Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Козиной Н.М, судей Зеленовой Е.Ф, Руновой Т.Д.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-632/2023 по иску Изотова Александра Сергеевича к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования по Ханты-Мансийскому автономного округу - Югре о включении периодов работы в общий и специальный стаж, назначении досрочной страховой пенсии по старости, по кассационной жалобе Отделения Фонда пенсионного и социального страхования по Ханты-Мансийскому автономного округу - Югре на решение Сургутского городского суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 02 февраля 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 05 сентября 2023 года.
Заслушав доклад судьи Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Козиной Н.М. об обстоятельствах дела, о принятых по делу судебных постановлениях, доводах кассационной жалобы, возражений Изотова А.С, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Изотов А.С. обратился в суд к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования по Ханты-Мансийскому автономного округу - Югре (далее - ОСФР по ХМАО-Югре, ответчик), мотивируя требования тем, что ему решением ответчика от 12 апреля 2022 года N 469 отказано в назначении пенсии по старости в связи отсутствием необходимого стажа работы по Списку N 1. В трудовой стаж истца не был включен период работы с 22 августа 2001 года по 29 июня 2009 года в качестве аппаратчика бериллиевого производства в АО "Ульбинский металлургический завод".
С данным решением истец не согласен, с учетом увеличенных исковых требований просил признать решение от 12 апреля 2022 года N 496 об отказе в назначении пенсии незаконным;
возложить на ответчика обязанность включить в страховой стаж периоды работы с 03 ноября 1993 года по 08 апреля 1996 года в качестве слесаря-сантехника 4 разряда в ВКПО по производству напитков Республики Казахстан, с 15 апреля 1996 года по 25 июня 1999 года в качестве сантехника 4 разряда малого предприятия "Ревон" г. Усть-Каменогорск в Республике Казахстан;
включить в специальный стаж по Списку N 1, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости по пункту 1 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ период работы с 22 августа 2001 года по 29 июня 2009 года в качестве аппаратчика бериллиевого производства;
обязать ответчика назначить Изотову А.С. досрочную страховую пенсию по старости с 17 февраля 2022 года.
Решением Сургутского городского суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 02 февраля 2023 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 05 сентября 2023 года, исковые требования Изотова А.С. удовлетворены: решение Государственного учреждения - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре от 12 апреля 2022 года N 496 об отказе в назначении пенсии признано незаконным, в страховой стаж Изотова А.С. включены периоды работы с 03 ноября 1993 года по 08 апреля 1996 года и с 15 апреля 1996 года по 25 июня 1999 года, в специальный стаж по Списку N 1 включен период работы в должности аппаратчика бериллиевого производства с 22 августа 2001 года по 29 июня 2009 года (за исключением 68 рабочих дней); на ответчика возложена обязанность назначить Изотову А.С. досрочную страховую пенсию по старости с 17 февраля 2022 года.
В кассационной жалобе ОСФР по ХМАО-Югре ставит вопрос об отмене состоявшихся судебных актов, ссылаясь на их незаконность.
В возражениях на кассационную жалобу Изотов А.С. просит оставить ее без удовлетворения.
Определением Седьмого кассационного суда общей юрисдикции от 11 января 2024 года Изотову А.С. отказано в удовлетворении ходатайства об участии в судебном заседании посредством использования видеконференц-связи.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке. Информация о рассмотрении дела заблаговременно была размещена на официальном сайте Седьмого кассационного суда общей юрисдикции. В судебное заседание суда кассационной инстанции не явились истец Изотов А.С, представитель ответчика ОСФР по ХМАО-Югре, сведения о причинах неявки не представили. Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь статьями 167, 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц и их представителей.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Обсудив доводы кассационной жалобы и возражений на нее, изучив материалы гражданского дела, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований для отмены или изменения судебных постановлений.
Судом установлено и следует из материалов дела, что Изотов А.С, "данные изъяты", зарегистрированный в системе обязательного пенсионного страхования 28 апреля 2010 года, 19 января 2022 года обратился в ГУ-ОПФ РФ по ХМАО-Югре с заявлением по вопросу реализации пенсионных прав застрахованного лица о назначении страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Федеральный закон "О страховых пенсиях").
Решением ГУ-ОПФ РФ по ХМАО-Югры от 12 апреля 2022 года N 496 в установлении пенсии Изотову А.С. отказано, в связи с отсутствием требуемой продолжительности страхового стажа и стажа работы по Списку N 1.
По мнению ответчика, по имеющимся документам и данным индивидуального (персонифицированного) учета стаж истца на дату подачи заявления составляет: 1) страховой - 18 лет 7 месяцев 5 дней; 2) работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера - 11 лет 5 месяцев 5 дней, 3) работы по Списку N 1 отсутствует; 4) работы по Списку N 2 - 2 года 18 дней. В то время как для назначения пенсии мужчине в 55 лет требуется 20 лет страхового стажа, стажа работы по Списку N 1 - 7 лет.
Из представленной трудовой книжки на имя Изотова А.С. усматривается, что 22 августа 2001 года он принят в ОАО "Ульбинский металлургический завод" аппаратчиком 4 разряда цеха N 1 бериллиевого производства с испытательным сроком три месяца в соответствии с индивидуальным трудовым договором, 12 июня 2002 года присвоен 5 разряд аппаратчика там же, 29 июня 2009 года трудовой расторгнут в связи с сокращением штата работников.
Согласно справке, уточняющей особый характер работы или условия труда, необходимые для назначения льготной пенсии N 30.12.10/7232 от 18 июня 2021 года, выданной АО "Ульбинский металлургический завод", Изотов А.С. постоянно работал во вредных условиях труда с 22 августа 2001 года по 29 июня 2009 года (07 лет 10 месяцев 07 дней). Постоянно, в течение полного рабочего дня (не менее 80 % рабочего времени) был занят в технологическом процессе производства бериллия и его соединений. Вся работа проходила в условиях бериллиевой вредности, в качестве: аппаратчика в цехе 1 бериллиевого производства, что предусмотрено: Списком N 1, разделом XXIV, подразделом 20, пунктом 12420000-1754. Цех 1?производство бериллия и его соединений.
Согласно пункту 138 Приложения 2. ГОСТ 12.1.005-88 "Общие санитарно-гигиенические требования к воздуху рабочей зоны" бериллий и его соединения имеют 1-ый класс опасности (по ГОСТ 12.1.007-76-вещества чрезвычайно опасные), ПДК в воздухе рабочей зоны 0, 001 мг\мЗ. Характеристика труда: особо вредные условия труда, обусловленные чрезвычайно вредным воздействием бериллия и его соединений на организм человека.
За период работы с 22 августа 2001 года по 29 июня 2009 года Изотов А.С. пользовался льготами:
- сокращенный 6-ти часовой рабочий день;
- дополнительный отпуск за особо вредные условия труда - 28 календарных дней;
- IV сетка оплаты труда (специальные условия);
- лечебно-профилактическое питание.
23 апреля 2002 года, 30 декабря 2004 года, 07 декабря 2005 года Изотову А.С. были установлены вторые профессии, соответственно: стропальщика; водителя электропогрузчика; машиниста мостовых (козловых) кранов. Вторые (смежные) профессии были установлены для решения производственных задач, Изотов А.С. продолжал выполнять работы по основной профессии аппаратчика.
Из справки АО "Ульбинский металлургический завод" N 16-05-19/6-238 от 16 июня 2021 года следует, что в январе 2002 года Изотову А.С. предоставлялся 1 рабочий день без сохранения заработной платы, предоставлены административные отпуска не по вине работника: в июле 2003 года - 10 рабочих дней, в августе 2003 года - 21 рабочий день, в октябре 2003 года 12 рабочих дней, в январе 2004 года - 20 рабочих дней, в сентябре 2004 года - 3 рабочих дня, в декабре 2008 года - 1 рабочий день, итого 68 рабочих дней.
Справкой АО "Ульбинский металлургический завод" N 16-05-19/6-237 от 16 июня 2021 года подтверждено ежемесячное перечисление страховых взносов в Пенсионный фонд по установленным тарифам.
Разрешая спор и удовлетворяя требования о включении в страховой стаж периодов работы с 03 ноября 1993 года по 08 апреля 1996 года и с 15 апреля 1996 года по 25 июня 1999 года, суд первой инстанции, руководствуясь Соглашением о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от 13 марта 1992 года, статьей 14 Федерального закона "О страховых пенсиях", исходил из того, что факт работы в указанные периоды подтвержден сведениями трудовой книжки, доказательств уплаты страховых взносов до 2002 года не требуется, в связи с чем указанные периоды подлежат включению в страховой стаж истца.
Приходя к выводу о включении в специальный стаж периода работы с 22 августа 2001 года по 29 июня 2009 года, за исключением 68 рабочих дней, суд первой инстанции, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 30, статьями 11, 14 Федерального закона "О страховых пенсиях", Списком производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение N 1, утвержденным постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года N 10, исходил из того, что работодателем подтвержден особый характер работы истца в период с 22 августа 2001 года по 29 июня 2009 года, факт уплаты страховых взносов в пенсионный орган за период с 01 января 2002 года по 29 июня 2009 года подтвержден соответствующей справкой работодателя и учитывая сведения о наличии простоев и отпусков без сохранения заработной платы пришел к выводу, что период работы с 22 августа 2001 года по 29 июня 2009 года, за исключением 68 рабочих дней подлежит включению в специальный стаж по Списку N 1.
Установив, что с учетом включенного судом стажа работы по Списку N 1 в размере более 7 лет, при наличии страхового стажа в 20 лет, достаточно для назначения истцу пенсии в возрасте 53 лет (достиг 17 февраля 2022 года), суд первой инстанции пришел к выводу о назначении пенсии истцу с даты достижения 53-летнего возраста, т.е. с 17 февраля 2022 года.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием, дополнительно на основании представленных истцом документов, а именно ответа АО "Единый накопительный пенсионный фонд" (Республика Казахстан), а также выписки из индивидуального пенсионного счета, установил, что за период с 14 сентября 2001 года по 23 июля 2009 года работодателем производилась уплата страховых взносов на пенсионное обеспечение в соответствующие органы Республики Казахстан, где осуществлялась трудовая деятельность истца.
Отклоняя доводы апелляционной жалобы о том, что стаж работы истца на территории Республики Казахстан может быть учтен только при поступлении из Единого накопительного фонда Республики Казахстан формуляра "О стаже работы", предусмотренного Порядком взаимодействия между уполномоченными органами, компетентными органами государств - членов Евразийского экономического союза (утвержден решением Совета Евразийской экономической комиссии от 23 декабря 2020 года), суд апелляционной инстанции исходил из того, что в соответствии со статьей 12 Соглашения о пенсионном обеспечении трудящихся государств - членов Евразийского экономического союза, заключенного в г. Санкт-Петербурге 20 декабря 2019 года, назначение и выплата пенсии осуществляется в следующем порядке: за стаж работы, приобретенный после вступления настоящего Соглашения в силу, пенсия назначается и выплачивается государством-членом, на территории которого приобретен соответствующий стаж работы; за стаж работы, приобретенный до вступления настоящего Соглашения в силу, пенсия назначается и выплачивается в соответствии с законодательством государств-членов и Соглашением о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от 13 марта 1992 года. Таким образом, в соответствии с переходным положением статьи 12 Соглашения следует, что за стаж работы, приобретенный до вступления настоящего Соглашения в силу, пенсия назначается и выплачивается в соответствии с законодательством Российской Федерации и Соглашением о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от 13 марта 1992 года. В этой связи запрос формуляра "О стаже работы" применяется в отношении трудящихся, претендующих на пенсию за стаж работы, приобретенный после вступления Соглашения после 1 января 2021 года.
Признавая необоснованными доводы апелляционной жалобы о том, что в Республике Казахстан институт досрочного пенсионного обеспечения с 01 января 1998 года отменен, а потому спорный период работы не может быть включен в специальный стаж истца, суд апелляционной инстанции исходил из того, что отмена института досрочных пенсий на территории Республики Казахстан не является безусловным основанием для невключения спорных периодов работы истца в специальный страховой стаж, поскольку оценка пенсионных прав истца, в настоящее время постоянно проживающего на территории Российской Федерации, на назначение досрочной страховой пенсии осуществляется в соответствии с нормами пенсионного законодательства Российской Федерации, а не законодательства Республики Казахстан. Соглашение от 13 марта 1992 года "О гарантиях прав граждан государств-участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения" не содержит положений, препятствующих досрочному назначению пенсии гражданину, переехавшему на постоянное место жительства в Российскую Федерацию.
Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции соглашается с выводами судов, поскольку они соответствуют фактическим обстоятельствам дела и нормам материального права, регулирующим возникшие правоотношения.
Доводы кассационной жалобы о том, что судебные акты построены на нормах международного законодательства не применимых в связи со вступлением в силу с 01 января 2021 года Соглашения о пенсионном обеспечении трудящихся государств-членов Евразийского экономического союза от 20 декабря 2019 (далее-Соглашение ЕАЭС), членами которого в том числе являются Республика Казахстан и Российская Федерация; Соглашение от 13 марта 1992 года денонсировано Российской Федерацией 01 января 2023 года, Соглашение ЕАЭС вступило в законную силу 01 января 2021 года, в то время как истец обратился с заявлением о назначении пенсии 19 января 2022 года, т.е. заявление о назначении пенсии в соответствии с действующим законодательством подлежит рассмотрению с применением норм Соглашения ЕАЭС, при этом на основании пункта 10 Порядка взаимодействия между уполномоченными органами, компетентными органами государств-членов Евразийского экономического союза (ЕАЭС), утвержденного решением Совета Евразийской экономической комиссии от 23 декабря 2020 года N 122 подтверждение стажа работы, приобретенного на территориях государств-членов ЕАЭС с 13 марта 1992 года осуществляется компетентным органом государства - члена, посредством направления формуляра "О стаже работы", к которому могут быть приложены подтверждающие документы, стаж работы на территории Республики Казахстан с 13 марта 1992 года может быть учтен только при поступлении формуляра "О стаже работы" (Приложение 4 к Порядку взаимодействия ЕАЭС) из компетентного органа (Единый накопительный фонд Республики Казахстан), а отсутствие формуляра "О стаже" подтверждающего периоды с 03 ноября 1993 года по 08 апреля 1996 года, с 15 апреля 1996 года по 25 июня 1999 года является прямым основанием для отказа в учете данных периодов в страховой стаж, в случае учета таких периодов без формуляра является прямым нарушением международного договора; ввиду отсутствия в Республике Казахстан института досрочных пенсий с 01 января 1998 года суд неправомерно включил в
стаж по Списку N 1 период с 22 августа 2001 года по 29 июня 2009 года, решение о назначении истцу досрочной пенсии является незаконным, отклоняются по следующим основаниям.
В сфере пенсионного обеспечения применяются общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации. В случае, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотрены Федеральным законом "О страховых пенсиях", применяются правила международного договора Российской Федерации (часть 3 статьи 2 Федерального закона "О страховых пенсиях").
С 01 января 2021 года вступило в силу Соглашение о пенсионном обеспечении трудящихся государств - членов Евразийского экономического союза от 20 декабря 2019 года, статьей 7 которого предусмотрено, что каждое государство - член определяет право на пенсию в соответствии со своим законодательством, исходя из стажа работы, приобретенного на его территории, с учетом положений настоящего Соглашения (пункт 1). В случае если стажа работы, приобретенного на территории одного государства - члена, недостаточно для возникновения права на пенсию, то учитывается стаж работы, приобретенный на территориях других государств - членов в соответствии с законодательством каждого из государств - членов, за исключением случаев, когда такой стаж работы совпадает по времени (пункт 2).
Согласно статье 12 указанного Соглашения от 20 декабря 2019 года назначение и выплата пенсии осуществляются в следующем порядке: за стаж работы, приобретенный после вступления настоящего Соглашения в силу, пенсия назначается и выплачивается государством - членом, на территории которого приобретен соответствующий стаж работы; за стаж работы, приобретенный до вступления настоящего Соглашения в силу, пенсия назначается и выплачивается в соответствии с законодательством государств - членов и Соглашением о гарантиях прав граждан государств - участников СНГ в области пенсионного обеспечения от 13 марта 1992 года.
13 марта 1992 года государствами - участниками Содружества Независимых Государств, в том числе Российской Федерацией и Республикой Казахстан, подписано Соглашение о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения (далее также Соглашение от 13 марта 1992 года).
В соответствии со статьей 1 названного Соглашения, пенсионное обеспечение граждан государств - участников этого Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают.
Пунктом 2 статьи 6 Соглашения от 13 марта 1992 года определено, что для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств - участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу Соглашения.
Государства - участники Соглашения берут на себя обязательства информировать друг друга о действующем в их государствах пенсионном законодательстве, последующих его изменениях, а также принимать необходимые меры к установлению обстоятельств, имеющих решающее значение для определения права на пенсию и ее размера (статья 10 Соглашения от 13 марта 1992 года).
Для установления права на пенсию гражданам государств-участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный за весь период существования СССР вплоть до распада 12 декабря 1991 года, а после распада этих государств - до 13 марта 1992 года.
Вместе с тем, Письмом Министерства социальной защиты населения Российской Федерации от 31 января 1994 года N 1-369-18 разъяснялось, что при назначении пенсии гражданам, прибывшим в Россию из государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 года может быть учтен и трудовой стаж, приобретенный на территории бывшего СССР за время после 13 марта 1992 года.
Вопреки доводам кассационной жалобы, в соответствии со статьей 12 Соглашения о пенсионном обеспечении трудящихся государств - членов Евразийского экономического союза, заключенного в г. Санкт-Петербурге 20 декабря 2019 года, назначение и выплата пенсии осуществляется в следующем порядке: за стаж работы, приобретенный после вступления настоящего Соглашения в силу, пенсия назначается и выплачивается государством-членом, на территории которого приобретен соответствующий стаж работы; за стаж работы, приобретенный до вступления настоящего Соглашения в силу, пенсия назначается и выплачивается в соответствии с законодательством государств-членов и Соглашением о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от 13 марта 1992 года.
С 01 января 2021 года вступило в силу Соглашение о пенсионном обеспечении трудящихся государств - членов Евразийского экономического союза от 20 декабря 2019 года.
В соответствии с переходными положениями статьи 12 Соглашения о пенсионном обеспечении трудящихся государств - членов Евразийского экономического союза от 20 декабря 2019 года следует, что за стаж работы, приобретенный до вступления настоящего Соглашения в силу, пенсия назначается и выплачивается в соответствии с законодательством Российской Федерации и Соглашением о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от 13 марта 1992 года.
Поскольку спорные периоды имели место до вступления в законную силу Соглашения о пенсионном обеспечении трудящихся государств - членов Евразийского экономического союза от 20 декабря 2019 года, то к настоящему спору суды обоснованно применили законодательство Российской Федерации и Соглашение о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от 13 марта 1992 года.
Учитывая, что запрос формуляра "О стаже работы" применяется в отношении трудящихся, претендующих на пенсию за стаж работы, приобретенный после вступления Соглашения, то есть после после 1 января 2021 года, спорные периоды имели место до 1 января 2021 года, в связи с чем ссылки ответчика о том, что стаж работы на территории Республики Казахстан с 13 марта 1992 года может быть учтен только при поступлении формуляра "О стаже работы" (Приложение 4 к Порядку взаимодействия ЕАЭС) из компетентного органа (Единый накопительный фонд Республики Казахстан) являются несостоятельными.
Вопреки доводам кассационной жалобы, при назначении пенсии, в том числе досрочной страховой пенсии по старости, периоды работы и иной деятельности, которые выполнялись гражданами Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации (в данном случае в Республике Казахстан) и которые включаются в страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, а также порядок исчисления и правила подсчета указанного стажа устанавливаются в соответствии с нормами пенсионного законодательства Российской Федерации.
Периоды работы граждан, прибывших в Российскую Федерацию из государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 года, и имевших место за пределами Российской Федерации до 01 января 2002 года (даты вступления в силу Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", учитываются при исчислении страхового стажа в целях определения права на пенсию независимо от уплаты страховых взносов. Периоды же работы, которые выполнялись гражданами, прибывшими в Российскую Федерацию из государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 года, за пределами Российской Федерации после 01 января 2002 года (даты вступления в силу Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации") могут быть включены в подсчет страхового стажа при условии уплаты страховых взносов на пенсионное обеспечение в соответствующие органы той страны, на территории которой осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность. Указанные периоды работы на территории государства - участника Соглашения от 13 марта 1992 года должны быть подтверждены справкой компетентных органов соответствующего государства об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное обеспечение либо на социальное страхование.
К документам, подтверждающим периоды работы и (или) иной деятельности (страховой стаж), в том числе периоды работы граждан на территории государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 года, также относятся справки, оформленные компетентными учреждениями (органами); справки, выданные организациями, учреждениями, предприятиями, на которых осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность; архивные справки, выданные в соответствии с требованиями законодательства государства - участника Соглашения от 13 марта 1992 года. Эти документы должны быть представлены гражданином в подлинниках или в копиях, удостоверенных в установленном законом порядке. При этом орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, вправе проверять обоснованность выдачи документов, необходимых для установления и выплаты страховой пенсии, а также достоверность содержащихся в них сведений, в том числе путем направления запросов в компетентный орган государства - участника международного соглашения в области пенсионного обеспечения.
Ссылки ответчика на то, что в Республике Казахстан с 01 января 1998 года отменен институт досрочных пенсий, поэтому период работы с 22 августа 2001 года по 29 июня 2009 года не может быть включен в специальный стаж, основаны на неправильном понимании норм материального права.
В силу статьи 1 Соглашения от 13 марта 1992 года, подлежащего применению к данному спору, пенсионное обеспечение граждан государств - участников этого Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают.
Таким образом, оценка пенсионных прав истца, в настоящее время постоянно проживающего на территории Российской Федерации, на назначение досрочной страховой пенсии осуществляется в соответствии с нормами пенсионного законодательства Российской Федерации, а не законодательства Республики Казахстан.
При разрешении настоящего спора суды обоснованно применили Соглашение о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от 13 марта 1992 года и законодательство Российской Федерации в области пенсионного обеспечения.
Ссылки ответчика на то, что Соглашение от 13 марта 1992 года денонсировано Российской Федерацией 01 января 2023 года, не влечет отмену судебных постановлений, поскольку истец обратился за назначением пенсии в пенсионный орган ранее 01 января 2023 года, а именно 19 января 2022 года.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях", страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 следующим лицам: мужчинам по достижении возраста 50 лет и женщинам по достижении возраста 45 лет, если они проработали соответственно не менее 10 лет и 7 лет 6 месяцев на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и имеют страховой стаж соответственно не менее 20 лет и 15 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного выше срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона по состоянию на 31 декабря 2018 года, на один год за каждый полный год такой работы - мужчинам и женщинам.
Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации (часть 2 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях").
Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 года N 665 установлено, что при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах применяется в том числе Список N 1 производств, работ, профессий, должностей и показателей на подземных работах, на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденный постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года N 10 "Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение" (далее - Список N 1).
Списком производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение N 1, утвержденным постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года N 10, право на досрочное назначение страховой пенсии предоставлялось рабочим, специалистам и руководителям, постоянно занятым в производстве бериллия и его соединений, на ремонте технологического оборудования в условиях бериллиевой вредности и в производственных лабораториях, а также на сборе, транспортировке и захоронении отходов производства (раздел XXIV "Атомные энергетика и промышленность", подраздел 20 Обогащение бериллиевого сырья, производство бериллия и его соединений (позиция 12420000-17541).
Согласно пункту 11 Указания Минсоцобеспечения РСФСР от 15 мая 1991 года N 1-57-У, если в Списках 1 и 2 указаны производства без перечисления профессий и должностей, правом на пенсию на льготных условиях пользуются все работники этих производств независимо от наименования профессий или занимаемых должностей.
Согласно пункту 5 разъяснений Министерства труда Российской Федерации от 22 мая 1996 года N 5 "О порядке применения Списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на пенсию по старости в связи с особыми условиями труда и на пенсию за выслугу лет" право на пенсию в связи с особыми условиями труда имеют работники, занятые выполнением работ, предусмотренных Списками, не менее 80% рабочего времени, то есть в течение полного рабочего дня.
В силу пункта 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 года N 516, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации. При применении настоящих Правил к уплате страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации приравнивается уплата взносов на государственное социальное страхование до 1 января 1991 года, единого социального налога (взноса) и единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности.
Согласно пункту 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 года N 516, периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, которая выполнялась постоянно в течение полного рабочего дня, засчитываются в стаж в календарном порядке, если иное не предусмотрено настоящими Правилами и иными нормативными правовыми актами. При этом в стаж включаются периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных основного и дополнительных оплачиваемых отпусков.
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 14 Федерального закона "О страховых пенсиях" при подсчете страхового стажа периоды работы до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 01 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системах обязательного пенсионного страхования и обязательного социального страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации; периоды работы после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 01 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системах обязательного пенсионного страхования и обязательного социального страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 02 октября 2014 года N 1015 утверждены Правила подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий.
Согласно пункту 10 указанных Правил, в случае, если в сведениях индивидуального (персонифицированного) учета содержатся неполные данные о периодах работы либо отсутствуют информация об отдельных периодах работы, периоды работы подтверждаются документами, указанными в пунктах 11 - 17 настоящих Правил.
Документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца.
При отсутствии трудовой книжки, а также в случае, если в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, трудовые книжки колхозников, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы (пункт 11).
Пунктом 43 названных Правил определено, что периоды работы и (или) иной деятельности после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются документами об уплате соответствующих обязательных платежей, выдаваемыми в установленном порядке территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
В соответствии с пунктом 4 Порядка подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31 марта 2011 года N 258н, в случаях, когда необходимы данные о характере работы и других факторах (показателях), определяющих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, для подтверждения периодов работы принимаются справки, а также иные документы, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами. Справки выдаются на основании документов соответствующего периода времени, когда выполнялась работа, из которых можно установить период работы в определенной профессии и должности и (или) на конкретных работах (в условиях), дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
Таким образом, по общему правилу периоды работы до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в системе обязательного пенсионного страхования и обязательного социального страхования подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации; периоды работы после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются выпиской из индивидуального лицевого счета застрахованного лица, сформированной на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
В случае возникновении спора о периодах работы, подлежащих включению в страховой стаж, в том числе в страховой стаж для досрочного назначения страховой пенсии по старости, порядке исчисления этого стажа, сведения о наличии такого стажа могут быть подтверждены в судебном порядке с представлением доказательств, отвечающих требованиям статей 59, 60 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации. При этом бремя доказывания этих юридически значимых обстоятельств в силу статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации является обязанностью лица, претендующего на досрочное назначение страховой пенсии по старости.
Приходя к выводу о включении в страховой стаж периодов работы с 03 ноября 1993 года по 08 апреля 1996 года и с 15 апреля 1996 года по 25 июня 1999 года, суды обоснованно исходили из того, что факт работы в указанные периоды подтвержден сведениями трудовой книжки, доказательств уплаты страховых взносов до 2002 года не требуется.
Включая в специальный стаж периоды работы с 22 августа 2001 года по 29 июня 2009 года, за исключением 68 рабочих дней, суды пришли к верному выводу, что работодателем подтвержден особый характер работы истца в период с 22 августа 2001 года по 29 июня 2009 года, факт уплаты страховых взносов в пенсионный орган за период с 01 января 2002 года по 29 июня 2009 года подтвержден соответствующей справкой работодателя.
Данный период подтвержден справкой, уточняющей особый характер работы N 30.12.10/7232 от 18 июня 2021 года, выданной АО "Ульбинский металлургический завод", справкой АО "Ульбинский металлургический завод" N 16-05-19/6-237 от 16 июня 2021 года.
В силу части 1 статьи 22 Федерального закона "О страховых пенсиях" страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
Поскольку с учетом включенного судом стажа работы по Списку N 1 в размере более 7 лет, при наличии страхового стажа в 20 лет, достаточно для назначения истцу пенсии в возрасте 53 лет (достиг 17 февраля 2022 года), суды пришли к верному к выводу о назначении пенсии истцу с даты достижения 53-летнего возраста, т.е. с 17 февраля 2022 года.
С учетом изложенного, суд кассационной инстанции считает, что оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных постановлений в соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации по доводам кассационной жалобы не имеется.
Поскольку судом кассационной инстанции вынесено определение, то приостановление исполнения решения Сургутского городского суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 02 февраля 2023 года и апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 05 сентября 2023 года следует отменить.
Руководствуясь статьями 379.5, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Сургутского городского суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 02 февраля 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 05 сентября 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу Отделения Фонда пенсионного и социального страхования по Ханты-Мансийскому автономного округу - Югре - без удовлетворения.
Отменить приостановление исполнения решения Сургутского городского суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 02 февраля 2023 года и апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 05 сентября 2023 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.