Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Козиной Н.М, судей Зеленовой Е.Ф, Руновой Т.Д.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-281/2023 по иску Голомага Анатолия Владимировича к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Челябинской области о признании решения незаконным, возложении обязанности включить периоды работы в стаж, по кассационной жалобе Голомага Анатолия Владимировича на решение Троицкого городского суда Челябинской области от 20 апреля 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Челябинского областного суда от 07 сентября 2023 года.
Заслушав доклад судьи Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Козиной Н.М. об обстоятельствах дела, о принятых по делу судебных постановлениях, доводах кассационной жалобы, выслушав объяснения представителя Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Челябинской области Сениной Т.В, возражавшей против удовлетворения жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Голомага А.В. обратился в суд с иском к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Челябинской области (далее - ОСФР по Челябинской области), с учетом уточнений, о признании незаконным решения об отказе в назначении пенсии от 09 ноября 2021 года N 799401/21, возложении обязанности включить в специальный стаж период работы с 01 января 1992 года по 02 ноября 1992 года в качестве машиниста электровоза в Локомотивном депо Троицк.
В обоснование исковых требований указал, что 26 октября 2021 года обратился в ОСФР по Челябинской области с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях". Решением ОПФР по Челябинской области от 09 ноября 2021 года N 799401/21 ему отказано в установлении досрочной страховой пенсии по старости по причине отсутствия требуемой продолжительности стажа на соответствующих видах работ. 14 июля 2022 года он повторно обратился к ответчику с заявлением о назначении пенсии, решением N 464551/22 от 21 июля 2022 года ему было вновь отказано в назначении пенсии. Считает, что в специальный стаж необоснованно не засчитан спорный период работы, поскольку данный период работы подтверждается записями в трудовой книжке, указанная работа предусмотрена Списком N 2 и подтверждается справкой работодателя, уточняющей особый характер работы.
Решением Троицкого городского суда Челябинской области от 20 апреля 2023 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Челябинского областного суда от 07 сентября 2023 года, в удовлетворении исковых требований отказано.
В кассационной жалобе Голомага А.В. ставит вопрос об отмене состоявшихся судебных актов, ссылаясь на их незаконность.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке. Информация о рассмотрении дела заблаговременно была размещена на официальном сайте Седьмого кассационного суда общей юрисдикции. В судебное заседание суда кассационной инстанции не явился истец Голомага А.В, сведения о причинах неявки не представил. Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь статьями 167, 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившегося лица.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Обсудив доводы кассационной жалобы, изучив материалы гражданского дела, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований для отмены или изменения судебных постановлений.
Судом установлено и следует из материалов дела, что Голомага А.В. "данные изъяты", 26 октября 2021 года (в возрасте "данные изъяты" лет) обратился с заявлением о назначении страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400 - ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Федеральный закон "О страховых пенсиях").
Решением ОПФР по Челябинской области N 799401/21 от 09 ноября 2021 года отказано в установлении досрочной страховой пенсии по старости по причине отсутствия требуемой продолжительности стажа на соответствующих видах работ на основании статей 8, 30 Федерального закона "О страховых пенсиях". Рекомендовано обратиться за назначением досрочной страховой пенсии за месяц до достижения возраста 58 лет.
По имеющимся в распоряжении территориального органа документам определено: возраст заявителя - 55 лет; стаж на соответствующих видах работ по Списку N 2 - 7 лет 3 месяца 20 дней; страховой стаж - 36 лет 6 месяцев 1 день; величина индивидуального пенсионного коэффициента - 166, 333.
Условия назначения пенсии, отсутствующие у заявителя: продолжительность стажа на соответствующих видах работ - 12 лет 6 месяцев.
В стаж на соответствующих видах работ в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 года N 665 не могут быть засчитаны следующие периоды работы:
- с 01 января 1992 года по 02 ноября 1992 года - в качестве машиниста электровоза в Локомотивном депо Троицк, так как Списком N 2 от 1956 года производится учет периодов выполнения соответствующих работ, имевших место до 01 января 1992 года, а также отсутствуют сведения о работе в режиме полного рабочего дня при полной рабочей недели (0 лет 10 месяцев 2 дня).
Голомага А.В. 14 июля 2022 года (в возрасте "данные изъяты" лет) обратился с заявлением о назначении страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях".
Решением ОПФР по Челябинской области N 464551/22 от 21 июля 2022 года отказано в установлении досрочной страховой пенсии по старости по причине отсутствия требуемой продолжительности стажа на соответствующих видах работ 12 лет 06 месяцев на основании статей 8, 30 Федерального закона "О страховых пенсиях".
По имеющимся в распоряжении территориального органа документам определено: возраст заявителя - 56 лет; стаж на соответствующих видах работ - 04 года 10 месяцев 05 дней; страховой стаж - 37 лет 06 месяцев 04 дня; величина индивидуального пенсионного коэффициента - 170, 828.
В стаж на соответствующих видах работ по пункту 5 части 1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" не могут быть засчитаны следующие периоды:
- с 01 января 1992 года по 02 ноября 1992 года в качестве машиниста электровоза в Локомотивном депо Троицк, поскольку отсутствуют сведения о работе в режиме полного рабочего дня при полной рабочей неделе (0 лет 10 месяцев 2 дня).
Согласно трудовой книжке, в период с 03 сентября 1990 года по 01 ноября 1992 года Голомага А.В. работал в качестве машиниста электровоза в Локомотивном депо Троицк Южно-Уральской ж.д.
Дата регистрации в системе обязательного пенсионного страхования Голомага А.В. 10 февраля 1998 года.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции, руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 30, статьей 14 Федерального закона "О страховых пенсиях", Списком N 2 производств, цехов, профессий и должностей на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденным постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 года N 1173, пунктом 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 года N 516, исходил из того, что период работы с 01 января 1992 года по 02 ноября 1992 года в качестве машиниста электровоза в Локомотивном депо Троицк не может быть засчитан в стаж на соответствующих видах работ, поскольку Списком N 2 от 1956 года производится учет периодов выполнения соответствующих работ, имевших место до 01 января 1992 года, в связи с чем стаж после этой даты продолжительностью 10 месяцев 02 дня не может быть засчитан истцу в стаж на соответствующих видах работ по пункту 2 части 1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсия".
Кроме того, суд первой инстанции отметил, что продолжительность стажа работы в Локомотивном депо Троицк Южно-Уральская ж.д. с 01 января 1992 года по 01 ноября 1992 года не повлияет на дату выхода Голомага А.В. на досрочную страховую пенсию с более раннего срока. Пенсионным органом заявителю определено право выхода на досрочную страховую пенсию в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсия" в возрасте 58 лет.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции, отметив, что из представленных в материалы дела документов не усматривается, что Голомага А.В. в период с 01 января 1992 года по 02 ноября 1992 года работал в качестве машиниста электровоза в Локомотивном депо г. Троицк в режиме полного рабочего дня и при полной рабочей неделе.
Суд апелляционной инстанции указал, что продолжительность стажа работы в Локомотивном депо Троицк с 01 января 1992 года по 01 ноября 1992 года не повлияет на дату выхода Голомага А.В. на досрочную страховую пенсию с более раннего срока, так как суммирование периодов работы имеет правовое значение только в том случае, если в результате продолжительность специального стажа составит не менее 12 лет 6 месяцев, установленных в абзаце первом подпункта 2 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", если же в результате суммирования стаж составит менее 12 лет 6 месяцев, то правило о назначении досрочной пенсии с уменьшением возраста пропорционально продолжительности специального стажа, предусмотренное абзацем вторым подпункта 2 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (пункт 2 часть 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2012 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях"), не применяется в силу прямого указания на это в абзаце 3 пункта 3 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 года N 516.
Суд кассационной инстанции соглашается с выводами судов об отсутствии правовых оснований для удовлетворения требований, поскольку они соответствуют фактическим обстоятельствам дела и нормам материального права, регулирующим возникшие правоотношения.
Доводы кассационной жалобы, указывающие на несогласие с выводами судов, со ссылкой на то, что в соответствии с постановлением Правительства РФ от 16 июля 2014 года N 665 при досрочном назначении страховой пенсии по старости рабочим локомотивных бригад и работников отдельных категорий, непосредственно осуществляющих организацию перевозок и обеспечивающих безопасность движения на железнодорожном транспорте применяется Список профессий, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 1992 года N 272, и в указанном Списке предусмотрена профессия машиниста электровоза; истец продолжал работать с 03 сентября 1990 года по 01 ноября 1992 года в качестве машиниста электровоза в Локомотивном депо Троицк Южно-Уральской железной дороги, также подвергался неблагоприятному воздействию различного рода факторов, обусловленных спецификой и характером профессиональной деятельности и работой с тяжелыми условиями труда; пункт 3 Правил N 516 от 11 июля 2002 года допускает суммирование периода работы с тяжелыми условиями труда (подпункт 2 пункта 2) с периодами работы в качестве рабочих локомотивных бригад, в данном случае периоды работы следует суммировать, отклоняются по следующим основаниям.
Порядок и условия сохранения права на досрочное назначение страховой пенсии определены статьей 30 Федерального закона "О страховых пенсиях".
Пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" установлено, что страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 названного закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона по состоянию на 31 декабря 2018 года, на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы мужчинам и за каждые 2 года такой работы женщинам.
В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости назначается мужчинам по достижении возраста 55 лет, если они проработали соответственно не менее 12 лет 6 месяцев в качестве рабочих локомотивных бригад и работников отдельных категорий, непосредственно осуществляющих организацию перевозок и обеспечивающих безопасность движения на железнодорожном транспорте и метрополитене, а также в качестве водителей грузовых автомобилей непосредственно в технологическом процессе на шахтах, разрезах, в рудниках или рудных карьерах на вывозе угля, сланца, руды, породы и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет.
Частью 2 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" установлено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу этого федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающей право на досрочное назначение пенсии (часть 3 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях").
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу названного федерального закона, могут исчисляться с применением правил, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (часть 4 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях").
В целях реализации положений статей 30 и 31 Федерального закона "О страховых пенсиях" Правительством Российской Федерации принято постановление от 16 июля 2014 года N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" (далее - постановление Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 года N 665).
Согласно подпункту "б" пункта 1 постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 года N 665 при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим на работах с тяжелыми условиями труда, применяются: Список N 2 производств, цехов, профессий и должностей на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденный постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 года N 1173- для учета периодов выполнения соответствующих работ, имевших место до 01 января 1992 года; Список N 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденный постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года N 10 "Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение" (далее - Список N 2 от 1991 года).
Разделом XXX "Транспорт" Списка N 2 от 22 августа 1956 года предусмотрены: машинисты и их помощники и старшие машинисты: паровозов, тепловозов, электровозов, дизельпоездов, моторвагонных (электро) секций, мотовозов; машинисты-инструкторы локомотивных бригад: паровозных, тепловозных, электровозных, дизельпоездов, моторвагонных (электро) секций.
В соответствии с подпунктом "г" пункта 1 постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 года N 665 при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим в качестве рабочих локомотивных бригад и работников отдельных категорий, непосредственно осуществляющих организацию перевозок и обеспечивающих безопасность движения на железнодорожном транспорте и метрополитене, применяется Список профессий рабочих локомотивных бригад, а также профессий и должностей работников отдельных категорий, непосредственно осуществляющих организацию перевозок и обеспечивающих безопасность движения на железнодорожном транспорте и метрополитене, пользующихся правом на пенсионное обеспечение в соответствии с пунктом "д" статьи 12 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 1992 года N 272 (далее - Список N 272).
В соответствии со Списком N 272 правом на досрочное пенсионное обеспечение пользуются машинисты и помощники машинистов электровозов; машинисты и помощники машинистов электропоездов (секций); машинисты - инструкторы локомотивных бригад.
Согласно пункту 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 года N 516 (далее- Правила от 11 июля 2002 года N 516), в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено этими правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Под полным рабочим днем понимается выполнение работы в условиях труда, предусмотренных списками, не менее 80% рабочего времени (пункт 5 Разъяснения Министерства труда Российской Федерации от 22 мая 1996 года N 5 "О порядке применения Списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих в соответствии со статьями 12, 78 и 78.1 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР" право на пенсию по старости в связи с особыми условиями труда и на пенсию за выслугу лет").
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 14 Федерального закона "О страховых пенсиях" при подсчете страхового стажа периоды работы до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 01 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системах обязательного пенсионного страхования и обязательного социального страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации; периоды работы после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 01 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системах обязательного пенсионного страхования и обязательного социального страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Аналогичный порядок подтверждения страхового стажа, дающего право на досрочное назначение страховой пенсии, предусмотрен Порядком подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденным приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31 марта 2011 года N 258н.
Кроме того, согласно пункту 4 названного Порядка в случаях, когда необходимы данные о характере работы и других факторах (показателях), определяющих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, установленные для отдельных видов работ (деятельности), например, о занятости на подземных работах, о выполнении работ определенным способом, о работе с вредными веществами определенных классов опасности, о выполнении работ в определенном месте (местности) или структурном подразделении, для подтверждения периодов работы принимаются справки, а также иные документы, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами. Справки выдаются на основании документов соответствующего периода времени, когда выполнялась работа, из которых можно установить период работы в определенной профессии и должности и (или) на конкретных работах (в условиях), дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
В соответствии с пунктом 2 Правил от 11 июля 2002 года N 516 при досрочном назначении гражданам трудовой пенсии по старости в порядке, предусмотренном настоящими Правилами, суммируются периоды следующих работ: работы с тяжелыми условиями труда (подпункт 2); работа в качестве рабочих локомотивных бригад (подпункт 5).
Согласно пункту 3 Правил от 11 июля 2002 года N 516 суммирование периодов работ, указанных в пункте 2 настоящих Правил, осуществляется в следующем порядке путем прибавления, в том числе, к периодам работ, указанных в подпункте 2, - периодов работ, указанных в подпункте 1, а также периодов работ, указанных в подпунктах 5 - 7, 9, 12, при досрочном назначении трудовой пенсии по старости в соответствии с абзацем первым подпункта 2 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Таким образом, по общему правилу периоды работы до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в системе обязательного пенсионного страхования и обязательного социального страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации; периоды работы после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются выпиской из индивидуального лицевого счета застрахованного лица, сформированной на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
В случае возникновении спора о периодах работы, подлежащих включению в страховой стаж, в том числе в страховой стаж для досрочного назначения страховой пенсии по старости, порядке исчисления этого стажа, сведения о наличии такого стажа могут быть подтверждены в судебном порядке с представлением доказательств, отвечающих требованиям статей 59, 60 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Обязанность по доказыванию особенности работ (работы в определенных условиях), дающих право на назначение пенсии на льготных условиях, на основании части 1 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, возлагается на истца, претендующего на назначение страховой пенсии досрочно.
Полная занятость на работах с тяжелыми условиями труда подлежит доказыванию и не презюмируется.
Поскольку истцом не представлено доказательств, подтверждающих, что он в период с 01 января 1992 года по 02 ноября 1992 года работал в качестве машиниста электровоза в Локомотивном депо г. Троицк в режиме полной занятости (не менее 80 % рабочего времени), суды обоснованно отказали во включении данного периода в специальный стаж, так как не подтверждена полная занятость.
Суды верно отметили, что Список N 2 от 1956 года не подлежит применению к спорному периоду, поскольку данный список применяется для учета периодов выполнения соответствующих работ, имевших место до 01 января 1992 года. Спорный период в качестве машиниста электровоза в Локомотивном депо Троицк имел после 01 января 1992 года (с 01 января 1992 года по 02 ноября 1992 года), следовательно, спорный период не может быть засчитан истцу в стаж на соответствующих видах работ по пункту 2 части 1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсия".
Согласно пункту 2 Правил N 516 от 11 июля 2002 года при досрочном назначении пенсии может производиться суммирование периодов работ в порядке, предусмотренном пунктом 3 Правил.
В основу суммирования положен принцип суммирования равнозначных льгот по возрасту и стажу на соответствующих видах работ и присоединения большей льготы к меньшей льготе (кроме случаев, предусмотренных законодательством).
В частности, абзац третий пункта 3 Правил N 516 от 11 июля 2002 года допускает суммирование периодов работы с тяжелыми условиями труда (подпункт 2 пункта 2 Правил) с периодами работ в качестве рабочих локомотивных бригад (соответственно подпункт 5 пункта 2 Правил), если в результате такого прибавления стаж составит не менее 12 лет 6 месяцев для мужчин.
Суды правильно указали, что продолжительность стажа работы в Локомотивном депо Троицк с 01 января 1992 года по 01 ноября 1992 года не повлияет на дату выхода Голомага А.В. на досрочную страховую пенсию с более раннего срока, так как суммирование периодов работы имеет правовое значение только в том случае, если в результате продолжительность специального стажа составит не менее 12 лет 06 месяцев.
Поскольку у истца в результате суммирования стажа отсутствует специальный стаж, продолжительностью 12 лет 6 месяцев, то правило о суммировании стажа не подлежит применению и правило о назначении досрочной пенсии с уменьшением возраста пропорционально продолжительности специального стажа, предусмотренное абзацем вторым подпункт 2 пункт 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (пункт 2 часть 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2012 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях"), не применяется.
Переоценка доказательств и установленных судами фактических обстоятельств спора в силу норм статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в полномочия кассационного суда общей юрисдикции не входит.
С учетом изложенного, суд кассационной инстанции считает, что оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных постановлений в соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации по доводам кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 379.5, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Троицкого городского суда Челябинской области от 20 апреля 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Челябинского областного суда от 07 сентября 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу Голомага Анатолия Владимировича - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.