Судебная коллегия по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Макаровой Н.А.
судей Скоковой Д.И, Зотовой Н.А, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Малахова Евгения Михайловича к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Пензенской области о возложении обязанности по индексации пенсии
по кассационной жалобе Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Пензенской области
на решение Ленинского районного суда г. Пензы от 22 марта 2023 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Пензенского областного суда от 18 июля 2023 г, заслушав доклад судьи Скоковой Д.И,
УСТАНОВИЛА:
Малахов Е.М. обратился в суд с иском к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Пензенской области о возложении обязанности по индексации пенсии.
Решением Ленинского районного суда г. Пензы от 22 марта 2023 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Пензенского областного суда от 18 июля 2023 г, исковые требования удовлетворены. Суд обязал Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Пензенской области произвести перерасчет пенсии Малахова Е.М. с учетом индексации в соответствии с частью 3 статьи 261 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" с 1 марта 2022 г.
В кассационной жалобе, поданной в Первый кассационный суд общей юрисдикции, Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Пензенской области ставит вопрос об отмене принятых по делу судебных постановлений и вынесении нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований, ссылаясь на нарушение судами первой и апелляционной инстанций норм материального права.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела судом кассационной инстанции, в судебное заседание не явились, в связи с чем, руководствуясь частью пятой статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия рассмотрела дело в их отсутствие.
Проверив материалы дела в пределах доводов кассационной жалобы, обсудив указанные доводы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда и апелляционного определения по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции является несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанции, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений по делу допущено не было.
Как установлено судом и следует из материалов дела, с 17 октября 2017 г. Малахов Е.М. является получателем страховой пенсии по старости, назначенной ему в соответствии со статьей 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
После назначения пенсии Малахов Е.М. продолжал осуществлять трудовую деятельность, 1 февраля 2022 г. уволен из ООО "Мегаферма" ОП "Кузнецкое", 4 марта 2022 г. принят на работу в обособленное подразделение а с. Варыпаево Пензенского района Пензенской области в Департамент агрономического сопровождения ООО "Курск АгроАктив".
9 сентября 2022 г. Малахов Е.М. обратился в ОПФР в Пензенской области за перерасчетом пенсии с учетом индексации в связи с прекращением трудовой деятельности с 1 февраля 2022 г, в чем ему было отказано ввиду временного характера прекращения трудовой деятельности.
Удовлетворяя исковые требования и возлагая на ответчика обязанность произвести перерасчет пенсии Малахова Е.М. с учетом индексации с 1 марта 2022 г, суд первой инстанции, с выводами которого согласился суд апелляционной инстанции, исходил из наличия у истца как у неработающего пенсионера права на перерасчет пенсии с учетом индексации в порядке, предусмотренном статьей 261 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", в связи с увольнением 1 февраля 2022 г.
В обжалуемых судебных постановлениях приведено правильное толкование статьи 261 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", подлежащей применению к спорным отношениям, а также результаты оценки доказательств по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Доводы кассационной жалобы об отсутствии оснований для перерасчета истцу пенсии как неработающему пенсионеру с 1 марта 2022 г, приведенные со ссылкой на то, что за февраль и за март 2022 г. работодателями предоставлены сведения как о работающем лице, не могут служить основанием к отмене обжалуемых судебных актов, поскольку судом установлено, что в период с 1 февраля 2022 г. по 4 марта 2022 г. истец не работал, сведения о его работе по состоянию на 1 марта 2022 г. в индивидуальном лицевом счете застрахованного лица не отражены.
В соответствии с частью 1 статьи 261 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" пенсионерам, осуществляющим работу и (или) иную деятельность, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), в том числе полученные в связи с перерасчетом, предусмотренным частями 2, 5-8 статьи 18 данного Федерального закона, выплачиваются в размере, исчисленном в соответствии с настоящим Федеральным законом, без учета индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации и корректировки размера страховой пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, имеющих место в период осуществления работы и (или) иной деятельности.
Из положений части 3 статьи 261 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" следует, что пенсионерам, прекратившим осуществление работы и (или) иной деятельности, в период которой они подлежали обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), в том числе полученные в связи с перерасчетом, предусмотренным частями 2, 5-8 статьи 18 данного Федерального закона, выплачиваются в размере, исчисленном в соответствии с этим Федеральным законом, с учетом индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с частями 6 и 7 статьи 16 данного Федерального закона и корректировки размера страховой пенсии в соответствии с частью 10 статьи 18 данного Федерального закона, имевших место в период осуществления работы и (или) иной деятельности.
В силу частей 6, 7 статьи 261 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" решение о выплате сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), определенных в порядке, предусмотренном частями 1-3 этой статьи, выносится в месяце, следующем за месяцем, в котором органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, получены сведения, представленные страхователем в соответствии с пунктом 22 статьи 11 Федерального закона от 1 апреля 1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования". Суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), определенные в порядке, предусмотренном частями 1-3 данной статьи, выплачиваются с месяца, следующего за месяцем, в котором было вынесено решение, предусмотренное частью 6 этой статьи.
В соответствии с пунктом 22 статьи 11 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет в пенсионный фонд о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, которые заключили договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о страховых взносах начисляются страховые взносы) сведения по форме СЗВ-М, где указываются: страховой номер индивидуального лицевого счета; фамилия, имя и отчество; идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).
Из указанных положений пенсионного законодательства следует, что в случае осуществления пенсионером трудовой деятельности назначенная страховая пенсия с учетом фиксированной выплаты к страховой пенсии выплачивается без учета индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии и корректировки размера страховой пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, имевших место в период осуществления работы и (или) иной деятельности. Соответствующий перерасчет пенсии с учетом индексации (увеличения) и корректировки производится в связи с увольнением пенсионера с 1-го числа месяца, следующего за месяцем прекращения работы и (или) иной деятельности. Сведения об осуществлении (прекращении) пенсионером работы и (или) иной деятельности пенсионный орган ежемесячно получает от работодателей в сроки и по форме, предусмотренным Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", на основании которых выносит решение о выплате пенсии, определенной в порядке, предусмотренном частями 1-3 данной статьи, в месяце, следующем за месяцем получения указанных сведений от работодателей (часть 6 статьи 261). Выплата пенсии в новом размере производится начиная с месяца, следующего за месяцем вынесения решения о перерасчете пенсии (часть 7 статьи 261).
При этом закон предусматривает и самостоятельное представление пенсионером сведений о факте осуществления (прекращения) работы и (или) иной деятельности (часть 5 статьи 261). Самостоятельное обращение пенсионера с документами о факте осуществления (прекращения) работы и (или) иной деятельности является основанием для перерасчета страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии, который производится в соответствии с положениями статьи 23 Федерального закона "О страховых пенсиях": 1) с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором наступили обстоятельства, влекущие за собой перерасчет размера страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии в сторону уменьшения; 2) с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором принято заявление пенсионера о перерасчете размера страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии в сторону увеличения.
Таким образом, пенсионный орган ошибочно полагает, что единственным источником информации, на основании которой может быть принято решение об индексации пенсии работавшего пенсионера в случае его увольнения является форма СЗВ-М, представляемая работодателем ежемесячно в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации. Поскольку пенсионер вправе самостоятельно представить в пенсионный орган документы о своем увольнении, что является основанием для перерасчета размера пенсии и установлении ее с учетом индексации (увеличения) и корректировки и такой перерасчет должен быть произведен пенсионным органом в 5-дневный срок со дня приема соответствующего заявления со всеми необходимыми документами, то уволившиеся пенсионеры, в отношении которых сведения о прекращении трудовой деятельности представляет работодатель в сроки, установленные для сдачи таких сведений, не могут находиться в худшем положении, а потому оснований для отказа в удовлетворении требований у судов нижестоящих инстанций не имелось.
Обращаясь с кассационной жалобой, Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Пензенской области указывает на то, что перерасчет пенсии и выплата неработающим пенсионерам индексации производится на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета. Согласно сведениям персонифицированного учета, основанным на отчетных данных, в феврале 2022 года и марте 2022 года Малахов Е.М. имел статус работающего пенсионера, следовательно, права на индексацию пенсии с 1 марта 2022 г. не имел, подлежат отклонению, поскольку не основаны на законе.
Части 6 и 7 статьи 261 Федерального закона Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" предусматривают механизм перерасчета в рамках взаимодействия пенсионного органа и страхователя (работодателя) и устанавливают сроки, в пределах которых органы, осуществляющие пенсионное обеспечение, обязаны принять решение и выплатить суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), определенные в порядке, предусмотренном частями 1-3 данной статьи. Указанные нормы не содержат запрета на перерасчет пенсии в случае последующего трудоустройства пенсионера после его увольнения.
На это же указывает и часть 8 статьи 261 Федерального закона Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", из которой следует, что при возобновлении работы после осуществления индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации и корректировки размера страховой пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации страховая пенсия, фиксированная выплата к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) выплачиваются в сумме, причитавшейся на день, предшествующий дню возобновления работы и (или) иной деятельности, т.е. в сумме с учетом индексации и корректировки.
Приведенные нормы законодательства, определяющие условия и порядок индексации пенсии, при рассмотрении дела судами первой и апелляционной инстанций истолкованы и применены верно.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, не содержат обстоятельств, свидетельствующих о нарушении судами норм материального и процессуального права, в связи с чем оснований для их отмены или изменения в соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Ленинского районного суда г. Пензы от 22 марта 2023 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Пензенского областного суда от 18 июля 2023 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Пензенской области - без удовлетворения.
Председательствующий подпись
Судьи подпись подпись
Копия верна:
Судья Первого кассационного суда
общей юрисдикции Д.И. Скокова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.