Судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Кудряшова В.К, судей Ковалёвой Ю.В, Щербаковой Ю.А.
при секретаре ФИО8
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N 3а-449/2023 по административному исковому заявлению Вепринцева Филиппа Дмитриевича о признании недействующим в части постановления Правительства Воронежской области от 30 декабря 2022 года N 1035 "Об утверждении региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Воронежской области на 2023-2052 годы"
по апелляционным жалобам Правительства Воронежской области, министерства жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Воронежской области, Фонда капитального ремонта многоквартирных домов Воронежской области и апелляционному представлению прокуратуры Воронежской области на решение Воронежского областного суда от 26 июля 2023 года, которым административное исковое заявление удовлетворено.
Заслушав доклад судьи Кудряшова В.К, объяснения представителей Правительства Воронежской области и министерства жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Воронежской области ФИО9 и ФИО10 представителя Фонда капитального ремонта многоквартирных домов Воронежской области ФИО11, поддержавших доводы апелляционных жалоб и апелляционного представления, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации ФИО12, полагавшей решение суда подлежащим отмене, судебная коллегия по административным делам
УСТАНОВИЛА:
постановлением Правительства Воронежской области от 30 декабря 2022 года N 1035 утверждена региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Воронежской области на 2023-2052 годы. Данный нормативный правовой акт опубликован в информационной системе "Портал Воронежской области в сети Интернет" https://www.govvrn.ru 30 декабря 2022 года.
В данное постановление были внесены изменения постановлением Правительства Воронежской области от 16 июня 2023 года N 425 "О внесении изменений в постановление Правительства Воронежской области от 30.12.2022 N 1035". Указанное постановление опубликовано в информационной системе "Портал Воронежской области в сети Интернет" https://www.govvrn.ru, 20 июня 2023 года.
Административный истец Вепринцев Ф.Д. обратился в суд с административным иском, в котором с учетом уточнения заявленных требований просил признать недействующими региональную программу капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Воронежской области на 2023-2052 годы, утвержденную постановлением Правительства Воронежской области от 30 декабря 2022 года N 1035 "Об утверждении региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Воронежской области на 2023-2052 годы" в части строки 2237 Перечня всех многоквартирных домов, расположенных на территории Воронежской области, за исключением многоквартирных домов, признанных в установленном Правительством Российской Федерации порядке аварийными и подлежащими сносу, - приложения к региональной программе капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Воронежской области на 2023-2052 годы, устанавливающей плановый период проведения капитального ремонта и перечень услуг и работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме по адресу: "адрес" пункт 2 постановления Правительства Воронежской области от 30 декабря 2022 года N 1035 в части, отменяющей плановый период проведения капитального ремонта и перечень услуг и работ по капитальному ремонту, предусмотренные постановлением Правительства Воронежской области от 6 марта 2014 года N 183 "Об утверждении региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Воронежской области на 2014-2044 годы", в отношении многоквартирного дома по адресу: "адрес" (строка 1943 Перечня всех многоквартирных домов, расположенных на территории Воронежской области, за исключением многоквартирных домов, признанных в установленном Правительством Российской Федерации порядке аварийными и подлежащими сносу, - приложения к региональной программе капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Воронежской области на 2014-2044 годы).
В обоснование заявленных требований Вепринцевым Ф.Д. указано, что он является собственником жилого помещения в многоквартирном доме по адресу: "адрес" Постановлением Правительства Воронежской области от 6 марта 2014 года (в редакции постановления от 6 мая 2022 года N 310) многоквартирный дом "адрес" внесен в региональную программу капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Воронежской области на 2014-2044 годы, и в 2020-2022 годах в данном доме были запланированы следующие виды работ: обследование технического состояния здания, ремонт крыши, ремонт системы теплоснабжения, ремонт системы холодного водоснабжения, ремонт системы электроснабжения, ремонт фасада, ремонт фундамента, разработка ПСД, проведение СК. Однако проведение данных работ не было начато. В результате принятия постановления Правительства Воронежской области от 30 декабря 2022 года N 1035 работы по капитальному ремонту многоквартирного дома, которые должны были завершиться в 2022 году, перенесены на более поздние даты. Им было направлено обращение в адрес Губернатора Воронежской области, на которое поступил ответ департамента жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Воронежской области от 16 февраля 2023 года, в котором причины переноса срока капитального ремонта многоквартирного дома нормативно и документально не обоснованы. Полагает, что сроки планового периода проведения капитального ремонта и перечень элементов, подлежащих капитальному ремонту, были установлены произвольно, без учета правовых оснований и технического состояния дома, которое требует незамедлительного проведения ремонтных работ.
Решением Воронежского областного суда от 26 июля 2023 года административное исковое заявление Вепринцева Ф.Д. удовлетворено.
В апелляционной жалобе Правительство Воронежской области просит отменить вынесенное решение, указывая на то, что суд неверно применил нормы материального права о порядке формирования программы капитального ремонта. Полагает, что часть 4 статьи 168 Жилищного кодекса Российской Федерации регулирует вопросы изменения региональных программ и не подлежит применению при формировании новых программ проведения капитального ремонта. Данная норма права не применялась ни при формировании постановления Правительства Воронежской области от 6 марта 2014 года N 83 "Об утверждении региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Воронежской области на 2014 - 2044 годы" (далее ? cтарая региональная программа), ни при формировании новой региональной программы.
Также судом детально не изучено экспертное заключение Управления Минюста России по Воронежской области, в котором сделаны выводы не только относительно соблюдения процедуры порядка принятия, но и того, что новая региональная программа не содержит норм, противоречащих Конституции Российской Федерации и федеральному законодательству. Судом не учтено, что новая региональная программа, это не способ корректировки старой региональной программа, а новый нормативный правовой акт, принятый в связи с невозможностью реализации старой региональной программы.
Возвращение к действию старой региональной программы приведет к срыву всей работы по капитальному ремонту многоквартирных домов и, следовательно, к невозможности ее реализации.
Учитывая, что старой региональной программой права и законные интересы административного истца не нарушены, она утратила силу в связи с принятием новой региональной программы, следовательно, старая региональная программа не может быть предметом судебного рассмотрения и, соответственно, не может быть возобновлено ее действие на основании решения суда. Ссылается на то, что административным истцом не представлены доказательства нарушения его права, а равно неудовлетворительного или аварийного состояния многоквартирного дома. Принятие новой региональной программы обусловлено невозможностью исполнения обязательств, установленных старой региональной программой, по независящим от воли сторон причинам.
Полагает, что суд вышел за пределы своих полномочий, поскольку вторгся в решение вопросов, отнесенных к исключительной компетенции высшего исполнительного органа Воронежской области.
В апелляционной жалобе министерство жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Воронежской области (является правопреемником департамента жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Воронежской области) просит отменить решение Воронежского областного суда от 26 июля 2023 года и вынести новое решение об отказе в удовлетворении административных исковых требований Вепринцева Ф.Д. в полном объеме, указывая на то, что суд неверно применил нормы материального права о порядке формирования программы капитального ремонта.
Судом не учтены положения Жилищного кодекса Российской Федерации, Закона Воронежской области от 8 июля 2013 года N 106-03 "О порядке подготовки и утверждения региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Воронежской области", которые устанавливают, в том числе очередность проведения капитального ремонта каждого конструктивного элемента многоквартирного дома, эти нормативные акты обжалованы не были, являются действующими, соответственно решение им противоречит, и оставление решения в силе повлечет невозможность его исполнения.
Полагает, что проверка соответствия новой региональной программы нормативным актам, обладающим большей юридической силой, должна проводиться без учета и сравнительного анализа с положениями старой региональной программы, поскольку в настоящее время такого нормативного правового акта не существует. Новая региональная программа регулирует правоотношения, распространяющие свое действие на неопределенный круг лиц, в том числе жильцов данного многоквартирного дома, однако доказательств согласия остальных жильцов дома с позицией административного истца не представлено, истец не наделен полномочиями представлять интересы собственников других помещений. Принятие новой региональной программы обусловлено невозможностью исполнения обязательств, установленных старой региональной программой, по независящим от воли сторон причинам.
В апелляционной жалобе представитель Фонда капитального ремонта многоквартирных домов Воронежской области просит отменить решение Воронежского областного суда от 26 июля 2023 года, принять новое решение суда, отказав в исковых требованиях Вепринцеву Ф.Д, указывая на то, что суд дал неверную оценку представленным в дело доказательствам, неправильно применил закон, по делу не доказаны и не выяснены обстоятельства, имеющие значение для данного дела. Полагает, что в решении суда имеются логические ошибки, которые привели к принятию ошибочного решения. Судом не были определены обстоятельства, подлежащие доказыванию каждой из сторон, нарушены процессуальные нормы.
Суд первой инстанции ошибочно приходит к выводу о том, что результаты технического обследования состояния многоквартирных домов не соответствуют действительности.
Суд не принял во внимание довод о том, что региональная программа 2014-2044 годов показала несоответствие реального технического состояния многоквартирных домов, поскольку формировалась на основании предоставленных органами местного самоуправления сведений о дате ввода МКД в эксплуатацию, этажности, года постройки.
Также судом не приняты во внимание представленные доказательства в виде технических отчетов по определению минимального размера взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах Воронежской области, необходимого для реализации региональной программы капитального ремонта на 2014-2044 годы, утвержденной постановлением Правительства Воронежской области от 6 марта 2014 года N 183.
В апелляционном представлении участвующий в деле прокурор просит вынесенное решение отменить, указывая на то, что в новую региональную программу включены 9 тысяч многоквартирных домов общей площадью более 46 млн. кв. м, в то время как в предыдущую программу входило 8 тысяч домов обшей площадью не менее 27 млн. кв. м, что говорит о более высоком обеспечении проведения капитального ремонта всех многоквартирных домов в области.
Региональная программа сформирована до 2052 года с учётом финансового обеспечения включенных в неё видов работ, прогнозируемой собираемостью взносов на капитальный ремонт, что позволит не допустить срывов выполнения краткосрочных планов реализации региональной программы. В программе определен минимальный размер взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах Воронежской области, необходимый для реализации региональной программы капитального ремонта на 2023-2052 годы. Для исполнения вышеуказанной программы тариф должен составлять от 12, 36 до 16, 24 руб. Данный тариф учитывает интересы граждан и направлен на выполнение региональной программы с учётом финансовой устойчивости.
В новой региональной программе капитального ремонта многоквартирных домов предусмотрены такие виды работ как устранение неисправностей всех изношенных элементов, восстановление или замена их на более долговечные и экономичные, улучшающие эксплуатационные показатели ремонтируемых домов (в ранее принятой программе этих работ не было предусмотрено).
Действующее законодательство в сфере жилищных отношений и статья 168 Жилищного кодекса Российской Федерации не содержат запрета на отмену действующей региональной программы, в том числе в связи с ее финансовой неустойчивостью, и принятие новой программы.
Реализация региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Воронежской области на 2014-2044 годы, утвержденной постановлением Правительства Воронежской области от 6 марта 2014 года N 183, выявила несоответствие реального технического состояния многоквартирного жилого фонда фактическим характеристикам домов, учтенным при утверждении данной программы и отсутствие финансового обеспечения, поскольку формировалась на основании предоставленных органами местного самоуправления сведений о дате ввода многоквартирных домов в эксплуатацию, с учетом нормативных межремонтных сроков эксплуатации конструктивных элементов зданий, без подтверждения соответствия нормативно-технической документации в области строительной деятельности, что противоречит Жилищному кодексу Российской Федерации и статье 4 закона Воронежской области N 106-03. Это привело к непропорциональному распределению ремонтных работ и финансовому разбалансированию программы капитального ремонта, что могло повлечь нарушение прав иных граждан, проживающих в многоквартирных домах с большим процентом износа, которые не были включены в предыдущую региональную программу.
Главным отличием новой программы стало предварительное детальное обследование многоквартирных домов оценивались физический износ конструктивных элементов зданий и внутридомовых инженерных систем. По новой программе в первую очередь будут ремонтировать те дома, которые находятся в наиболее критическом состоянии.
Указывает на то, что актуализация региональной программы на 2014-2044 годы не проводилась, а был принят новый нормативный правовой акт по результатам обследования технического состояния многоквартирных домов, поэтому отсутствовали основания для соблюдения требований части 4 статьи 168 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Относительно доводов апелляционных жалоб и апелляционного представления административным истцом представлены письменные возражения.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции административный истец Вепринцев Ф.Д. и представитель администрации городского округа город Воронеж, извещенные надлежащим образом, не явились, о причинах неявки не сообщили.
На основании положений статей 150 - 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия полагает возможным рассмотрение дела в отсутствие административного истца и представителя заинтересованного лица.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы апелляционных жалоб и апелляционного представления, поступивших на них возражений, судебная коллегия считает решение суда законным и не подлежащим отмене по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом "к" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации жилищное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
Согласно пункту 11.1 части 1 статьи 4 Жилищного кодекса Российской Федерации жилищные отношения, в том числе отношения по поводу формирования и использования фонда капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, регулируются Жилищным кодексом Российской Федерации.
Положениями пункта 8.3 статьи 13, части 1 статьи 167 Жилищного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации отнесены определение порядка установления необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, принятие нормативных правовых актов, направленных на обеспечение своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории субъекта Российской Федерации.
Как следует из положений части 1 и пункта 1 части 2 статьи 168 Жилищного кодекса Российской Федерации, в целях планирования и организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, планирования предоставления государственной поддержки, муниципальной поддержки на проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, местных бюджетов, контроля своевременности проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации утверждается региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, которая формируется на срок, необходимый для проведения капитального ремонта общего имущества во всех многоквартирных домах, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, и включает в себя, в том числе перечень всех многоквартирных домов, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, за исключением многоквартирных домов, признанных в установленном Правительством Российской Федерации порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции.
Региональная программа капитального ремонта подлежит актуализации не реже чем один раз в год (часть 5 статьи 168 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Порядок подготовки и утверждения региональных программ капитального ремонта, требования к таким программам, порядок предоставления органами местного самоуправления сведений, необходимых для подготовки программ, устанавливаются законом субъекта Российской Федерации в соответствии с данным Кодексом (часть 6 статьи 168 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Законом Воронежской области от 8 июля 2013 N 106-ОЗ "О порядке подготовки и утверждения региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Воронежской области" (далее - закон Воронежской области N 106-ОЗ) в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации установлен порядок подготовки и утверждения региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах (далее - региональная программа), требования к ней, а также критерии очередности проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Воронежской области.
Из положений части 3 и 4 статьи 2 вышеназванного закона Воронежской области следует, что региональная программа утверждается Правительством Воронежской области.
Постановлением Правительства Воронежской области от 30 декабря 2022 года N 1035 утверждена региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Воронежской области на 2023-2052 годы согласно приложению к настоящему постановлению (пункт 1); признаны утратившими силу постановление Правительства Воронежской области от 6 марта 2014 года N 183 "Об утверждении региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Воронежской области на 2014-2044 годы" и последующие постановления о внесении изменений в указанное постановление.
Перечень всех многоквартирных домов, расположенных на территории Воронежской области, за исключением многоквартирных домов, признанных в установленном Правительством Российской Федерации порядке аварийными и подлежащими сносу, указан в приложении к региональной программе капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Воронежской области на 2023-2052 годы.
Постановлением Правительства Воронежской области от 16 июня 2023 года N 425 "О внесении изменений в постановление Правительства Воронежской области от 30.12.2022 N 1035" приложение к региональной программе - Перечень всех многоквартирных домов изложен в новой редакции согласно приложению к данному постановлению.
На основании положений Жилищного кодекса Российской Федерации и закона Воронежской области N 106-ОЗ суд пришел к верному выводу, что вышеназванные постановления Правительства Воронежской области приняты уполномоченным органом, требования законодательства к форме нормативного правового акта, порядку принятия и введения его в действие соблюдены.
Согласно части 3 статьи 11 Жилищного кодекса Российской Федерации защита жилищных прав осуществляется в том числе путем восстановления положения, существовавшего до нарушения жилищного права, и пресечения действий, нарушающих это право или создающих угрозу его нарушения (пункт 2), признания судом недействующими полностью или в части нормативного правового акта государственного органа либо нормативного правового акта органа местного самоуправления, нарушающих жилищные права и противоречащих настоящему Кодексу или принятым в соответствии с настоящим Кодексом федеральному закону, иному нормативному правовому акту, имеющим большую, чем указанные нормативный правовой акт государственного органа либо нормативный правовой акт органа местного самоуправления, юридическую силу (пункт 3).
Как указано в региональной программе капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Воронежской области на 2023-2052 годы, реализация региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Воронежской области на 2014-2044 годы показала не соответствие реального технического состояния многоквартирного жилфонда и отсутствие финансового обеспечения, поскольку формировалась на основании предоставленных органами местного самоуправления сведений о дате ввода многоквартирных домов в эксплуатацию с учетом нормативных межремонтных сроков эксплуатации конструктивных элементов зданий, без подтверждения соответствия нормативно-технической документации в области строительной деятельности. Программа сформирована на основании результатов обследования технического состояния многоквартирных домов на территории Воронежской области, полученных от Фонда капитального ремонта многоквартирных домов Воронежской области по проведенным работам по обследованию технического состояния многоквартирных домов в рамках реализации региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Воронежской области на 2014-2044 годы.
Также указано, что настоящая программа является продолжением реализации мероприятий по проведению капитального ремонта, установленных региональной программой капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Воронежской области на 2014-2044 годы.
Судом установлено, что административный истец Вепринцев Ф.Д. является собственником квартиры "адрес" в многоквартирном доме "адрес"
Региональной программой капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Воронежской области на 2014-2044 годы был запланирован капитальный ремонт инженерных систем и конструктивных элементов многоквартирного дома "адрес". Воронежа в следующие периоды:
2020-2022 годы - обследование технического состояния здания, ремонт крыши, ремонт системы теплоснабжения, ремонт системы холодного водоснабжения, ремонт системы электроснабжения, ремонт фасада, ремонт фундамента;
2023-2025 годы - ремонт системы водоотведения.
В соответствии с региональной программой капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Воронежской области на 2023-2052 годы в отношении многоквартирного дома "адрес" было запланировано проведение капитального ремонта на 2029-2031 годы по следующим выдам работ: ремонт системы электроснабжения, на 2044-2046 годы - ремонт системы холодного водоснабжения, ремонт системы водоотведения, ремонт системы теплоснабжения.
Постановлением Правительства Воронежской области от 16 июня 2023 года N 425 в региональную программу на 2023-2052 годы в отношении многоквартирного дома "адрес" внесены изменения, устанавливающие другие сроки проведения капитального ремонта по следующим видам работ: на 2029-2031 годы - ремонт системы электроснабжения, на 2041-2043 годы - ремонт системы теплоснабжения, ремонт системы водоотведения, ремонт системы холодного водоснабжения, на 2044-2046 годы - ремонт крыши, на 2047-2049 годы - ремонт фундамента, ремонт фасада.
В соответствии с положениями, установленными частью 4 статьи 168 Жилищного кодекса Российской Федерации, внесение в региональную программу капитального ремонта при ее актуализации изменений, предусматривающих перенос установленного срока капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме на более поздний период, сокращение перечня планируемых видов услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, осуществляется при наличии соответствующего решения общего собрания собственников помещений. Исключения из данного правила определены в приведенной норме, их перечень носит исчерпывающий характер, не подлежащий расширительному толкованию.
Аналогичные требования установлены в части 5 статьи 4 Закона Воронежской области N 106-ОЗ.
Судом установлено, что решение о переносе периода проведения капитального ремонта крыши, ремонта системы теплоснабжения, ремонта системы холодного водоснабжения и водоотведения, ремонта системы электроснабжения, ремонта фасада и фундамента в многоквартирном жилом доме по адресу: "адрес", на более поздний срок общим собранием собственников помещений дома не принималось.
Таким образом, предусмотренных частью 4 статьи 168 Жилищного кодекса Российской Федерации обстоятельств, которые могли послужить основанием для принятия такого постановления в отсутствие решения общего собрания собственников помещений многоквартирного дома, по делу не установлено.
Доводы апелляционных жалоб и апелляционного представления о том, что оспариваемое постановление не является актуализацией ранее действовавшей региональной программы, а является новым нормативным правовым актом, и законодательством не установлен запрет на признание недействующей старой региональной программы ввиду невозможности ее реализации в связи с финансовой неустойчивостью, являются несостоятельными, поскольку исходя положений частей 4, 4.1, 4.2, 5 статьи 168 Жилищного кодекса Российской Федерации отмена действующей региональной программы капитального ремонта не предусмотрена, возможно только внесение в нее изменений при ее актуализации.
В соответствии с частью 1 статьи 6 Жилищного кодекса Российской Федерации акты жилищного законодательства не имеют обратной силы и применяются к жилищным отношениям, возникшим после введения его в действие. В связи с этим ссылки представителей Правительства Воронежской области и министерства жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Воронежской области на положения Федерального закона от 27 ноября 2023 года N 561-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации", предусматривающего возможность проведения обследования технического состояния многоквартирного дома без согласия собственников многоквартирного дома, не служат поводом к отмене обжалуемого судебного акта, поскольку названный Федеральный закон вступает в силу с 1 сентября 2024 года.
Доводы апелляционных жалоб о невозможности исполнения решения суда в части восстановления действия старой региональной программы, а также о том, что суд не праве обсуждать целесообразность принятия органом или должностным лицом оспариваемого нормативного правого акта, основанием к отмене обжалуемого судебного постановления не являются, поскольку в решении суд не возложил обязанность принять новый нормативный правовой акт и признал недействующим в том числе пункт постановления, признавшим утратившим ранее принятую региональную программу в части дома "адрес"
Утверждения административных ответчиков о том, что возвращение к действию старой региональной программы приведет к срыву всей работы по капитальному ремонту многоквартирных домов, и, следовательно, невозможности ее реализации, не опровергают выводы суда, поскольку положения статьи 168 Жилищного кодекса Российской Федерации предусматривают ежегодную актуализацию региональной программы и не исключают возможность ее корректировки.
Вопреки доводам апелляционных жалоб, для оспаривания нормативного правового акта в судебном порядке согласия иных собственников многоквартирного дома не требуется, в связи с этим оснований для оставления административного искового заявления без рассмотрения не имеется.
Другие доводы, изложенные в апелляционных жалобах и представлении прокурора, были предметом рассмотрения суда первой инстанции, им дана надлежащая правовая оценка, аргументированно изложенная в обжалуемом судебном акте, не согласиться с которой у судебной коллегии оснований не имеется.
Принимая во внимание, что нарушений норм материального и процессуального права, которые в соответствии со статьёй 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации привели или могли привести к неправильному рассмотрению дела, судом первой инстанции не допущено, оснований для отмены решения суда первой инстанции по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 309 - 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции
определила:
решение Воронежского областного суда от 26 июля 2023 года оставить без изменения, апелляционные жалобы Правительства Воронежской области, министерства жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Воронежской области, Фонда капитального ремонта многоквартирных домов Воронежской области, апелляционное представление прокуратуры Воронежской области - без удовлетворения.
Кассационная жалоба может быть подана в Первый кассационный суд общей юрисдикции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения через суд первой инстанции.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.