Судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Кудряшова В.К, судей Щербаковой Ю.А, Ковалёвой Ю.В, при секретаре ФИО.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N 3а-429/2023 по административному исковому заявлению Ратушного ИО о признании недействующим в части постановления Правительства Воронежской области от 30 декабря 2022 года N 1035 "Об утверждении региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Воронежской области на 2023-2052 годы"
по апелляционным жалобам Правительства Воронежской области, министерства жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Воронежской области, Фонда капитального ремонта многоквартирных домов Воронежской области, апелляционному представлению прокуратуры Воронежской области на решение Воронежского областного суда от 12 июля 2023 года, которым административное исковое заявление удовлетворено.
Заслушав доклад судьи Щербаковой Ю.А, полученные путем использования систем видеоконференц-связи объяснения представителей Правительства Воронежской области, министерства жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Воронежской области ФИО, ФИО, представителя Фонда капитального ремонта многоквартирных домов Воронежской области ФИО, поддержавших доводы апелляционных жалоб с дополнениями, прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации ФИО, поддержавшей апелляционное представление, возражения на апелляционные жалобы и представление Ратушного А.А, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
постановлением Правительства Воронежской области от 30 декабря 2022 года N 1035 утверждена региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Воронежской области на 2023-2052 годы (далее ? новая региональная программа). Данный нормативный правовой акт опубликован в информационной системе "Портал Воронежской области в сети Интернет" https://www.govvrn.ru 30 декабря 2022 года.
В данное постановление внесены изменения постановлением Правительства Воронежской области от 16 июня 2023 года N 425 "О внесении изменений в постановление Правительства Воронежской области от 30.12.2022 N 1035". Указанное постановление опубликовано в информационной системе "Портал Воронежской области в сети Интернет" https://www.govvrn.ru 20 июня 2023 года.
Приложением к названной региональной программе является Перечень многоквартирных домов, расположенных на территории Воронежской области, с указанием перечня услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества и планового года проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах по видам услуг и работ (далее также - Перечень).
В соответствии с двенадцатым, семнадцатым, восемнадцатым, девятнадцатым столбцами пункта N Перечня проведение капитального ремонта системы ХВС, ремонт системы водоотведения, ремонт системы электроснабжения, ремонт системы теплоснабжения, разработка ПСД, проведение СК многоквартирного жилого дома "адрес" запланировано на 2029 - 2031 годы; ремонт фундамента, ремонт фасада, разработка ПСД, проведение СК запланировано на 2044-2046 годы; ремонт подвальных помещений, разработка ПСД, проведение СК запланировано на 2047-2049 годы; ремонт крыши, разработка ПСД, проведение СК запланировано на 2050-2052 годы, соответственно.
Ратушный А.А, являющийся долевым сособственником квартиры "адрес", обратился в Воронежский областной суд с административным иском об оспаривании в вышеуказанной части постановления Правительства Воронежской области от 30 декабря 2022 года N 1035.
В обоснование указывал, что оспариваемой региональной программой капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Воронежской области на 2023-2052 годы, фактически изменены сроки проведения капитального ремонта и изменены виды (объемы) работ жилого дома "адрес", несмотря на то, что данный дом был включен в программу капитального ремонта на 2014-2044 годы.
По мнению административного истца, в оспариваемой части постановление является незаконным, принятым в нарушение норм федерального законодательства, поскольку, в соответствии с пунктом 4 статьи 168 Жилищного кодекса Российской Федерации собственниками многоквартирного дома таких решений не принималось, а у Правительства Воронежской области оснований, соответствующих статье 168 Жилищного кодекса Российской Федерации, для внесения изменений в программу капитального ремонта, не имелось. Принятое постановление нарушает его право на комфортное жилье, на создание безопасных и благоприятных условий проживания, улучшение эксплуатационных характеристик общего имущества, обеспечение сохранности многоквартирного дома и улучшение комфортности проживания в нем граждан, приведение многоквартирного дома на соответствие требованиям энергоэффективности, действующим на момент выполнения капитального ремонта.
Решением Воронежского областного суда от 12 июля 2023 года заявленные административные исковые требования удовлетворены.
Признано недействующим со дня принятия постановление Правительства Воронежской области от 30 декабря 2022 года N 1035 (в редакции постановления Правительства Воронежской области от 16 июня 2023 года N 425) "Об утверждении региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Воронежской области на 2023-2052 годы" в части пункта N Перечня всех многоквартирных домов, расположенных на территории Воронежской области, за исключением многоквартирных домов, признанных в установленном Правительством Российской Федерации порядке аварийными и подлежащими сносу, - приложение к региональной программе капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Воронежской области на 2023-2052 годы в части сроков и объемов проведения капитального ремонта многоквартирного дома "адрес", а также признан недействующим со дня принятия пункт 2 постановления Правительства Воронежской области от 30 декабря 2022 года N 1035 в части признания утратившим силу пункта N Перечня всех многоквартирных домов, расположенных на территории Воронежской области, за исключением многоквартирных домов, признанных в установленном Правительством Российской Федерации порядке аварийными и подлежащими сносу, - приложения к региональной программе капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Воронежской области на 2014-2044 годы, утвержденной постановлением Правительства Воронежской области от 6 марта 2014 года N 183, в редакции постановления от 6 мая 2022 года N 310, в части сроков м объемов работ по капитальному ремонту многоквартирного дома "адрес".
В апелляционной жалобе с дополнениями Правительство Воронежской области и департамент жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Воронежской области просят отменить вынесенное решение, указывая на то, что суд неверно применил нормы материального права о порядке формирования программы капитального ремонта.
Полагают, что часть 4 статьи 168 Жилищного кодекса Российской Федерации регулирует вопросы изменения региональных программ и не подлежит применению при формировании новых программ проведения капитального ремонта. Данная норма права не применялась ни при формировании постановления Правительства Воронежской области от 6 марта 2014 года N 83 "Об утверждении региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Воронежской области на 2014 - 2044 годы" (далее ? cтарая региональная программа), ни при формировании новой региональной программы.
Также судом детально не изучено экспертное заключение Управления Минюста Российской Федерации по Воронежской области, в котором сделаны выводы не только относительно соблюдения процедуры порядка принятия, но и того, что новая региональная программа не содержит норм, противоречащих Конституции Российской Федерации и федеральному законодательству.
Не учтено, что новая региональная программа, это не способ корректировки старой региональной программа, а новый нормативный правовой акт, принятый в том числе из-за невозможности реализации старой региональной программы.
Возвращение к действию старой региональной программы приведет к срыву всей работы по капитальному ремонту многоквартирных домов и, следовательно, невозможности ее реализации.
Административным истцом не представлены доказательства нарушения его права, а равно неудовлетворительного или аварийного состояния многоквартирного дома. Экспертиза в отношении указанного дома не проводилась, в ходе судебных заседаний ее проведение не запрашивалось.
Правоотношения, являющиеся предметом судебного разбирательства, рассматривались в рамках только одного многоквартирного дома, однако новая региональная программа формировалась не по отдельным домам, а в совокупности по всей Воронежской области, что судом учтено не было.
Принятие новой региональной программы обусловлено невозможностью исполнения обязательств, установленных старой региональной программой, по независящим от воли сторон причинам.
Полагают, что суд вышел за пределы своих полномочий, поскольку вторгся в решение вопросов, отнесенных к исключительной компетенции высшего исполнительного органа Воронежской области.
В апелляционной жалобе Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Воронежской области просит отменить решение суда и принять новое решение суда об отказе в удовлетворении административных исковых требований, указывая на то, что судом дана неверная оценка доказательствам, неправильно применены нормы материального права. Суд не принял во внимание, что региональная программа 2014-2044 годов показала несоответствие реального технического состояния многоквартирных домов, поскольку формировалась на основании предоставленных органами местного самоуправления сведений о дате ввода МКД в эксплуатацию, этажности, года постройки. Суд не дал надлежащую правовую оценку представленному в дело экспертному заключению Управлению Минюста Российской Федерации по Воронежской области от 15 февраля 2023 года о том, что региональная программа на 2023-2052 годы не содержит норм, противоречащих Конституции Российской Федерации, федеральному законодательству. Полагает, что действующим законодательством не установлен запрет на признание постановления правительства субъекта утратившим силу и принятие нового нормативного правового акта. В решении суда не указано, какому нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, не соответствует региональная программа на 2023-2052 годы. Обращает внимание на то, что в старую региональную программу изменения не вносились, постановление Правительства Воронежской области N 183 утратило силу и принято новое постановление от 30 декабря 2022 года N 1035.
Исполнение решения суда невозможно, так как суд обязывает установить сроки проведения капитального ремонта по региональной программе, которая утратила силу.
В апелляционном представлении участвующий в деле прокурор просит вынесенное решение отменить, указывая на то, что в новую региональную программу включены девять тысяч многоквартирных домов общей площадью более 46 млн. кв. м, в то время как в предыдущую программу входило восемь тысяч домов обшей площадью не менее 27 млн. кв. м, что говорит о более высоком обеспечении проведения капитального ремонта всех многоквартирных домов в области.
Региональная программа сформирована до 2052 года с учётом финансового обеспечения, включенных в неё видов работ, прогнозируемой собираемостью взносов на капитальный ремонт, что позволит не допустить срывов выполнения краткосрочных планов реализации региональной программы. В программе определен минимальный размер взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах Воронежской области, необходимый для реализации региональной программы капитального ремонта на 2023-2052 годы. Для исполнения вышеуказанной программы тариф должен составлять от 12, 36 до 16, 24 руб. Данный тариф учитывает интересы граждан и направлен на выполнение региональной программы с учётом финансовой устойчивости.
В новой региональной программе капитального ремонта многоквартирных домов предусмотрены такие виды работ как устранение неисправностей всех изношенных элементов, восстановление или замена их на более долговечные и экономичные, улучшающие эксплуатационные показатели ремонтируемых домов (в ранее принятой программе этих работ не было предусмотрено).
Действующее законодательство в сфере жилищных отношений и статья 168 Жилищного кодекса Российской Федерации, не содержат запрета на отмену действующей региональной программы, в том числе в связи с ее финансовой неустойчивостью, и принятие новой программы.
Реализация региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Воронежской области на 2014-2044 годы, утвержденной постановлением Правительства Воронежской области от 6 марта 2014 года N 183, выявила несоответствие реального технического состояния многоквартирного жилого фонда фактическим характеристикам домов, учтенным при утверждении данной программы и отсутствие финансового обеспечения, поскольку формировалась на основании предоставленных органами местного самоуправления сведений о дате ввода многоквартирных домов в эксплуатацию, с учетом нормативных межремонтных сроков эксплуатации конструктивных элементов зданий, без подтверждения соответствия нормативно-технической документации в области строительной деятельности, что противоречит Жилищному кодексу Российской Федерации и статье 4 Закона Воронежской области N 106-03 "О порядке подготовки и утверждения региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Воронежской области" (далее также - Закон Воронежской области N 106-ОЗ). Это привело к непропорциональному распределению ремонтных работ и финансовому разбалансированию программы капитального ремонта, что могло повлечь нарушение прав иных граждан, проживающих в многоквартирных домах с большим процентом износа, которые не были включены в предыдущую региональную программу.
Главным отличием новой программы стало предварительное детальное обследование многоквартирных домов, оценивались физический износ конструктивных элементов зданий и внутридомовых инженерных систем. По новой программе в первую очередь будут ремонтировать те дома, которые находятся в наиболее критическом состоянии.
Указывает на то, что актуализация региональной программы на 2014-2044 годы не проводилась, а был принят новый нормативный правовой акт по результатам обследования технического состояния многоквартирных домов, поэтому отсутствовали основания для соблюдения требований части 4 статьи 168 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Относительно доводов апелляционных жалоб и апелляционного представления административным истцом представлены письменные возражения.
Заинтересованное лицо администрация городского округа город Воронеж, извещенное надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, по вызову суда апелляционной инстанции не явилось, о причинах неявки не сообщило.
На основании положений статей 150, 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия сочла возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя заинтересованного лица.
Определением судебной коллегии по административным делам от 21 декабря 2023 года в порядке части 1 статьи 44 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации произведена процессуальная замена заинтересованного лица департамента жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Воронежской области на министерство жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Воронежской области.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы апелляционных жалоб с дополнением, апелляционного представления и поступивших на них возражений, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с пунктом "к" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации жилищное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
Согласно пункту 11.1 части 1 статьи 4 Жилищного кодекса Российской Федерации жилищные отношения, в том числе отношения по поводу формирования и использования фонда капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, регулируются Жилищным кодексом Российской Федерации.
Положениями пункта 8.3 статьи 13, части 1 статьи 167 Жилищного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации отнесены определение порядка установления необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, принятие нормативных правовых актов, направленных на обеспечение своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории субъекта Российской Федерации.
Как следует из положений части 1 и пункта 1 части 2 статьи 168 Жилищного кодекса Российской Федерации, в целях планирования и организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, планирования предоставления государственной поддержки, муниципальной поддержки на проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, местных бюджетов, контроля своевременности проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации утверждается региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, которая формируется на срок, необходимый для проведения капитального ремонта общего имущества во всех многоквартирных домах, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, и включает в себя, в том числе Перечень всех многоквартирных домов, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, за исключением многоквартирных домов, признанных в установленном Правительством Российской Федерации порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции.
Региональная программа капитального ремонта подлежит актуализации не реже чем один раз в год (часть 5 статьи 168 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Порядок подготовки и утверждения региональных программ капитального ремонта, требования к таким программам, порядок предоставления органами местного самоуправления сведений, необходимых для подготовки программ, устанавливаются законом субъекта Российской Федерации в соответствии с данным Кодексом (часть 6 статьи 168 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Законом Воронежской области от 8 июля 2013 N 106-ОЗ в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации установлен порядок подготовки и утверждения региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах (далее - региональная программа), требования к ней, а также критерии очередности проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Воронежской области.
Из положений части 3 и 4 статьи 2 вышеприведенного закона следует, что региональная программа утверждается Правительством Воронежской области.
Постановлением Правительства Воронежской области от 30 декабря 2022 года N 1035 утверждена региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Воронежской области на 2023-2052 годы согласно приложению к настоящему постановлению (пункт 1); признаны утратившими силу постановление Правительства Воронежской области от 6 марта 2014 года N 183 "Об утверждении региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Воронежской области на 2014-2044 годы" и последующие постановления о внесении изменений в указанное постановление.
Перечень всех многоквартирных домов, расположенных на территории Воронежской области, за исключением многоквартирных домов, признанных в установленном Правительством Российской Федерации порядке аварийными и подлежащими сносу, указан в приложении к региональной программе капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Воронежской области на 2023-2052 годы.
Постановлением Правительства Воронежской области от 16 июня 2023 года N 425 "О внесении изменений в постановление Правительства Воронежской области от 30.12.2022 N 1035" приложение к региональной программе - Перечень всех многоквартирных домов изложен в новой редакции согласно приложению к данному постановлению.
Проанализировав положения Жилищного кодекса Российской Федерации, Закона Воронежской области N 106-ОЗ, Закона Воронежской области от 30 сентября 2008 года N 77-ОЗ "О Правительстве Воронежской области" суд пришел к верному выводу, что вышеназванные постановления Правительства Воронежской области приняты уполномоченным органом, требования законодательства к форме нормативного правового акта, порядку принятия и введения его в действие соблюдены.
Согласно части 3 статьи 11 Жилищного кодекса Российской Федерации защита жилищных прав осуществляется в том числе путем восстановления положения, существовавшего до нарушения жилищного права, и пресечения действий, нарушающих это право или создающих угрозу его нарушения (пункт 2), признания судом недействующими полностью или в части нормативного правового акта государственного органа либо нормативного правового акта органа местного самоуправления, нарушающих жилищные права и противоречащих настоящему Кодексу или принятым в соответствии с настоящим Кодексом федеральному закону, иному нормативному правовому акту, имеющим большую, чем указанные нормативный правовой акт государственного органа либо нормативный правовой акт органа местного самоуправления, юридическую силу (пункт 3).
Как указано в региональной программе капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Воронежской области на 2023-2052 годы, реализация региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Воронежской области на 2014-2044 годы показала не соответствие реального технического состояния многоквартирного жилфонда и отсутствие финансового обеспечения, поскольку формировалась на основании предоставленных органами местного самоуправления сведений о дате ввода многоквартирных домов в эксплуатацию с учетом нормативных межремонтных сроков эксплуатации конструктивных элементов зданий, без подтверждения соответствия нормативно-технической документации в области строительной деятельности.
Программа сформирована на основании результатов обследования технического состояния многоквартирных домов на территории Воронежской области, полученных от Фонда капитального ремонта многоквартирных домов Воронежской области по проведенным работам по обследованию технического состояния многоквартирных домов в рамках реализации региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Воронежской области на 2014-2044 годы.
Также указано, что настоящая программа является продолжением реализации мероприятий по проведению капитального ремонта, установленных региональной программой капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Воронежской области на 2014-2044 годы.
Как установлено судом и подтверждается представленными доказательствами, Ратушный А.А, является долевым сособственником квартиры N в многоквартирном доме "адрес".
Региональной программой капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Воронежской области на 2014-2044 годы капитальный ремонт инженерных систем и конструктивных элементов многоквартирного дома N "адрес" был запланирован в следующие периоды:
2020-2022 годы - обследование технического состояния здания, ремонт подвальных помещений, ремонт системы теплоснабжения, ремонт системы ХВС, ремонт системы электроснабжения, разработка ПСД, проведение СК;
2023-2025 годы - ремонт системы водоотведения, ремонт фундамента, разработка ПСД, проведение СК;
2026-2028 годы - ремонт крыши, разработка ПСД, проведение СК;
2041-2043 годы - ремонт фасада, разработка ПСД, проведение СК.
В соответствии с региональной программой капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Воронежской области на 2023-2052 годы проведение капитального ремонта в отношении многоквартирного дома "адрес" запланировано в период с 2029 года по 2031 год провести: ремонт системы электроснабжения, ремонт системы водоотведения, ремонт системы ХВС, ремонт системы теплоснабжения, разработку ПСД, проведение СК.
Постановлением Правительства Воронежской области от 16 июня 2023 года N 425 Приложение к региональной программе изложено в новой редакции согласно приложению к настоящему постановлению. Относительно многоквартирного дома "адрес" дополнен перечень работ и наряду с вышеуказанным запланировано:
на 2044-2046 годы - ремонт фундамента, ремонт фасада, разработка ПСД, проведение СК;
на 2047-2049 годы - ремонт подвальных помещений, разработка ПСД, проведение СК запланировано на 2047-2049 годы;
на 2050-2052 годы - ремонт крыши, разработка ПСД, проведение СК.
В соответствии с положениями, установленными частью 4 статьи 168 Жилищного кодекса Российской Федерации, внесение в региональную программу капитального ремонта при ее актуализации изменений, предусматривающих перенос установленного срока капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме на более поздний период, сокращение перечня планируемых видов услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, осуществляется при наличии соответствующего решения общего собрания собственников помещений. Исключения из данного правила определены в приведенной норме, их перечень носит исчерпывающий характер, не подлежащий расширительному толкованию.
Аналогичные требования установлены в части 5 статьи 4 Закона Воронежской области N 106-ОЗ.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что решения о переносе периода проведения работ (услуг) по капитальному ремонту общего имущества в поименованном в иске многоквартирном доме на более поздний срок общим собранием собственников помещений указанного дома не принималось.
Исходя из анализа приведенных норм федерального и регионального законодательства, суд первой инстанции, установив, что собственники названного многоквартирного дома не принимали решения о переносе срока проведения работ по капитальному ремонту, а также учитывая отсутствие фактических оснований для переноса срока ремонта общего имущества дома, пришел к правильному выводу о том, что нормативный правовой акт в оспариваемой части принят с нарушением установленных федеральным законом правил, нарушает права административного истца на проведение ранее запланированных региональной программой ремонтных работ, в связи с чем обоснованно удовлетворил заявленные административным истцом требования.
Доводы апелляционных жалоб и апелляционного представления о том, что оспариваемое постановление не является актуализацией ранее действовавшей региональной программы, а является новым нормативным правовым актом, законодательством не установлен запрет на признание недействующей старой региональной программы ввиду невозможности ее реализации в ввиду финансовой неустойчивости, являются несостоятельными, поскольку исходя положений частей 4, 4.1, 4.2, 5 статьи 168 Жилищного кодекса Российской Федерации отмена действующей региональной программы капитального ремонта не предусмотрена, возможно только внесение в нее изменений при ее актуализации.
Ссылки в апелляционных жалобах, что необходимость принятия оспариваемого акта обусловлена фактором фактической финансовой необеспеченности запланированных видов работ по старой программе, правового значения для разрешения спора не имеют и отмену решения не влекут.
Доводы апелляционных жалоб о невозможности исполнения решения суда в части восстановления действия старой региональной программы а также, что суд не праве обсуждать целесообразность принятия органом или должностным лицом оспариваемого нормативного правого акта, основанием к отмене обжалуемого решения не являются, поскольку в решении суд не возлагал обязанность по принятию нового нормативного правового акта, признав недействующим пункт постановления, признавшим утратившей силу старую региональную программу в части дома "адрес".
Утверждения подателей жалоб о том, что возвращение к действию старой региональной программы приведет к срыву всей работы по капитальному ремонту многоквартирных домов, а, следовательно, невозможности ее реализации, не опровергают выводы суда, поскольку положения статьи 168 Жилищного кодекса Российской Федерации предусматривают ежегодную актуализацию региональной программы и не исключают возможность ее корректировки.
Ссылки в апелляционных жалобах на отсутствие нарушений прав административного истца оспариваемым нормативным актом лишены правовых оснований.
Утверждения Правительства Воронежской области со ссылкой на положения статьи 196 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации о наличии оснований для оставления административного искового заявления без рассмотрения, основаны на неправильном толковании норм процессуального закона.
Другие доводы, изложенные в апелляционных жалобах и представлении прокурора, были предметом рассмотрения суда первой инстанции, им дана надлежащая правовая оценка, аргументированно изложенная в обжалуемом судебном акте, не согласиться с которой у судебной коллегии оснований не имеется.
В соответствии с частью 1 статьи 6 Жилищного кодекса Российской Федерации акты жилищного законодательства не имеют обратной силы и применяются к жилищным отношениям, возникшим после введения его в действие. В связи с этим ссылки представителей Правительства Воронежской области и министерства жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Воронежской области в суде апелляционной инстанции на положения Федерального закона от 27 ноября 2023 года N 561-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации", предусматривающего возможность проведения обследования технического состояния многоквартирного дома без согласия собственников многоквартирного дома, не служат поводом к отмене обжалуемого судебного акта, поскольку названный Федеральный закон вступает в силу с 1 сентября 2024 года.
Несогласие с произведенной судом оценкой доказательств, отраженное в апелляционных жалобах и представлении, не может повлечь отмену принятого по делу судебного акта, постановленного при соблюдении правил такой оценки, установленных статьей 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Принимая во внимание, что других доводов, влекущих безусловную отмену решения суда, предусмотренных статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, в апелляционных жалобах не содержится, судебная коллегия полагает, что обжалуемое решение является законным и обоснованным, в связи с чем оснований отмены решения суда не имеется.
Руководствуясь статьями 309 - 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции
определила:
решение Воронежского областного суда от 12 июля 2023 года оставить без изменения, апелляционные жалобы Правительства Воронежской области, министерства жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Воронежской области, Фонда капитального ремонта многоквартирных домов Воронежской области, апелляционное представление прокуратуры Воронежской области - без удовлетворения.
Кассационная жалоба может быть подана в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения в Первый кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.