порядке приема, регистрации и разрешения в территориальных органах министерства внутренних дел Российской Федерации заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях".
29.11.2021 участковым уполномоченным полиции (УУП) Отдела МВД России по Новоалександровскому городскому округу старшим лейтенантом полиции А.А. Полупановым вынесено определение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования.
25.03.2022 в отношении Леонтьевой Л.И. был оставлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 9 ст. 13.15 КоАП РФ.
В соответствии с положениями статьи 13 Федерального закона N 3-ФЗ полиции для выполнения возложенных на нее обязанностей предоставляются права, в том числе проводить оперативно-розыскные мероприятия; производить при осуществлении оперативно-розыскной деятельности изъятие документов, предметов, материалов и сообщений и иные предусмотренные федеральным законом действия.
На основании части 1 статьи 26.6 КоАП РФ под вещественными доказательствами по делу об административном правонарушении понимаются орудия совершения или предметы административного правонарушения, в том числе орудия совершения или предметы административного правонарушения, сохранившие на себе его следы.
Статьей 27.10 КоАП РФ предусмотрена возможность изъятия вещей, явившихся орудиями совершения или предметами административного правонарушения, и документов, имеющих значение доказательств по делу об административном правонарушении и обнаруженных на месте совершения административного правонарушения.
Приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 31.12.2009 N 1025 утверждена Инструкция о порядке хранения вещей, явившихся орудиями совершения или предметами административного правонарушения, и документов, имеющих значение доказательств по делу об административном правонарушении (далее - Инструкция).
Согласно части 5 раздела 2 Инструкции изъятые вещи и документы хранятся при деле об административном правонарушении в месте, обеспечивающем их сохранность (сейф, металлический шкаф). При невозможности хранения при деле об административном правонарушении, изъятые вещи и документы сдаются на хранение в специальное помещение, входная дверь которого должна быть обита металлом, оснащена не менее чем двумя замками, гарантирующими надежное закрытие, зарешеченными окнами, охранной и противопожарной сигнализациями. В целях обеспечения сохранности изъятых вещей, которые в силу громоздкости или иных причин не могут храниться в специальном помещении, они могут быть переданы по договору в организацию, осуществляющую их хранение, в порядке, регламентированном законами и нормативными правовыми актами Российской Федерации. Хранение изъятых вещей, явившихся орудиями совершения или предметами административного правонарушения, и документов, имеющих значение доказательств по делу об административном правонарушении, возложено на органы внутренних дел.
По настоящему спору сотрудником полиции был составлен протокол изъятия товаров или иных вещей явившихся орудием совершения или предметом административного правонарушения. Согласно квитанции N 000337 принятые от ОП Цибулько Я.К. 8145 газет, упакованных в 15 полимерных пакетов, находятся в камере хранения вещественных доказательств отдела МВД по Новоалександровскому городскому округу.
Эти сведения подтверждены материалами дела об административном правонарушении, постановлением судьи Октябрьского районного суда г. Ставрополя от 16.06.2022, оставленным без изменения решением судьи Ставропольского краевого суда от 10.08.2022, должностное лицо - редактор газеты "Открытая. Для всех и каждого" Леонтьева Л.И. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 9 ст. 13.15 КоАП РФ и ей назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 150 000 руб.
Таким образом, судами установлено, что сотрудники органа внутренних дел, а также начальник Отдела МВД России по Новоалександровскому городскому округу Елфимов В.А. действовали в пределах полномочий, предоставленных законом "О полиции", Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, Приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 31.12.2009 N 1025.
Установленное послужило основанием для отказа в удовлетворении требований административного иска.
У суда кассационной инстанции основания не согласиться с позицией судов отсутствуют, поскольку судами дана надлежащая оценка всем юридически значимым обстоятельствам дела, подлежащим установлению и оценке по упомянутой категории дел, позиция лиц, участвующих в деле рассмотрена в полном объеме и надлежащим образом, представленные доказательства получили надлежащую оценку по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации. При постановлении судебных актов судами нарушений норм материального и процессуального права, которые могли повлиять на исход дела, допущено не было, выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
Доводы кассационной жалобы о том, что момент изъятия основания для изъятия печатного издания отсутствовали и непосредственно при изъятии какой либо процессуальный документ не выносился, а в дальнейшем судьба изъятого разрешена не была, - не указывают на обоснованность требований кассационной жалобы по отмене правильных судебных актов, поскольку отсутствие факта незаконности действий и дальнейшего бездействия органа внутренних дел установлена судами и подтверждается материалами дела, доказательств нарушения законных прав и интересов административных истцов со стороны административных ответчиков не имеется.
Равно как и необоснованны доводы административного истца о необходимости привлечения к участию в настоящем деле прокурора, поскольку рассматриваемая категория дел не предусматривает участие прокурора, а осуществление иных надзорных функций прокурором может быть инициировано заинтересованной стороной путем соответствующего обращения.
Приведенные в кассационной жалобе доводы связаны с несогласием административного истца с принятым решением по существу, направлены на переоценку фактических обстоятельств дела и выводов судебных инстанций, что не свидетельствует о наличии оснований для удовлетворения кассационной жалобы. Юридически значимые обстоятельства, которые бы не были установлены и не оценены судами, отсутствуют.
Руководствуясь статьями 328-330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Промышленного районного суда города Ставрополя Ставропольского края от 22.11.2022 и апелляционное определение Судебной коллегии по административным делам Ставропольского краевого суда от 13.06.2023 оставить без изменения, кассационную жалобу Леонтьева В.В. - без удовлетворения.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня вынесения, может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вынесения судебного акта судом апелляционной инстанции, без учета времени рассмотрения дела судом кассационной инстанции.
Председательствующий Р.Ф.Фахретдинова
Судьи Ю.К. Белоусова
Г.К. Зайнуллина
Мотивированное кассационное определение изготовлено 31.01.2024.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.