Первый апелляционный суд общей юрисдикции в составе председательствующего Гришиной Г.Н., при помощнике судьи ФИО6., рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N 3а-23/2023 по частной жалобе ИП Позднякова Александра Александровича на определение Орловского областного суда от 18 сентября 2023 г., которым прекращено производство по административному делу по административному исковому заявлению ИП Позднякова Александра Александровича об установлении кадастровой стоимости земельных участков в размере их рыночной стоимости. Заслушав доклад судьи Первого апелляционного суда общей юрисдикции Гришиной Г.Н.,
судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции,
УСТАНОВИЛ:
индивидуальный предприниматель Поздняков А.А. (далее - ИП Поздняков А.А.) обратился в Орловский областной суд с административным исковым заявлением, в котором просил установить кадастровую стоимость равной рыночной стоимости в отношении земельных участков:
с кадастровым номером N, расположенного по адресу: "адрес", по состоянию на 10 ноября 2020 г. в размере 50 112 551, 51 рубль;
с кадастровым номером N, расположенного по адресу: "адрес", по состоянию на 19 февраля 2021 г. в размере 28 678 092, 37 рубля;
с кадастровым номером N, расположенного по адресу: "адрес", по состоянию на 23 ноября 2021 г. в размере 28 652 573, 25 рубля;
с кадастровым номером N, расположенного по адресу: "адрес", по состоянию на 1 января 2019 г. составляет 13 507 829, 80 рублей.
В обоснование требований административный истец указал, что являлся собственником земельных участков с кадастровым номером N в период с 10 ноября 2020 г. по 19 февраля 2021 г, с кадастровым номером N в период с 19 февраля 2021 г. по 23 ноября 2021 г, с кадастровым номером N в период с 23 ноября 2021 г. по 26 января 2023 г, с кадастровым номером N в период с 29 декабря 2020 г. по 23 июня 2022 г.
Полагая, что кадастровая стоимость данных земельных участков является завышенной и его права как налогоплательщика земельного налога нарушены, 15 июня 2023 г. ИП Поздняков А.А. обратился в бюджетное учреждение Орловской области "Межрегиональное бюро технической инвентаризации" с заявлением об установлении кадастровой стоимости земельных участков в размере их рыночной, представив в подтверждение отчеты об оценке N В-230214/Н от 2 июня 2023 г, N В-230214/Н-1 от 2 июня 2023 г, N В-230214/Н-2 от 2 июня 2023 г.
Однако уведомлениями N 57-01-05/3462, N 57-01-05/3460, N 57-01-05/3461, N 57-01-05/3463 от 20 июня 2023 г. бюджетное учреждение возвратило заявления без рассмотрения, как поданные по истечении шести месяцев с даты, по состоянию на которую проведена оценка рыночной стоимости объектов недвижимости.
Полагая, что заявителем соблюден внесудебный порядок установления кадастровой стоимости земельных участков в размере рыночной с учетом требований статьи 22.1 Федерального закона от 3 июля 2016 г. N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" (далее - Федеральный закон N 237-ФЗ) административный истец обратился в суд с заявлением об установлении в отношении объектов недвижимости:
земельного участка с кадастровым номером N, снятого с государственного кадастрового учета 19 февраля 2021 г, кадастровой стоимости в размере его рыночной стоимости по состоянию на 10 ноября 2020 г.;
земельного участка с кадастровым номером N, снятого с государственного кадастрового учета 23 ноября 2021 г, кадастровой стоимости в размере его рыночной стоимости по состоянию на 19 февраля 2021 г.;
земельного участка с кадастровым номером N, снятого с государственного кадастрового учета 26 января 2023 г, кадастровой стоимости в размере его рыночной стоимости по состоянию на 23 ноября 2021 г.;
земельного участка с кадастровым номером N, снятого с государственного кадастрового учета 23 июня 2022 г, кадастровой стоимости в размере его рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2019 г.
Определением Орловского областного суда от 18 сентября 2023 г. производство по административному делу по заявлению ИП Позднякова А.А. прекращено.
Не согласившись с данным определением суда о прекращении производства по делу, ИП Поздняков А.А. подал частную жалобу, в которой административный истец просит отменить определение суда как незаконное, необоснованное и нарушающее права административного истца.
Ссылается на то, что обращался в суд первой инстанции только с требованиями об установлении кадастровой стоимости спорных объектов недвижимости, требований о признании решений бюджетного учреждения незаконными не заявлял. Полагает, что отсутствие специального правового регулирования оспаривания архивной кадастровой стоимости не свидетельствует об отсутствии такого права у административного истца. Считает, что административный истец имеет право на перерасчет и возврат излишне уплаченных сумм земельного налога. Кроме того, считает, что архивная кадастровая стоимость должна быть доступна к оспариванию, а положения статьи 22.1 Федерального закона N 237-ФЗ имеют пробел в правовом регулировании.
Письменных возражений относительно частной жалобы не поступило.
В судебное заседание лица, участвующие в деле, не явились, о дате и месте слушания извещались своевременно и надлежащим образом, представитель бюджетного учреждения Орловской области "Межрегиональное бюро технической инвентаризации" ходатайствовал о рассмотрении дела без своего участия, в связи с чем неявка участвующих в деле лиц не препятствует рассмотрению частной жалобы судом апелляционной инстанции.
Рассмотрение частной жалобы осуществляется судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьей 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, с изъятиями и особенностями, установленными частями 2 и 2.1 статьи 315 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Изучив изложенные в частной жалобе доводы, проверив материал, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.
Прекращая производство по административному исковому заявлению ИП Позднякова А.А. со ссылкой на положения пункта 1 части 1 статьи 128, пункта 1 части 1 статьи 194 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд первой инстанции исходил из того, что после перехода Орловской области к применению положений статьи 22.1 Федерального закона 237-ФЗ, требования об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере их рыночной не носят самостоятельного характера, а поскольку ИП Поздняков А.А. не заявлял требований об оспаривании решений бюджетного учреждения, постольку заявленные административным истцом требования не подлежат рассмотрению в судебном порядке.
Суд апелляционной инстанции не может согласиться с указанным выводом суда по следующим основаниям.
Статьей 22 Федерального закона N 237-ФЗ предусмотрено, что кадастровая стоимость может быть оспорена юридическими лицами и физическими лицами в комиссии или в суде на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости, определенной на дату, по состоянию на которую определена его кадастровая стоимость, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права или обязанности этих лиц. При этом заявление об оспаривании может быть подано в комиссию или в суд со дня внесения в ЕГРН сведений о кадастровой стоимости объекта недвижимости до дня внесения в ЕГРН сведений о кадастровой стоимости такого объекта недвижимости, определенной в результате проведения новой государственной кадастровой оценки или по итогам оспаривания кадастровой стоимости в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом, или в соответствии со статьей 16 настоящего Федерального закона (части 1 и 4 указанной статьи).
С принятием Федерального закона от 31 июля 2020 г. N 269-ФЗ (пункт 19 его статьи 5) Федеральный закон N 237-ФЗ был дополнен статьей 22.1, предусматривающей право заинтересованных лиц обратиться в бюджетное учреждение (созданное по решению уполномоченного органа субъекта Российской Федерации и наделенное полномочиями, связанными с определением кадастровой стоимости) с заявлением об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости в период с даты постановки объекта недвижимости на государственный кадастровый учет до даты снятия его с государственного кадастрового учета в течение шести месяцев после проведения рыночной оценки объекта недвижимости (части 1, 2 и 7). В силу части 15 данной статьи принятое бюджетным учреждением по такому заявлению решение может быть оспорено в суде в порядке административного судопроизводства, одновременно с чем допускается заявление требования об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости.
В соответствии с частью 2 статьи 6 Федерального закона от 31 июля 2020 г. N 269-ФЗ до 1 января 2026 г. устанавливается переходный период применения статей 22 и 22.1 Федерального закона N 237-ФЗ, в течение которого высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации может быть принято решение о дате перехода к применению положений статьи 22.1 Федерального закона N 237-ФЗ для целей установления кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости (пункт 1); с даты, указанной в таком решении, в субъекте Российской Федерации не применяются положения статьи 22 Федерального закона N 237-ФЗ, предусматривающие ранее действовавший порядок рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости (подпункт "б" пункта 3). Вместе с тем в силу части 3 статьи 6 Федерального закона от 31 июля 2020 г. N 269-ФЗ рассмотрение заявлений об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, поданных до даты, указанной в решении, или до завершения переходного периода, если высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации решение не принималось, осуществляется в соответствии со статьей 22 Федерального закона N 237-ФЗ.
В соответствии со статьей 6 Федерального закона от 31 июля 2020 г. N 269-ФЗ постановлением Правительства Орловской области от 19 ноября 2020 г. N 798 установлена дата перехода к применению на территории Орловской области положений статьи 22.1 Федерального закона N 237-ФЗ для целей установления кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости - 1 января 2021 г.
В определении N 3008-О от 31 октября 2023 г. Конституционный Суд Российской Федерации высказал позицию, согласно которой положения подпункта "б" пункта 3 части 2 статьи 6 Федерального закона от 31 июля 2020 г. N 269-ФЗ согласуются с общим принципом действия закона во времени и по кругу лиц, вытекающим из статей 54 и 57 Конституции Российской Федерации, поскольку, определяя правила действия во времени предусмотренного статьей 22.1 Федерального закона N 237-ФЗ нового порядка установления кадастровой стоимости, распространяет его действие на заявления о пересмотре кадастровой стоимости, которые были поданы после его введения. С учетом этого Конституционный Суд указал, что оспариваемое законоположение не может рассматриваться как нарушающее конституционные права гражданина, подавшего административное исковое заявление 30 декабря 2022 г, то есть уже после введения нового порядка с 1 января 2022 г, и не лишенного права инициировать судебный пересмотр кадастровой стоимости объекта недвижимости при условии предварительного обращения в соответствующее бюджетное учреждение.
Таким образом, в силу части 2 статьи 22.1 Федерального закона N 237-ФЗ, заявление об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости может быть подано в период с даты постановки объекта недвижимости на государственный кадастровый учет до даты снятия его с государственного кадастрового учета.
При этом заявление об установлении рыночной стоимости может быть подано в течение шести месяцев с даты, по состоянию на которую проведена рыночная оценка объекта недвижимости и которая указана в приложенном к такому заявлению отчете об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости (часть 7 статьи 22.1 Федерального закона N 237-ФЗ).
Кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером N по состоянию на 10 ноября 2020 г. утверждена бюджетным учреждением Орловской области "Межрегиональное бюро технической инвентаризации" (далее - БУ ОО "МР БТИ") от 2 декабря 2020 г. N АОКС-57/2020/000253; кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером N по состоянию на 19 февраля 2021 г. утверждена БУ ОО "МР БТИ" от 11 марта 2021 г. N АОКС-57/2021/000075; кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером N по состоянию на 23 ноября 2021 г. утверждена БУ ОО "МР БТИ" от 1 декабря 2021 г. N АОКС-57/2021/000487; кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером N по состоянию на 1 января 2019 г. утверждена БУ ОО "МР БТИ" от 19 апреля 2022 г. N АОКС-57/2022/000137. Данные акты были приняты в соответствии с Федеральным законом N 237-ФЗ, то есть к спорным правоотношениям подлежит применению Федеральный закон N 237-ФЗ.
Между тем, вопреки выводам суда первой инстанции, новое правовое регулирование оспаривания кадастровой стоимости на территории Орловской области с 1 января 2023 г, связанное с переходом к применению статьи 22.1 Федерального закона от 3 июля 2016 г. N 237-ФЗ, положениями которой не предусмотрена возможность оспаривания архивной кадастровой стоимости во внесудебном порядке, не свидетельствует об отсутствии у административного истца права на ее оспаривание в судебном порядке.
Так, согласно части 1 статьи 4 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных данным Кодексом и другими федеральными законами.
В соответствии с частью 1 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, включая оспаривание решений комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, а также с административным исковым заявлением об оспаривании действий (бездействия) такой комиссии в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.
Частью 1 статьи 248 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установлено, что основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является: недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости; установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Согласно разъяснениям, данным в абзаце 1, 6 пункта 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 г. N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости", с заявлением, административным исковым заявлением (далее - заявление) о пересмотре кадастровой стоимости вправе обратиться юридические и физические лица, владеющие объектом недвижимости на праве собственности, постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения, а также иные лица, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.
Из правовой позиции, изложенной в пункте 14 того же постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации следует, что требование о пересмотре кадастровой стоимости, ставшей архивной, может быть рассмотрено по существу, если на дату обращения в Комиссию или в суд сохраняется право на применение результатов такого пересмотра для целей, установленных законодательством.
В рассматриваемом случае, оспариваемая кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером N, определенная по состоянию на 10 ноября 2020 г, применяется для расчета земельного налога за 2020 г, подлежащего уплате в соответствии с налоговым уведомлением N N от 1 сентября 2021 г. и N N от 28 декабря 2021 г. (перерасчет); кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером N, определенная по состоянию на 19 февраля 2021 г, применяется для расчета земельного налога за 2021 г, подлежащего уплате в соответствии с налоговым уведомлением N N от 1 сентября 2022 г.; кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером N, определенная по состоянию на 23 ноября 2021 г, применяется для расчета земельного налога за 2021 г, подлежащего уплате в соответствии с налоговым уведомлением N N от 1 сентября 2022 г.; сведений по начислению земельного налога на земельный участок с кадастровым номером N за 2019 г. отсутствуют в связи с тем, что недвижимое имущество на имя налогоплательщика зарегистрировано с 29 декабря 2020 г.
Таким образом, установление в отношении спорных объектов недвижимости архивной кадастровой стоимости в размере их рыночной стоимости имеет для административного истца правовое значение.
При таких обстоятельствах, процессуальных оснований для прекращения производства по настоящему делу не имелось.
С учетом изложенного определение Орловского областного суда от 18 сентября 2023 г. о прекращении производства по делу по административному исковому заявлению ИП Позднякова А.А. об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости подлежит отмене.
Руководствуясь статьями 315, 316 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судья Первого апелляционного суда общей юрисдикции
определил:
определение Орловского областного суда от 18 сентября 2023 г. отменить.
Административное дело по административному исковому заявлению индивидуального предпринимателя Позднякова Александра Александровича об установлении кадастровой стоимости земельных участков в размере их рыночной стоимости направить в Орловский областной суд для рассмотрения по существу.
Кассационная жалоба может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения в Первый кассационный суд общей юрисдикции.
Судья
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.