Судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Поддымова А.В, судей Найденовой О.Н, Софронова В.А, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу А.И.М. на решение Ленинского районного суда города Курска от 24 апреля 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Курского областного суда от 1 августа 2023 года по административному делу по административному исковому заявлению А.И.М. к Управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Курской области об оспаривании действий.
Заслушав доклад судьи Первого кассационного суда общей юрисдикции Софронова В.А, судебная коллегия по административным делам
УСТАНОВИЛА:
А.И.М. обратился в суд с названным административным исковым заявлением, просил признать незаконными действия Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Курской области (далее - Управление) по выдаче справки о наличии (отсутствии) судимости с указанием сведений о факте привлечения к уголовной ответственности.
В обоснование административного иска указал, что оспариваемые действия нарушают его права и наносят вред, поскольку справка содержит недостоверные порочащие его сведения.
Решением Ленинского районного суда города Курска от 24 апреля 2023 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Курского областного суда от 1 августа 2023 года, в удовлетворении административного иска отказано.
В кассационной жалобе, поступившей в суд первой инстанции 18 октября 2023 года, А.И.М. просит отменить состоявшиеся судебные постановления, принять новый судебный акт об удовлетворении административного иска. Повторяя доводы, изложенные в судах нижестоящих инстанций, ссылается на неправомерность выдачи справки с указанием сведений, не подтвержденных соответствующими процессуальными документами.
Относительно кассационной жалобы Управлением представлены письменные возражения.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно. При таких обстоятельствах, учитывая положения части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив в соответствии с требованиями части 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации правильность применения и толкования судами норм материального права и норм процессуального права в пределах доводов кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
По настоящему административному делу таких оснований для пересмотра судебного акта в кассационном порядке по доводам жалобы не имеется.
В силу части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Составной частью единой централизованной системы федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел является полиция, которая для выполнения возложенных на нее обязанностей наделена правом использовать в деятельности информационные системы, формировать, вести и использовать банки данных оперативно-справочной, криминалистической, экспертно-криминалистической, разыскной и иной информации о лицах, предметах и фактах; использовать банки данных других государственных органов и организаций, в том числе персональные данные граждан, если федеральным законом не установлено иное (часть 1 статьи 4, пункт 33 части 1 статьи 13 Федерального закона от 7 февраля 2011 года N 3-ФЗ "О полиции").
Статья 17 названного закона, касающаяся формирования и ведения банков данных о гражданах (далее - банки данных), определяет, что полиция вправе обрабатывать данные о гражданах, необходимые для выполнения возложенных на нее обязанностей, с последующим внесением полученной информации в банки данных, в том числе о лицах, подозреваемых или обвиняемых в совершении преступления, о лицах, осужденных за совершение преступления. Формирование и ведение банков данных осуществляются в соответствии с требованиями, установленными законодательством Российской Федерации. Полиция обеспечивает защиту информации, содержащейся в банках данных, от неправомерного и случайного доступа, уничтожения, копирования, распространения и иных неправомерных действий. Обработка персональных данных осуществляется в соответствии с требованиями, установленными законодательством Российской Федерации в области персональных данных (части 1 - 4, 7).
Согласно части 6 статьи 5, части 3 статьи 10 Федерального закона от 27 июля 2006 года N 152-ФЗ "О персональных данных" при обработке персональных данных должны быть обеспечены их точность, достаточность, а в необходимых случаях и актуальность по отношению к целям обработки персональных данных. Оператор должен принимать необходимые меры либо обеспечивать их принятие по удалению или уточнению неполных или неточных данных. Обработка персональных данных о судимости может осуществляться государственными органами или муниципальными органами в пределах полномочий, предоставленных им в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также иными лицами в случаях и в порядке, которые определяются в соответствии с федеральными законами.
Административный регламент Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по выдаче справок о наличии (отсутствии) судимости и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования, утвержденный Приказом МВД России от 27 сентября 2019 года N 660 (далее - Административный регламент), определяет сроки и последовательность административных процедур, связанных с выдачей справок о наличии (отсутствии) судимости, и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования, а также устанавливает порядок действий должностных лиц при осуществлении полномочий по предоставлению государственной услуги.
Административным регламентом предусмотрено, что результатом предоставления государственной услуги является: справка о наличии (отсутствии) судимости (; отказ в выдаче справки о наличии (отсутствии) судимости (пункт 9).
Справка о наличии (отсутствии) судимости оформляется после проведения проверок и получения сведений из банков данных о гражданах (пункт 74).
В графе "имеются (не имеются) сведения о факте уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования на территории Российской Федерации" указываются: дата возбуждения уголовного дела (при наличии), наименование органа, принявшего решение, пункт, часть, статья уголовного закона, дата и основание прекращения уголовного преследования, при наличии сведений о факте уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования, в частности вследствие изменения обстановки (пункт 76.4).
Как установлено судами и следует из материалов административного дела, согласно учетной (алфавитной) карточки, составленной СИЗО-1 города Курска 15 февраля 1993 года, А.И.М, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженец с. Валерик Ачхой-Мартановского района ЧИ АССР, проживающий по адресу: "адрес", был арестован ОВД Курского района Курской области 9 февраля 1993 года, характер преступления - хулиганство, часть 2 статьи 206 Уголовного кодекса РСФСР.
16 апреля 1993 года А.И.М. был освобожден по постановлению Курского РОВД на основании статей 91, 93, 101 Уголовно-процессуального кодекса РСФСР, мера пресечения изменена на подписку о невыезде, убыл в "адрес".
Уголовное дело прекращено Курским РОВД Курской области 5 мая 1993 года на основании статьи 6 Уголовно-процессуального кодекса РСФСР.
20 декабря 2022 года ИЦ УМВД России по Курской области выдал А.И.М. справку N N, в которой имеются сведения об отсутствии судимости, а также сведения о привлечении по части 2 статьи 206 Уголовного кодекса РСФСР в 1993 году Курским РОВД Курской области.
19 января 2023 года выдана справка N N, в которой имеются сведения об отсутствии судимости, а также сведения о привлечении в 1993 году Курским РОВД Курской области по части 2 статьи 206 Уголовного кодекса РСФСР, с указанием на прекращение уголовного дела на основании статьи 6 Уголовно-процессуального кодекса РСФСР.
На обращение А.И.М. относительно сведений, указанных в справке, ИЦ УМВД России по Курской области дан ответ от 16 февраля 2023 года, согласно которому указанная в справках информация дана на основании алфавитной карточки формы 1, выставленной в феврале 1993 года.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении административного иска, районный суд, с выводами которого согласился суд апелляционной инстанции, исходил из того, что внесенные в справку сведения соответствуют действительности, содержание справки соответствует требованиям Административного регламента.
При установленных по делу фактических обстоятельствах судебная коллегия соглашается с выводами судов об отсутствии незаконных действий (бездействия) Управления, нарушивших права А.И.М.
Факт возбуждения уголовного дела о преступлении, предусмотренном частью 2 статьи 206 Уголовного кодекса РСФСР, и факт прекращения данного уголовного дела на основании статьи 6 Уголовно-процессуального кодекса РСФСР (вследствие изменения обстановки) судом достоверно установлен и по существу в кассационной жалобе не оспаривается.
Ссылки на отсутствие процессуальных документов, подтверждающих указанные обстоятельства, не могут повлечь иного исхода дела, поскольку они установлены органом внутренних дел - при выдаче справки, а судами - при рассмотрении дела на основании иных допустимых средств доказывания, в том числе данных учетных документов, в частности - алфавитной карточки формы 1 (л.д. 16-19).
Нормы материального права применены судами правильно, нарушений норм процессуального права, которые привели или могли привести к неправильному разрешению данного дела, не допущено; выводы, изложенные в судебных постановлениях, мотивированы, соответствуют установленным обстоятельствам дела.
Предусмотренных частью 3 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации безусловных оснований к отмене судебных постановлений не установлено.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Ленинского районного суда города Курска от 24 апреля 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Курского областного суда от 1 августа 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу А.И.М. - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который начинает исчисляться на следующий день после принятия апелляционного определения и из которого исключается срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае, когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Председательствующий
Судьи
Кассационное определение изготовлено в полном объеме 29 декабря 2023 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.