Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Козиной Н.М, судей Карповой О.Н, Зеленовой Е.Ф.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-636/2023 по иску Топильского Андрея Александровича к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ханты-Мансийскому автономному округу-Югре о назначении досрочной страховой пенсии по старости, по кассационной жалобе Топильского Андрея Александровича на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 12 сентября 2023 года.
Заслушав доклад судьи Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Козиной Н.М. об обстоятельствах дела, о принятых по делу судебных постановлениях, доводах кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Топильский А.А. обратился в суд к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ханты-Мансийскому автономному округу-Югре, мотивируя его тем, что 11 ноября 2022 года обратился в ОПФР по Ханты - Мансийскому автономному округу - Югре с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях". Решением ОПФР по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре в назначении досрочной страховой пенсии по старости ему было отказано, по причине отсутствия требуемой продолжительности стажа работы с тяжелыми условиями труда по Списку N 2. В специальный стаж не включен период работы в шахте имени Максима Горького с 17 августа 1991 года по 11 июня 1994 года, так как не подтверждено выполнение работы постоянно в течение полного рабочего дня, не менее 80 процентов фактического рабочего времени. С данным решением он не согласен, просил признать решение от 19 января 2023 года N 320180/22/1 об отказе в назначении пенсии незаконным, возложить на ответчика обязанность включить в специальный стаж по Списку N 1 период работы в шахте имени Максима Горького с 17 августа 1991 года по 11 июня 1994 года, назначить досрочную страховую пенсию по старости с 03 декабря 2022 года.
Решением Когалымского городского суда от 24 мая 2023 года исковые требования Топильского А.А. удовлетворены: решение ответчика от 17 ноября 2022 года N 320180/22/1 в части невключения в специальный стаж Топильского А.А. периода работы с 17 августа 1991 года по 11 июня 1994 года в шахте имени Максима Горького признано незаконным, в специальный стаж включен период работы с 17 августа 1991 года по 11 июня 1994 года, за истцом признано право на досрочную страховую пенсию по старости с 03 декабря 2022 года.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 12 сентября 2023 года, решение Когалымского городского суда от 24 мая 2023 отменено в части признания незаконным решения ответчика N 320180/22/1 от 17 ноября 2022 года в части невключения в специальный стаж истца в соответствии с пунктом части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года "О страховых пенсиях" на основании Списка N 1 периода работы с 01 января 1992 года по 11 июня 1994 года в шахте имени Максима Горького, возложении на ответчика обязанности включить в специальный стаж истца на основании Списка N 1 период работы с 01 января 1992 года по 11 июня 1994 года в шахте имени Максима Горького и признании права на досрочную страховую пенсию по старости с 03 декабря 2022 года, принято по делу в указанной части новое решение об отказе удовлетворении требований Топильского А.А.
В остальной части решение Когалымского городского суда от 24 мая 2023 года оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Топильский А.А. ставит вопрос об отмене апелляционного определения в части отказа в удовлетворении исковых требований, ссылаясь на его незаконность.
Кроме этого, Топильский А.А. к кассационной жалобе приложил справку 02 марта 2023 года за N 02-16/0332, выданную Государственным унитарным предприятием Донецкой Народной Республики "Главное управление реструктуризации шахт".
В силу части 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, кассационный суд общей юрисдикции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими и определять, какое судебное постановление должно быть принято при новом рассмотрении дела. Дополнительные доказательства судом кассационной инстанции не принимаются.
С учетом изложенного, указанная справка в количестве трех листов подлежит возврату истцу.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке. Информация о рассмотрении дела заблаговременно была размещена на официальном сайте Седьмого кассационного суда общей юрисдикции. В судебное заседание суда кассационной инстанции не явились истец Топильский А.Н, не возражавший против рассмотрения жалобы в его отсутствие (телефонограмма от 09 января 2024 года в 13 час. 48 мин.), представитель пенсионного органа, который сведения о причинах неявки не представил. Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь статьями 167, 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции рассматривает дело в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Обсудив доводы кассационной жалобы, изучив материалы гражданского дела, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции считает, что имеются основания для отмены оспариваемого судебного постановления.
Судами установлено и следует из материалов дела, что 11 ноября 2022 года Топильский А.А. обратился в ОПФР по Ханты-Мансийскому автономному округу-Югре с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Решением ОПФР по Ханты-Мансийскому автономному округу-Югре в назначении досрочной страховой пенсии по старости было отказано, по причине отсутствия требуемой продолжительности стажа работы с тяжелыми условиями труда по Списку N 2. Спорный период работы в шахте имени Максима Горького с 17 августа 1991 года по 11 июня 1994 года не был включен в стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости, так как не подтверждено выполнение работы постоянно в течение полного рабочего дня, не менее 80 процентов фактического рабочего времени.
Разрешая спор и удовлетворяя требование о включении в специальный стаж период работы с 17 августа 1991 года по 11 июня 1994 года в шахте имени Максима Горького, суд первой инстанции, руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 30, статьей 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", Списком N 1, утвержденным постановлением Кабинета министров СССР от 26 января 1991 года N 10, пунктами 4, 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27, 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 года N 516, Соглашением о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от 13 марта 1992 года, исходил из того, что согласно записям с NN 9-13 в трудовой книжке "данные изъяты", Топильский А.А. в период с 17 августа 1991 года по 11 июня 1994 года работал на условиях полного рабочего дня на подземных работах в шахте имени Максима Горького, что также следует из материалов пенсионного дела, в связи с чем пришел к выводу, что вышеуказанная работа истца относится к Списку N 1 подземные работы в шахтах, рудниках, на приисках по добыче полезных ископаемых; в геологоразведке, на дренажных шахтах, на строительстве шахт, рудников, приисков (позиция 1010100а), указанный период дает право на досрочное назначение страховой пенсии по старости.
Учитывая вышеизложенные обстоятельства, суд первой инстанции пришел к выводу, что имеются основания для включения в специальный стаж истца периодов работы в шахте имени Максима Горького с 17 августа 1991 года по 11 июня 1994 года, поскольку работа истца в спорный период времени была связана с подземными работами в шахте на условиях полного рабочего дня, дающим право на льготное пенсионное обеспечение.
Разрешая вопрос о праве истца на назначение пенсии, суд первой инстанции исходил из того, что для назначения пенсии в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" с уменьшением возраста продолжительность специального стажа должна составлять не менее 6 лет 3 месяцев.
Установив, что на момент обращения истца в пенсионный орган общая продолжительность специального стажа, с учетом включенного пенсионным органом специального стажа (4 года 02 месяца 19 дней) и периодов трудовой деятельности в шахте имени Максима Горького с 17 августа 1991 года по 11 июня 1994 года (2 года 09 месяцев 24 дня) составляет более 06 лет 03 месяцев, что достаточно для назначения досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", суд первой инстанции пришел к выводу о наличии у истца права на назначение пенсии по вышеуказанному основанию с 03 декабря 2022 года, на дату обращения истца с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости.
Суд апелляционной инстанции согласился с решением суда в части включения в специальный стаж истца периода работы с 17 августа 1991 года по 31 декабря 1991 года, поскольку до 01 января 1992 года в соответствии с действовавшим пенсионным законодательством не требовалось подтверждения полной занятости при выполнении работ, предусмотренных Списком N 1 от 22 августа 1956 года.
Однако суд апелляционной инстанции не согласился с выводами суда первой инстанции о включении в специальный стаж периода работы с 01 января 1992 года по 11 июня 1994 года, назначении досрочной пенсии.
Отменяя решение суда первой инстанции в части включения в специальный стаж периода работы с 01 января 1992 года по 11 июня 1994 года, назначении досрочной пенсии, и отказывая в удовлетворении данных требований, суд апелляционной инстанции исходил из того, что материалы дела не содержат доказательств, подтверждающих особые условия труда, в том числе полную занятость истца в период с 01 января 1992 года по 11 июня 1994 года в шахте имени Максима Горького. Сведениями о работе из трудовой книжки полная занятость не подтверждается.
Установив, что при невключении периода с 01 января 1992 года по 11 июня 1994 года в специальный стаж у истца на день обращения с заявлением в пенсионный орган отсутствовала требуемая продолжительность специального стажа, суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что у истца не возникло право на установление страховой пенсии в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", в связи с чем требования о назначении досрочной пенсии по старости не подлежат удовлетворению.
Суд кассационной инстанции не может согласиться с выводами суда апелляционной инстанции об отказе во включении в специальный стаж периода работы с 01 января 1992 года по 11 июня 1994 года в шахте имени Максима Горького и об отказе в признании права на досрочную страховую пенсию по старости, поскольку они сделаны на неполно выясненных обстоятельствах без учета норм материального права.
Реализация права граждан Российской Федерации на страховые пенсии в настоящее время осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", с момента вступления в силу которого (с 01 января 2015 года) Федеральный закон от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" не применяется, за исключением норм, регулирующих исчисление размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий в соответствии с Федеральным законом "О страховых пенсиях" в части, не противоречащей ему (части 1 и 3 статьи 36).
В сфере пенсионного обеспечения применяются общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации. В случае, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотрены Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ, применяются правила международного договора Российской Федерации (часть 3 статьи 2 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях).
13 марта 1992 года государствами - участниками Содружества Независимых Государств, в том числе Российской Федерацией и Республикой Украина, подписано Соглашение о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения (далее также Соглашение от 13 марта 1992 года).
Данный документ был денонсирован Федеральным законом от 11 июня 2022 года N 175-ФЗ и с 01 января 2023 года прекратил свое действие в отношениях Российской Федерации с другими участниками.
В соответствии со статьей 1 названного Соглашения, пенсионное обеспечение граждан государств - участников этого Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают.
Пунктом 2 статьи 6 Соглашения от 13 марта 1992 года определено, что для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств - участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу Соглашения.
Государства - участники Соглашения берут на себя обязательства информировать друг друга о действующем в их государствах пенсионном законодательстве, последующих его изменениях, а также принимать необходимые меры к установлению обстоятельств, имеющих решающее значение для определения права на пенсию и ее размера (статья 10 Соглашения от 13 марта 1992 года).
Порядок и условия сохранения права на досрочное назначение страховой пенсии определены статьей 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Федеральный закон "О страховых пенсиях").
Пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" установлено, что страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 8 названного закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона по состоянию на 31 декабря 2018 года, на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы мужчинам и за каждые 2 года такой работы женщинам.
Согласно части 2 статьи 33 Федерального закона "О страховых пенсиях", лицам, проработавшим не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера или не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеющим необходимый для досрочного назначения страховой пенсии по старости, предусмотренной пунктами 1 - 10 и 16 - 18 части 1 статьи 30 настоящего Федерального закона, страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, возраст, установленный для досрочного назначения указанной пенсии, уменьшается на пять лет.
Частью 2 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" установлено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу этого федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающей право на досрочное назначение пенсии (часть 3 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях").
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу названного федерального закона, могут исчисляться с применением правил, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (часть 4 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях").
В целях реализации положений статей 30 и 31 Федерального закона "О страховых пенсиях" Правительством Российской Федерации принято постановление от 16 июля 2014 года N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" (далее - постановление Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 года N 665).
Согласно пункту 1 постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 года N 665 при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах применяется: Список N 1 производств, работ, профессий, должностей и показателей на подземных работах, на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденный постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года N 10 "Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение"; Список N 1 производств, цехов, профессий и должностей на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденный постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 года N 1173 "Об утверждении списков производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах", - для учета периодов выполнения соответствующих работ, имевших место до 1 января 1992 года.
Согласно Списку N 1, утвержденному постановлением Кабинета министров СССР от 26 января 1991 года N 10, льготное пенсионное обеспечение предусмотрено всем рабочим, занятым полный рабочий день на подземных работах (раздел 1 Горные работы, подраздел 1 Подземные работы в шахтах, рудниках, на приисках по добыче полезных ископаемых; в геологоразведке; на дренажных шахтах; на строительстве шахт, рудников, приисков (позиция 1010100а).
Ранее действовавшим Списком N 1, утвержденным постановлением Совмина СССР от 22 августа 1956 года N 1173, раздел 1 Горные работы, подраздел 1 Подземные работы к льготным профессиям отнесены все рабочие, инженерно-технические работники и служащие, занятые полный рабочий день на подземных работах по добыче угля, руды, сланца, нефти, озокерита, газа, графита, асбеста, соли, слюды и других рудных и нерудных ископаемых, в геологоразведке, на дренажных шахтах, на строительстве шахт, рудников и других подземных сооружений, а также все работники, занятые полный рабочий день под землей на обслуживании указанных выше рабочих и служащих (медперсонал подземных здравпунктов, работники подземной телефонной связи и т.д.).
Согласно пункту 11 Указания Минсоцобеспечения РСФСР от 15 мая 1991 года N 1-57-У, если в Списках 1 и 2 указаны производства без перечисления профессий и должностей, правом на пенсию на льготных условиях пользуются все работники этих производств независимо от наименования профессий или занимаемых должностей.
Согласно пункту 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 года N 516, в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено этими правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Под полным рабочим днем понимается выполнение работы в условиях труда, предусмотренных списками, не менее 80% рабочего времени (пункт 5 Разъяснения Министерства труда Российской Федерации от 22 мая 1996 года N 5 "О порядке применения Списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих в соответствии со статьями 12, 78 и 78.1 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР" право на пенсию по старости в связи с особыми условиями труда и на пенсию за выслугу лет").
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 14 Федерального закона "О страховых пенсиях" при подсчете страхового стажа периоды работы до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 01 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системах обязательного пенсионного страхования и обязательного социального страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации; периоды работы после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 01 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системах обязательного пенсионного страхования и обязательного социального страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Аналогичный порядок подтверждения страхового стажа, дающего право на досрочное назначение страховой пенсии, предусмотрен Порядком подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденным приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31 марта 2011 года N 258н.
Кроме того, согласно пункту 4 названного Порядка в случаях, когда необходимы данные о характере работы и других факторах (показателях), определяющих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, установленные для отдельных видов работ (деятельности), например, о занятости на подземных работах, о выполнении работ определенным способом, о работе с вредными веществами определенных классов опасности, о выполнении работ в определенном месте (местности) или структурном подразделении, для подтверждения периодов работы принимаются справки, а также иные документы, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами. Справки выдаются на основании документов соответствующего периода времени, когда выполнялась работа, из которых можно установить период работы в определенной профессии и должности и (или) на конкретных работах (в условиях), дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 11 Федерального закона от 01 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системах обязательного пенсионного страхования и обязательного социального страхования" страхователи представляют в органы Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по месту их регистрации сведения об уплачиваемых страховых взносах на основании данных бухгалтерского учета, а сведения о страховом стаже - на основании приказов и других документов по учету кадров. Страхователь представляет о каждом работающем у него застрахованном лице сведения, в том числе о периодах деятельности, включаемых в стаж на соответствующих видах работ.
Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации осуществляет прием и учет сведений о зарегистрированных лицах в системе индивидуального (персонифицированного) учета, а также внесение указанных сведений в индивидуальные лицевые счета в порядке и сроки, которые определяются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (статья 8.1 Федерального закона "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системах обязательного пенсионного страхования и обязательного социального страхования").
В соответствии со статьей 28 Федерального закона "О страховых пенсиях" работодатели несут ответственность за достоверность сведений, представляемых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования. Перед сдачей отчетности предприятия, имеющие льготные профессии, представляют в орган Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации документы, подтверждающие льготу, персонально по каждому работающему у него по льготной профессии человеку.
Таким образом, право на досрочное пенсионное обеспечение имеют лица, работавшие в соответствующих производствах в условиях труда, предусмотренных Списком N 1. В данном случае, к таким условиям относятся: для рабочего - занятость на подземных работах в течение полного рабочего дня.
Для включения в специальный стаж по Списку N 1 спорных периодов суд апелляционной инстанции верно определил, что юридически значимым обстоятельством являлось установление занятости истца на подземных работах в течение полного рабочего дня, однако рассматривая дело по апелляционной жалобе в отсутствие истца и отменяя решение суда об удовлетворении исковых требований не учел, что суд при рассмотрении дела не разъяснял Топильскому А.А. обязанность представить доказательства, подтверждающие полную занятость.
В случае возникновения спора о периодах работы, подлежащих включению в страховой стаж, в том числе в страховой стаж для досрочного назначения страховой пенсии по старости, порядке исчисления этого стажа, сведения о наличии такого стажа могут быть подтверждены в судебном порядке с представлением доказательств, отвечающих требованиям статей 59, 60 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации. При этом бремя доказывания этих юридически значимых обстоятельств в силу статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации является обязанностью лица, претендующего на досрочное назначение страховой пенсии по старости.
В соответствии со статьей 195 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации решение суда должно быть законным и обоснованным.
Согласно пунктам 2 и 3 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 года N 23 "О судебном решении" решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (часть 1 статьи 1, часть 3 статьи 11 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Согласно части 2 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать, выносит обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на какие-либо из них не ссылались.
Исходя из положений статей 67, 71, 195 - 198, 329 названного кодекса выводы суда о фактах, имеющих юридическое значение для дела, не должны быть общими и абстрактными, они должны быть указаны в судебном постановлении убедительным образом со ссылками на нормативные правовые акты и доказательства, отвечающие требованиям относимости и допустимости (статьи 59, 60 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации). В противном случае нарушаются задачи и смысл судопроизводства, установленные статьей 2 названного кодекса.
В соответствии с частью 1 статьи 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции повторно рассматривает дело в судебном заседании по правилам производства в суде первой инстанции с учетом особенностей, предусмотренных главой 39 названного кодекса.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в пунктах 37, 38 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 22 июня 2021 года N 16 "О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующих производство в суде апелляционной инстанции" повторное рассмотрение дела в суде апелляционной инстанции предполагает проверку и оценку фактических обстоятельств дела и их юридическую квалификацию в пределах доводов апелляционных жалобы, представления и в рамках тех требований, которые уже были предметом рассмотрения в суде первой инстанции.
Если судом первой инстанции неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела (пункт 1 части 1 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), то суду апелляционной инстанции следует поставить на обсуждение вопрос о представлении лицами, участвующими в деле, дополнительных (новых) доказательств и при необходимости по их ходатайству оказать им содействие в собирании и истребовании таких доказательств. Суду апелляционной инстанции также следует предложить лицам, участвующим в деле, представить дополнительные (новые) доказательства, если в суде первой инстанции не доказаны обстоятельства, имеющие значение для дела (пункт 2 части 1 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), в том числе по причине неправильного распределения обязанности доказывания (часть 2 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Согласно разъяснениям, данным в пункте 38 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 22 июня 2021 года N 16 "О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующих производство в суде апелляционной инстанции", по смыслу части 1 статьи 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, при повторном рассмотрении дела судом апелляционной инстанции применяются, в частности, правила о подготовке дела к судебному разбирательству (глава 14 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
В соответствии со статьей 148 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации задачами подготовки дела к судебному разбирательству являются: уточнение фактических обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения дела; определение закона, которым следует руководствоваться при разрешении дела, и установление правоотношений сторон; разрешение вопроса о составе лиц, участвующих в деле, и других участников процесса; представление необходимых доказательств сторонами, другими лицами, участвующими в деле.
Под уточнением обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения дела, следует понимать действия судьи и лиц, участвующих в деле, по определению юридических фактов, лежащих в основании требований и возражений сторон, с учетом характера спорного правоотношения и норм материального права, подлежащих применению.
В случае заблуждения сторон относительно фактов, имеющих юридическое значение, судья на основании норм материального права, подлежащих применению, разъясняет им, какие факты имеют значение для дела и на ком лежит обязанность их доказывания (пункт 5 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 июня 2008 года N 11 "О подготовке гражданских дел к судебному разбирательству").
Проверяя законность решения суда в апелляционном порядке, суд апелляционной инстанции установил, что суд первой инстанции при разрешении дела неправильно применил нормы материального права, в этой связи суд апелляционной инстанции принял новое решение в части заявленных требований.
Отменяя решение суда первой инстанции в части удовлетворения требований о включении в специальный стаж периода работы с 01 января 1992 года по 11 июня 1994 года и принимая новое решение об отказе во включении в специальный стаж периода работы с 01 января 1992 года по 11 июня 1994 года, суд апелляционной инстанции исходил из того, что материалы дела не содержат доказательств, подтверждающих полную занятость в период с 01 января 1992 года по 11 июня 1994 года в шахте имени Максима Горького.
При этом, судом апелляционной инстанции не была дана оценка записям в трудовой книжке согласно которым 17 августа 1991 года истец принят в Шахту им. Максима Горького производственного объединения Донецкуголь учеником горнорабочего подземным по ремонту горных выработок с полным рабочим днем в шахте; 21 декабря 1991 года переведен горнорабочим по ремонту горных выработок подземным с полным рабочим днем в шахте 4 разряда; 01 февраля 1993 года переведен учеником гроз подземным с полным рабочим днем в шахте; 26 мая 1993 года переведен гроз подземным с полным рабочим днем в шахте; 11 июня 1994 года уволен по статье 38 Кодекса законов о труде Украины по собственному желанию (л.д. 13-14).
Изучение материалов дела показало, что приняв по делу в части новое решение, суд апелляционной инстанции в нарушение вышеуказанных норм права и руководящих разъяснений высшей судебной инстанции не провел надлежащей подготовки по делу, не разъяснил истцу право представить дополнительные (новые) доказательства, подтверждающие льготный характер работы в период работы в шахте имени Максима Горького с 17 августа 1991 года по 11 июня 1994 года.
Доводы кассационной жалобы истца о том, что в материалах дела имеется справка от 02 марта 2023 года за N 02-16/0332 о подтверждении трудового стажа истца для назначения пенсии, из которой следует, что он с 17 августа 1991 года по 11 июня 1994 года был занят полный рабочий день на подземных работах в шахте имени Максима Горького, заслуживают внимания.
Таким образом, выводы суда апелляционной инстанции об отказе во включении в специальный стаж периода работы с 01 января 1992 года по 11 июня 1994 года, производных требований об отказе в назначении пенсии нельзя признать законными, поскольку они сделаны с нарушением норм процессуального права.
Оспариваемое судебное постановление подлежит отмене, с направлением дела на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
При новом рассмотрении дела суду апелляционной инстанции следует учесть изложенное и разрешить дело в зависимости от установленных обстоятельств на основании норм закона, подлежащих применению к спорным отношениям и с соблюдением требований процессуального закона.
Руководствуясь статьями 379.5, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 12 сентября 2023 года отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.