Судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Поддымова А.В, судей Найденовой О.Н. Софронова В.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу министерства природных ресурсов и экологии Саратовской области на решение Фрунзенского районного суда города Саратова от 31 марта 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Саратовского областного суда от 27 июля 2023 года по административному делу по административному исковому заявлению Климова В. М. к министерству природных ресурсов и экологии Саратовской области о признании незаконным распоряжения.
Заслушав доклад судьи Найденовой О.Н, объяснения представителя Климова В.М. - Стаценко А.Г, возражавшего против удовлетворения кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Климов В.М. обратился в суд с административным исковым заявлением, просил признать незаконными пункты 2-4 распоряжения министерства природных ресурсов и экологии Саратовской области (далее также - Министерство) от 29 августа 2022 года N 177.
В обоснование административного иска указал, что с 10 мая 1996 года является членом СНТ "Эврика" и осуществляет фактическое пользование земельным участком площадью 925 кв.м, входящим в границы земельного участка, площадью 8, 19 га в Саратовском районе Саратовской области, предоставленного СНТ "Эврика" в постоянное (бессрочное) пользование постановлением администрации объединенного муниципального образования Саратовского района Саратовской области от 15 ноября 1999 года N 1656. Используемый земельный участок полностью входит в земельный участок из земель лесного фонда с кадастровым номером N (присвоен 19 декабря 2017 года), расположенный по адресу: "адрес"
Вступившими в законную силу решениями Фрунзенского районного суда города Саратова от 28 мая 2020 года по делу N 2а-468/2020 и от 25 ноября 2021 года по делу N 2а-1691/2021 удовлетворены его требования к министерству природных ресурсов и экологии Саратовской области о признании незаконным отказа в согласовании схемы расположения земельного участка; на Министерство возложена обязанность повторно рассмотреть заявление Климова В.М. о принятии решения об утверждении схемы расположения земельного участка, площадью 925 кв.м по вышеуказанному адресу. При этом суды пришли к выводам о том, что используемый им земельный участок N 21 подлежит отнесению к категории земель сельскохозяйственного назначения, основания для отнесения спорного земельного участка к землям лесного фонда отсутствуют. Оспариваемым распоряжением во исполнение указанных судебных актов утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории площадью 925 кв.м с условным номером N, имеющего местоположение (адрес): "адрес"
При этом пунктом 2 указанного распоряжения предписано считать образуемый земельный участок с условным номером N относящимся к категории земель "земли лесного фонда; пунктом 3 установлены виды разрешенного использования лесов на образуемом земельном (лесном) участке; пунктом 4 установлены виды разрешенного использования образуемого земельного участка: коммунальное обслуживание, религиозное использование, обеспечение научной деятельности, отдых (рекреация), энергетика, связь, заготовка древесины, лесные плантации, заготовка лесных ресурсов, гидротехнические сооружения.
Полагает, что в части пунктов 2-4 распоряжение Министерства от 29 августа 2022 года N 177 противоречит выводам судебных актов о том, что испрашиваемый земельный участок подлежит отнесению к категории земель сельскохозяйственного назначения и основания для отнесения его к землям лесного фонда отсутствуют; установленные виды разрешенного использования не позволяют ему приобрести земельный участок в собственность для ведения садоводства и использовать его по этому назначению.
Решением Фрунзенского районного суда города Саратова от 31 марта 2023 года, оставленным без изменения апелляционным определение судебной коллегии по административным делам Саратовского областного суда от 27 июля 2023 года, административный иск удовлетворен.
В кассационной жалобе, поступившей в суд первой инстанции 20 октября 2023 года, министерство природных ресурсов и экологии Саратовской области просит отменить состоявшиеся судебные постановления как принятые при неправильном применении норм материального и процессуального права. Указывает, что образуемый земельный участок может быть отнесен только к категории земель лесного фонда, поскольку образуется из лесного земельного участка, в связи с чем у министерства отсутствуют основания для отнесения земельного участка к иной категории и видам разрешенного использования, чем указанным в оспариваемом распоряжении. Кроме того, границы Саратовского лесничества внесены в сведения ЕГРН, основания для их изменения отсутствуют.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно. При таких обстоятельствах, учитывая положения части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив в соответствии с требованиями части 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации правильность применения и толкования судами норм материального права и норм процессуального права в пределах доводов кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
По настоящему административному делу таких оснований для пересмотра судебных актов в кассационном порядке по доводам жалобы не имеется.
Согласно статье 7 Лесного кодекса Российской Федерации лесным участком является земельный участок, который расположен в границах лесничеств, лесопарков и образован в соответствии с требованиями земельного законодательства и названного Кодекса.
Частью 1 статьи 67 Лесного кодекса Российской Федерации устанавлено, что лесоустройство проводится на землях лесного фонда, а также на землях, указанных в части 3 статьи 23 данного Кодекса, которая гласит, что лесничества и лесопарки также располагаются на землях обороны и безопасности, на которых расположены леса; населенных пунктов, на которых расположены городские леса; особо охраняемых природных территорий, на которых расположены леса.
В силу части 3 статьи 14 Федерального закона от 21 декабря 2004 года N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" в случае, если в соответствии со сведениями, содержащимися в государственном лесном реестре, лесном плане субъекта Российской Федерации, земельный участок относится к категории земель лесного фонда, а в соответствии со сведениями Единого государственного реестра недвижимости, правоустанавливающими или правоудостоверяющими документами на земельные участки этот земельный участок отнесен к иной категории земель, принадлежность земельного участка к определенной категории земель определяется в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, либо в соответствии со сведениями, указанными в правоустанавливающих или правоудостоверяющих документах на земельные участки, при отсутствии таких сведений в Едином государственном реестре недвижимости, за исключением случаев, предусмотренных частью 6 настоящей статьи. Правила данной части применяются в случае, если права правообладателя или предыдущих правообладателей на земельный участок возникли до 1 января 2016 года.
Как следует из части 4-5 статьи 14 названного Федерального закона земельный участок, в частности, подлежит отнесению к землям населенных пунктов, если он находится в границах населенного пункта, или к категории земель сельскохозяйственного назначения в иных случаях, если в соответствии со сведениями, содержащимися в государственном лесном реестре, лесном плане субъекта Российской Федерации, а также сведениями Единого государственного реестра недвижимости, правоустанавливающими и (или) правоудостоверяющими документами на земельные участки земельный участок относится к категории земель лесного фонда, но до 8 августа 2008 года предоставлен для ведения огородничества, садоводства или дачного хозяйства гражданину, садоводческому, огородническому или дачному некоммерческому объединению граждан, иной организации, при которой было создано или организовано указанное объединение, либо образован из указанного земельного участка. Данные положения применяются также в случае перехода прав граждан на указанный земельный участок после 8 августа 2008 года.
При этом в случаях, указанных в частях 4, 9 и 13 указанной статьи, принятие акта о переводе земельного участка из одной категории в другую (решения об отнесении земельного участка к соответствующей категории земель) не требуется (часть 15 статьи 14 Федерального закона от 21 декабря 2004 года N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую").
В соответствии с частью 10 статьи 14 названного Федерального закона в случае наличия противоречия между данными о принадлежности земельных участков к землям определенной категории, указанными в Едином государственном реестре недвижимости, и данными, указанными в правоустанавливающих или правоудостоверяющих документах на земельные участки, если такие документы получены до дня вступления в силу данного Федерального закона, отнесение земельных участков к землям определенной категории осуществляется на основании данных, указанных в правоустанавливающих или правоудостоверяющих документах на земельные участки, по заявлениям правообладателей земельных участков.
Конституционным Судом Российской Федерации в определениях N 1793-О и N 1994-О от 21 сентября 2017 года указано, что Федеральный закон от 29 июля 2017 года N 280-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель" принят для преодоления противоречивого толкования положений Лесного кодекса Российской Федерации в правоприменительной практике и защиты законных интересов добросовестных приобретателей земельных участков.
Конституционный Суд Российской Федерации разъяснил, что, установив приоритет сведений о категории земельных участков, содержащихся в правоустанавливающих документах и Едином государственном реестре недвижимости, федеральный законодатель исключил возможность произвольного толкования оспариваемого законоположения и, соответственно, изъятия земельных участков у граждан, которые приобрели их на законном основании и были указаны как собственники этих участков в Едином государственном реестре недвижимости, только по формальным основаниям их расположения в границах лесничеств и лесопарков в соответствии с данными государственного лесного реестра, то есть у добросовестных приобретателей.
Как установлено судами и следует из материалов административного дела, вступившим в законную силу 4 февраля 2021 года решением Фрунзенского районного суда города Саратова от 28 мая 2020 года установлено, что земельный участок, переданный садоводческому товариществу "Эврика", площадью 8, 19 га, был выделен из земель, ранее предоставленных Центральному научно-исследовательскому институту измерительной аппаратуры научно-исследовательского института травматологии и ортопедии (далее - ЦНИИИА и НИИ травматологии и ортопедии), на основании решения облисполкома от 15 июня 1978 года N 232 в размере 1, 5 га, от 15 марта 1979 года N 124/8 - 0, 6 га, от 12 июня 1986 года N 213/8 - 0, 66 га, от 10 сентября 1987 года N 265 - 2, 0 га, решения райисполкома от 10 февраля 1988 года N 25 - 3, 0 га, постановлением администрации объединенного муниципального образования Саратовского района от 1 ноября 1999 года N 1566 - 1, 33 га, из земель ОКХ "Аграрник" для организации садоводческого товарищества.
Земельный участок сельскохозяйственного назначения, в котором расположен испрашиваемый земельный участок, относится к землям лесного фонда, изготовлены в 1994 году, свидетельство о государственной регистрации лесного фонда выдано 18 февраля 2004 года, межевой план административным ответчиком утвержден 15 сентября 2017 года. Правоудостоверяющими документами от 15 июня 1978 года, 15 марта 1979 года, 12 июня 1986 года, 10 сентября 1987 года, 10 февраля 1988 года земельный участок, на часть которого претендует истец, был предоставлен для ведения огородничества, садоводства или дачного хозяйства садоводческому некоммерческому объединению граждан СНТ "Эврика, которое согласно Уставу является правопреемником садоводческого товарищества "Эврика", ранее зарегистрированного решением от 29 ноября 1978 года N 2 Саратовского районного Совета Народных депутатов Саратовской области. Климов В.М. является членом данного СНТ с 2 мая 1997 года.
Также указанным выше решением установлено, что земельный участок N 21, используемый Климовым В.М, на основании положений статьи 14 Федерального закона от 21 декабря 2004 года N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" подлежит отнесению к категории земель сельскохозяйственного назначения, независимо от наличия акта о переводе его из одной категории в другую либо решения об отнесении его к соответствующей категории земель. При этом основания для отнесения спорного земельного участка к землям лесного фонда отсутствуют.
Вступившим в законную силу решением Фрунзенского районного суда города Саратова от 25 ноября 2021 года по делу N 2а-1691/2021 удовлетворено административное исковое заявление Климова В.М. к министерству природных ресурсов и экологии Саратовской области о признании незаконным отказа (повторно) в согласовании схемы расположения земельного участка. На министерство природных ресурсов и экологии Саратовской области возложена обязанность повторно рассмотреть заявление Климова В.М. о принятии решения об утверждении схемы расположения земельного участка площадью 925 кв.м, находящегося по вышеуказанному адресу.
Разрешая спор и удовлетворяя административный иск, районный суд, с выводами которого согласился суд апелляционной инстанции, исходил из того, что вступившими в законную силу решениями суда установлены обстоятельства, имеющие преюдициальное значение для настоящего дела, а именно, то, что земельный участок, на часть которого претендует административный истец, относился к землям сельскохозяйственного назначения, был предоставлен садоводческому товариществу для ведения садоводства и огородничества.
Проанализировав вышеприведенные законоположения, исследовав установленные по делу обстоятельства, суды пришли к правильному выводу о незаконности пунктов 2-4 распоряжения министерства природных ресурсов и экологии Саратовской области от 29 августа 2022 года N 177, поскольку они фактически направлены на преодоление законной силы судебных актов, которыми ранее установлено, что основания для отнесения спорного земельного участка к землям лесного фонда и установления соответствующих видов разрешенного использования отсутствуют.
Изложенный в кассационной жалобе довод министерства природных ресурсов и экологии Саратовской области о том, что в решении Фрунзенского районного суда г. Саратова от 28 мая 2020 года по делу N 2а-468/2020 отсутствует вывод о причинах наложения границ земель лесного фонда и земельного участка, предоставленного садоводческого товарищества "Эврика" не имеет правового значения для разрешения настоящего дела, поскольку в силу приведенных выше положений федерального законодательства юридически значимым обстоятельством является предоставление земельного участка до 8 августа 2008 года для ведения огородничества, садоводства или дачного хозяйства гражданину, садоводческому, огородническому или дачному некоммерческому объединению граждан.
Также подлежит отклонению утверждение министерства природных ресурсов и экологии Саратовской области о невозможности отнесения формируемого земельного участка к категории земель сельскохозяйственного назначения на основании статьи 4.7 Федерального закона от 4 декабря 2006 года N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации", поскольку на данном земельном участке отсутствует объект недвижимого имущества. Указанные положения относятся к образованию лесного участка, между тем, с учетом выводов, сделанных в приведенных выше вступивших в законную силу судебных актов, оснований для формирования лесного участка не имеется.
Доводы кассационной жалобы о несогласии с выводами судов нижестоящих инстанций, приведенными в обжалуемых судебных актах, по существу направлены на иную оценку собранных по делу доказательств и фактических обстоятельств дела, аналогичны доводам, ранее заявлявшимся в судах первой и апелляционной инстанций, которым дана соответствующая правовая оценка.
Доводы кассационной жалобы не содержат обстоятельств, которые опровергали бы выводы, изложенные в судебных постановлениях, нарушений норм материального и процессуального права, которые привели или могли привести к неправильному разрешению дела, судами не допущено. Обстоятельства, имеющие значение для дела, определены правильно, выводы, изложенные в оспариваемых судебных актах, мотивированы, соответствуют обстоятельствам дела и подтверждены имеющимися доказательствами, которым дана оценка в соответствии со статей 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Предусмотренных частью 3 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации безусловных оснований к отмене судебных постановлений не установлено.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Фрунзенского районного суда города Саратова от 31 марта 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Саратовского областного суда от 27 июля 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу министерства природных ресурсов и экологии Саратовской области - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который начинает исчисляться на следующий день после принятия апелляционного определения и из которого исключается срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае, когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Кассационное определение изготовлено в полном объеме 18 декабря 2023 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.