Судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Софронова В.А.
судей Александровой К.А, Ендовицкой Е.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу ведущего судебного пристава-исполнителя специализированного отделения судебных приставов по Орловской области Главного межрегионального (специализированного) управления Федеральной службы судебных приставов Яваевой Ирины Витальевны на решение Советского районного суда города Орла от 16 августа 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Орловского областного суда от 2 ноября 2023 года по административному делу по административному исковому заявлению администрации города Орла к Главному межрегиональному (специализированному) управлению Федеральной службы судебных приставов, ведущему судебному приставу-исполнителю специализированного отделения судебных приставов по Орловской области Главного межрегионального (специализированного) управления Федеральной службы судебных приставов Яваевой Ирине Витальевне об освобождении от взыскания исполнительского сбора.
Заслушав доклад судьи Александровой К.А, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
администрация города Орла (далее также - администрация) обратилась в суд с административным исковым заявлением об освобождении от уплаты исполнительского сбора, взысканного постановлением ведущего судебного пристава-исполнителя специализированного отделения судебных приставов по Орловской области Главного межрегионального (специализированного) управления Федеральной службы судебных приставов (далее - СОСП по Орловской области ГМСУ ФССП России) Яваевой И.В. от 23 июня 2023 года по исполнительному производству N в размере 50 000 руб.
В обоснование заявленных требований указано, что администрация является должником по указанному исполнительному производству, возбужденному 16 мая 2023 года о принятии ФИО9 на учет лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеющих право на предоставление благоустроенного жилого помещения, а также предоставлении ей благоустроенного специализированного жилого помещения в городе Орле по договору найма. Объективная возможность исполнения требования исполнительного документа в установленный судебным приставом-исполнителем срок отсутствует, поскольку закупка жилого помещения осуществляется только путем проведения электронного аукциона.
Решением Советского районного суда города Орла от 16 августа 2023 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Орловского областного суда от 2 ноября 2023 года, административное исковое заявление удовлетворено.
В кассационной жалобе, поданной 7 декабря 2023 года через суд первой инстанции, ведущий судебный пристав-исполнитель Яваева И.В. просит отменить судебные акты и принять новое решение об отказе в удовлетворении административного искового заявления. Полагает, что имелись все основания для взыскания исполнительского сбора, поскольку доводы, на которые ссылается административный истец, не могут быть признаны в качестве уважительных причин своевременного неисполнения.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в судебное заседание не явились. При таких обстоятельствах, учитывая положения части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Основаниями для отмены или изменения судебного акта в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
По настоящему административному делу таких оснований для пересмотра в кассационном порядке по доводам кассационной жалобы не имеется.
Как установлено судами и следует из материалов административного дела, постановлением судебного пристава-исполнителя межрайонного отделения судебных приставов по особым исполнительным производствам Управления Федеральной службы судебных приставов по Орловской области (МОСП по ОИП УФССП России по Орловской области) Цукановой В.Р. от 16 мая 2023 года возбуждено исполнительное производство N в отношении администрации города Орла в пользу ФИО10 о принятии на учет лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеющих право на предоставление благоустроенного жилого помещения, а также предоставлении ей благоустроенного специализированного жилого помещения "адрес" по договору найма общей площадью по норме предоставления на одного человека в соответствии с положениями части 3 статьи 3 Закона Орловской области от 6 декабря 2007 года N 727-ОЗ (в редакции Закона Орловской области от 5 мая 2017 года N 2108-ОЗс изменениями от 3 декабря 2018 года) в размере 33 кв. м, а в случае отсутствия жилых помещений общей площадью жилого помещения на одного человека в размере 33 кв. м из-за конструктивных и технических параметров многоквартирного жилого дома или жилого дома размер общей площади жилого помещения на одного человека, предоставляемого в соответствии с настоящим Законом, может быть уменьшен не более чем на 5 кв. м или увеличен не более чем на 12 кв. м.
Должнику установлен пятидневный срок с момента получения постановления для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе. Копия постановления получена должником.
МОСП по ОИП УФССП России по Орловской области реорганизовано в СОСП по Орловской области ГМСУ ФССП России, в связи с чем исполнительному производству присвоен N.
Постановлением ведущего судебного пристава-исполнителя Яваевой И.В. от 23 июня 2023 года с администрации взыскан исполнительский сбор в размере 50 000 руб, и назначен новый срок для исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, до 24 июля 2023 года.
Разрешая заявленные требования и удовлетворяя их, суд первой инстанции, с которым согласился суд апелляционной инстанции, исходил из того, что административным истцом принимались необходимые меры для исполнения требований исполнительного документа, однако реальной возможности исполнить решение суда в установленный судебным приставом-исполнителем срок для добровольного исполнения требований исполнительного документа не имелось.
При установленных по делу фактических обстоятельствах судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции соглашается с приведенными выводами.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Закон об исполнительном производстве) задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций, а также в целях обеспечения исполнения обязательств по международным договорам Российской Федерации.
Исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, который устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении этого срока, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть, чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств (части 1, 2 статьи 112 Закона об исполнительном производстве).
В силу части 7 статьи 112 Закона об исполнительном производстве суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 данной статьи. При отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора.
В пункте 74 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 ноября 2015 года N 50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства" разъяснено, что суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, иных существенных обстоятельств не только уменьшить размер исполнительского сбора, но и освободить должника от его взыскания не только при разрешении требований об уменьшении размера исполнительского сбора или освобождении от его взыскания, но и при разрешении требований об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора при установлении обстоятельств, свидетельствующих о необходимости освободить должника от его взыскания на основании исследованных в судебном заседании доказательств, даже если стороны на данные обстоятельства не ссылались.
При этом суд должен проверить, принял ли должник все меры для надлежащего исполнения содержащегося в исполнительном документе требования. Если такие меры не принимались, то отсутствие у должника, в том числе органа государственной (муниципальной) власти или бюджетного (муниципального) учреждения, необходимых средств для выполнения требований исполнительного документа само по себе не является основанием для освобождения от уплаты исполнительского сбора (пункт 75 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 ноября 2015 года N 50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства").
В соответствии со статьей 6 Закона Орловской области от 6 декабря 2007 года N 727-ОЗ "О дополнительных гарантиях жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Орловской области отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" Орловская область наделила органы местного самоуправления городских округов Орловской области, муниципальных округов Орловской области и муниципальных районов Орловской области (далее - органы местного самоуправления) на неограниченный срок государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Обеспечение материальными средствами, необходимыми для осуществления органами местного самоуправления переданных государственных полномочий, осуществляется за счет средств областного бюджета, направляемых в виде субвенций бюджетам муниципальных районов Орловской области, муниципальных округов Орловской области и городских округов Орловской области (часть 6 статьи 7 Закона Орловской области от 6 декабря 2007 года N 727-ОЗ).
Из средств областного бюджета на 2022 год доведены лимиты бюджетных обязательств на обеспечение жилыми помещениями лиц, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в размере 189 299 600 руб, из которых 176 364 200 руб. - на исполнение судебных решений в интересах данной категории лиц, на которые приобретено 75 жилых помещений.
Уведомлением о лимитах бюджетных обязательств на 2023 год и плановый период 2024 и 2025 годов до муниципального образования "адрес" доведены лимиты бюджетных обязательств на исполнение переданных государственных полномочий по обеспечению помещениями лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в размере 180 503 800 руб.
В целях исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, администрацией города Орла по результатам проведенных электронных аукционов в 2023 году заключено 58 муниципальных контрактов на приобретение квартир (и для обеспечения ФИО11), в том числе по договорам участия в долевом строительстве жилья, согласно условиям которых жилые помещения будут сданы в эксплуатацию в декабре 2023 года, что следует из открытых сведений ЕИС Закупки.
Оценив доводы администрации и представленные в материалы дела доказательства, суды пришли к обоснованному выводу о том, что процедура закупки жилых помещений носит объективно длительный характер и зависит не только от действий администрации, но и от участия в закупках потенциальных поставщиков, с учетом положения бюджетного законодательства административный истец не вправе самостоятельно распоряжаться бюджетными денежными средствами.
Поскольку администрацией своевременно предпринимались все необходимые меры, направленные на исполнение решение суда, имелись объективные причины, препятствовавшие обеспечению взыскателя специализированным жилым помещением в срок, предоставленный для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, административный истец обоснованно освобожден судом от уплаты исполнительного сбора.
Выводы, изложенные в судебных актах, мотивированы, соответствуют установленным обстоятельствам дела, нормы материального права применены судами правильно, нарушений норм процессуального права, которые привели или могли привести к неправильному разрешению данного дела, не допущено.
Все юридически значимые обстоятельства определены судами правильно, исследованы, доказательства оценены в соответствие с требованиями статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Иная оценка заявителем установленных по делу обстоятельств, имеющихся доказательств, а также иное толкование норм закона не свидетельствует о нарушении судами норм материального или процессуального права.
Предусмотренных частью 3 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации безусловных оснований к отмене обжалуемых судебных актов не установлено.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Советского районного суда города Орла от 16 августа 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Орловского областного суда от 2 ноября 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу ведущего судебного пристава-исполнителя специализированного отделения судебных приставов по Орловской области Главного межрегионального (специализированного) управления Федеральной службы судебных приставов Яваевой Ирины Витальевны - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который начинает исчисляться на следующий день после принятия апелляционного определения и из которого исключается срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае, когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Кассационное определение изготовлено в полном объеме 31 января 2024 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.