Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Давыдовой Т.И, судей Ложкарёвой О.А, Жуковой Н.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-318/2023 по иску Бойко Ирины Сергеевны к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ханты-Мансийскому автономному округу-Югре о признании незаконным решения, по кассационной жалобе Бойко Ирины Сергеевны на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 22 августа 2023 года.
Заслушав доклад судьи Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Давыдовой Т.И. об обстоятельствах дела, принятых судебных актах, доводах кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Бойко И.С. обратилась в суд с исковым заявлением к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ханты-Мансийскому автономному округу-Югре (далее по тексту - ОСФР по Ханты-Мансийскому автономному округу-Югре) о признании незаконным решения от 03 октября 2022 года N 0001.001524/2022-0129370 об отказе в назначении (предоставлении) мер социальной поддержки в виде ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от 8 до 17 лет, назначении меры социальной поддержки с 01 апреля 2022 года.
В обоснование заявленных требований Бойко И.С. сослалась на то, что является матерью троих несовершеннолетних детей: "данные изъяты" года рождения, разведена, ее семья признана многодетной и состоит на учете, ей производят компенсационные выплаты. С 14 марта 2020 года она является пенсионером по старости. До марта 2022 года она осуществляла предпринимательскую деятельность, но в связи с кризисом и финансовыми сложностями с 28 марта 2022 года прекратила эту деятельность, после чего ее доход значительно сократился. 30 сентября 2022 года она обратилась к ответчику с заявлением о назначении ежемесячной денежной выплаты на ребенка от 8 до 17 лет. Решением от 03 октября 2022 года ей было отказано в назначении указанной выплаты по причине превышения размера среднедушевого дохода ее семьи над величиной прожиточного минимума на душу населения. Данный отказ считает незаконным, поскольку среднедушевой доход семьи считается из дохода за 12 месяцев, предшествующий 4 месяцам до обращения за выплатой, то есть фактически за то время, когда она осуществляла предпринимательскую деятельность, при этом ее расходы по осуществлению данной деятельности к учету не принимались. Считает, что после подачи заявления на спорную выплату она в течение 10 дней имела право представить дополнительные документы, подтверждающие ее расходы, но ответчик вынес решение об отказе в выплате до истечения данного срока.
Представитель ОСФР по Ханты-Мансийскому автономному округу-Югре участие в судебном заседании суда первой инстанции не принимал, в письменных возражениях на исковое заявление указал на то, что в назначении меры социальной поддержки отказано правомерно в соответствии с подпунктом "б" пункта 23 Требований к порядку и условиям предоставления ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от 8 до 17 лет, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 09 апреля 2022 года N 630.
Решением Когалымского городского суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 15 мая 2023 года решение ОПФР по Ханты-Мансийскому автономному округу-Югре от 03 октября 2022 года N 0001.001524/2022-0129370 об отказе в назначении (предоставлении) мер социальной поддержки в виде ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от 8 до 17 лет признано незаконным; за Бойко И.С. признано право на получение (предоставление) мер социальной поддержки в виде ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от 8 до 17 лет; на ОСФР по Ханты-Мансийскому автономному округу-Югре возложена обязанность назначить Бойко И.С. ежемесячную денежную выплату на ребенка в возрасте от 8 до 17 лет начиная с 01 апреля 2022 года.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 22 августа 2023 года решение Когалымского городского суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 15 мая 2023 года отменено, по делу принято новое решение, которым Бойко И.С. в удовлетворении исковых требований оказано.
В кассационной жалобе Бойко И.С. ставит вопрос об отмене апелляционного определения, как незаконного, вынесенного с нарушением норм материального и процессуального права.
В обоснование доводов кассационной жалобы истец указывает, что согласно пунктам 19 и 20 Требований к порядку и условиям предоставления ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от 8 до 17 лет, утвержденных постановлением Правительством Российской Федерации от 09 апреля 2022 года N 630, законодатель закрепляет за заявителем право в случае предоставления неполного пакета документов (сведений) предоставить в течение 10 рабочих дней со дня регистрации заявления о назначении ежемесячной денежной выплаты органом, осуществляющим ежемесячную денежную выплату, недостающие документы (сведения). При этом в нормативном акте прямо не указано, что данные положения не распространяются на лиц, обратившихся за выплатой через многофункциональный центр, осуществляющий возложенные на него Федеральным законом от 27 июля 2010 года 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" обязанности. Ее заявление о назначении выплаты было зарегистрировано в ОСФР по Ханты-Мансийскому автономному округу-Югре 30 сентября 2022 года - в пятницу, а решение об отказе в назначении выплаты было вынесено уже 03 октября 2022 года - в понедельник на основании документов, представленных ей налоговым органом, а также находящихся в распоряжении самого ответчика. В типовой форме заявления на выплату, примерном перечне документов, необходимых для назначения выплаты, отсутствует указание на необходимость представлять сведения о доходах без учета расходов на предпринимательскую деятельность, а ответчик, зная, что представленных документов для объективной оценки ее дохода не достаточно, не предложил ей представить дополнительные сведения. На момент подачи заявления она проходила процедуру банкротства и являлась получателем единовременной помощи на поддержание жизнедеятельности в связи с возникновением экстремальной жизненной ситуации, все эти сведения ответчик должен был получить по системе межведомственного взаимодействия.
Стороны в судебное заседание суда кассационной инстанции не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. Информация о времени и месте судебного разбирательства по настоящему делу заблаговременно была размещена на официальном сайте Седьмого кассационного суда общей юрисдикции. В соответствии со статьями 167, 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия нашла возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанции, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Обсудив доводы кассационной жалобы, проверив материалы дела, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции полагает апелляционное определение подлежащим отмене ввиду неправильного применения судом норм материального права.
Судом первой инстанции установлено и следует из материалов дела, что Бойко И.С. является матерью несовершеннолетних "данные изъяты", семья имеет статус многодетной.
Согласно выписке из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей в отношении Бойко И.С. внесена запись о прекращении физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя 28 марта 2022 года.
Брак между истцом и Бойко М.Г. расторгнут, алименты на содержание детей от "данные изъяты", Бойко М.Г. истец не получает. Департаментом социального развития Ханты-Мансийского автономного округа-Югры семья истца в 2022 году была признана малоимущей, истцу производилась выплата единовременной материальной помощи.
29 сентября 2022 года Бойко И.С. через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг обратилась в ОПФР по Ханты-Мансийскому автономному округу-Югре с заявлением N 0001.001524/2022-0102711 о предоставлении мер социальной поддержки - ежемесячного пособия на ребенка в возрасте от 8 лет до 17 лет.
Решением ОПФР по Ханты-Мансийскому автономному округу-Югре от 03 октября 2022 года N 0001.001524/2022-0129370 в назначении (предоставлении) мер социальной поддержки Бойко И.С. отказано, ввиду превышения размера среднедушевого дохода семьи над величиной прожиточного минимума на душу населения, установленной в субъекте Российской Федерации на дату обращения за назначением ежемесячной денежной выплаты.
Как следует из возражений ответчика на исковое заявление, одной из причин отказа в назначении мер социальной поддержки явилось непредставление при подаче заявления от 29 сентября 2022 года N 0001.001524/2022-0102711 документов, подтверждающих расходы истца на ведение предпринимательской деятельности.
31 октября 2022 года Бойко И.С. вновь обратилась с заявлением о назначении ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от 8 до 17 лет, представив, в том числе, книги учета доходов и расходов организации и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения за 2022 год.
Решением ОПФР по Ханты-Мансийскому автономному округу-Югре от 21 ноября 2022 года Бойко И.С. назначена ежемесячная денежная выплата на ребенка в возрасте от 8 до 17 лет на троих несовершеннолетних детей с 01 октября 2022 года.
Разрешая возникший спор, суд первой инстанции, руководствуясь положениями Федерального закона от 19 мая 1995 года N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей", Требований к порядку и условиям предоставления ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от 8 до 17 лет, примерного перечня документов (сведений), необходимых для назначения указанной ежемесячной выплаты, и типовой формы заявления о ее назначении, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 09 апреля 2022 года N 630 (далее по тексту Требования к порядку и условиям предоставления ежемесячной выплаты, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 09 апреля 2022 года N 630), оценив представленные доказательства, исходил из того, что истец обратилась с заявлением о предоставлении мер социальной поддержки 29 сентября 2022 года через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (МФЦ), территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации было принято решение по данному заявлению до истечения 10 дней с момента его регистрации (03 октября 2022 года), в связи с чем Бойко И.С. была лишена возможности реализовать свое право в соответствии с пунктом 19 Требований к порядку и условиям предоставления ежемесячной выплаты, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 09 апреля 2022 года N 630, непредставление дополнительных документов, имеющих значение при определении размера ее дохода, и, соответственно, установлении права на получение мер социальной поддержки, в связи с чем пришел к выводу о незаконности принятого 03 октября 2022 года ответчиком решения и возложении на него обязанности назначить Бойко И.С. спорную меру социальной поддержки с 01 апреля 2022 года.
Суд апелляционной инстанции с данным выводом суда первой инстанции не согласился. Отменяя решение суда и принимая по делу новое об отказе в удовлетворении иска, суд апелляционной инстанции исходил из того, что оспариваемое решение ответчиком было принято в установленные сроки по представленным истцом и полученным ответчиком в рамках межведомственного электронного взаимодействия документам, согласно которым доход семьи истца за период с 01 мая 2021 года по 30 апреля 2022 года составил 1 484 903, 49 руб, то есть по 30 935, 50 руб. на каждого члена семьи, что превышало величину прожиточного минимума на душу населения, установленного в Ханты-Мансийском автономном округе-Югре на дату обращения; решение принято в пределах компетенции ответчика; учитывая, что Требования к порядку и условиям предоставления ежемесячной денежной выплаты, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 09 апреля 2022 года N 630, не предусматривали при подаче заявления через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг возможности и сроков представления заявителем дополнительных документов, то право истца на представление в течение 10 рабочих дней со дня регистрации заявления недостающих документов нарушено не было.
Судебная коллегия не может согласиться с выводом суда апелляционной инстанции по следующим основаниям.
Конституция Российской Федерации провозглашает Российскую Федерацию социальным государством, в котором охраняются труд и здоровье людей, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (статья 7, части 1 и 2), и гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 39, часть 1).
Приведенные положения Конституции Российской Федерации предопределяют создание системы социальной защиты тех категорий граждан, которые в силу возраста, болезни и иных объективных обстоятельств нуждаются в государственной поддержке. Обеспечение эффективности функционирования этой системы, в том числе посредством правового регулирования общественных отношений по предоставлению гражданам мер социальной защиты, отнесено к полномочиям федерального законодателя, который при определении мер социальной защиты располагает достаточно широкой свободой усмотрения и вправе самостоятельно избирать и изменять формы, порядок и условия их предоставления, однако при этом он должен исходить из недопустимости издания в Российской Федерации законов, отменяющих или умаляющих права граждан (статья 55, часть 2 Конституции Российской Федерации), и основывать свои решения на конституционных принципах и нормах - как закрепляющих единый для всех граждан Российской Федерации конституционный статус личности, так и обусловливающих специальный статус отдельных категорий граждан - получателей мер социальной поддержки (определения Конституционного Суда Российской Федерации от 27 декабря 2005 года N 502-О, от 03 апреля 2014 года N 686-О).
Федеральным законом от 19 мая 1995 года N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" установлена единая система государственных пособий гражданам, имеющим детей, в связи с их рождением и воспитанием, которая обеспечивает гарантированную государством материальную поддержку материнства, отцовства и детства.
Ежемесячная денежная выплата на ребенка в возрасте от 8 до 17 лет введена с 01 апреля 2022 года Указом Президента Российской Федерации от 31 марта 2022 года N 175 "О ежемесячной денежной выплате семьям, имеющим детей", утратившим свое действие с 01 января 2023 года, в связи с изданием Указа Президента Российской Федерации от 13 января 2023 года N 12 "О некоторых вопросах, связанных с предоставлением мер социальной поддержки семьям, имеющим детей".
Согласно статье 10.1 Федерального закона от 19 мая 1995 года N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" (утратила силу с 01 мая 2022 года) было предусмотрено, что право на ежемесячное пособие на ребенка в возрасте от восьми до семнадцати лет имеет единственный родитель такого ребенка или родитель (иной законный представитель) такого ребенка, в отношении которого предусмотрена на основании судебного решения уплата алиментов, при этом размер среднедушевого дохода такой семьи не превышает величину прожиточного минимума на душу населения в субъекте Российской Федерации по месту жительства (пребывания) или фактического проживания заявителя, установленную в соответствии с Федеральным законом от 24 октября 1997 года N 134-ФЗ "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" на дату обращения за назначением указанного пособия.
В соответствии с пунктами 2 и 3 Требований к порядку и условиям предоставления ежемесячной денежной выплаты, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 09 апреля 2022 года N 630, право на получение ежемесячной денежной выплаты возникает в случае, если ребенок является гражданином Российской Федерации и постоянно проживает на территории Российской Федерации. Право на получение ежемесячной денежной выплаты имеет один из родителей или иной законный представитель ребенка, являющийся гражданином Российской Федерации и постоянно проживающий на территории Российской Федерации (далее - заявитель).
Ежемесячная денежная выплата осуществляется в размере 50 процентов величины прожиточного минимума для детей, установленной в субъекте Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" на дату обращения за назначением ежемесячной денежной выплаты по месту жительства (пребывания) или фактического проживания (далее - величина прожиточного минимума для детей), - если размер среднедушевого дохода семьи не превышает величину прожиточного минимума на душу населения, установленную в субъекте Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" на дату обращения за назначением ежемесячной денежной выплаты по месту жительства (пребывания) или фактического проживания (далее - величина прожиточного минимума на душу населения), 75 процентов величины прожиточного минимума для детей - если размер среднедушевого дохода семьи, рассчитанный с учетом ежемесячной денежной выплаты в размере 50 процентов величины прожиточного минимума для детей, не превышает величину прожиточного минимума на душу населения, 100 процентов величины прожиточного минимума для детей - если размер среднедушевого дохода семьи, рассчитанный с учетом ежемесячной денежной выплаты в размере 75 процентов величины прожиточного минимума для детей, не превышает величину прожиточного минимума на душу населения (пункт 5 Требований).
В соответствии с пунктом 8 Требований к порядку и условиям предоставления ежемесячной денежной выплаты, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 09 апреля 2022 года N 630, ежемесячная денежная выплата осуществляется с месяца достижения ребенком возраста 8 лет, но не ранее 1 апреля 2022 г, до достижения ребенком возраста 17 лет. По заявлениям о назначении ежемесячной денежной выплаты, поданным до 1 октября 2022 г, ежемесячная денежная выплата осуществляется за прошедший период начиная с 1 апреля 2022 г, но не ранее месяца достижения ребенком возраста 8 лет. По заявлениям о назначении ежемесячной денежной выплаты, поданным начиная с 1 октября 2022 г, ежемесячная денежная выплата осуществляется начиная с месяца достижения ребенком возраста 8 лет, если обращение за ее назначением последовало не позднее 6 месяцев с этого месяца. В остальных случаях ежемесячная денежная выплата осуществляется с месяца обращения заявителя за ее назначением.
В случае наличия в семье нескольких детей в возрасте от 8 до 17 лет ежемесячная денежная выплата осуществляется на каждого ребенка (пункт 9 Требований).
Заявление о назначении ежемесячной денежной выплаты подается начиная с 01 мая 2022 года (пункт 11 Требований).
Заявление о назначении ежемесячной денежной выплаты, а также заявление об изменении способа доставки ежемесячной денежной выплаты подаются в орган, осуществляющий ежемесячную денежную выплату, по месту жительства (пребывания) или в случае отсутствия подтвержденного места жительства (пребывания) - по месту фактического проживания: а) в электронном виде с использованием федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)" (далее - единый портал), а также с использованием регионального портала государственных и муниципальных услуг в случае, если ежемесячная денежная выплата осуществляется уполномоченным органом, б) через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг при наличии заключенного соглашения о взаимодействии между органом, осуществляющим ежемесячную денежную выплату, и многофункциональным центром, уполномоченным на заключение указанного соглашения на основании Федерального закона "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг"; в) лично (пункт 13 Требований).
В соответствии с подпунктом "б" пунктом 23 Требований к порядку и условиям предоставления ежемесячной денежной выплаты, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 09 апреля 2022 года N 630, основанием для отказа в назначении ежемесячной денежной выплаты является, в том числе, превышение размера среднедушевого дохода семьи над величиной прожиточного минимума на душу населения.
Среднедушевой доход семьи для назначения ежемесячной денежной выплаты рассчитывается исходя из суммы доходов всех членов семьи за последние 12 календарных месяцев (в том числе в случае представления документов (сведений) о доходах семьи за период менее 12 календарных месяцев), предшествующих 4 календарным месяцам перед месяцем подачи заявления о назначении ежемесячной денежной выплаты, путем деления одной двенадцатой суммы доходов всех членов семьи за расчетный период на число членов семьи (пункт 33 Требований).
Из приведенных нормативных положений следует, что Бойко И.С, являющаяся гражданской "данные изъяты", имеющая троих несовершеннолетних детей - граждан "данные изъяты", имела право на получение с 01 апреля 2022 года меры социальной поддержки в виде ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от 8 до 17 лет при подаче заявления о предоставлении данной выплаты 29 сентября 2022 года при условии получения в период с мая 2021 года по апрель 2022 года среднедушевого дохода на каждого члена семьи, размер которого не превышает величину прожиточного минимума на душу населения, установленную в субъекте Российской Федерации - Ханты-Мансийском автоматном округе-Югре.
Документы (сведения), необходимые для назначения ежемесячной денежной выплаты, примерный перечень которых утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 09 апреля 2022 года N 630, запрашиваются органом, осуществляющим ежемесячную денежную выплату, в рамках межведомственного электронного взаимодействия в органах и (или) организациях, в распоряжении которых они находятся, и (или) представляются заявителем в соответствии с перечнем (в зависимости от сложившейся конкретной жизненной ситуации). Срок подготовки и направления ответа на межведомственный электронный запрос не может превышать 5 рабочих дней со дня поступления межведомственного электронного запроса в орган и (или) организацию (пункт 17 Требований).
Согласно примерному перечню документов (сведений), необходимых для назначения ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от 8 до 17 лет, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 09 апреля 2022 года N 630, сведения о доходах от осуществления предпринимательской деятельности, включая доходы, полученные в результате деятельности крестьянского (фермерского) хозяйства, в том числе созданного без образования юридического лица, и доходах от осуществления частной практики представляются ФНС России (автоматизированная информационная система "Налог-3") посредством единой системы межведомственного электронного взаимодействия; заявителем посредством представления подтверждающих документов.
В случае если заявление о назначении ежемесячной денежной выплаты подано с использованием единого портала или регионального портала государственных и муниципальных услуг, заявитель в течение 10 рабочих дней со дня регистрации заявления о назначении ежемесячной денежной выплаты органом, осуществляющим ежемесячную денежную выплату, представляет документы (сведения) (пункт 19 Требований).
В случае если при личном обращении за назначением ежемесячной денежной выплаты заявителем представлен неполный комплект документов (сведений), заявитель вправе представить в течение 10 рабочих дней со дня регистрации заявления о назначении ежемесячной денежной выплаты органом, осуществляющим ежемесячную денежную выплату, недостающие документы (сведения) (пункт 20 Требований).
В соответствии с пунктом 26 Требований к порядку и условиям предоставления ежемесячной денежной выплаты, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 09 апреля 2022 года N 630, в случае установления факта наличия в заявлении о назначении ежемесячной денежной выплаты и (или) документах (сведениях), представленных заявителем, недостоверной и (или) неполной информации орган, осуществляющий ежемесячную денежную выплату, вправе вернуть такие заявление о назначении ежемесячной денежной выплаты и (или) документы (сведения) заявителю на доработку с указанием информации, подлежащей корректировке.
В этом случае срок принятия решения о назначении либо об отказе в назначении ежемесячной денежной выплаты приостанавливается до момента представления заявителем доработанного заявления о назначении ежемесячной денежной выплаты и (или) доработанных документов (сведений), но не более чем на 5 рабочих дней.
Заявитель представляет в орган, осуществляющий ежемесячную денежную выплату, доработанное заявление о назначении ежемесячной денежной выплаты и (или) доработанные документы (сведения) в течение 5 рабочих дней со дня получения заявления о назначении ежемесячной денежной выплаты от органа, осуществляющего ежемесячную денежную выплату.
Срок принятия решения о назначении либо об отказе в назначении ежемесячной денежной выплаты возобновляется со дня поступления в орган, осуществляющий ежемесячную денежную выплату, доработанного заявления о назначении ежемесячной денежной выплаты и (или) доработанных документов (сведений).
В соответствии со статьей 4 Федерального закона "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ одним из основных принципов предоставления государственных и муниципальных услуг является возможность получения государственных и муниципальных услуг в электронной форме, если это не запрещено законом, а также в иных формах, предусмотренных законодательством Российской Федерации, по выбору заявителя, за исключением случая, если на основании федерального закона предоставление государственной или муниципальной услуги осуществляется исключительно в электронной форме.
В соответствии со статьей 5 указанного Федерального закона при получении государственных и муниципальных услуг заявители имеют право на получение государственной или муниципальной услуги своевременно и в соответствии со стандартом предоставления государственной или муниципальной услуги и с единым стандартом в случае, предусмотренном частью 2 статьи 14 настоящего Федерального закона; получение полной, актуальной и достоверной информации о порядке предоставления государственных и муниципальных услуг, в том числе в электронной форме; получение государственных и муниципальных услуг в электронной форме, если это не запрещено законом, а также в иных формах, предусмотренных законодательством Российской Федерации, по выбору заявителя, за исключением случая, если на основании федерального закона предоставление государственной или муниципальной услуги осуществляется исключительно в электронной форме; получение государственных и муниципальных услуг в многофункциональном центре в соответствии с соглашениями, заключенными между многофункциональным центром и органами, предоставляющими государственные услуги, и соглашениями, заключенными между многофункциональным центром и органами, предоставляющими муниципальные услуги (далее - соглашения о взаимодействии), с момента вступления в силу соответствующего соглашения о взаимодействии.
В соответствии с частью 1.1 статьи указанного Федерального закона заявители в целях получения государственных и муниципальных услуг обращаются в орган, предоставляющий государственные услуги, орган, предоставляющий муниципальные услуги, непосредственно или через многофункциональный центр. В электронной форме государственные и муниципальные услуги предоставляются способами, предусмотренными частью 2 статьи 19 настоящего Федерального закона, с использованием единого портала государственных и муниципальных услуг, региональных порталов государственных и муниципальных услуг, официальных сайтов указанных органов в соответствии с нормативными правовыми актами, устанавливающими порядок предоставления государственных и муниципальных услуг.
Из приведенных нормативных положений следует, что право на получение меры социальной поддержки в виде ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от 8 до 17 лет гражданин вправе реализовать путем обращения с соответствующим заявлением в компетентный орган; гражданин подать такое заявление и необходимые документы, в случае если обязанность по их представлению возложена на него, может как лично в компетентный орган, так и путем обращения в многофункциональный центр либо электронным способом с использованием федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)", при этом способ подачи заявления не может влиять на возможность реализации гражданином права, поскольку не влияет каким-либо образом на условия возникновения права как такового.
С учетом содержания понятия государственной услуги в статье 2 Федерального закона "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ, предоставление ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от 8 до 17 лет является государственной услугой, право на своевременное и в соответствии с установленными стандартами получение которой закреплено указанным Федеральным законом, а соответственно, не может быть поставлено в зависимость от способа подачи гражданином заявления на ее предоставление.
Из общего смысла положений пунктов 17, 19, 20, 23, 25, 26 Требований к порядку и условиям предоставления ежемесячной денежной выплаты, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 09 апреля 2022 года N 630, следует, что при представлении неполной информации для определения дохода за юридически значимый период, гражданин имеет возможность доработать представленные документы (сведения) и направить их в установленные сроки в орган, осуществляющий ежемесячную денежную выплату. Между тем, получив сведения о доходах истца из налогового органа, из которых следовало, что Бойко И.С, как индивидуальный предприниматель, применяла упрощенную систему налогообложения, не предусматривающую в отчетной документации указание размера расходов на осуществление предпринимательской деятельности, ответчик не предоставил ей возможность доработать документы (представить книгу учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, по форме, утвержденной приказом Минфина России от 22 октября 2012 года N 135н).
С учетом изложенного, выводы суда апелляционной инстанции о том, что предоставление государственных услуг в электронном виде с использованием федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)" и через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг являются разными способами предоставления этих услуг и не тождественны; Требования к порядку и условиям предоставления ежемесячной денежной выплаты, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 09 апреля 2022 года N 630, не предусматривают возможность гражданину при подаче заявления на предоставление ежемесячной выплаты через многофункциональный центр исправить недостатки документов, основаны на неправильном толковании норм материального права. Апелляционное определение нельзя признать законным и обоснованным, оно подлежит отмене.
Принимая во внимание основания иска, заявленные Бойко И.С, приведенное правовое регулирование спорных правоотношений, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о незаконности принятого ОПФР по Ханты-Мансийскому автономному округу-Югре решения и возложении обязанности назначить Бойко И.С. ежемесячную денежную выплату с 01 апреля 2022 года. Решение суда первой инстанции подлежит оставлению в силе.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 22 августа 2023 года отменить.
Оставить в силе решение Когалымского городского суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 15 мая 2023 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.