Судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Софронова В.А, судей Александровой К.А, Ендовицкой Е.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу федерального казенного учреждения "Исправительная колония N 5" Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Мордовия (далее также ФКУ ИК-5 УФСИН России по Республике Мордовия) на решение Талдомского городского суда Московской области от 7 июля 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Московского областного суда от 4 октября 2023 года по административному делу по административному исковому заявлению Тихоненко Александра Валентиновича, Ворошилова Алексея Петровича, Васильева Максима Николаевича к ФКУ ИК-5 УФСИН России по Республике Мордовия, начальнику ФКУ ИК-5 УФСИН России по Республике Мордовия Трофимову Валерию Петровичу о признании незаконным бездействия.
Заслушав доклад судьи Александровой К.А, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Тихоненко А.В, Ворошилов А.П, Васильев М.Н. обратились в суд с административным иском к ФКУ ИК-5 УФСИН России по Республике Мордовия, начальнику ФКУ ИК-5 УФСИН России по Республике Мордовия Трофимову В.П. о признании незаконным бездействия, выразившегося в нарушении права каждого заявителя на получение письменного ответа по существу поставленных в обращении вопросов; возложении обязанности надлежащим образом рассмотреть обращение от 2 июля 2022 года N.
В обоснование заявленных требований указали, что ответ на коллективное обращение осужденных от 2 июля 2022 года N 122/2022, адресованное на имя начальника ФКУ ИК-5 УФСИН России по Республике Мордовия, по существу поставленных вопросов не дан, запрошенные документы не предоставлены.
Решением Талдомского городского суда Московской области от 7 июля 2023 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Московского областного суда от 4 октября 2023 года, административный иск удовлетворен. Признано незаконным бездействие ФКУ ИК-5 УФСИН России по Республике Мордовия в лице начальника ФКУ ИК-5 УФСИН России по Республике Мордовия Трофимова В.П. по надлежащему рассмотрению коллективного обращения от 2 июля 2022 года N; на ФКУ ИК-5 УФСИН России по Республике Мордовия в лице начальника ФКУ ИК-5 УФСИН России по Республике Мордовия Трофимова В.П. возложена обязанность повторно рассмотреть коллективное обращение от 2 июля 2022 года N.
В кассационной жалобе, поданной 6 октября 2023 года через суд первой инстанции, поступившей в Первый кассационный суд общей юрисдикции 24 ноября 2023 года, ФКУ ИК-5 УФСИН России по Республике Мордовия ставится вопрос об отмене состоявшихся судебных актов ввиду их незаконности и необоснованности с принятием нового решения об отказе в удовлетворении административных исковых требований.
Автор жалобы, не соглашаясь с выводами судов первой и апелляционной инстанций, указывает, что коллективное обращение не содержит сведений о том, что запрос административными истцами документов направлен на реализацию конституционных прав и свобод осужденных.
О времени и месте рассмотрения дела иные лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом. Руководствуясь частью 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия рассмотрела дело в их отсутствие.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Согласно части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких нарушений судами при рассмотрении настоящего административного дела не допущено.
Из материалов дела следует, 2 июля 2022 года группой осужденных, содержащихся в ФКУ ИК-3 УФСИН России по Рязанской области, в том числе Ворошиловым А.П, Васильевым М.Н, Тихоненко А.В, в адрес ФКУ ИК-5 УФСИН России по Республике Мордовия направлено коллективное обращение N о предоставлении копий относящихся к периоду содержания заявителей в данном исправительном учреждении документов: на право собственности, владения, пользования, распоряжения имуществом, находящимся на территории ФКУ ИК-5 УФСИН России по Республике Мордовия; экспликаций помещений мест принудительного содержания; поэтажных планов строений, в которых располагались места принудительного содержания осужденных; технических паспортов на объекты; частных определений судов по недостаткам в деятельности ФКУ ИК-5 УФСИН России по Республике Мордовия; судебных решений по вопросам, связанным с недостатками в деятельности ФКУ ИК-5 УФСИН России по Республике Мордовия.
Указанное заявление поступило в ФКУ ИК-5 УФСИН России по Республике Мордовия 2 августа 2022 года.
2 сентября 2022 года ФКУ ИК-5 УФСИН России по Республике Мордовия в адрес заявителей направлен ответ о том, что на балансе ФКУ ИК-5 УФСИН России по Республике Мордовия стоит недвижимое имущество, на которое имеются технические паспорта и свидетельства о государственной регистрации права; право на оперативное управление недвижимым имуществом зарегистрировано в установленном порядке. Сведения о праве собственности, владения, пользования и распоряжения имуществом, находящимся на балансе ФКУ ИК-5 УФСИН России по Республике Мордовия, права заявителей не затрагивают.
Разрешая спор и удовлетворяя административный иск, суд первой инстанции, с которым согласилась судебная коллегия по административным делам Московского областного суда, исходил из того, что вопреки требованиям действующего законодательства о рассмотрении обращений граждан должностным лицом ФКУ ИК-5 УФСИН России по Республике Мордовия в письме от 2 сентября 2022 года не предоставлены ответы на часть поставленных в обращении административных истцов вопросов, не разрешено заявление о направлении копий документов с указанием оснований для отказа, что лишило заявителей права на всестороннее, полное и объективное рассмотрение их обращения, а также права на получение интересующей их информации, касающейся непосредственно административных истцов.
Судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции с выводами судов первой и апелляционной инстанций соглашается.
Право любого гражданина Российской Федерации обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления гарантировано ст. 33 Конституции Российской Федерации.
Правоотношения, связанные с реализацией гражданином Российской Федерации такого права регулируются Федеральным законом от 2 мая 2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" (далее Федеральный закон от 2 мая 2006 года N 59-ФЗ), в силу части 1 статьи 9 которого, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией обращение, подлежит обязательному рассмотрению.
Согласно части 1 статьи 10 и части 1 статьи 12 Федерального закона от 2 мая 2006 года N 59-ФЗ государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо обеспечивает объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения, в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов.
Право осужденных направлять предложения, заявления, ходатайства и жалобы в соответствии с Федеральным законом от 2 мая 2006 года N 59-ФЗ закреплено в части 1 статьи 15 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации.
Органы и должностные лица, которым направлены предложения, заявления и жалобы осужденных, должны рассмотреть их в установленные законодательством Российской Федерации сроки и довести принятые решения до сведения осужденных (части 2 и 6 статьи 15 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации).
Анализ установленных по делу обстоятельств свидетельствует о том, что ответ на коллективное обращение от 2 июля 2022 года N по вопросу предоставления копий частных определений судов и судебных решений, вынесенных в связи с недостатками в деятельности ФКУ ИК-5 УФСИН России по Республике Мордовия, выявленными в период содержания заявителей в данном исправительном учреждении, осужденным не предоставлен, об отсутствии запрошенных документов не сообщено, порядок получения не разъяснен, то есть не выполнены предписания Федерального закона от 2 мая 2006 года N 59-ФЗ.
Учитывая изложенное, судебная коллегия признает правомерными выводы судов первой и апелляционной инстанций о наличии оснований для удовлетворения административного иска, поскольку они сделаны при правильном определении характера правоотношений, возникших между сторонами, юридически значимых обстоятельств по делу, основаны на законе, подлежащем применению, достаточности собранных доказательств, которым дана надлежащая оценка по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Доводы кассационной жалобы, по своей сути, направлены на переоценку доказательств и на несогласие с выводами суда апелляционной инстанций по результатам их оценки, что в соответствии с частью 3 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в полномочия суда кассационной инстанции не входит и основанием для отмены обжалуемого судебного акта в кассационном порядке не может являться.
Руководствуясь статьями 328, 329 и 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Талдомского городского суда Московской области от 7 июля2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Московского областного суда от 4 октября 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу федерального казенного учреждения "Исправительная колония N 5" Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Мордовия - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который начинает исчисляться на следующий день после принятия апелляционного определения и из которого исключается срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции в случае, когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 30 января 2024 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.