Судебная коллегия по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Курдюковой Н.А, судей Водяниковой М.И, Кретининой Л.В, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Горностаева Д.И. к администрации городского округа Саранск о возложении обязанности по предоставлению жилья, о признании права на переселении в первоочередном порядке из многоквартирного дома, признанного аварийным и подлежащим сносу, по кассационной жалобе Горностаева Д.И. на решение Ленинского районного суда города Саранска Республики Мордовия от 22 мая 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Мордовия от 16 августа 2023 года, заслушав доклад судьи Водяниковой М.И, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Горностаев Д.И. обратился в суд к администрации городского округа Саранск с иском о предоставлении ему в собственность благоустроенного жилого помещения в первоочередном порядке, ссылаясь на признание в 2018 году жилого "адрес", в "адрес" Республики Мордовия, в котором расположена принадлежащая ему на праве собственности комната N, аварийным и подлежащим сносу, а также на недостаточность предлагаемой администрацией за изъятие жилого помещения и земельного участка денежной компенсации для обеспечения им своих жилищных прав и приобретения другого взамен аварийного жилого помещения, являющегося его единственным жильем.
Решением Ленинского районного суда города Саранска Республики Мордовия от 22 мая 2023 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия от 16 августа 2023 года, в удовлетворении заявленных Горностаевым Д.И. требований отказано.
В кассационной жалобе Горностаев Д.И. ставит вопрос об отмене судебных постановлений судов первой и апелляционной инстанций, как незаконных и необоснованных.
Проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе и возражениях на нее, судебная коллегия по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему выводу.
Согласно части 1 статьи 379.7 ГПК РФ, основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений судами первой и апелляционной инстанций не допущено.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Горностаев Д.И. на основании договора купли-продажи от 25.11.2015 года является собственником комнаты в общежитии N, расположенной в жилом доме по адресу: "адрес", кадастровый N, общей площадью 12, 9 кв.м, кадастровой стоимостью в размере 432 453 рубля 92 копейки.
Заключением межведомственной комиссии по оценке и обследованию жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации, многоквартирных домов, находящихся в федеральной собственности, муниципального жилищного фонда и частного жилищного фонда от 21.02.2018 года N 2 принято решение о выявлении оснований для признания многоквартирного дома, расположенного по адресу: "адрес", аварийным и подлежащим сносу.
Постановлением Администрации городского округа Саранск от 28.03.2018 года N 753 с внесенными в него постановлением от 11.01.2019 года N 9, постановлением от 29.12.2021 года N 2039 изменениями, многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: "адрес", признан аварийным и подлежащим сносу.
Указанным постановлением также постановлено об отселении граждан, проживающих в многоквартирном доме, в другие благоустроенные жилые помещения в период с 2018 по 2025 годы.
11.01.2019 года администрацией городского округа Саранск в адрес Горностаева Д.И. направлено уведомление N 55-ОГ о проведении мероприятия по сносу дома, расположенного по адресу: "адрес", совместно с иными собственника в течение двух месяцев со дня его получения, в котором разъяснено, что в случае не осуществления сноса в установленный срок, земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом и каждое жилое помещение в многоквартирном доме за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, подлежат изъятию для муниципальных нужд, в порядке, предусмотренном частями 1-2, 5-9 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Одновременно, в целях обеспечения жилищных и имущественных прав при отселении из аварийного жилищного фонда предложено заключить с администрацией городского округа Саранск соглашение о выплате выкупной стоимости за жилое помещение, находящееся в его собственности. Указано, что размер выкупной стоимости за жилое помещение будет определяться по правилам, предусмотренным Федеральным законом от 29.07.1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", на что 25.01.2019 года Горностаев Д.И. дал согласие.
Решением Октябрьского районного суда города Саранска Республики Мордовия от 16.03.2022 года, вступившим в законную силу, бездействие администрации городского округа Саранск, выразившееся в непринятии мер по представлению прокуратуры Октябрьского района города Саранска от 07.07.2021 года N 7-1-2021 об устранении нарушений жилищного законодательства признано незаконным, не соответствующим абзацу 2 части первой статьи 24 Федерального закона от 17.01.1992 года N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации", части десятой статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации. На Администрацию городского округа Саранск возложена обязанность устранить допущенные нарушения путем принятия соответствующих решений, необходимых для соблюдения процедур, перечисленных в части десятой статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Во исполнение данного решения суда администрацией городского округа Саранск издано постановление от 02.09.2022 года N 1249 "Об изъятии земельного участка и помещений, расположенных по адресу: "адрес"", в котором, в числе прочего принято решение об изъятии для муниципальных нужд городского округа Саранск земельного участка, расположенного по адресу: "адрес", с кадастровым номером N, площадью 4308, 46 кв.м, жилых и нежилых помещений, расположенных в указанном доме, согласно приложению к постановлению, для муниципальных нужд городского округа Саранск, включая принадлежащей Горностаеву Д.И. комнаты N 51.
Администрацией городского округа Саранск в адрес Горностаева Д.И. направлен проект соглашения об изъятии недвижимости для муниципальных нужд, в котором ему предложено взамен изымаемого жилого помещения и доли в праве общей долевой собственности на земельный участок возмещение в размере 520 200 рублей.
При этом размер возмещения был определен на основании отчета "данные изъяты" N от ДД.ММ.ГГГГ, исходя из рыночной стоимости изымаемой недвижимости с учетом стоимости долей в общем имуществе многоквартирного жилого дома, включая земельный участок, занятый многоквартирным жилым домом в размере 402 000 рублей, размера убытков, причиняемых изъятием земельного участка и расположенных на нем объектов недвижимости в размере 21 200 рублей, компенсации за не произведенный капитальный ремонт жилого дома в размере 97 000 рублей.
Постановлением Правительства Республики Мордовия от 06.02.2019 года N 53 утверждена Государственная программа Республики Мордовия "Развитие жилищного строительства и сферы жилищно-коммунального хозяйства", в которую включена подпрограмма "Переселение граждан из аварийного жилого фонда в Республике Мордовия", направленная на реализацию регионального проекта "Обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда", в рамках которого предоставляются субсидии на обеспечение мероприятий по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, и определены этапы переселения граждан из аварийного жилищного фонда на период с 2019 года по 2025 год.
Согласно паспорту подпрограммы "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в Республике Мордовия" задачами данной Подпрограммы является переселение граждан из многоквартирных домов, признанных до 01.01.2017 года в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации.
В перечень многоквартирных домов, признанных аварийными до ДД.ММ.ГГГГ, являющихся приложением 4 к подпрограмме "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в Республике Мордовия", жилой "адрес", расположенный по "адрес", в "адрес" Мордовия, в котором расположено принадлежащее Горностаеву Д.И. жилое помещение (комната N), не включен.
Постановлением администрации городского округа Саранск от ДД.ММ.ГГГГ N утверждена муниципальная программа "Переселение граждан из жилых помещений, признанных непригодными для проживания и расположенных на территории городского округа Саранск".
В разделе N 1 данной программы указано, что в 2019-2021 годы в подпрограмму "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в "адрес"" государственной программы Республики Мордовия "Развитие жилищного строительства и сферы жилищно-коммунального хозяйства", утвержденной постановлением Правительства Республики Мордовия 06.02.2019 года N 53, вошли многоквартирные дома, признанные до 01.01.2017 года в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу в связи с физическим износом в процессе его эксплуатации.
В адресный список высвободившихся жилых помещений, являющийся приложением N к муниципальной программе, жилое помещение по адресу: "адрес", ком. 51, не включено.
Согласно приложению N 4 к муниципальной программе установлен адресный список жилых помещений, признанных непригодными для проживания, и подлежащих расселению путем предоставления благоустроенных жилых помещений, в который комната 51 в "адрес" также не включена.
Иных программ на республиканском и местном муниципальном уровне в указанно сфере отношений не принято.
Разрешая спор, суд первой инстанции, руководствуясь положениями статей 1, 12, 15, 32, 49, 51, 52, 57, 85, 95 Жилищного кодекса Российской Федерации, статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", статей 2, 16 Федерального закона от 21.07.2007 года N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства", разъяснениями по их применению, содержащимися в пункте 20 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02.07.2009 года N 14 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации", установив, что спорный жилой дом, в котором расположено принадлежащее истцу Горностаеву Д.И. жилое помещение, не включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, соглашения о предоставлении иного жилого помещения, взамен изымаемого, вместо предоставления выкупной стоимости жилого помещения, между сторонами не достигнуто, Горностаев Д.И. на учете граждан, нуждающихся в жилых помещениях, в том числе по категории "малоимущие граждане" в администрации городского округа Саранск не состоит, пришел к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявленных Горностаевым Д.И. требований по его переселению в первоочередном порядке и возложении на администрацию городского округа Саранск обязанности по предоставлению ему в собственность другого взамен аварийного благоустроенного жилого помещения, поскольку при указанных обстоятельствах жилищные права собственника жилого помещения в доме, признанном в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу, обеспечиваются в порядке, предусмотренном статьей 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, то есть за счет изъятия администрацией жилого помещения в доме и земельного участка путем выкупа.
Суд апелляционной инстанции с решением суда первой инстанции согласился, признав его законным и обоснованным, соответствующим установленным по делу обстоятельствам при правильном применении норм материального и процессуального права.
Не находит оснований не согласиться с принятыми нижестоящими судами судебными актами и судебная коллегия по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции.
При выше установленных обстоятельствах, доводы кассационной жалобы Горностаева Д.И. о возможности понудить орган местного самоуправления предоставить ему иное благоустроенное жилое помещение взамен аварийного, нельзя признать состоятельными, поскольку они не основаны на нормах действующего законодательства, регулирующих спорные правоотношения.
Из содержания положений статей 32, 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, в понимании, выраженном в постановлении Конституционного суда Российской Федерации от 25.04.2023 года N 20-П "По делу о проверке конституционности частей 1, 8 и 10 статьи 32 и пункта 1 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, пункта 3 статьи 2 и части 3 статьи 16 Федерального закона "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" в связи с жалобами граждан С.Н. Бирюковой, А.Л. Лебедева и Т.С. Лебедевой, С.З. Раджабова", следует, что на орган государственной власти или орган местного самоуправления, принявший решение об изъятии жилого помещения, при условии, что многоквартирный дом, в котором расположено такое помещение, не включен в региональную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда и собственник такого жилого помещения не отнесен в установленном законом порядке к категории малоимущих граждан, с постановкой на соответствующий учет, возлагается обязанность лишь по выплате выкупной цены изымаемого жилого помещения собственнику такого помещения.
На обстоятельства признания малоимущим и нуждающимся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма, в ходе рассмотрения дела Горностаев Д.И. не ссылался, соответствующих доказательств в материалы дела не предоставил.
Кроме того, в силу положений статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации другое жилое помещение взамен изымаемого в доме, признанном в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу, в случае, когда собственники жилых помещений в таком доме в предоставленный им срок не осуществили его снос или реконструкцию, в связи с чем органом местного самоуправления было принято решение об изъятии земельного участка, на котором расположен указанный аварийный дом, для муниципальных нужд и, соответственно, об изъятии каждого жилого помещения в доме, возможно также и в случае наличия соответствующего соглашения, достигнутого между собственником изымаемого жилого помещения с органом местного самоуправления, и только с зачетом его стоимости в выкупную цену.
Однако, как следует из материалов дела и не оспаривается кассатором, такого соглашения между Горностаевым Д.И. и администрацией городского округа Саранск не заключалось.
С учетом установленных судом обстоятельств, выводы судов первой и апелляционной инстанций об отказе Горностаеву Д.И. в удовлетворении исковых требований являются правильными, поскольку при установленном факте не включения спорного домовладения в адресную программу, отсутствия у Горностаева Д.И. подтвержденного в установленном законом порядке и уполномоченным на то органом статуса малоимущего и нуждающегося в улучшении жилищных условий, отсутствия заключенного с ответчиком соглашения об изъятии аварийного жилого помещения путем предоставления другого жилого помещения взамен изымаемого, у судов правовых оснований для изменения установленной статьей 32 Жилищного кодекса Российской Федерации формы обеспечения жилищных прав Горностаева Д.И. и возложения на орган местного самоуправления обязанности вместо выкупа предоставить другое благоустроенное жилое помещение, не имелось.
Все доводы кассационной жалобы являлись предметом оценки судов нижестоящих инстанций с приведением мотивов в обоснование их отклонения.
Выводы судов подробным образом мотивированы, содержат ссылки на нормы материального права, оценку представленных сторонами доказательств и в дополнительной аргументации не нуждаются.
Несогласие кассатора с выводами судов и установленными по делу обстоятельствами, иное понимание подлежащих применению при рассмотрении настоящего дела норм права, иная точка зрения на то, как должен быть разрешен спор, не свидетельствуют о незаконности оспариваемых судебных актов.
Судами правильно определен характер правоотношений, возникший между сторонами по настоящему делу, правильно применён закон, подлежащий применению, юридически значимые обстоятельства установлены в полном объеме.
С учетом изложенного доводы кассационной жалобы не подтверждают нарушений судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, повлиявших на исход дела, и не являются основанием для пересмотра обжалуемых судебных актов в кассационном порядке.
Таким образом, проверив обжалуемые судебные постановления в пределах доводов жалобы, судебная коллегия оснований для их отмены либо изменения и принятия нового судебного постановления не усматривает.
Исходя из изложенного и руководствуясь статьями 379.4-379.6, 390-390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Ленинского районного суда города Саранска Республики Мордовия от 22 мая 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Мордовия от 16 августа 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу Горностаева Д.И. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.