Судебная коллегия по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Курдюковой Н.А, судей Водяниковой М.И, Кретининой Л.В, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Мясоутовой Е.М. к администрации городского округа Саранск о возложении обязанности предоставить в собственность благоустроенное жилое помещение в связи с изъятием земельного участка и жилого помещения для муниципальных нужд, признании права на переселение в первоочередном порядке из многоквартирного дома, признанного аварийным и подлежащим сносу, по кассационной жалобе Мясоутовой Е.М. на решение Ленинского районного суда города Саранска Республики Мордовия от 28 апреля 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Мордовия от 2 августа 2023 года, заслушав доклад судьи Водяниковой М.И, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Мясаутова Е.М. обратилась в суд к администрации городского округа Саранск с иском о предоставлении ей в собственность благоустроенного жилого помещения в первоочередном порядке, ссылаясь на признание в 2018 году жилого "адрес", в "адрес" Республики Мордовия, в котором расположена принадлежащая ей на праве собственности комната N, аварийным и подлежащим сносу, а также на недостаточность предлагаемой администрацией за изъятие жилого помещения и земельного участка денежной компенсации для обеспечения ею своих жилищных прав и приобретения другого взамен аварийного жилого помещения, являющегося ее единственным жильем.
Решением Ленинского районного суда города Саранска Республики Мордовия от 28 апреля 2023 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия от 2 августа 2023 года, в удовлетворении заявленных Мясаутовой Е.М. требований отказано.
В кассационной жалобе Мясаутова Е.М. ставит вопрос об отмене судебных постановлений судов первой и апелляционной инстанций, как незаконных и необоснованных.
Проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе и возражениях на нее, судебная коллегия по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему выводу.
Согласно части 1 статьи 379.7 ГПК РФ, основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений судами первой и апелляционной инстанций не допущено.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Мясаутова Е.М. на основании договора передачи от 05.09.2014 года является собственником комнаты в общежитии N, расположенной в жилом доме по адресу: "адрес", кадастровый N, общей площадью 17, 7 кв.м, кадастровой стоимостью в размере 593 367 рублей 01 копейка.
Согласно выписке из домовой книги ООО "Саранский информационный центр" от 22.02.2023 года в указанном жилом помещении зарегистрирована Мясаутова Е.М. с 25.07.1997 года и по настоящее время.
Заключением межведомственной комиссии по оценке и обследованию жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации, многоквартирных домов, находящихся в федеральной собственности, муниципального жилищного фонда и частного жилищного фонда от 21.02.2018 года N 2 принято решение о выявлении оснований для признания многоквартирного дома, расположенного по адресу: "адрес", аварийным и подлежащим сносу.
Постановлением Администрации г.о. Саранск от 28.03.2018 года N 753 с внесенными в него постановлением от 11.01.2019 года N 9, постановлением от 29.12.2021 года N 2039 изменениями, многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: "адрес", признан аварийным и подлежащим сносу.
Указанным постановлением также постановлено об отселении граждан, проживающих в многоквартирном доме, в другие благоустроенные жилые помещения в период с 2018 по 2025 годы.
16.01.2019 года администрацией г.о. Саранск в адрес Мясаутовой Е.М. направлено уведомление N 185-ОГ о проведении мероприятия по сносу дома, расположенного по адресу: "адрес", совместно с иными собственника в течение двух месяцев со дня его получения, в котором разъяснено, что в случае не осуществления сноса в установленный срок, земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом и каждое жилое помещение в многоквартирном доме за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, подлежат изъятию для муниципальных нужд, в порядке, предусмотренном частями 1-2, 5-9 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Одновременно, в целях обеспечения жилищных и имущественных прав при отселении из аварийного жилищного фонда предложено заключить с администрацией г.о. Саранск соглашение о выплате выкупной стоимости за жилое помещение, находящееся в ее собственности. Указано, что размер выкупной стоимости за жилое помещение будет определяться по правилам, предусмотренным Федеральным законом от 29.07.1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", на что 21.01.2019 года Мясаутовой Е.М. дала согласие.
Решением Октябрьского районного суда города Саранска Республики Мордовия от 16.03.2022 года, вступившим в законную силу, бездействие администрации г.о. Саранск, выразившееся в непринятии мер по представлению прокуратуры Октябрьского района города Саранска от 07.07.2021 года N 7-1-2021 об устранении нарушений жилищного законодательства признано незаконным, не соответствующим абзацу 2 части первой статьи 24 Федерального закона от 17.01.1992 года N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации", части десятой статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации. На Администрацию г.о. Саранск возложена обязанность устранить допущенные нарушения путем принятия соответствующих решений, необходимых для соблюдения процедур, перечисленных в части десятой статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Во исполнение данного решения суда администрацией г.о. Саранск издано постановление от 02.09.2022 года N 1249 "Об изъятии земельного участка и помещений, расположенных по адресу: "адрес"", в котором, в числе прочего принято решение об изъятии для муниципальных нужд городского округа Саранск земельного участка, расположенного по адресу: "адрес", с кадастровым номером N, площадью 4308, 46 кв.м, жилых и нежилых помещений, расположенных в указанном доме, согласно приложению к постановлению, для муниципальных нужд городского округа Саранск, включая принадлежащей Мясаутовой Е.М. комнаты N.
09.09.2022 года Мясаутовой Е.М. по месту ее регистрации была направлена копия данного постановления, которая вручена ДД.ММ.ГГГГ, а в декабре 2022 года ФИО1 получено уведомление об изъятии и проект соглашения об изъятии недвижимости для муниципальных нужд, в котором ей предложено взамен изымаемого жилого помещения и доли в праве общей долевой собственности на земельный участок возмещение в размере 684 900 рублей.
При этом размер возмещения был определен на основании отчета "данные изъяты" N от 09.11.2022 года, исходя из рыночной стоимости изымаемой недвижимости с учетом стоимости долей в общем имуществе многоквартирного жилого дома, включая земельный участок, занятый многоквартирным жилым домом в размере 526 000 рублей, размера убытков, причиняемых изъятием земельного участка и расположенных на нем объектов недвижимости в размере 25 800 рублей, компенсации за не произведенный капитальный ремонт жилого дома в размере 133 100 рублей.
Постановлением Правительства Республики Мордовия от 06.02.2019 года N 53 утверждена Государственная программа Республики Мордовия "Развитие жилищного строительства и сферы жилищно-коммунального хозяйства", в которую включена подпрограмма "Переселение граждан из аварийного жилого фонда в Республике Мордовия", направленная на реализацию регионального проекта "Обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда", в рамках которого предоставляются субсидии на обеспечение мероприятий по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, и определены этапы переселения граждан из аварийного жилищного фонда на период с 2019 года по 2025 год.
Согласно паспорту подпрограммы "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в Республике Мордовия" задачами данной Подпрограммы является переселение граждан из многоквартирных домов, признанных до 01.01.2017 года в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации.
В перечень многоквартирных домов, признанных аварийными до 01.01.2017 года, являющихся приложением 4 к подпрограмме "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в Республике Мордовия", жилой "адрес", расположенный по "адрес", в "адрес" Мордовия, в котором расположено принадлежащее Мясаутовой Е.М. жилое помещение (комната N), не включен.
Постановлением администрации городского округа Саранск от 27.05.2020 года N 764 утверждена муниципальная программа "Переселение граждан из жилых помещений, признанных непригодными для проживания и расположенных на территории городского округа Саранск".
В разделе N 1 данной программы указано, что в 2019-2021 годы в подпрограмму "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в Республике Мордовия" государственной программы Республики Мордовия "Развитие жилищного строительства и сферы жилищно-коммунального хозяйства", утвержденной постановлением Правительства Республики Мордовия 06.02.2019 года N 53, вошли многоквартирные дома, признанные до 01.01.2017 года в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу в связи с физическим износом в процессе его эксплуатации.
В адресный список высвободившихся жилых помещений, являющийся приложением N 2 к муниципальной программе, жилое помещение по адресу: "адрес", ком. 141, не включено.
Согласно приложению N 4 к муниципальной программе установлен адресный список жилых помещений, признанных непригодными для проживания, и подлежащих расселению путем предоставления благоустроенных жилых помещений, в который ком. 141 в "адрес" также не включена.
Иных программ на республиканском и местному муниципальном уровне в указанно сфере отношений не принято.
Разрешая спор, суд первой инстанции, руководствуясь положениями статей 1, 12, 15, 32, 49, 51, 52, 57, 85, 95 Жилищного кодекса Российской Федерации, статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", статей 2, 16 Федерального закона от 21.07.2007 года N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства", разъяснениями по их применению, содержащимися в пункте 20 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02.07.2009 года N 14 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации", установив, что спорный многоквартирный жилой дом, в котором расположено принадлежащее истцу Мясаутовой Е.М. жилое помещение, не включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, соглашения о предоставлении иного жилого помещения, взамен изымаемого, вместо предоставления выкупной стоимости жилого помещения, между сторонами не достигнуто, Мясаутова Е.М. на учете граждан, нуждающихся в жилых помещениях, в том числе по категории "малоимущие граждане" в администрации городского округа Саранск не состоит, пришел к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявленных Мясаутовой Е.М. требований по ее переселению в первоочередном порядке и возложении на администрацию городского округа Саранск обязанности по предоставлению ей в собственность другого взамен аварийного благоустроенного жилого помещения, поскольку при указанных обстоятельствах жилищные права собственника жилого помещения в доме, признанном в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу, обеспечиваются в порядке, предусмотренном статьей 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, то есть за счет изъятия администрацией жилого помещения в доме и земельного участка путем выкупа.
Суд апелляционной инстанции с решением суда первой инстанции согласился, признав его законным и обоснованным, соответствующим установленным по делу обстоятельствам при правильном применении норм материального и процессуального права.
Не находит оснований не согласиться с принятыми нижестоящими судами судебными актами и судебная коллегия по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции.
При выше установленных обстоятельствах, доводы кассационной жалобы Мясаутовой Е.М. о возможности понудить орган местного самоуправления предоставить ей иное благоустроенное жилое помещение взамен аварийного, нельзя признать состоятельными, поскольку они не основаны на нормах действующего законодательства, регулирующих спорные правоотношения.
Из содержания положений статей 32, 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, в понимании, выраженном в постановлении Конституционного суда Российской Федерации от 25.04.2023 года N 20-П "По делу о проверке конституционности частей 1, 8 и 10 статьи 32 и пункта 1 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, пункта 3 статьи 2 и части 3 статьи 16 Федерального закона "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" в связи с жалобами граждан С.Н. Бирюковой, А.Л. Лебедева и Т.С. Лебедевой, С.З. Раджабова", следует, что на орган государственной власти или орган местного самоуправления, принявший решение об изъятии жилого помещения, при условии, что многоквартирный дом, в котором расположено такое помещение, не включен в региональную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда и собственник такого жилого помещения не отнесен в установленном законом порядке к категории малоимущих граждан, с постановкой на соответствующий учет, возлагается обязанность лишь по выплате выкупной цены изымаемого жилого помещения собственнику такого помещения.
На обстоятельства признания малоимущей и нуждающейся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма, в ходе рассмотрения дела Мясаутова Е.М. не ссылалась, соответствующих доказательств в материалы дела не предоставила.
Кроме того, в силу положений статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации другое жилое помещение взамен изымаемого в доме, признанном в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу, в случае, когда собственники жилых помещений в таком доме в предоставленный им срок не осуществили его снос или реконструкцию, в связи с чем органом местного самоуправления было принято решение об изъятии земельного участка, на котором расположен указанный аварийный дом, для муниципальных нужд и, соответственно, об изъятии каждого жилого помещения в доме, возможно также и в случае наличия соответствующего соглашения, достигнутого между собственником изымаемого жилого помещения с органом местного самоуправления, и только с зачетом его стоимости в выкупную цену.
Однако, как следует из материалов дела и не оспаривается кассатором, такого соглашения между Мясаутовой Е.М. и администрацией городского округа Саранск не заключалось.
С учетом установленных судом обстоятельств, выводы судов первой и апелляционной инстанций об отказе в удовлетворении исковых требований являются правильными, поскольку при установленном факте не включения спорного домовладения в адресную программу, отсутствия у Мясаутовой Е.М. подтвержденного в установленном законом порядке и уполномоченным на то органом статуса малоимущей и нуждающейся в улучшении жилищных условий, отсутствия заключенного с ответчиком соглашения об изъятии аварийного жилого помещения путем предоставления другого жилого помещения взамен изымаемого, у судов правовых оснований для изменения установленной статьей 32 Жилищного кодекса Российской Федерации формы обеспечения жилищных прав Мясаутовой Е.М. и возложения на орган местного самоуправления обязанности вместо выкупа предоставить другое благоустроенное жилое помещение, не имелось.
Все доводы кассационной жалобы являлись предметом оценки судов нижестоящих инстанций с приведением мотивов в обоснование их отклонения.
Выводы судов подробным образом мотивированы, содержат ссылки на нормы материального права, оценку представленных сторонами доказательств и в дополнительной аргументации не нуждаются.
Несогласие кассатора с выводами судов и установленными по делу обстоятельствами, иное понимание подлежащих применению при рассмотрении настоящего дела норм права, иная точка зрения на то, как должен быть разрешен спор, не свидетельствуют о незаконности оспариваемых судебных актов.
Судами правильно определен характер правоотношений, возникший между сторонами по настоящему делу, правильно применён закон, подлежащий применению, юридически значимые обстоятельства установлены в полном объеме.
С учетом изложенного доводы кассационной жалобы не подтверждают нарушений судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, повлиявших на исход дела, и не являются основанием для пересмотра обжалуемых судебных актов в кассационном порядке.
Таким образом, проверив обжалуемые судебные постановления в пределах доводов жалобы, судебная коллегия оснований для их отмены либо изменения и принятия нового судебного постановления не усматривает.
Исходя из изложенного и руководствуясь статьями 379.4-379.6, 390-390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Ленинского районного суда города Саранска Республики Мордовия от 28 апреля 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Мордовия от 2 августа 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу Мясоутовой Е.М. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.