Судья Первого кассационного суда общей юрисдикции Полянина О.А., рассмотрев жалобу адвоката Мошкина М.И. (далее Мошкин М.И.), действующего на основании ордера в интересах Каттакулова А.А.у. (далее Каттакулов А.А.у.), на вступившие в законную силу постановление судьи Истринского городского суда Московской области от 14 апреля 2023 года, решение судьи Московского областного суда от 15 июня 2023 года, вынесенные в отношении Каттакулова А.А.у. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 18.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях
УСТАНОВИЛ:
постановлением судьи Истринского городского суда Московской области от 14 апреля 2023 года, оставленным без изменения решением судьи Московского областного суда от 15 июня 2023 года, гражданин Республики Узбекистан Каттакулов А.А.у. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 18.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 5 000 рублей, с административным выдворением за пределы Российской Федерации в форме контролируемого самостоятельного выезда.
В жалобе, поданной в Первый кассационный суд общей юрисдикции, адвокат Мошкин М.И, действующий в интересах Каттакулова А.А.у, ставит вопрос об отмене судебных актов, направлении дела на новое рассмотрение.
Изучение материалов истребованного дела об административном правонарушении и доводов жалобы заявителя в соответствии с частью 1 статьи 30.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях позволяет прийти к следующим выводам.
Частью 1 статьи 18.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (все нормы, цитируемые в настоящем постановлении, приведены в редакции, действующей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения Каттакулова А.А.у. к административной ответственности) предусмотрено, что осуществление иностранным гражданином или лицом без гражданства трудовой деятельности в Российской Федерации без разрешения на работу либо патента, если такие разрешение либо патент требуются в соответствии с федеральным законом, либо осуществление иностранным гражданином или лицом без гражданства трудовой деятельности в Российской Федерации по профессии (специальности, должности, виду трудовой деятельности), не указанной в разрешении на работу или патенте, если разрешение на работу или патент содержит сведения о профессии (специальности, должности, виде трудовой деятельности), либо осуществление иностранным гражданином или лицом без гражданства трудовой деятельности вне пределов субъекта Российской Федерации, на территории которого данному иностранному гражданину выданы разрешение на работу, патент или разрешено временное проживание, влечет наложение административного штрафа в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации или без такового.
В силу части 2 статьи 18.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение, предусмотренное частью 1 настоящей статьи, совершенное в городе федерального значения Москве или Санкт-Петербурге либо в Московской или Ленинградской области, влечет наложение административного штрафа в размере от пяти тысяч до семи тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации.
Правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации регулируется Федеральным законом от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (далее Федеральный закон от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ).
Положениями пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ установлено, что разрешение на работу представляет собой документ, подтверждающий право иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в порядке, требующем получения визы, и других категорий иностранных граждан в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, на временное осуществление на территории Российской Федерации трудовой деятельности.
Патент - это документ, подтверждающий в соответствии с настоящим Федеральным законом право иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, за исключением отдельных категорий иностранных граждан в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, на временное осуществление на территории субъекта Российской Федерации трудовой деятельности.
В силу пункта 4 статьи 13 Федерального закона от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ иностранный гражданин имеет право осуществлять трудовую деятельность в случае, если он достиг возраста восемнадцати лет, при наличии разрешения на работу или патента.
Иностранный гражданин, временно пребывающий в Российской Федерации и осуществляющий трудовую деятельность на основании разрешения на работу или патента, либо иностранный гражданин, временно проживающий в России, обязан соблюдать ограничения, предусмотренные федеральным законом и вытекающие из содержания документов, дающих право такому иностранному гражданину пребывать (проживать) на территории Российской Федерации и подтверждающих его право на осуществление трудовой деятельности в России, в части профессии (специальности, должности, вида трудовой деятельности), а также места ее осуществления (пункты 4.2 и 5 статьи 13, абзацы первый и второй пункта 16 статьи 13.3 Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации").
Таким образом, по смыслу приведенных норм возможность привлечения иностранного гражданина к работе и законного осуществления им трудовой деятельности установлена лишь при наличии у него разрешения на работу или патента с закрепленными в них специальностью (видом разрешенной трудовой деятельности) и территорией действия.
Из материалов дела об административном правонарушении усматривается, что 13 апреля 2023 года в 10 часов 00 минут в ходе проверки сотрудниками ОВМ ОМВД России по г.о. Истра режима пребывания (проживания) иностранных граждан на территории Российской Федерации по адресу: "адрес" выявлен гражданин Республики Узбекистан Каттакулов А.А.у, который в нарушение статей 13, 13.3 Федерального закона от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ осуществлял трудовую деятельность в качестве подсобного рабочего без соответствующего разрешения на работу либо патента на территории Московской области.
Фактические обстоятельства дела подтверждаются собранными доказательствами, которым судебными инстанциями дана оценка в совокупности с другими материалами дела на предмет допустимости, достоверности, достаточности в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства его совершения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
Таким образом, Каттакулов А.А.у. правомерно привлечен к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 18.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с общими правилами назначения административного наказания, основанными на принципах справедливости, соразмерности и индивидуализации ответственности, административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях. При назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность (части 1 и 2 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Постановление судьи в части назначения дополнительного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации основано на данных, подтверждающих необходимость применения к Каттакулову А.А.у. указанной меры ответственности и ее соразмерность предусмотренным частью 1 статьи 3.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях целям административного наказания, связанным с предупреждением совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.
Вопреки доводам жалобы, как при составлении протокола об административном правонарушении, так и в ходе рассмотрения дела в суде Каттакулову А.А.у. разъяснялись положения статьи 51 Конституции Российской Федерации и процессуальные права, предусмотренные статьями 24.2, 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в том числе, право пользоваться помощью переводчика и защитника, что подтверждается его подписью в протоколе об административном правонарушении, объяснениях, расписке о разъяснении прав и обязанностей.
Согласно материалам дела Каттакулов А.А.у. указывал о том, что владеет русским языком, в услугах переводчика и защитника не нуждается, соответствующие ходатайства им в ходе производства не заявлены.
Доводы автора жалобы об одновременном рассмотрении судьей городского суда дел об административных правонарушениях по части 2 статьи 18.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении различных иностранных граждан, не нашли своего объективного подтверждения.
Из материалов дела усматривается, что определением судьи городского суда от 14 апреля 2023 года дело об административном правонарушении в отношении Каттакулова Ш.А. назначено к рассмотрению на 09 часов 35 минут 14 апреля 2023 года (л.д. 13).
При рассмотрении дела принимал участие иностранный гражданин, в отношении которого ведется производство, Каттакулов А.А.у, который, пользуясь предоставленными ему правами, дал объяснения, подтвердил обстоятельства, изложенные в протоколе, получил копию постановления, вынесенного по результатам рассмотрения дела (л.д. 15-19).
Данные, свидетельствующие о существенных процессуальных нарушениях, влекущих неправильное рассмотрение дела судьей городского суда и являющиеся основанием к отмене постановления, в материалах дела отсутствуют.
Позиция заявителя, выражающая несогласие с результатами служебной проверки, назначенной приказом председателя городского суда, равно как и вопросы дисциплинарной ответственности судей не относятся к обстоятельствам, подлежащим установлению судьей кассационной инстанции при оценке соответствия обжалуемых судебных актов нормам материального и процессуального права.
Постановление вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного в части 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.
Административное наказание назначено Каттакулову А.А.у. в пределах санкции части 2 статьи 18.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь изменение или отмену состоявшихся по делу судебных актов, не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Первого кассационного суда общей юрисдикции
постановил:
постановление судьи Истринского городского суда Московской области от 14 апреля 2023 года, решение судьи Московского областного суда от 15 июня 2023 года, вынесенные в отношении Каттакулова А.А.у. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 18.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу адвоката Мошкина М.И, действующего на основании ордера в интересах Каттакулова А.А.у, - без удовлетворения.
Судья О.А. Полянина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.