Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Козиной Н.М, судей Зеленовой Е.Ф, Карповой О.Н, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-3842/2023 по иску Голова Евгения Евгеньевича к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре о признании права на досрочную страховую пенсию, по кассационной жалобе Голова Евгения Евгеньевича на решение Нижневартовского городского суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 17 июля 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 10 октября 2023 года.
Заслушав доклад судьи Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Зеленовой Е.Ф. об обстоятельствах дела, принятых по делу судебных актах, доводах кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Голов Е.Е. обратился в суд с иском к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (далее - ОСФР по ХМАО-Югре) о признании решения от 14 апреля 2023 года об отказе в назначении пенсии незаконным, о включении в страховой стаж и стаж по Списку N 2 периодов работы слесарем-ремонтником в АО "Белорусское УПНПиКРС" с 05 января 1999 года по 05 июля 1999 года, в ОАО "Славнефть-Мегионнефтегаз" с 07 июля 1999 года по 22 сентября 2000 года, с 14 декабря 2000 года по 31 декабря 2003 года.
В обоснование заявленных требований указал, что 14 февраля 2023 года обратился в пенсионный орган с заявлением о назначении страховой пенсии по старости по пункту 2 части 1 статьи 30, части 2 статьи 33 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях". Ответчиком принято решение от 14 апреля 2023 года об отказе в назначении пенсии, в связи с отсутствием необходимого стажа по Списку N 2. Решение об отказе в назначении пенсии считает незаконным, поскольку спорные периоды работы необоснованно не включены в специальный стаж по Списку N2. По мнению истца, работа в указанных должностях подлежит зачету в стаж по Списку N 2, утвержденному постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года N 10 раздел XII "Бурение, добыча и переработка нефти, газа и газового конденсата, переработка угля и сланца", подраздел 2 "Добыча нефти, газа и газового конденсата": 2130200а-18559 - слесари-ремонтники, непосредственно занятые на объектах добычи нефти, газа и газового конденсата.
Решением Нижневартовского городского суда от 17 июля 2023 года в удовлетворении исковых требований Голова Е.Е. отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 10 октября 2023 года решение Нижневартовского городского суда от 17 июля 2023 года в части отказа в удовлетворении требовании о включении периода с 05 января 1999 года по 05 июля 1999 года в страховой стаж отменено, в данной части принято новое решение, которым на Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по ХМАО - Югре возложена обязанность включить период работы с 05 января 1999 года по 05 июля 1999 года в страховой стаж Голова Е.Е. В остальной части решение оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Голов Е.Е. просит отменить решение суда первой инстанции и апелляционное определение в той части, которой отказано в удовлетворении его исковых требований, ссылаясь на их незаконность.
В представленных на кассационную жалобу возражениях представитель ОСФР по ХМАО-Югре, представитель ПАО "Славнефть-Мегионнефтегаз" просят оставить обжалуемые судебные постановления без изменения, кассационную жалобу истца без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание кассационной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, ходатайств об отложении рассмотрения дела не заявляли. Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в соответствии с частью 3 статьи 167, части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации признала возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции рассматривает дело в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении.
Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права (часть 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Обсудив доводы кассационной жалобы и возражения на нее, изучив материалы гражданского дела, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных постановлений.
Судами установлено и следует из материалов дела, что Голов Е.Е, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, обратился 14 февраля 2023 года в пенсионный орган с заявлением о назначении страховой пенсии по старости по пункту 2 части 1 статьи 30, части 2 статьи 33 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях". Для назначения пенсии истцу необходим страховой стаж 25 лет, стаж в местности, приравненной к районам Крайнего Севера, - 20 лет, стаж по Списку N 2 - 12 лет 6 месяцев.
14 апреля 2023 года ответчиком принято решение об отказе в назначении пенсии, в связи с отсутствием необходимого стажа по Списку N 2. По результатам оценки пенсионных прав истца страховой стаж составил 27 лет 01 месяц 21 день, стаж в местности, приравненной к района к Крайнего Севера, - 26 лет 11 месяцев 05 дней, стаж по Списку N 2 - 05 лет 15 дней.
Период работы с 05 января 1999 года по 05 июля 1999 года в качестве слесаря-ремонтника 5 разряда цеха подготовки производства в АО "Белорусское УПНПиКРС" не включен в страховой и специальный стаж, в связи с тем, что записи в трудовой книжке не заверены печатью работодателя, предприятие прекратило деятельность в связи с ликвидацией 24 января 2022 года. Местонахождение документов в настоящее время не известно, по информации городского и районного архивов документы на архивное хранение не поступали.
Периоды работы с 07 июля 1999 года по 22 сентября 2000 года, с 14 декабря 2000 года по 31 декабря 2003 года в качестве слесаря-ремонтника в цехе по ремонту нефтепромыслового и бурового оборудования в ОАО "Славнефть-Мегионнефтегаз" не включены в специальный стаж по Списку N 2, так как не подтвержден характер работы истца непосредственно на объектах добычи нефти.
Голов Е.Е. зарегистрирован в системе государственного пенсионного страхования 13 сентября 2001 года.
По сведениям лицевого счета застрахованного лица Голова Е.Е. по спорным периодам работы с 07 июля 1999 года по 22 сентября 2000 года, с 14 декабря 2000 года по 31 декабря 2003 года работодателем представлены сведения без указания кода льготы особых условий труда.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении требований, суд первой инстанции, руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 30, частью 2 статьи 33, статьей 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", пунктом 5 разъяснений Министерства труда Российской Федерации от 22 мая 1996 года N 5 "О порядке применения Списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на пенсию по старости в связи с особыми условиями труда и на пенсию за выслугу лет", пунктом 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 года N 516, Списком N 2 производств, работ, профессий и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденным постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года N 10 "Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение", оценив представленные доказательства: трудовую книжку, приказы по личному составу, штатные расписания, табели учета рабочего времени, перечни рабочих мест, наименований и должностей, дающих право на досрочное пенсионное обеспечение по Списку N 2 от 23 августа 2001 года, 22 июля 2002 года, 24 декабря 2003 года, личную карточку работника, справки работодателя, пришел к выводу о том, что характер работы Голова Е.Е. непосредственно на объектах добычи нефти не подтвержден, в связи с чем спорные периоды не подлежат включению в специальный стаж по Списку N 2. При этом суд учел, что работодатель не подтверждает факт работы истца на работах, предусмотренных Списком N 2.
Проверяя законность решения, суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции, за исключением выводов об отказе во включении периода работы с 05 января 1999 года по 05 июля 1999 года в страховой стаж.
Отменяя решение суда первой инстанции в части отказа во включении в страховой стаж периода работы Голова Е.Е. с 05 января 1999 года по 05 июля 1999 года в АО "Белорусское УПНПиКРС" и включая данный период в страховой стаж, суд апелляционной инстанции, руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 30, частью 2 статьи 33, статьей 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", пунктом 4, 11 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 года N 516, исходил из того, что представленными в материалы дела доказательствами подтвержден факт работы Голова Е.Е. в АО "Белорусское УПНПиКРС" с 05 января 1999 года по 05 июля 1999 года, поэтому указанный период подлежит включению в страховой стаж.
Отклоняя доводы апелляционной жалобы истца, суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции об отсутствии оснований для включения периода работы с 05 января 1999 года по 05 июля 1999 года, а также периодов работы с 07 июля 1999 года по 22 сентября 2000 года, с 14 декабря 2000 года по 31 декабря 2003 года в специальный стаж по Списку N 2, в связи с отсутствием документов, подтверждающих работу истца в режиме полной занятости непосредственно на объектах добычи нефти, газа и газового конденсата.
Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции считает, что выводы суда первой инстанции с учетом выводов суда апелляционной инстанции в той части, в которой отказано в удовлетворении исковых требований Голова Е.Е, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, основаны на правильном применении норм материального права, подтверждаются доказательствами, представленными в материалы дела, которым дана надлежащая правовая оценка в соответствии со статьей 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Доводы кассационной жалобы о необоснованном отказе во включении спорных периодов в специальный стаж по Списку N2, со ссылкой на то, что в материалы дела представлены доказательства, подтверждающие льготный характер работы истца (архивные справки, показания свидетеля), не могут быть приняты во внимание.
Реализация права граждан Российской Федерации на страховые пенсии в настоящее время осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", вступившим в силу с 1 января 2015 года.
Порядок и условия сохранения права на досрочное назначение страховой пенсии определены статьей 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Федеральный закон "О страховых пенсиях").
Пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" установлено, что страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 названного закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона по состоянию на 31 декабря 2018 года, на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы мужчинам и за каждые 2 года такой работы женщинам.
Согласно части 2 статьи 33 Федерального закона "О страховых пенсиях", лицам, проработавшим не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера или не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеющим необходимый для досрочного назначения страховой пенсии по старости, предусмотренной пунктами 1 - 10 и 16 - 18 части 1 статьи 30 настоящего Федерального закона, страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, возраст, установленный для досрочного назначения указанной пенсии, уменьшается на пять лет.
Частью 2 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" установлено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу этого федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающей право на досрочное назначение пенсии (часть 3 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях").
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу названного федерального закона, могут исчисляться с применением правил, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (часть 4 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях").
В целях реализации положений статей 30 и 31 Федерального закона "О страховых пенсиях" Правительством Российской Федерации принято постановление от 16 июля 2014 года N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" (далее - постановление Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 года N 665).
Согласно подпункту "б" пункта 1 постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 года N 665 при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим на работах с тяжелыми условиями труда, в том числе применяется Список N 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденный постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года N 10 "Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение" (далее - Список N 2).
Списком N 2 разделом XII "Бурение, добыча и переработка нефти, газа и газового конденсата, переработка угля и сланца" подразделом 2 "Добыча нефти, газа и газового конденсата" пунктом "а" "Рабочие" предусмотрены слесари-ремонтники, непосредственно занятые на объектах добычи нефти, газа и газового конденсата (позиция 2130200а-18559).
Согласно пункту 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 года N 516, в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено этими правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Под полным рабочим днем понимается выполнение работы в условиях труда, предусмотренных списками, не менее 80% рабочего времени (пункт 5 Разъяснения Министерства труда Российской Федерации от 22 мая 1996 года N 5 "О порядке применения Списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих в соответствии со статьями 12, 78 и 78.1 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР" право на пенсию по старости в связи с особыми условиями труда и на пенсию за выслугу лет").
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 14 Федерального закона "О страховых пенсиях" при подсчете страхового стажа периоды работы до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 01 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системах обязательного пенсионного страхования и обязательного социального страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации; периоды работы после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 01 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системах обязательного пенсионного страхования и обязательного социального страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Аналогичный порядок подтверждения страхового стажа, дающего право на досрочное назначение страховой пенсии, предусмотрен Порядком подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденным приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31 марта 2011 года N 258н.
Кроме того, согласно пункту 4 названного Порядка в случаях, когда необходимы данные о характере работы и других факторах (показателях), определяющих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, установленные для отдельных видов работ (деятельности), например, о занятости на подземных работах, о выполнении работ определенным способом, о работе с вредными веществами определенных классов опасности, о выполнении работ в определенном месте (местности) или структурном подразделении, для подтверждения периодов работы принимаются справки, а также иные документы, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами. Справки выдаются на основании документов соответствующего периода времени, когда выполнялась работа, из которых можно установить период работы в определенной профессии и должности и (или) на конкретных работах (в условиях), дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 11 Федерального закона от 01 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системах обязательного пенсионного страхования и обязательного социального страхования" страхователи представляют в органы Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по месту их регистрации сведения об уплачиваемых страховых взносах на основании данных бухгалтерского учета, а сведения о страховом стаже - на основании приказов и других документов по учету кадров. Страхователь представляет о каждом работающем у него застрахованном лице сведения, в том числе о периодах деятельности, включаемых в стаж на соответствующих видах работ.
Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации осуществляет прием и учет сведений о зарегистрированных лицах в системе индивидуального (персонифицированного) учета, а также внесение указанных сведений в индивидуальные лицевые счета в порядке и сроки, которые определяются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (статья 8.1 Федерального закона "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системах обязательного пенсионного страхования и обязательного социального страхования").
В соответствии со статьей 28 Федерального закона "О страховых пенсиях" работодатели несут ответственность за достоверность сведений, представляемых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования. Перед сдачей отчетности предприятия, имеющие льготные профессии, представляют в орган Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации документы, подтверждающие льготу, персонально по каждому работающему у него по льготной профессии человеку.
Таким образом, право на досрочное пенсионное обеспечение имеют лица, работавшие в соответствующих производствах в условиях труда, предусмотренных Списком N 2. В данном случае, к таким условиям для слесаря-ремонтника относятся занятость на объектах добычи нефти, газа и газового конденсата.
Для включения в специальный стаж по Списку N 2 спорных периодов юридически значимым обстоятельством являлось установление занятости истца в течение полного рабочего дня (не менее 80 %) в качестве слесаря-ремонтника, непосредственно занятого на объектах добычи нефти, газа и газового конденсата.
В случае возникновении спора о периодах работы, подлежащих включению в страховой стаж, в том числе в страховой стаж для досрочного назначения страховой пенсии по старости, порядке исчисления этого стажа, сведения о наличии такого стажа могут быть подтверждены в судебном порядке с представлением доказательств, отвечающих требованиям статей 59, 60 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
По результатам полной и всесторонней оценки доказательств суды пришли к правильному выводу о том, что в установленном законом порядке занятость истца в спорные периоды в условиях, предусмотренных Списком N 2, в производстве добычи нефти, газа и газового конденсата, а именно, на объектах добычи нефти, газа и газового конденсата не подтверждена.
Поскольку характер работы истца в тяжелых условиях труда, предусмотренных Списком N2, достоверными и допустимыми доказательствами не подтвержден, суды пришли к обоснованному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения иска в части включения в специальный стаж истца спорных периодов работы.
В соответствии с частью 3 статьи 14 Федерального закона "О страховых пенсиях", характер работы показаниями свидетелей не подтверждается.
Поскольку ответчик включил периоды работы в ОАО "Славнефть-Мегионнефтегаз" с 07 июля 1999 года по 22 сентября 2000 года, с 14 декабря 2000 года по 31 декабря 2003 года в страховой стаж, то у судов не имелось оснований для их повторного включения в страховой стаж.
При таких обстоятельствах, суд кассационной инстанции приходит к выводу, что при рассмотрении настоящего гражданского дела судами не допущено нарушений или неправильного применение норм материального и процессуального права, которые привели или могли привести к принятию незаконных судебных постановлений.
С учетом изложенного, суд кассационной инстанции считает, что оснований для отмены обжалуемых судебных постановлений в соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации по доводам кассационной жалобы заявителя не имеется.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Нижневартовского городского суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 17 июля 2023 года в неотмененной части и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 10 октября 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу Голова Евгения Евгеньевича - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.