Судебная коллегия по гражданским делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Камышовой Т.В, судей Корниенко Г.Ф, Курасовой Е.А.
с участием прокурора Колячкиной И.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Гагиевой Эллы Казбековны к следственному управлению Следственного комитета России по Республике Северная Осетия-Алания о признании незаконным и отмене приказа об освобождении от должности, увольнении и прекращении трудового договора, восстановлении на службе, взыскании среднего заработка за время вынужденного прогула и компенсации морального вреда, по кассационной жалобе Гагиевой Эллы Казбековны на решение Ленинского районного суда г. Владикавказа от 27 марта 2023 года и апелляционное определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Северная Осетия-Алания от 5 сентября 2023 года, по кассационному представлению прокурора Республики Северная Осетия-Алания на решение Ленинского районного суда г. Владикавказа от 27 марта 2023 года и апелляционное определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Северная Осетия-Алания от 5 сентября 2023 года
заслушав доклад судьи Пятого кассационного суда общей юрисдикции Камышовой Т.В, выслушав объяснения Гагиевой Э.К. подержавшей доводы кассационной жалобы, прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Колячкиной И.В, поддержавшей доводы кассационного представления, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Гагиева Э.К. обратилась в суд с иском к СУ СК России по РСО-Алания о признании незаконным и отмене приказа N 37 л/с от 15.08.2022 года об освобождении от должности, увольнении и прекращении трудового договора, восстановлении на службе в должности следователя Алагирского межрайонного следственного отдела СУ СК России по РСО-Алания, взыскании среднего месячного заработка за время вынужденного прогула с 15.08.2022 года по день вынесения решения суда и компенсации морального вреда в размере 500 000 рублей.
Решением Ленинского районного суда г. Владикавказа РСО-Алания от 27 марта 2023 года, оставленным без изменения апелляционным определением Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Северная Осетия-Алания от 5 сентября 2023 года исковые требования Гагиевой Э.К. оставлены без удовлетворения.
В кассационной жалобе Гагиевой Э.К. поставлен вопрос об отмене судебных постановлений как незаконных и необоснованных.
Проверив материалы дела в пределах доводов кассационной жалобы, выслушав лиц, участвующих в деле, признав возможным рассмотреть дело в отсутствие лиц, не прибывших в судебное заседание, но уведомленных надлежащим образом, судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Согласно статье 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судом апелляционной инстанции, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких оснований для пересмотра судебных постановлений в кассационном порядке по доводам кассационной жалобы, изученным по материалам гражданского дела, не установлено.
Служба в Следственном комитете является федеральной государственной службой, которую проходят сотрудники Следственного комитета в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2010 года N 4ОЗ-ФЗ "О Следственном комитете Российской Федерации" и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Сотрудники Следственного комитета являются федеральными государственными служащими, исполняющими обязанности по замещаемой должности федеральной государственной службы, с учетом особенностей, предусмотренных данным федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. На сотрудников Следственного комитета (кроме военнослужащих) распространяется трудовое законодательство с особенностями, предусмотренными данным федеральным законом (части 1 - 3 статьи 15 Федерального закона от 28 декабря 2010 года N 4ОЗ-ФЗ).
Статьей 30 Федерального закона от 28 декабря 2010 года N 4ОЗ-ФЗ "О Следственном комитете Российской Федерации" установлено, что сотрудник Следственного комитета Российской Федерации может быть уволен со службы по основаниям, предусмотренным трудовым законодательством.
В силу пункта 2 части 1 статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации трудовой договор, может быть расторгнут работодателем в случае сокращения численности или штата работников организации.
Согласно части 3 статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации увольнение по основаниям, указанным в пунктах 2 и 3 настоящей статьи допускается, если невозможно перевести работника с его согласия на другую работу.
В соответствии с частью 1 и частью 2 статьи 180 Трудового кодекса Российской Федерации при проведении мероприятий по сокращению численности или штата работников организации, работодатель обязан предложить работнику другую имеющуюся работу (вакантную должность) в соответствии с частью третьей 81 Трудового кодекса Российской Федерации.
О предстоящем увольнении в связи с ликвидацией организации, сокращением численности или штата работников организации, работники предупреждаются работодателем персонально и под роспись не менее чем за два месяца до увольнения.
В пункте 29 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 марта 2004 года N 2 "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации" разъяснено, что в соответствии с частью 3 статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации увольнение работника в связи с сокращением численности или штата работников организации, индивидуального предпринимателя допускается, если невозможно перевести работника с его письменного согласия на другую имеющуюся у работодателя работу (как вакантную должность или работу, соответствующую квалификации работника, так и вакантную нижестоящую должность или нижеоплачиваемую работу), которую работник может выполнять с учетом его состояния здоровья. Судам следует иметь в виду, что работодатель обязан предлагать работнику все отвечающие указанным требованиям вакансии, имеющиеся у него в данной местности. При решении вопроса о переводе работника на другую работу необходимо также учитывать реальную возможность работника выполнять предлагаемую ему работу с учетом его образования, квалификации, опыта работы. При этом необходимо иметь в виду, что расторжение трудового договора с работником по пункту 2 части 1 статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации возможно при условии, что он не имел преимущественного права на оставление на работе (статья 179 Трудового кодекса Российской Федерации) и был предупрежден персонально и под роспись не менее чем за два месяца о предстоящем увольнении (часть вторая статьи 180 Трудового кодекса Российской Федерации).
Из материалов дела следует, что Гагиева Э.К. с 2007 года работала в следственном отделе при Прокуратуре РСО-Алания, а затем с 2011 года в СУ СК России по РСО-Алания на различных должностях.
Приказом N32 л/с от 06 февраля 2019 года назначена на должность следователя Алагирского межрайонного следственного отдела СУ СК России по РСО-Алания.
Распоряжением СУ СК России по РСО-Алания N9р от 06 декабря 2021 года распределены обязанности между сотрудниками Алагирского МСО СУ СК России по РСО-Алания, где в п. 1.6 указано, что следователь Гагиева Э.К. помимо возложенных на нее обязанностей следователя организует документационное обеспечение деятельности сотрудников Алагирского МСО, ведет книги учета документов, принимает корреспонденцию, осуществляет документооборот в МСО.
По указанию СУ СК России от 31 марта 2022 года руководителю СУ СК России по РСО-Алания было предписано представить предложения о сокращении штата на 5 единиц.
Руководитель СУ СК России по РСО-Алания ходатайствовал о сокращении 3 единиц следователей и старшего помощника руководителя СУ СК России по РСО-Алания по вопросам организации физической защиты.
Приказом Председателя СК России N22-кш от 23 мая 2022 года внесены изменения в штат СУ СК России по РСО-Алания.
Во исполнение данного приказа Гагиева Э.К. 06 июня 2022 года была уведомлена об увольнении по сокращению штата.
На заседании комиссии по определению сотрудников, имеющих преимущественное право оставления на работе при сокращении численности или штата работников от 27 июля 2022 года, принято решение, что из трех сотрудников, занимающих должности следователей в Алагирском межрайонном следственном отделе Гагиева Э.К. не имеет преимущественного права оставления на работе.
Приказом N37 л/с от 15 августа 2022 года Гагиева Э.К. освобождена от занимаемой должности и уволена по п.2 ч. 1 ст.81 ТК РФ.
Принимая решение об отказе в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции, дал оценку представленным в материалы дела доказательствам, исходил из того, что процедура увольнения ответчиком была соблюдена, что по уровню профессиональных знаний, служебной эффективности и квалификации истица не имела преимущественного права на оставление на работе, по отношению к другим следователям, что при увольнении по сокращению штата в первую очередь преимущество имеют сотрудники с наиболее высокой производительностью труда по занимаемой должности, тогда как истец фактически выполняла обязанности не следователя, а делопроизводителя.
Суд не принял во внимание доводы Гагиевой Э.К. о наличии дисциплинарных взысканий у других следователей, указав, что конструктивным элементом при увольнении по сокращению штата является определение работников с более высокой производительностью труда и квалификацией.
Суд апелляционной инстанции с выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием согласился.
Судебная коллегия по гражданским делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции не усматривает оснований не согласиться с выводами судебных инстанций.
Согласно разъяснениям, содержащимся в абз. 2 пункта 10 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 марта 2004 года N 2 "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации", работодатель в целях эффективной экономической деятельности и рационального управления имуществом самостоятельно, под свою ответственность принимает необходимые кадровые решения (подбор, расстановку, увольнение персонала) и заключение трудового договора с конкретным лицом, ищущим работу, что является правом, а не обязанностью работодателя.
Вопрос о соблюдении ответчиком при увольнении истца на основании пункта 2 части 1 статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации требований, предусмотренных частью 3 названной статьи, судом первой и апелляционной инстанции подробно изучался.
Имеющимся в материалах дела доказательствам в совокупности судом дана надлежащая правовая оценка по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Доводы жалобы и кассационного представления о том, что с момента получения 31 марта 2022 года письма СК России о необходимости в срок к 8 апреля 2022 года направить в кадровое подразделение СК России предложения по сокращению штатной численности, начались организационно- штатные мероприятия, что работодатель с указанной даты не вправе был заполнять вакантные должности, не заслуживают внимания.
Суды пришли к правильному и обоснованному выводу о том, что до получения 26 мая 2022 года приказа председателя Следственного комитета Российской Федерации от 23 мая 2022года N 22-КШ " О внесении изменений в штат следственного управления следственного комитета Российской Федерации по Республике Северная Осетия" ответчик был вправе принимать решение по заполнение вакантных должностей и производить перемещение по штату.
В кассационной жалобе не приведено доводов и доказательств, опровергающих установленные судом первой и апелляционной инстанции обстоятельства и их выводов, как и не приведено оснований, которые в соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации могли бы явиться безусловным основанием для отмены обжалуемых судебных постановлений.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по гражданским делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции, определила:
решение Ленинского районного суда г. Владикавказа от 27 марта 2023 года и апелляционное определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Северная Осетия-Алания от 5 сентября 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу и кассационное представление без удовлетворения.
Председательствующий Камышова Т.В.
Судьи Корниенко Г.Ф
Курасова Е.А.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.