Судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Найденовой О.Н, судей Софронова В.А, Шароновой Е.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу администрации муниципального образования город Алексин Тульской области на решение Алексинского межрайонного суда Тульской области от 4 апреля 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Тульского областного суда от 22 августа 2023 года по административному делу по административному исковому заявлению Алексеева А. А. к администрации муниципального образования город Алексин Тульской области о признании незаконным решения.
Заслушав доклад судьи Найденовой О.Н, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Алексеев А.А. обратился в суд с административным исковым заявлением, просил незаконным решение администрации муниципального образования город Алексин Тульской области (далее также - администрация) от 13 января 2023 года N 46/ОГ об отказе в утверждении схемы земельного участка, возложить обязанность рассмотреть его заявление об утверждении схемы расположения земельного участка площадью 653 кв.м, расположенного по адресу: "адрес"
В обоснование административного иска указано, что решением администрации муниципального образования город Алексин от 13 января 2023 года ему отказано в согласовании схемы расположения земельного участка площадью 653 кв.м на кадастровом плане (карте) территории по адресу: "адрес", поскольку испрашиваемый земельный участок полностью расположен в зоне с особыми условиями использования территории, а именно охранной зоне воздушной ЛЭП высокого напряжения ВЛ-220 кВ "Черепеть-Шипово", в которой не допускается использование земельного участка в соответствии с целями использования такого земельного участка. Полагает данный отказ незаконным, поскольку испрашиваемый земельный участок выделен из массива, предоставленного в 1992 года садовому товариществу N 5 в коллективную совместную собственность для ведения садоводства, находится в его (административного истца) фактическом пользовании с 2001 года, он является членом СНТ "Объединенные сады N 5 и N 6"; нахождение территории в охранных зонах электросетей не исключают предоставление в собственность земельного участка.
Решением Алексинского межрайонного суда Тульской области от 4 апреля 2023 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Тульского областного суда от 22 августа 2023 года, административный иск удовлетворен.
В кассационной жалобе, поступившей в суд первой инстанции 12 октября 2023 года, администрация муниципального образования город Алексин Тульской области просит отменить состоявшиеся судебные постановления как принятые при неправильном применении норм материального права. Повторяя доводы, изложенные при рассмотрении дела в судах нижестоящих инстанций, настаивает на законности оспариваемого решения, ссылаясь на отсутствие оснований для утверждения схемы расположения земельного участка и предоставления земельного участка.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно. При таких обстоятельствах, учитывая положения части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив в соответствии с требованиями части 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации правильность применения и толкования судами норм материального права и норм процессуального права в пределах доводов кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
По настоящему административному делу таких оснований для пересмотра судебных актов в кассационном порядке по доводам жалобы не имеется.
В соответствии с пунктом 2 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется с учетом утвержденных документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, проекта планировки территории, землеустроительной документации, положения об особо охраняемой природной территории, наличия зон с особыми условиями использования территорий, земельных участков общего пользования, территорий общего пользования, красных линий, местоположения границ земельных участков, местоположения зданий, сооружений (в том числе размещение которых предусмотрено государственными программами Российской Федерации, государственными программами субъекта Российской Федерации, адресными инвестиционными программами), объектов незавершенного строительства.
Основания для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка закреплены в пункте 16 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации. К таким основаниям отнесено несоответствие схемы расположения земельного участка ее форме, формату или требованиям к ее подготовке, которые установлены в соответствии с пунктом 12 настоящей статьи (подпункт 1)
Согласно пункту 12 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации форма схемы расположения земельного участка, подготовка которой осуществляется в форме документа на бумажном носителе, требования к формату схемы расположения земельного участка при подготовке схемы расположения земельного участка в форме электронного документа, требования к подготовке схемы расположения земельного участка устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Кроме того, как следует из подпункта 2 пункта 8 статьи 39.15, подпункта 14.1 статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации, уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка в том случае, если земельный участок, который предстоит образовать, не может быть предоставлен заявителю, в частности, если испрашиваемый земельный участок полностью расположен в границах зоны с особыми условиями использования территории, установленные ограничения использования земельных участков в которой не допускают использование земельного участка в соответствии с целями использования такого земельного участка, указанными в заявлении о предоставлении земельного участка.
Требования к подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории и формату схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории при подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории в форме электронного документа, формы схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, подготовка которой осуществляется в форме документа на бумажном носителе, утверждены приказом Росреестра от 19 апреля 2022 года N П/0148 (Далее также - Требования).
В соответствии с пунктом 4 Требований при подготовке схемы расположения земельного участка учитываются, в том числе материалы и сведения о зонах с особыми условиями использования территории.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 февраля 2009 года N 160 "О порядке установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон" утверждены Правила установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон (далее - Правила).
Указанные Правила определяют порядок установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства, а также особые условия использования земельных участков, расположенных в пределах охранных зон, обеспечивающие безопасное функционирование и эксплуатацию указанных объектов. В охранных зонах в целях обеспечения безопасных условий эксплуатации и исключения возможности повреждения линий электропередачи и иных объектов электросетевого хозяйства устанавливаются особые условия использования территорий.
В частности, в соответствии с пунктом 8 Правил в охранных зонах запрещается осуществлять любые действия, которые могут нарушить безопасную работу объектов электросетевого хозяйства, в том числе привести к их повреждению или уничтожению, и (или) повлечь причинение вреда жизни, здоровью граждан и имуществу физических или юридических лиц, а также повлечь нанесение экологического ущерба и возникновение пожаров, в том числе: а) набрасывать на провода и опоры воздушных линий электропередачи посторонние предметы, а также подниматься на опоры воздушных линий электропередачи; б) размещать любые объекты и предметы (материалы) в пределах созданных в соответствии с требованиями нормативно-технических документов проходов и подъездов для доступа к объектам электросетевого хозяйства, а также проводить любые работы и возводить сооружения, которые могут препятствовать доступу к объектам электросетевого хозяйства, без создания необходимых для такого доступа проходов и подъездов; в) находиться в пределах огороженной территории и помещениях распределительных устройств и подстанций, открывать двери и люки распределительных устройств и подстанций, производить переключения и подключения в электрических сетях (указанное требование не распространяется на работников, занятых выполнением разрешенных в установленном порядке работ), разводить огонь в пределах охранных зон вводных и распределительных устройств, подстанций, воздушных линий электропередачи, а также в охранных зонах кабельных линий электропередачи; г) размещать свалки; д) производить работы ударными механизмами, сбрасывать тяжести массой свыше 5 тонн, производить сброс и слив едких и коррозионных веществ и горюче-смазочных материалов (в охранных зонах подземных кабельных линий электропередачи).
В соответствии с пунктами 10, 11 Правил строительство, капитальный ремонт, реконструкция или снос зданий и сооружений; посадка и вырубка деревьев и кустарников; земляные работы на глубине более 0, 3 метра (на вспахиваемых землях на глубине более 0, 45 метра), а также планировка грунта (в охранных зонах подземных кабельных линий электропередачи); полив сельскохозяйственных культур в случае, если высота струи воды может составить свыше 3 метров (в охранных зонах воздушных линий электропередачи); полевые сельскохозяйственные работы с применением сельскохозяйственных машин и оборудования высотой более 4 метров (в охранных зонах воздушных линий электропередачи) или полевые сельскохозяйственные работы, связанные с вспашкой земли (в охранных зонах кабельных линий электропередачи), запрещаются только без письменного решения сетевых организаций о согласовании.
Как установлено судами и следует из материалов административного дела, Алексеев А.А. является с 2001 года членом СНТ "Объединенные сады N 5 и N 6" ему в пользование передан земельный участок N 199, площадью 653 кв.м расположенный по адресу: "адрес". Административный истец использует данный земельный участок как свой собственный, правопритязаний иных лиц на участок не установлено.
Кадастровым инженером подготовлен 24 ноября 2022 года межевой план, содержащий схему расположения указанного земельного участка на кадастровом плане территории, согласно которому участок площадью 653 кв.м. из земель населенных пунктов с видом разрешенного использования "для садоводства", расположенный по указанному адресу находится на землях СНТ, споры по границе земельного участка отсутствуют.
Письмом администрации муниципального образования город Алексин Тульской области от 13 января 2023 года Алексееву А.А. отказано в удовлетворении заявления об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории со ссылкой на статью 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации в связи с расположением земельного участка в охранной зоне воздушной ЛЭП высокого напряжения ВЛ-220 кВ "Черепеть-Шипово", что не допускает использование земельного участка в соответствии с целями использования такого земельного участка и не отображением данных сведений на схеме расположения земельного участка на кадастровом плане территории.
Как установлено судами и не отрицалось сторонами по делу испрашиваемый Алексеевым А.А. земельный участок полностью расположен в трех охранных зонах: воздушной ЛЭП высокого напряжения В Л-220 кВ "Черепеть-Шипово", 2В ВЛ-110 кВ "Алексин-Гремицы", ВЛЭП высокого напряжения ВЛ 220 кВ "Алексин-Ока".
Удовлетворяя административный иск, межрайонный суд, с выводами которого согласился суд апелляционной инстанции, исходил из того, что схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории, представленная Алексеевым А.А, содержит указание на местоположение испрашиваемого земельного участка с указанием его границ с учетом местоположения границ земельных участков, граничащих с ним, в том числе с указанием охранных зон; документы, на основании которых садоводческому товариществу предоставлены земельные участки и на которых уже были расположены электрические сети, в установленном законом порядке недействительными не признавались, а сведения об охранных зонах воздушных линий электропередачи внесены в ЕГРН только в 2013 году.
Оснований не согласиться с выводами судов нижестоящих инстанций не имеется, поскольку выводы основаны на установленных по делу фактических обстоятельствах и нормах закона, регулирующего спорные правоотношения.
Правила установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон, не устанавливают безусловный запрет на осуществление в подобной охранной зоне деятельности, предусмотренной пунктом 10 названных Правил. Само по себе частичное расположение образуемого земельного участка в охранной зоне объекта электросетевого хозяйства не является основанием для отказа в предварительном согласовании предоставления земельных участков, а лишь возлагает на собственника (землепользователя, землевладельца, арендатора) обязанность по использованию земельного участка с соблюдением ограничений, установленных для указанной охранной зоны.
Согласно разъяснениям, данным в пункте 17 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28 июня 2022 N 21 "О некоторых вопросах применения судами положений главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации", исходя из принципов приоритета прав и свобод человека и гражданина, недопустимости злоупотребления правами (части 1 и 3 статьи 17 и статья 18 Конституции Российской Федерации) органам публичной власти, их должностным лицам запрещается обременять физических или юридических лиц обязанностями, отказывать в предоставлении им какого-либо права лишь с целью удовлетворения формальных требований, если соответствующее решение, действие может быть принято, совершено без их соблюдения, за исключением случаев, прямо предусмотренных законом.
Отсутствие на схеме расположения земельного участка находящихся на нем объектов не является безусловным основанием для отказа в утверждении схемы земельного участка, так как такое основание прямо не предусмотрено статьей 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации.
Ссылка администрации муниципального образования город Алексин Тульской области на то, что судами не дана оценка представленным в материалы дела документам, из которых усматривается расхождение между фактической и испрашиваемой площадью земельного участка, подлежат отклонению, поскольку данные обстоятельства не являлись основанием для принятия оспариваемого решения и не подлежат проверке в силу разъяснений, изложенных в пункте 61 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 сентября 2016 года N 36 "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации".
Доводы кассационной жалобы о несогласии с выводами судов нижестоящих инстанций, приведенными в обжалуемых судебных актах, по существу направлены на иную оценку собранных по делу доказательств и фактических обстоятельств дела, аналогичны доводам, ранее заявлявшимся в судах первой и апелляционной инстанций, которым дана надлежащая правовая оценка.
Вопреки доводам кассационной жалобы нормы материального права применены судами правильно, нарушений норм процессуального права, которые привели или могли привести к неправильному разрешению данного дела, не допущено; выводы, изложенные в судебных актах, мотивированы, соответствуют установленным обстоятельствам дела.
Предусмотренных частью 3 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации безусловных оснований к отмене судебных постановлений не установлено.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Алексинского межрайонного суда Тульской области от 4 апреля 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Тульского областного суда от 22 августа 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу администрации муниципального образования город Алексин Тульской области без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который начинает исчисляться на следующий день после принятия апелляционного определения и из которого исключается срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае, когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Кассационное определение изготовлено в полном объеме 18 декабря 2023 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.